Элективный курс "Технология написания сжатого изложения"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Амирова Наталия Николаевна

Причины выбора темы

Обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому культурному человеку для речевого и интеллектуального развития.

 

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

 

Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык»   и предполагает формирование  способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

Содержание и цель курса

Сжатое изложение– это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:                                  

 -уметь точно определять круг предметов и явлений действительности,    отражаемой в тексте;                                                      

 - уметь воспринимать авторский замысел;              

 - уметь вычленять главное в информации;                                 

 -уметь сокращать текст разными способами;                   

 -уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

 - уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи информации.                                                                                                                                          

Цель данного курса– развивать речь учащихся, научить школьников анализировать предложенный текст, определять его тематику и проблематику, убедительно обосновывать свою точку зрения и позицию автора, писать сжатое изложение.                                   

Задачи курса:

1) совершенствование умения излагать текст;

2) систематизация знаний, умений, навыков, проверяемых в ходе проведения экзамена по русскому языку в новой форме.                              

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность.                                                     

Формы проверки– тестирование, практические занятия (написание сжатых изложений).

         Оценивание по пятибалльной системе.

На занятиях курса будут использоваться  лекции учителя с различными видами заданий, самостоятельная работа учащихся.

В основе уроков-практикумов лежит работа с научным и публицистическим текстами. Задания помогают понять  содержание, структуру, тип речи текста. На этапе обучения сжатому изложению возрастает роль таких видов работы, как самостоятельный анализ текста, составление плана, тезисов, конспекта, выделение, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Упражнения подобного рода предполагают использование одного из способов сжатия текста, решают проблему адекватности восприятия текста при чтении и на слух. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.kurs_ppo-2012.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании школьного методического совета учителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23»

от 04.05. 2012 года  № 6 

     Утверждено

     решением городского Научно-  

     методического совета

     от ________ 2012 года № ____

Председатель, директор МКУ «ГМЦ»

               ___________ В.Р. Глушенко

Технология написания сжатого изложения

(элективный курс для предпрофильной подготовки)

Авторы:

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 23» Амирова Наталия Николаевна, высшая квалификационная категория;

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 23» Дырдова Светлана Николаевна, первая квалификационная категория.

2012 г

Пояснительная записка к элективному курсу

                    «Технология написания сжатого изложения»                                                         

Причины выбора темы

Обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому культурному человеку для речевого и интеллектуального развития.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык»   и предполагает формирование  способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

Содержание и цель курса

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:                                

 -уметь точно определять круг предметов и явлений действительности,    отражаемой в тексте;                                                

 - уметь воспринимать авторский замысел;                

 - уметь вычленять главное в информации;                                

 -уметь сокращать текст разными способами;                        

 -уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

 - уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи информации.                                                                                                                        

Цель данного курса – развивать речь учащихся, научить школьников анализировать предложенный текст, определять его тематику и проблематику, убедительно обосновывать свою точку зрения и позицию автора, писать сжатое изложение.                                

Задачи курса: 

1) совершенствование умения излагать текст;

2) систематизация знаний, умений, навыков, проверяемых в ходе проведения экзамена по русскому языку в новой форме.                                

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность.                                                

Формы проверки – тестирование, практические занятия (написание сжатых изложений).

         Оценивание по пятибалльной системе.

На занятиях курса будут использоваться  лекции учителя с различными видами заданий, самостоятельная работа учащихся.

В основе уроков-практикумов лежит работа с научным и публицистическим текстами. Задания помогают понять  содержание, структуру, тип речи текста. На этапе обучения сжатому изложению возрастает роль таких видов работы, как самостоятельный анализ текста, составление плана, тезисов, конспекта, выделение, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Упражнения подобного рода предполагают использование одного из способов сжатия текста, решают проблему адекватности восприятия текста при чтении и на слух.

Учебно-тематический план

                     Тема   занятия

Количество часов

1.

Способы и приемы сжатия текста.

1

2.

