Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бокова Светлана Александровна

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись.  Это такое важное дело, что учреждён даже специальный Международный день почты. А вы знаете, как она возникла? Как работала в старину? А сейчас? На чём люди записывали свои вести? Кто их доставлял и как быстро?  

В ходе уроков детям даётся представление о том, какое значение имеет в жизни людей переписка,  о структуре письма.  Ребята учатся писать письма и при написании писем учитываеть их цель и адресат. А также на уроках происходит знакомство с историей развития почты.

 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon Uroki_pisma_v_5_klasse.zip266.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    4

     

                                             Уроки письма в 5 классе на тему

    « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

    Урок – Дипломант регионального этапа конкурса

    «Лучший урок письма», 2007 год

          Занятиям предшествует исследовательская работа. Ребятам объявляется, как будет проходить обучающий урок письма, что необходимо подготовить к нему, какой материал найти. Пятиклассники разделяются на несколько творческих групп (по интересам) и готовятся представить полученную информацию.

          Первая группа получает задание найти и обобщить материал об истории возникновения и развития почты; вторая группа должна познакомить с правилами ведения корреспонденции, оформлением писем, конвертов; третья готовит примеры писем из художественных произведений, письма известных людей, марки, посвященные эпистолярному жанру и истории почты (по выбору). Затем ребята получают творческое домашнее задание.

    Работа каждой группы должны соответствовать следующим требованиям:

    1) умение отбирать нужный и интересный материал, который в дальнейшем может быть использован на уроках;

    2) оригинальность подачи материала;

    3) доступность материала для усвоения учениками разных классов;

    4) эмоциональность.

    Урок 1

    Цели занятия:

    1. Показать, какое значение имеет в жизни людей переписка, дать представление о структуре письма, научить ребят писать письма и при написании писем учитывать их цель и адресат; познакомить с историей развития почты.
    2. Развитие речи учащихся, развитие творческих способностей учащихся.
    3. Воспитание нравственности, сопереживания, воспитание умения разбираться в различных жизненных ситуациях; воспитание уважения к труду почтальона.

    Принципы обучения:

    1. Общедидактические: 
    1. принцип наглядности;
    2. принцип “от абстрактного к конкретному”.
    1. Общеметодические: 
    1. принцип внутриуровневый;
    2. теоретико-практический материал.
    1. Частнометодический: принцип развития языка, развития креативности мышления.

    Оборудование: 

    1. иллюстрации;
    2. книжная выставка;
    3. карточки для групп;
    4. раздаточный материал;
    5. опорные схемы;
    6. мультимедийный проектор.

    Подготовка к занятию (индивидуальные задания): 

    1. оформление выставки иллюстраций об истории развития почты;
    2. выяснить значения слов: адресат, адресант, индекс, каллиграфия;
    3. подготовить историческую справку из истории почты.

    Оформление доски: 

    1. Тема урока.
    2. Эпиграф.
    3. Схемы-опоры.
    4. Новые слова для работы по данной теме.
    5. Иллюстрации.

                                   

                              Тема: Как писать письма, или Печкин ждёт ответа

    Письмо

    Само

    Никуда не пойдёт,

    Но в ящик его опусти,

                                                                                 

    Оно пробежит,

    Пролетит,

    Проплывёт
    тысячи вёрст пути.

                       С. Маршак

    почта

    Схема-опора

    адресат

    письмо

    адресант

    информация

    структура

    1. Обращение.                                            
    2. Начальная фраза о состоянии переписки.
    3. Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях.
    4. Вопросы адресату.
    5. Благодарности.
    6. Просьба писать письма.
    7. Передача привета, прощание.
    8. Концовка и подпись.
    9. Дата и место написания, если их нет в начале письма.

    Ход урока

    1. Историческая часть.

    Вступительное слово учителя.

          - Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись.  Это такое важное дело, что учреждён даже специальный Международный день почты. А вы знаете, как она возникла? Как работала в старину? А сейчас? На чём люди записывали свои вести? Кто их доставлял и как быстро?

    Сегодня на уроке мы об этом и узнаем, потому что предметом нашего разговора будут письма и история развития почты.

             

     Реализация домашнего задания.  Историческая справка.

