Подготовка к сочинению. Вар.2.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Орлова Наталья Анатольевна

Задание для подготовки учащихся к выполнению части С ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_sochineniyu._var._2..doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 3.

(1) В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2) Я обещал.

(3) Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4) Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5) Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

- (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8) Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9) Но потом серое пятно гаснет и – всё. (10) Пустота. (11) Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом…

(12) Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(13) Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.

(14) С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15) В ней сейчас тридцать три дома. (16) Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17) Первый телевизор куплен в 1959 году, последний – неделю назад.

(18) Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19) Затем постановки, то есть спектакли. (20) На третьем месте – футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».

(21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22) Над этим стоит задуматься. (23) Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24) Думаете, её стали бы  слушать и смотреть поэты? (25) Отнюдь. (26) Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27) Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.        (По В.Солоухину)

А27.  Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Телевидение вырабатывает пассивное отношение к жизни.

2) Телепередачи должны быть не только развлекательными, но и познавательными.

3) Передачи о тайнах профессии интереснее смотреть тем, кто интересуется этим делом, а не специалистам.

4) Смотря телевизор, не научишься петь.

Часть 2.

В8.  «В сфере творческих интересов писателя и публициста Владимира Солоухина находились прежде всего история и культура родной страны. Например, в данном отрывке из очерка В.Солоухин обсуждает вопрос о влиянии телевидения на традиции народа.  Спокойная, размеренная интонация и __________(«как потребляют, что потребляют» в предложении 13) подчёркивают заинтересованное и в то же время вдумчивое отношение автора к проблеме. Для того чтобы выявить остроту проблемы, писатель использует такой троп, как_________(«серое пятно» в предложениях 7 и 9) и такое лексическое средство выразительности, как_________(«потребительское» - «активное, живое, творческое» в предложении 12).    ___________(предложения 24 – 26) отражает стремление В.Солоухина вовлечь читателя в совместные размышления о роли телевидения».

   

 Сочинение.  

   

Телевидение – величайший дар цивилизации. Оно давно  стало частью нашей жизни. Одни считают его благом, другие говорят о губительной силе этой новой культуры.

          Вот и В.Солоухин, известный писатель и публицист, говорит о влиянии телевидения на человека. Сам автор считает, что «в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль». Однако, обращаясь к этой проблеме, он вспоминает разговор с одним английским фермером, который назвал телевизор бедствием, вырабатывающим пассивность. Он вспоминает, что однажды и сам задавался вопросом, почему раньше сами пели и плясали, а теперь слушают, как поют, и смотрят, как танцуют другие. Возможно, автор предполагал, что это только городские жители подвержены пассивности и потребительски относятся к искусству и жизни вообще. Наверное, другое дело – деревня. Несомненно, здесь и ритм жизни другой, и люди пытливее и активнее городских.

        Довелось как-то автору побывать в деревне. Изучив спрос на телепрограммы, он пришёл к выводу, что и здесь предпочтение отдаётся передачам развлекательного характера. Выходит, прав английский фермер, назвав телевизор бедствием, ведь пустое времяпрепровождение перед телевизором не добавляет человеку необходимых навыков.

        Из учебников мы знаем, что творческое начало человека рождается в подсознании. В подсознание попадает только то, что прошло через чувства. Перед телевизором мы уже редко проявляем свои эмоции, тем более их нет, когда смотрим кино и что-нибудь жуём. Перспектива открывается жутковатая. По сути мы уподобляемся животным, изо дня в день, из года в год бесстрастно взирая на мир, полный радости, красоты и чудесных открытий.

        Я согласна с автором в том, что чрезмерное увлечение телевизором рождает потребительское отношение не только к искусству, но и к жизни. Сколько раз злилась на себя за бесцельно проведённое перед телевизором время. Конечно, телевидение – бесценный дар цивилизации. За вечер можно посмотреть любимый фильм, побывать во многих уголках планеты, узнать, как правильно клеить обои, но ничто не заменит живых впечатлений от предпринятого путешествия, от общения с книгой, от результатов собственного труда.

****************************************************************

                Владимир Солоухин – известный поэт, писатель, публицист, в центре творческих интересов которого всегда были история и культура родной страны. В предложенном отрывке из очерка писатель поднимает проблему влияния телевидения на человека.

*********************************

Задание:

Составьте рецензию на сочинение по тексту, исходя из критериев оценки сочинения.

К 1

Формулировка проблем исходного текста

1, 0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме

2, 1, 0

К3

Отражение позиции автора исходного текста

1, 0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

3, 2, 1, 0

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2, 1, 0

К6

Точность и выразительность речи

2, 1, 0

К7

Соблюдение орфографических норм

3, 2, 1, 0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

3, 2, 1, 0

К9

Соблюдение грамматических норм

2, 1, 0

К10

Соблюдение речевых норм

2, 1, 0

К11

Соблюдение этических норм

1, 0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

1, 0

Максимальное количество баллов

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению в 11 классе. Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ.

Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ на примере текста....

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате итогового сочинения.

Конспект урока можно использовать для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения....

подготовка к сочинению по личным впечатлениям.Сочинение -портрет "Вы с ним знакомы"

Урок развития речи в 7 классе. Готовит к созданию текста  по фотографии. Лучшие образцы литературных образцов, анализ текстов писателей предоставляют по- новому взглянуть на близких и знакомых. П...

План урока при подготовке к сочинению. Сочинение сопоставительного характера

Цель: познакомить  ребят с системой работы   при составлении сравнительной характеристики героев.Задачи:- определить алгоритмы сравнительной характеристики- раскрыть особенности алгорит...