Понятие текста и его основных признаков, способов связи в тексте; анализ небольших по объему текстов.

1

3.

Тема, идея, проблема текста. Авторская позиция. Микротемы. Абзац.

1

4.

Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

1

5.

Практическое занятие №1. Притча о свече и ветре.

1

6.

Роль плана.  Принципы составления плана. Упражнения на освоение приемов сжатия текста.

1

7.

Практическая работа с текстом №2. Суворов.

1

8.

Практическая работа №3. Ничто не проходит бесследно.

1

9.

Итоговая практическая работа с текстом «Что такое счастье?»

1

ИТОГО:

9

Занятие№1

Способы и приемы сжатия текста

Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно

использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно задают учителя.

Способы и приемы сжатия текста

Сжатое изложение требует специальной логической работы.

 Выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста:

  1) исключение подробностей;

  2)обобщение.

При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные  факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

 Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае,  будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Названными способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Приведем типы заданий, направленных на сжатие текста.

-Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

-Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.

-Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

-Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи  которых передается колорит исходного текста.

3.  Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания  можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.                                

4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

-  определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

- выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых

  языковых средств.

Способы сжатия текста:

1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;

2) обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений;

     При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

- исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

- исключение одного или нескольких предложений.

     При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

К приемам сжатого изложения относятся:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов

    предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,

    повествующих об одном и том же предмете речи;

З) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.


IV. Практическая работа на уроке.

    Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы. 

Отрывок из исходного текста

Текст сжатого пересказа

    «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».

 «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».

« На лугу росли цветы».

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном».

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в     вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

Мы набирали  огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами    пропитывались их горьким запахом.

Мы набирали огромные букеты и пропитывались их запахом.

АЛГОРИТМ

 написания сжатого изложения.

  1. прочитайте абзац и определите в нем основ ную, дополнительную и избыточную информацию;

  1. подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информа цию;

  1. опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;

  1. опустите предложения, которые представля ются вам избыточными;

  1. переделайте предложения, обобщая инфор мацию микротекста. (Если необходимо, объедини те два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматичес ких конструкций…)

  1. составьте план, каждый пункт которого  будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;

  1. обязательно  перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.

  1. орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.

  1. посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!

Памятка « Как работать над сжатым изложением»
(рекомендации составлены по материалам пособия Морозовой И.Д.«Виды изложений и методика их проведения»)


1.Прочитайте исходный текст, определите его тему и главную мысль, выделите изобразительные средства выразительности
2.Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача.
3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев, столько микротем).
4.Составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане).
5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст.
6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.

7.Подберите обобщающие слова и предложения. 
8.Попытайтесь сжато пересказать текст, пользуясь планом.
9.Изложите сжато каждую микротему на черновике. 
10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности!
11.Проверьте:
- есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста, 
-соответствует ли абзацное членение микротемам, 
-уменьшилось ли количество слов в вашем изложении по сравнению с исходным текстом, 
-не нарушилась ли при этом целостность текста. 
Все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?
12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.

13. Не стремиться воспроизвести текст дословно.

14. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).

15.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

16.Правильно употреблять личные местоимения.

17.Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы; б) снять логическое противоречие; в) исправить неточное употребление слова.

Занятие  № 2.

Понятие текста и его основных признаков, способов связи в тексте; анализ небольших по объёму текстов.

Что такое   т е к с т ?

Приведём несколько определений термина «текст», выделим его основные признаки и определим связь основных признаков текста и речеведческих понятий, чтобы увидеть систему работы при подготовке к сжатому изложению.

Термин «текст» (лат. textum – ткань, связь, соединение, сцепление) по-разному понимается в разных отраслях науки о языке и литературе. Например:

1. «Текст  можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому»  (Л.М. Лосева).

2. «Под текстом понимается логически и структурно организованная совокупность высказываний, характеризующихся единством тематики» (Е.С.Скобликова).

3.  «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа» (И.Р. Гальперин).