    Сообщения учащихся об истории развития почты. (Сообщения можно выбрать по усмотрению учителя.)

    Сообщение «Почта Вавилонского царства и Римской империи»

         

        Тысячи лет назад между реками Тигр и Евфрат располагалось многолюдное Вавилонское царство.  Почта там работала так.  Допустим, нам нужно послать письмо. Мы обращаемся со своей просьбой к писцам. Те выдавливают текст острыми палочками на сырых глиняных табличках. Закончив труд, писцы погружают письмо в печь, где оно, обжигаясь, сушится и твердеет. Дальше его вкладывают в черепичный  конверт и вручают гонцу. Почтовый гонец отправляется в путь.  Наше письмецо тяжёленькое – как-никак глина, да ещё в черепице! гонец неторопливо трусит по дороге.  Чтобы доставить письмо за 600 км, ему понадобятся недели две-три, смотря  как будет бежать. Так что о поздравлении другу в Вавилоне надо позаботиться заранее, а то к празднику не поспеть.

                          

                                                                                     

    Древнеегипетский                     Египетский писец Каи                                      Дощечка писца

         писец                              

         Считают, что история римской почты начинается с дорог. Покоряя новые земли, легионеры прежде всего строили хорошие дороги. Империя была огромной, и без надёжных путей сообщения никакая почта со своей работой справиться бы не могла.

       По дорогам устремлялись гонцы. В Риме гонец назывался точно так же, как сейчас зовут подвижной значок на экране компьютера – курсор. 

           А про деньги, которые давали гонцу за его труд, шутили: «Ну, это курсору на сандалии…» - имея в виду, что от долгого бега по твёрдым дорогам и ремешки отрывались, и подмётки снашивались.

       Курсоры бежали быстро. Однако их скорость не устраивала императора Августа, и он создал почту как государственное учреждение с министром и чиновниками, со многими почтовыми станциями, на которых распоряжались почтмейстеры. Теперь курсоры переносили письма только на короткие расстояния, а на длинные отправлялись конные посыльные ил почтовые повозки. Взамен уставших от быстрой езды лошадей каждая станция предлагала свежих, и скорость передачи сообщений уже не вызывала нареканий  императора.

    Меркурий – писец богов

    Сообщение «Голубиная почта»

        Могущественным был Рим, но он распался.

        А на Востоке утвердилась арабская империя – Багдадский калифат. Там по пескам пустынь письма перевозили верблюды. Представь себе: печёт солнце, кругом до горизонта жёлтые пески. Небесная голубизна туманится от зноя. А по караванной тропе неспешно, величаво, чуть покачиваясь, движется караван. Очень красиво… но очень медленно! Пока от  окраины империи верблюд дойдёт до столицы, новость может и устареть…

        А калиф любил голубей. На кровле дворца он устроил голубятни, и стаи птиц кружили над городом, всегда возвращаясь во дворец. Эту способность голубей – находить дорогу домой, как бы далеко они не оказались, - использовал почтмейстер калифа. Он приказал посадить птиц в клетки и на тех же верблюдах развести по всему калифату. А когда  было нужно, письмом на тоненьком листке пергамента обматывали голубиную лапку, и птица летела домой. Так родилась голубиная почта.

    Почтовый голубь

    Сообщение «Почта французских королей»

           Римскую почту возобновили у себя французские короли. Место курсора занял курьер, а между почтовыми станциями, как в Риме, депеши передавались по эстафете. Один курьер, измученный бешеной скачкой, вручал почту другому, новому, и тот мчался во весь опор до следующей станции.

        Кардинал Ришелье позволил почте перевозить пассажиров, сделав её формой транспорта, а пересылать разрешил не только письма или посылки, но и деньги, золото, драгоценности. При этом почта отвечала за любые пропажи, зато и нападение на неё грозило разбойникам смертью. И ещё об одном деликатном «дельце» позаботился беспокойный кардинал. Он организовал тайную канцелярию по прочтению частных писем. Никакое сообщение не могло быть отправлено прежде, чем секретно его не просмотрит доверенное лицо кардинала. Со всех подозрительных посланий снимали копии, а без спросу распечатанный конверт снова искусно залепляли сургучом и отсылали адресату так, что тот ни о чём не догадывался.

