Урок русского языка в 10 классе по теме "Учимся писать рецензию"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

 

Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над рецензией, обучить элементам лингвистического анализа текста; сформировать навык рецензирования;

воспитать заинтересованное и бережное отношения к  народным традициям, культуре родного народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Учимся писать рецензию»


Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением, обучить элементам лингвистического анализа текста; сформировать навык рецензирования;

воспитать заинтересованное и бережное отношения к чувашским народным традициям, культуре родного народа.

Задачи: создать условия для

  • систематизации теоретического материала, необходимого для создания рецензии;
  • формирования умения использовать этот материал на практике;
  • формирования умения планировать свою работу;
  • развития коммуникативных навыков;
  • развития речи учащихся, активизации лексики по теме;
  • воспитания любви к природе.

Тип урока: урок систематизации знаний учащихся.

Уч./наглядный комплекс: тексты (по количеству учащихся), портрет  писателя, выставка его произведений; чувашские национальные костюмы, запись    песен «Уяв»; таблица-памятка для составления  рецензии.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Запись даты, темы, оформление таблицы

План работы

Рабочие материалы

 

 

2. Формулирование учащимися учебных задач на урок.

II. Повторение и обобщение теоретического материала.

1. Опрос:

- Что такое отзыв?

- Что такое рецензия?

2. Словарная работа по табличке.

Рецензия на …

Отзыв о …

Задание: устно составьте предложение с данными словами.

3. Составление универсального плана работы над рецензией.

- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (на доску вывешиваются магнитные полоски с пунктами плана)

План:

  1. Определение стиля речи с указанием характерных признаков данного стиля.
  2. Определение типа речи.
  3. Анализ средств изобразительности.
  4. Определение авторского отношения.
  5. Анализ строения текста.
  6. Определение вида связи между предложениями.
  7. Выход на микротемы, основную тему.
  8. Выход на проблематику.
  9. Выражение своего отношения к тексту.


III. Работа с текстом

- Теперь послушайте внимательно текст, на который вам предстоит составить рецензию. Текст взят из очерка русского писателя-классика Н.Г.Гарина-Михайловского «В сутолоке провинциальной жизни».

  1. Словарная работа

Все ли слова в тексте понятны? Что означает слово весталки?

(Весталка – целомудренная девушка)

А как называется оригинальный головной убор девушек, о котором говорится в тексте?

- О каком празднике говорится в тексте? Что вы знаете об этом празднике?

- Уяв, тухъя…Эти слова не переводятся на русский язык, не имеет русских аналогов. Как вы думаете, ребята, почему?

(Это говорит о своеобразии, самобытности нашей культуры.)

Н.Г.Гарин-Михайловский хорошо знал жизнь и обычаи чувашской деревни. Он своими именами называет бога некрещеных чувашей – Тура, чувашский хоровод – уяв. Откуда же русский писатель-классик так хорошо знал о жизни чувашей?

(У него было имение в Самарской губернии, рядом с чувашскими деревнями.)

- Прослушайте рассказ о Н.Г.Гарине-Михайловском.



2. Работа с текстом по плану (по ходу анализа текста учащиеся записывают необходимый материал в обе графы таблицы. Он выделен жирным шрифтом).

План работы

Рабочие материалы

Определение стиля речи с указанием характерных признаков данного стиля

Текст Гарина-Михайловского относится к речи художественного стиля. В нем решается задача, характерная для художественной речи- нарисовать . изобразить, передать свое восприятие увиденного. Изображаемое конкретно (показывается не абстрактный хоровод, а хоровод чувашских девушек, с характерными для него признаками («Подойдя, девушки взялись за руки, составили большой круг и начали петь: это было такое оригинальное пение и зрелище, какое я никогда не видел»), образно, эмоционально(используются риторические вопросы, с помощью которых передается восторг авторатперед пением девушек).


Определение типа речи.


Текст представляет собой описание с элементами рассуждения.

Анализ средств изобразитель-ности.

- Какие изобразительно- выразительные средства использует автор, чтобы показать красоту хоровода?

- Обратите внимание на глагольную лексику. Какую форму глагола использует автор?



Эпитеты («оригинальное» пение ), точная глагольная лексика (взялись за руки, составили круг, начали петь), глаголы прошедшего времени совершенного и несовершенного видов со значением повторяющихся действий.

Определение авторского отношения.

Особенность представленного в тексте описания пения девушек в том, что оно дается глазами автора. Как же автор отнесся к увиденному?


Увиденное вызывает у автора восхищение.

Анализ строения текста.

В каком предложении заключена основная мысль текста?

Сколько частей можно выделить в тексте?

О чем каждая из частей?


Основная мысль заключена в третьем предложении.

Рассказ состоит из … частей.

Композиционно текст распадается на … части.

В первой части изображается внешний вид девушек(«белые длинные рубахи», «оригинальные уборы», «металлические шапочки» …времен Владимира», «длинные застежки, все обшитые мелкой и крупной серебряной монетой»), во второй – пение, в третьей – движение по кругу, в четвертой – раздумья автора об увиденном. В пятой – восхищение зрелищем.



Определение вида связи между предложениями

Какой связью связаны между собой предложения?


Большинство предложений связано цепной связью, часть - параллельной


Выход на микротемы, основную тему.

Какие микротемы можно выделить в тексте?




В тексте можно выделить 3 микротемы:

  1. девушки,
  2. их пение,
  3. размышление автора о вечности.

Соответствующие микротемам части текста составляют два типа речи – описание (внешний вид девушек, их пение) и рассуждение (рассуждение о красоте и вечных ценностях).

Выход на проблематику.

- Какую проблему поднимает автор текста?



В тексте поднимается проблема сохранения вечных общечеловеческих ценностях – в частности, национальной культуры, традиций. Народ, сохранивший свою культуру, сохранит себя в вечности.


Выражение своего отношения к тексту.

Выразите, пожалуйста, ваше отношение к тексту. О чем заставляет задуматься этот текст?



Каждый человек должен внести свой посильный вклад в сохранение национальной культуры.


IV. Работа по предупреждению речевых ошибок.

Н.Г.Гарин-Михайловский, писатель, автор очерка. Описал, рассказал, показал, изобразил, нарисовал. Глубоко взволновал, произвел неизгладимое впечатление, запомнился, запечатлелся в памяти.

V. Итог урока (рефлексия)

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Над чем еще надо поработать?

VI. Домашнее задание: написать рецензию на текст «Чувашский хоровод» (отрывок из очерка Н.Г.Гарина-Михайловского «В сутолоке провинциальной жизни»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Космическое путешествие на планету Писем"

Урок -путешествие, где дети знакомятся с эпистолярным жанром. (В рамках года Космонавтики)...

Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.

Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...