4. «Текст – это законченное, завершённое произведение» (из учебника «Русский язык» 10 класс. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, О.В. Чиндилова)

5. «Текст - любое произведение словесности, выраженное в устной или письменной форме, а также законченный фрагмент произведения. Это и отдельный абзац, и целая книга. Текстом может быть даже одно предложение». Текст представляет собой единство содержания и словесной формы выражения этого содержания. (Р.И. Альбеткова)

6. «Текст – это объединённое смысловой связью последовательность предложений, абзацев, глав и т.д., основными (категориальными) свойствами которой являются связность, целостность и единство.» (Из книги: Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева «Русский язык. Тематические тренировочные задания»)

7. «Текст – это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения (коммуникации). Как коммуникативное произведение текст несёт в себе определённое сообщение, информацию. Собственно, текст и создаётся для того, чтобы автор мог передать читателю какую-то информацию» (Из книги, см п. 6.)

Анализ разных определений позволяет выделить следующие основные признаки текста:

Информативность (содержанием любого законченного текста является информация по определённой тематике, проблематике. Весь текст пронизывает идея, основная мысль);

Членимость текста на определённые части (главы, микротексты), единицы (предложение, синтаксическое сложное целое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структуру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.

Связность (все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически);

Коммуникативное намерение автора текста – общение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтических образов эмоционально-эстетическое воздействие.

Данным признакам текста соответствуют основные речеведческие понятия, указанные в таблице:

Анализ содержания текста

Основные речеведческие понятия/блоки

Признаки текста

тема, проблема, основная мысль

информативность

абзац, микротема, композиция, типы речи: повествование, описание, рассуждение

членимость и смысловая связь

синонимы, анафора, риторический вопрос, цепная и параллельная связь

лексико-грамматическая связь между частями текста

стили речи: ситуация общения, стилевые особенности, языковые средства

коммуникативное намерение автора

Лексические и синтаксические средства связи предложений в тексте

Таблица 1

Лексические средства

Название средства

Пример

Родо-видовые слова

Миллионы разных цветов… лиловые колокольчики,

белая кашка

Слова одной тематической группы

Зима… мороз… снежок… сугробы… иней…

Лексический повтор

Я с удовольствием читал эту книгу. Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже прочитанному.

Синонимы

Мимо плыли полянки…   Убегали овраги…

Антонимы

Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мед.

Описательный оборот

Над головой раздался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.

Таблица 2

Морфологические средства

Название средства

Пример

Союзы

Союзные слова

Частицы

За окном опять метель. Зато на печке тепло да уютно.

Меня радует птичье пение весной. Только ли оно?

Местоимения:

Личные

Указательные

Звуки становились тише. Они почти растворились в летнем зное. Этот зной усыплял все живое вокруг.

Единство

временных форм глагола

Вдруг наступает мертвая тишина. Ничто не стукнет, не шелохнется. Ветер листком не шевельнет.

( все глаголы употреблены в форме настоящего времени)

Наречия

Вдруг… Сначала… Потом…

Внизу… Справа… Рядом…

Степени сравнения

Хороша была Танюша. Краше не было в селе.

Таблица 3

Синтаксические средства

Название средства

Пример

Порядок слов, интонация

Я никак не мог уснуть. О ней все думал.

Синтаксический параллелизм

Но в камине дозвенели угольки.

За окошком догорели огоньки.

Парцелляция (расчленение конструкции)

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда тяжело.

Неполные предложения

О чём мы говорили? О разном.

Вводные слова и предложения

Наверное, все знают о том, что… Оказывается, люди…

Пожалуй, самое  важное…

Как выяснилось, ледоход…

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов (способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.

  Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой.

«Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
      
Наконец мы увидели мореН.  ОноД было огромным и очень спокойнымН.

Но это спокойствиеД было обманчивым.
      Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.
      При
параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
      Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
      
Леса оздоровляют землю. ОниД не только исполинские лаборатории, дающие кислород. ОниД  поглощают пыль  и  ядовитые газы. ИхД  справедливо называют «легкими земли».
      Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова
(во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т. п.).