    Пеший почтальон

    Сообщение «Электронное письмо»

        До сих пор все способы доставки корреспонденции были связаны с её переноской или перевозкой. Гонцы, курсоры, почтари, курьеры, почтальоны…  Тройки, дилижансы, поезда…

       Но в середине 19 века американец Морзе изобрёл телеграф, который позволял передавать по проводам электрические сигналы. И сейчас почтальоны к нам в дом приносят телеграммы. Потом открыли радио, телевидение, видеотелефон,  возникла авиапочта. Появились мобильные телефоны, по которым можно и звонить, и посылать короткие тексты.

        Наконец, ещё одна новинка совершила настоящую революцию в почтовом деле.

         Английское слово Internet означает «Международная сеть». Если у тебя есть доступ к компьютеру, а тот подключён к Интернету, то в твоём распоряжении оказывается всемирная электронная почта: E-mail. Теперь, сидя у себя дома или в компьютерном классе, ты по E-mail можешь связаться с любым уголком Земли, где тоже есть компьютер, подключённый к Интернету. Электронное письмо не надо бросать в почтовый ящик, нести или везти; ему не нужна марка; на его отправку не требуется ничьё разрешение, и доходит оно практически мгновенно. Мировой оборот писем в Интернете уже сейчас такой огромный, что ни у какого «кардинала Ришелье» не хватит помощников, чтобы контролировать эту почту. Теперь ты сам и отправитель, и почтмейстер, и почтальон.

                         

    Первое в мире отделение

    космической связи было открыто 8 марта 1978 года

    на борту орбитальной станции «Салют – 6»

    II. Теоретическая  часть.

    Слово учителя.

    Учитель: Почтальоны – это самые желанные люди в доме. Кого ещё, как не их, с таким нетерпением ждут каждый день в каждой семье? Они – связующая ниточка со всем миром. Доставляют из разных концов Земли вести: газеты, журналы и, конечно же, письма.

        - Конечно, в наш стремительный век электронное письмо становится всё более популярным. Но всем приятнее получать, конечно же, «живое» письмо, письмо, согретое человеческими руками, сердцем.

    1. Ребята, вы любите получать письма? А писать их? Сегодня у вас появиться такая возможность – написать доброе, хорошее письмо, чтобы обрадовать человека и передать его ему.

    - Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл.

     Инсценировка.

    - К Простоквашину всё ближе и ближе подступал Новый год. И все ликовали – и пёс, и сам дядя Фёдор.

     А почтальон Печкин грустный ходил. Он однажды сказал дяде Федору:

    1. Вам хорошо. Вас много, целых трое, и ещё галчонок у вас. А я живу один, как на помойку выброшенный. К вам родители приедут, а ко мне никто не приедет.

    И тогда дядя Фёдор написал вам письмо:

    Дорогие ребята!

            Скоро Новый год, все будут веселиться и радоваться в кругу своей семьи и друзей. А почтальон Печкин один живёт, совсем грустный стал.  Вы, пожалуйста, и к почтальону Печкину приезжайте или напишите ему письмо, помогите поднять ему настроение.

                                                                                                Дядя Фёдор.

    Учитель:  Ребята, ответим на письмо дяди Фёдора? Напишем письмо почтальону Печкину?

    Нам надо отправить содержательное и интересное послание, которое хотелось бы опять и опять перечитывать.

       

     Для этого поговорим сегодня о том, каким требованиям должен отвечать текст личного письма и как отправить письмо, чтобы оно нашло своего адресата.

      А для начала познакомимся с некоторыми очень важными для эпистолярного жанра понятиями.

     Словарная работа.

    Учитель: На доске записаны слова, расставлены ударения. Давайте, запишем эти слова и узнаем их значения.

    1. Адресат – тот, кому адресовано письмо.
    2. Адресант – тот, кто пишет это письмо.
    3. Индекс – цифровой код адресов отправителя и полчателя.
    4. Каллиграфия – искусство четкого красивого письма.

    - Сделайте записи в тетради.

    Учитель: Чтобы правильно составить послание, определим возможные части текста письма. Реализация домашнего задания. (Обращаемся к схеме-опоре.)

    Части письма

    1. Обращение.                                            
    2. Начальная фраза о состоянии переписки.
    3. Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях.
    4. Вопросы адресату.
    5. Благодарности.
    6. Просьба писать письма.
    7. Передача привета, прощание.
    8. Концовка и подпись.
    9. Дата и место написания, если их нет в начале письма.

    - А теперь выполним тренировочное упражнение (работа в группах или в парах).

    Упражнение «Собери письмо»

    (Восстанови письмо, правильно распределив его части)

    Текст 1

    1. А что интересного вы, ребята, можете рассказать про свои города, сёла?
    2. Дорогие ребята!
    3. Вот мы и рассказали про свой город.
    4. Мы очень любим свой город, в нём много зелени, старинных домов. И мы гордимся, что в нашем городе много музеев. Вообще в нашем городе есть много хорошего и даже университет. Наш город Томск называют студенческим.
    5. Пишут вам Юля и Дима.
    6. Будем с нетерпением ждать ваших писем.

    Ответ: 2, 5, 4, 3, 1, 6.

    Текст 2

    1. Желаем процветания твоему журналу!
    2. Здравствуй, Мурзилка!
    3. Мы очень любим читать твой журнал.
    4. Если не знаем ответов, то идём в библиотеку.

    1. Очень нам нравятся математические и литературные головоломки, кроссворды, игры, затеи.
    2. С уважением,  ученицы 5-го класса Света Лыжина, Надя Ступина.

    Ответ: 2, 3, 5, 4, 1, 6.

    Текст 3

    1. Здравствуй, «Миша»!
    2. С уважением,  твоя читательница Мустафина Лилия.
    3. Я живу в маленькой, но очень красивой деревне Каран, которую окружают леса. А в лесах у нас водятся зайцы, белки, ежи и даже олени.
    4. Так приятно приносить ребятам «Мишу»!
    5. Моя мама работает почтальоном, «почтальонкой», как у нас говорят. Она разносит газеты и журналы, а я их раздаю.

    Ответ: 1, 3, 5, 4, 2.

    Учитель:  Это письма ребят в редакции детских журналов «Колобок», «Миша», «Мурзилка». Такие письма очень приятно получать. Они искренние, грамотно составлены и грамотно написаны.

    Учитель: Знаете ли вы обращения и слова приветствия? Как вы обратитесь в письме к разным людям? Запишите как можно больше таких слов и словосочетаний.

     

    1. Обращения к взрослым или малознакомым людям.
    2. К людям близким – родителям, родственникам, друзьям.

     

    Слова для справок: дорогой, дорогая, дорогие мои;  родной мой, родная моя, родные мои; уважаемый,  уважаемая, уважаемы;, милый, милая, милые; любимый, любимая, любимые;

    Здравствуй, здравствуйте, добрый день.

        Слова прощания: до свидания, до скорой встречи, целую, жму руку, с уважением, с дружеским приветом.

    Учитель: Во многих художественных произведениях мы можем встретиться с письмами героев. Творческая группа приготовила для нас примеры таких писем. Вспомните, из каких произведений эти письма, назовите автора книги.  Кто из героев написал письмо и кому? (Работа по группам.)

     

    Письмо 1

    «Моей мамане, Василисе Кондратьевне, и деду, Касьяну Гавриловичу, сын и внук Микитка низкий поклон бьёт и желает много лет здравствовать.

          Я теперь заделался учеником на печатном дворе под началом диакона Ивана Фёдорова, ко мне дюже ласкового. Он мне подарил свою кожаную опояску и передник, чтобы я сажей не измазался.

          Для печатания книжиц сделаны станки из дерева, отменно прочные. На этих станках печатаются чёрной и красной красками разумные книжицы, я их все читаю.

           Ежели наши возчики сызнова в Москву поедут, приезжайте, маманя или дедушка, с ними меня проведать и привезите ржаных лепёшек и яблок мороженых. Мне же отсюда уехать нельзя. А охота вас повидать большая и снегирей бы половить.

            А больше мне писать нечего, да и работы много.

           Ваш покорный сынишка и внучонок

                                                                                               Микитка».