Упражнение.

Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?

На дюнах

Я живу в маленьком доме на дюнах. Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.
      Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой.
      Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев

Занятие № 3.

Тема, идея, проблема текста. Авторская позиция. Микротемы. Абзац.

ТЕМА (греч.thema – то, что положено в основу), т.е. тема – это то, о чём говорится в тексте. Тема – смысловое ядро текста, она  «должна управлять» созданием текста. В тексте может быть не одна тема, а несколько, тогда мы говорим о его тематике. Тема часто бывает сформулирована в заглавии текста.

ПРОБЛЕМА - вопрос, волнующий автора текста. Этот вопрос возникает и в нашем сознании по мере знакомства с текстом. Он требует решения или освещения и непосредственно рассматривается автором в тексте. Иначе говоря, проблема – это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя, является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому наибольшее внимание. Совокупность вопросов, часто взаимосвязанных, называется проблематикой.

ИДЕЯ (греч. idea – понятие представление) – главная мысль, лежащая в основе текста. Это отношение автора к тому, о чём он рассуждает, рассказывает, вывод. Рассматривая ту или иную проблему, автор, как правило, стремится разрешить её, ответить на поставленный, (-ые) вопрос(-ы), т.е. дать идейную оценку. Идея текста – это выражение авторского отношения к  изображаемому. Главная мысль не всегда может быть выражена однозначно, даже если формулируется автором прямо и непосредственно. В художественном тексте чаще всего идея вообще словесно не выражена, а в сознании воспринимающего формируется путем обобщения разных смыслов текста. Идея здесь – это эмоционально-обобщающая образная мысль. Она воплощена в тексте всеми словесными средствами выражения содержания. А потому её только очень приблизительно можно сформулировать в виде отвлечённого суждения. В таком случае возможны различные интерпретации текста, важно не допустить одного – навязывания какого-либо истолкования как единственно возможного.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Авторская позиция - авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров.

Существуют разные способы выражения авторской позиции.

  1. Прежде всего это прямое высказывание автора:

Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!

А. С. Пушкин

      "Нет величия там, где нет   простоты, добра и правды"

Л. Н. Толстой

2. Авторскую позицию может выражать и наиболее близкий автору герой (Чацкий в "Горе от ума" А. С. Грибоедова, Соня Мармеладова в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского).

Отношение автора к герою выражается не только в прямых высказываниях, но и косвенно: через портрет, особенности поведения персонажей (например, безразличие героев к судьбе Фирса, о котором все забыли в финале пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад", отрицательно характеризует действующих лиц), через своеобразие речевой ха рактеристики героя, через раскрытие его мыслей и чувств (см. Психологизм). В качестве способов выражения авторской позиции могут использоваться заглавие произведения ("Горе от ума" А.С. Грибоедова), эпиграфы ("Береги честь смолоду..." в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина), образы природы (см. Пейзаж), мир вещей и т. п.; в драматическом произведении — ремарки.

Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает той или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.

Анализ текста «Культура речи»

Прочитайте текст

Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать, а во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Правильной  признаётся речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительными, грамматическими, лексическими. Эти нормы предписывают, например: надо говорить «вада», а не «вода», «класть» и «положить», а не «ложить и «покласть» и т.д. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.

Однако правильность лишь первая ступень подлинной речевой культуры. Можно говорить (или писать) правильно, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостаёт выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций.

Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от ситуации общения – второе, помимо правильности, условие культурной речи.

Чтобы это условие соблюдалось, надо иметь полное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении. Так, книжные слова уместны в жанрах книжно-письменной речи – научной статье, докладе, тексте закона, газетной корреспонденции – мало употребительны в бытовых ситуациях общения. Например, в бытовой речи неуместны слова «идентичный» вместо «одинаковый», «таковой» вместо  «этот», «такой»; «неужели» вместо «чем», «ибо» вместо «потому что».

Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.  (Л.Крысин)

Беседа по содержанию текста

*О чём идёт речь в тексте?

Что является предметом содержания текста?

О чём написан текст?

Назовите ключевые слова, в которых отражается тема текста. (Ключевое слово – то, что в центре внимания автора на протяжении всего текста)  (Культура речи. Это тема текста)

*Что утверждает автор, обращаясь к этой теме?

В чём он убеждён?

Есть ли прямой ответ на этот вопрос?

(1-е предложение) Это основная мысль текста.

* Итак, уже в 1-м предложении текста указывается тема и основная мысль.

Прочитайте последующие абзацы (бегло) и  подумайте, какая цель стоит перед автором этого текста?   (Доказать утверждение, выдвинутое вначале, т.е. привести доказательства.)

*О чём говорит автор в последнем абзаце? Сравните его с  содержанием 1-го абзаца.  (Это вывод, который соотносится с утверждением в 1-м абзаце.)

*Попробуйте представить схему построения этого текста. (Итак, вначале –  утверждение, в последующих абзацах – доказательства, в конце – вывод, соотносящийся с утверждением в 1-м абзаце.)

*Какому типу речи соответствует текст с такой структурой? (Рассуждение. Его схема: утверждение – доказательства – вывод.)

Это текст научного стиля. Его тему легко найти и определить, так как автор текста заявляет о ней вначале. Определить тему можно и по названию текста (если оно есть). Однако нужно помнить, что для названия используется либо тема, либо идея.

Назовите слова, обороты речи, характерные для этого стиля, и попробуйте объяснить их значение.

Условия общения – (где может быть использована речь, кому она предназначена).

Литературный язык – (правильный, образцовый, нормированный).

Нормы литературного языка – (правила).

Уместное употребление лексики – (учитываются обстоятельства, в которых происходит общение, сообщение, адресат, т.е. происходит общение, сообщение, адресат, т.е., кому предназначен текст, цель общения, сообщения).

Ситуация общения  - то же, что и уместное употребление.

Стилистическая принадлежность языковых элементов – стили речи (научный, официально - деловой, публицистический, разговорный, язык  художественной литературы).

Жанры речи – стереотип в построении (научная статья, доклад, текст закона).

Можно ли определить проблему данного текста? Что волнует автора? Почему он говорит о культуре речи?  (Проблема подлинной речевой культуры речи или Что такое культура речи?)

Для этого

нужно задать вопросы, чтобы определить

ответы могут быть

Тему текста (О чём идёт речь? О чём написан текст? В каких ключевых словах называется  тема? Отражается ли тема в названии текста      (если оно есть)?

в названии текста, в ключевых словах текста.

Основную мысль текста (идею)

( Что утверждает автор, обращаясь к теме?

В чём убеждён  автор текста?

Есть ли прямой ответ на этот вопрос?

В каких ключевых словах заключена

основная мысль текста? Как отвечает автор на  поставленный (-ые) вопрос (-ы)?

К чему призывает? К какому выводу приходит автор? Какова основная мысль текста?)

Основная мысль может быть сформулирована  автором текста. Если нет прямого ответа, находим ключевые слова и составляем предложение-утверждение. Идея текста может быть и в названии (заголовке) текста.

Проблему текста                                                    Проблема может быть сформулирована автором (чаще всего в виде вопросов). Самостоятельная формулировка требует  поиска ключевых слов.

(Что волнует (интересует) автора текста?  Какие вопросы волнуют автора?

Занятие № 4.

Этапы  работы с текстом по написанию сжатого изложения.

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1. Определение темы текста.

    Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

  1. по началу текста;
  2. по ключевым словам;
  3. по ключевым эпизодам;
  4. по поступкам или размышлениям героев (автора)
  5. по заглавию текста

2. Определение идеи текста.

    Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

    «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Определение структуры текста.

    Назовите композиционные части текста.

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Абзацное членение текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Моделирование сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические

Анализ текста.

   - Познакомимся с текстом, проанализируем его.