                                                                                                    (Из книги В. Яна «Никита и Микитка»)

        Письмо 2

    «Милый дедушка, Константин Макарыч!

      И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

       А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырём за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул.

    ……………………………………………………………………………………………………………

        А еды нету никакой. Утром дают хлеба, а в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.

    ……………………………………………………………………………………………………………..

        Приезжай, милый дедушка, Христом-богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…  А ещё кланяюсь Алёне, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».

                                                                                                             (Из книги А.П. Чехова «Ванька»)

    Письмо 3

    « Не выдавайте меня, я ваш друг.

     Целая шайка самых отчаянных злодеев с Индейской территории собирается нынче нынче ночью украсть вашего беглого негра; они вас пугали, чтобы вы сидели дома и не мешали им. я тоже из шайки, только я уверовал в бога и хочу бросить разбой и стать честным человеком – вот почему я вам выдаю их адский замысел. Они подкрадутся с севера, вдоль забора, ровно в полночь: у них есть поддельный ключ от того сарая, где сидит беглый негр. Если им будет грозить опасность, я должен протрубить в рожок, но вместо этого я буду блеять овцой…

    ……………………………………………………………………………………………………………

      Делайте то, что я вам говорю, и больше ничего, а не то они что-нибудь заподозрят и поднимут целый тарарам. Никакой награды я не желаю, с меня довольно и того, что я поступил по- честному.

                                                                                                                          Неизвестный друг».

                                                                 (Из книги Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»)

    Письмо 4

    «Феон Феону отцу радоваться.

       Хорошо ты сделал: не взял меня с собой в город! Если не хочешь повести (меня) с собою в Александрию, не напишу тебя письма и говорить не буду с тобой и не скажу «будь здоров» тебе больше. Если же придёшь из Александрии, не возьму я руки у тебя, ни, опять же, «здравствуй» тебе больше. Если не хочешь взять меня, так оно и будет!

         И мама моя сказала Архелаю, что: «Он сводит с ума меня! Убери его!»  

    Хорошо же ты сделал: подарки мне прислал большие – стручки! Надули нас в тот день 12-го (числа), когда ты уплыл. Одним словом, пришли за мной, умоляю тебя! Если не пришлёшь, не буду есть, не буду пить. Вот что!

                                                                                      Здравствовать тебе желаю».

                                                                            (Из книги С.Я. Лурье «Письмо греческого мальчика»)

    Письмо 5

    «Дорогой Матиуш!

    Я послала тебе уже сто почтовых орехов, а ответа всё нет. Если ты не очень далеко, то должен был получить по крайней мере десять писем. По подсчётам наших жрецов, из десяти крысят девять гибнут в пути. В море их пожирают рыбы, на суше -  звери. И только один из десяти добирается до цели. Напиши, где ты и нужна ли тебе помощь. Не посылай крысёнка в обратный путь, пока он сам тебе не скажет, что отдохнул.

          Война с белыми продолжается.

                                                                                             Твоя навеки Клу-Клу».

                                                                                 (Януш  Корчак. «Король Матиуш  Первый»)

         

                                                                               

    Письмо 6

    «Дорогая бабушка!

       Сегодня мы читали с папой дедушкины письма. Они старенькие-престаренькие, без конвертов и марок – сложены треугольником.

       Дедушка в письмах называет папу Вовой. Это потому, что папа тогда был маленьким, его даже на войну не пустили.

       Летом мы с папой поедем туда, где воевал дедушка, откуда он присылал свои письма.

       Мы найдём могилу дедушки и положим на неё цветы.

       Я теперь всю зиму буду ждать лета.

       Очень хочу туда, где была война и где был дедушка.

                                                                                              Целую тебя сто раз.

                                                                                                            Твоя Наташа».

                                                                                         (В. Разумневич. «Письма без марок»)

    Учитель: Ребята,  можно ли по письмам определить характер человека? Что вы можете сказать о ребятах - отправителях этих писем?

    IV. Заключительная часть.

    Учитель: Итак, ребята. Что нового сегодня вы узнали на уроке, чему научились? Как вы думаете, каким будет ваше домашнее задание? (Письмо почтальону Печкину.)