Географические названия.

    (1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

    (2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

   (7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут

Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

  1. О чём говорится в этом тексте?

а) о страхе древних людей перед богами;

б) о переселении древних людей;

в) о названии рек;

г) о завоевательных войнах древности.

  1. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их происхождение;

б) они почти никогда не менялись;

в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

г) в них отражена история древних междоусобиц.

  1. Почему автор называет  СТАРЕЙШИНАМИ  имена рек в этом тексте (предложение №1)?

а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

  1. Закончите план этого текста.

1) Названия рек - _______________________________ .

2) Древние люди боролись за _____________________ .

3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .

4) Два предположения о том, почему _______________

- Мы составил план.  А что мы с вами еще обозначили, составляя план? (микротемы)

Примерный вариант выполнения задания № 4.

1) Названия рек - старейшины в мире географических названий.

2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.

3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.

4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.

  1. Дополните этот фрагмент примерами из текста.

           Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________» из предложения № 6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения № 4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения № 9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.

Примерный вариант выполнения задания № 5.

Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения № 6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения № 4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди» из предложения № 9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.

 Работа по написанию  сжатого изложения.

1.(Запишите главную часть первого предложения.)

________________    ___________________    _______________________

2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .

3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ .

4.Мы не знаем, почему ________ .

5.Может быть, они __________    _____________   _____________ .

6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .

7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________.

    Имена рек – старейшины в мире географических названий.

    Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.

    Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.

    Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются  и ныне , переходя от поколения к поколению.

        

Занятие № 5.

Практическое занятие № 1.

Притча о свече и ветре.

        В темные глухие  ночи, когда бушевала непогода, зажигали на окне свечу, чтобы заплутавший путник мог увидеть свет и, свернув на огонек, обрести приют. В одну из таких страшных ночей горела, как обычно, на окне свеча. Ее маленькое пламя, словно крохотная звездочка, светилось в окне и, как Полярная звезда, указывало путь. Увидел этот огонек Ветер, и показался ему этот свет жалким и тусклым. Вспомнил он тут, как раздувал слабые, не могущие разгореться или тухнущие костры, как ярко вспыхивало пламя и поднималось прямо к небу, посылая в ночное пространство свой могучий свет, от которого гасли даже звезды, и решил он помочь свече разгореться. Дохнул он на нее через щель окна, и дрогнуло пламя свечи, затрепетало, задрожало и еле удержалось на тоненьком фитиле.

      - Не дуй на меня так, - взмолилась свеча, - я погибну.

        Но Ветер не понимал разумной просьбы, ибо неразумен и ветрен был сам. Он помнил, как сила его дыхания разжигала пожары и все светилось в жарком пламени, и ему безумно захотелось раздуть из свечи  костер. Охваченный   страстью, он кричал: «Ты разгоришься, я знаю это!»  «Я погасну, - шептала теряющая силы свеча, - я погибну. Мне нужна тихая, нежная ласка спокойного дыхания воздуха, а не твой безрассудный порыв».

         Но Ветер не понимал ее слов и не внимал ее просьбам.

         Огонек дрожал, обжигая тело свечи своей болью.  Свеча плакала. Слезы текли по ее тонкому телу и оставляли на нем наросты боли и горя. В  конце  концов оно стало безобразным от черных оплывов, а Ветер, надрываясь, все кричал и кричал слова своей безумной страсти, которые были более убийственны, чем живительны. И потеряла последние силы свеча. Слабый огонек потрепетал – потрепетал на бесформенном  огарке, из последних сил цепляясь за обгоревший фитилек, но, окончательно обессилев, растворился в темноте.

         Глянул Ветер на обезображенное, оплывшее тело холодной свечи и вдруг воскликнул:

- Как я мог променять  жар сильного костра на трепет какой – то слабой свечи? Я только потерял время, разжигая ее. Я молод и силен, и не  мне  разжигать безжизненные свечи, тем более, что они неспособны  дать большого и красивого огня. Они светят тихо и недостаточно сильно и к тому же быстро сгорают. Надо лететь прочь отсюда! Надо лететь туда, где горят бурно и страстно, красиво и сильно!