    Домашнее задание:

    1. Напишите письмо почтальону Печкину.
    2. Индивидуальное задание: сообщение «История развития почты в России».
    3. Если в семьях  у детей есть коллекции марок, принести марки, посвящённые Неделе письма, развитию почты.

    Урок 2 (продолжение)

    Цели занятия:

    1. Показать, какое значение имеет в жизни людей переписка, дать представление о структуре письма, научить ребят писать письма и при написании писем учитывать их цель и адресат.
    2. Развитие речи учащихся, развитие умения правильно оформлять конверт, чтобы письмо дошло до получателя.
    3.   Воспитание нравственности, сопереживания, воспитание умения разбираться в различных жизненных ситуациях; воспитание уважения к труду почтальона.

    Оборудование: 

    1. иллюстрации;
    2. книжная выставка;
    3. карточки для групп;
    4. раздаточный материал;
    5. мультимедийный проектор.

    Ход урока

    1. Организационное начало.
    2. Проверка домашнего задания.

    1. Анализируем письма ребят, выявляем лучшие работы – самые интересные и содержательные письма.

    Полезный совет: написав письмо, внимательно перечитайте его. Если заметили какие-либо неточности, ошибки, замените или исправьте, перепишите заново.

    Учитель: Ребята, перед вами карточки с предложениями из писем Незнайки и Буратино. Мы-то с вами знаем, что они не очень усердны в учёбе, поэтому давайте поможем им исправить ошибки.

                       

    Упражнение «Исправь ошибки»

    Карточка 1

    1. Поклал я письмо в почтовый ящик, и оно отправилось до вас.
    2. Мы с им очень дружно живём.
    3. Ихние места мне очень нравятся.
    4. Большая половина моего письма написана вчера.

    Карточка 2

    1. Ещё я вам посылаю свой автопортрет.

    2. Я хотел написать более лучшее письмо, но у меня нет время.

    3. Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

    4. С наступлением весны дни становятся длиньше.

    5. Я люблю слушать музыку и свою собаку.

    Карточка 3

    1. Я хочу быть грамотным и с большим жаргоном слов, поэтому много занимаюсь с Мальвиной.

    2. Мальвина всегда ругает меня за то, что я ложу локти на стол.

    3. А вчера у нас был проливной ливень.

    4. Письмо не было мною закончено благодаря болезни.

    III. Практическая часть.

    Учитель: Если хотите, чтобы ваши письма были всегда интересными, чтобы о них хотелось рассказывать, регулярно читайте переписку известных писателей и великих людей. Реализация домашнего задания одной из творческих групп.

    Примеры писем.

    1. Письмо Ю. А. Гагарина первоклассникам.

    Мой дорогой друг!

        Поздравляю тебя. Вот ты и стал большим, вот ты и стал школьником. Задача перед тобой стоит важная, трудная – научиться писать, читать и считать.

         Все люди на земле: лётчики, агрономы, рабочие и моряки, колхозники и артисты – начинали учиться с такой же палочки в твоей тетради, с первой буквы на доске, с первого слова в букваре.

        Но в школе ты станешь грамотным человеком – ты научишься дружить. Стать дружными вам помогут учитель, пионеры, октябрятская звездочка, у которой важное правило «октябрята – дружные ребята». Тогда класс будет не просто классом, а коллективом. Коллектив много сделать. В коллективе все болеют друг за друга, один за всех и все за одного. Есть такое хорошее правило у советских людей.

         Дорогой друг! Желаю тебе счастья, здоровья, успехов в учёбе.

                                                                                         Твой друг Юрий Гагарин.

    1. Письмо К.Г. Паустовского своему сыну Вадиму.

    24 декабря 1936 года

                                                                                            Из Ялты в Москву

        Димушка, только что я послал тебе маленький подарок, как будущему «путешественнику». Спасибо за рисунки – иллюстрации к рассказам.

       Я приеду в Москву в январе, когда окончу работу. Здесь работать очень хорошо – тихо и спокойно… Но иногда мешает работать хорошая погода. Штормы и дожди кончились, сейчас стоят тёплые солнечные дни.

       Недавно мы ездили на Ай-Петри и «орлиный залёт» - на нашем грузовике. По дороге на Ай-Петри – громадные леса из крымскойсосны (с бледно-розовыми стволами). Машина прошла облака, мы промокли, потом, на Ай-Петри, мы очутились над облаками. Солнце жгло страшно, а втени лежал твёрдый снег. Внизу до самого горизонта были гладкие облака, залитые солнцем, - это было похоже на полярный пейзаж.

       В порту стоит старая шхуна, переделанная для съёмки картины «Остров сокровищ» в старый парусный корабль «Эспаньолу». Она раскрашена в чёрные и белые полосы, по бортам сделаны люки для пушек…

         Напиши мне, как ты учишься, что читаешь.

    Учитель: Конечно же, и  ваше письмо, ребята, обрадует почтальона Печкина. Но надо знать правила написания писем. Составьте такие правила.

    1. Для письма используй ___________________ лист бумаги.
    2. На листе для письма оставляй поле снизу, ______________.
    3. Письмо нужно писать _______________________________.
    4. Обращение в письме пишется _________________________.
    5. Дату и место, откуда написано письмо, пиши  ___________.
    6. Отвечать на письмо нужно ____________________________.
    7. Старайся писать _____________________________________.
    8. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма ________________.
    9.  Будь ______________. Не пиши писем в минуты ______________________.
    10. Не стесняйся выразить _________________________________.

    Для справок: разборчиво, аккуратно; сверху справа или внизу слева; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале на отдельной строке; ясно и чётко; верный тон; искренним, дружелюбным; гнева и раздражения; чувства любви, нежности, уважения.

        IV. Реализация домашнего задания.

        Учитель: На чём мы можем отправиться в путешествие? (На поезде, на самолёте и т. д.)

    Чтобы отправиться в путешествие, нам нужен билет. А знаете ли вы, что письмо – тоже пассажир? И порой оно совершает очень далёкие, почти кругосветные путешествия. Значит, ему тоже нужен свой билет. Этот билет – марка. Наклеил марку на конверт, опустил его в почтовый ящик. И письмо отправилось в путь.

          -  Послушаем сообщения ребят, о том, как появилась почта на Руси и как появилась первая марка.                            

    Сообщение «Из истории развития почты на Руси»

          На Руси с дорогами дело обстояло плохо. Не рассчитай адресат времени года, и его приветы застряли бы где-нибудь на полпути в непролазной колее. Например, ни весной, ни в осеннюю распутицу никакая почта не сумела бы добраться от матушки-Москвы до той рыбацкой деревушки, на месте которой потом воздвигли блистательный Санкт-Петербург.

          Зато летом и зимой положение менялось. По лесным просекам и полевым трактам, через холмы и равнины, взметая пыль или озорной искрящийся снежок, летели «птицы-тройки» с колокольцами под дугой – летом телеги. Зимой сани, запряжённые тройкой лихих коней. Это называлось «Почтовая гоньба».

         

                                      

                   А.О. Орловский.                                                           Почтарь XVII в.

                   Литография «Курьер». 1821    

                                                     

                                                     Камчадальская собачья почта. 1813

          В сёлах вдоль дорог, по которым спешила царская почта, стояли почтовые станции для отдыха и смены лошадей. Каждую такую станцию по-татарски звали ям, а кучера, погонявшего тройкой, - ямщик.

               

    И. И. Баннов. «Станционный смотритель. 1937

         До сих пор в Москве есть Ямские улицы. На них когда–то жили ямщики. Ездили они шибко!

       

     Так что «птица-тройка» в добрую пору донесла бы письмо из Москвы до Санкт-Петербурга  в считанные дни.

                     

         Первая русская почтовая марка                          Письмо конца XVII в.

    Сообщение «Английская почта»

      А Англия долго думала: нужна ей почта или нет? И сделала самую надёжную и точную почту в мире.

           По дорогам королевства покатили почтовые дилижансы с письмами, посылками, товарами, пассажирами… Дилижансы останавливались на постоялых дворах, где путников ожидали горячая еда и чистая постель на ночь. Подъезжая к городам, возница трубил в блестящий латунный рожок, завитый наподобие кренделя, - в латунный рожок почтальона, - и горожане выбегали навстречу экипажу. По звуку рожка почтмейстер судил, прибывает ли пассажирский дилижанс, обычная почта или срочная. А когда построили железную дорогу.

    Англичане первыми оборудовали почтовые вагоны и, экономя время, рассортировывали груз прямо по пути следования – между станциями, чтобы на станциях без задержки вручать его почтальонам.

          На таком поезде послание из Москвы достигло бы Петербурга в течение дня.

    Сообщение «Первая почтовая марка»

       Почтовые услуги в Англии были очень развиты, но очень дорогими. Если простой англичанин обязан был оплачивать все почтовые услуги, то член парламента вообще ни за что не платил, а перевезти мог всё, что угодно. Один парламентарий ухитрился за год получить по почте тридцать собак, корову, лошадь и двух служанок. И всё это бесплатно! Тогда некто мистер Хилл предложил правительству удешевить почтовые поборы, но взимать их без исключения со всех. А для этого ввести в обиход почтовую марку. Лорды воспротивились, однако народ поддержал, и предложение приняли. На первой почтовой марке художник изобразил королеву Викторию.

    Учитель: Но чтобы отправить письмо Печкину, мы должны решить ряд заданий, связанных с оформлением конверта.

                                                                         

                                                                               Задание № 1

    - Эти рисунки рассказывают об истории развития почтового транспорта. Подумайте, в какой последовательности он развивался?

    Задание № 2

    1. Внимательно посмотрите на эти марки и скажите, какие из них можно наклеить на конверт с письмом, а какие нельзя и почему?

    Задание № 3

    - Какие из этих писем друзья получили, а какие собираются отправлять? 

                                                                 

    Задание № 4

    (реализация домашнего задания)

    - В разных странах и у нас, в России, выпускают марки по рисункам детей.

     Нарисуйте вариант вашей марки, что бы вы хотели на ней изобразить?

    Учитель: Но чтобы письмо нашло своего адресата, надо правильно оформить конверт.

    Как на конверте, так и на почтовой открытке или почтовой карточке надо обязательно указывать почтовый индекс. Этот индекс нужен машине, которая сортирует письма на почтамте. По цифрам она узнаёт, куда, в какой район и даже на какую улицу отправить письмо. Цифры надо писать аккуратно, иначе машина может ошибиться. Зелёные или красные чернила не годятся – эти цвета она не воспринимает.  Запомните свой почтовый индекс и не забывайте сообщать его всем, с кем переписываетесь.

    Задание «Напиши свой индекс»

    Задание «Поиграем в почту»

    Учитель: У каждого из вас на парте лежит конверт, каждый должен написать свой домашний адрес (получатель – кто-нибудь из родных) и обратный адрес – адрес школы.

    Выигрывает тот, кто быстрее, аккуратнее, грамотнее надпишет конверт.

                   

       

                       

    Учитель: Вот  всё у нас и готово, можно отправлять письмо почтальону Печкину. Почтальоны приносят радость в наш дом, пусть и наше письмо порадует почтальона.

      Учитель:  В 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза был утверждён праздник – Неделя письма. Он проводится в октябре каждого года. Неделя письма – праздник не только почтальонов, но и всех людей – взрослых и детей.

        Письма пишут разные, пишите почаще письма своим близким, друзьям, родным. Пусть они согревают их теплом ваших сердец.

                       

    V. Домашнее задание.

    - Напишите письмо своему почтальону, поблагодарите за его труд.

    Литература:

    1. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
    2. «Мурзилка»,№ 10, 11 2003 г.

         

                                   

               

                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку СБО, 6 класс по теме "Виды писем. "

    Материал в помощь молодым педагогам...

    Урок русского языка в 10 классе по теме "Учимся писать рецензию"

    Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над рецензией, обучить элементам лингвистического анализа текста; сформировать навык рецензирования;воспитать заинтересованное и бережное отно...

    Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»

    Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...

    план-конспект урока и презентация по теме "Учимся писать письма"

    План-конспект урока и презентация по теме "Учимся писать письма" для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English"...

    Урок письма. Есть ли будущее у традиционных писем?

    Урок развития речи. Расситан на 2 часа....

    Открытый урок по теме "Учимся писать письмо"

    Материал поможет подготовить обучающихся к письменной части экзамена по английскому языку...

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

    УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...