         И  он поменял свое направление. Больше Ветер не проникал в щель окна, но свеча уже не горела.

        Кто мнит себя сильным мира, тот более разрушает, чем созидает.

Вопросы для предварительной беседы.

  1. Сильный всегда, прав…      Согласны ли вы с этим?
  2. А как вы понимаете выражение « справедливость силы»?
  3. Быть сильным и мнить себя сильным…   Что вы думаете об этом?
  4. Как бы вы определили тему и идею притчи?
  5. Можно ли расценивать образ свечи как символ?   Если да, то  как символ чего?

Примерный план.

  1. Свеча и Ветер.
  2. Разочарование Ветра.
  3. «Кто мнит себя сильным мира, тот больше разрушает, чем созидает».

Задания.

  1.  Выполните мини- исследование: «Прием речевой характеристики в раскрытии образов свечи и Ветра».
  2.  Определите тему, проблему, идею притчи.
  3.  Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.

Занятие № 6.

Роль плана.

  1. Раскрывает содержание текста.
  2. Отражает последовательность развития авторской мысли.
  3. Восстанавливает в памяти содержание текста.
  4. Ускоряет работу над текстом сжатого изложения.
  5. Помогает сохранить авторский стиль.
  6. Организует самоконтроль.
  7. Сосредотачивает внимание на содержании абзацев и текста в целом.

Принципы составления плана.

  1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получаем назывной план.

  1. Поставив вопрос к каждому абзацу, получаем вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получаем тезисный план.

Упражнения на освоение приемов сжатия текста.

Перестройте сложные  предложения в простые, сохранив их суть.

Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.

Ценность времени – в его быстротечности.

Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.

У делового человека дефицит времени увеличивается.

Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять  в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.

Цейтнот становится всеобщим.

В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести».

В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.

Образец плана текста

Текст

Назывной план

Вопросный план

Тезисный план

Обратимся к древнерусскому зодчеству. Снежная зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы даже при строительстве храмов: высокая крутая кровля не задерживала ни снег, ни воду. По этой причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вскоре вытеснили покатые византийские.

Шлемовидные купола в древнерусской архитектуре

Почему появились шлемовидные купола в древнерусском зодчестве?

Шлемовидная форма куполов оказалась более приспособленной к русскому климату: она не позволяла снегу и воде скапливаться и вредить строению.

Занятие № 7.

Практическая работа с текстом № 2.

Суворов.

     Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат. Лицо его отличалось чрезвычайной выразительностью.   Лоб – высокий, глаза – большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. Вся фигура,  взгляд, слова, движения – все отличалось живостью и проворством; не было той солидности и важности, которые его современники привыкли считать обязательным  признаком крупного деятеля.                                        

      Во всех своих привычках Суворов был необыкновенно скромен. Не говоря уже о предметах роскоши – картинах, дорогих сервизах, нарядах, он лишал себя даже элементарного комфорта. Спал он на покрытой простыней охапке сена, укрываясь вместо одеяла плащом. Вставал в 4 часа утра, причем слуге велено было тащить его за ногу, если он проспит. Шубы, перчаток никогда не носил. Ездил он всегда в простой таратайке, пользовался самой простой мебелью. Пуще всего боялся изнеженности. «Чем больше удобства, тем меньше храбрости», - говаривал Суворов. Он считал необходимым поддерживать физическую и духовную стороны человека в постоянной готовности к лишениям и опасности.

       Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени. Он изучил математику, историю, географию; владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким и финским языками, был основательно знаком с древней и новой литературой. Военная эрудиция его изумительна. Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная  с древних авторов вплоть  до  своих современников. Ум Суворова не знал отдыха. Страстная любознательность сочеталась в нем с огромной жаждой деятельности. «Истинно не могу утолить пожара в душе моей» - воскликнул однажды Суворов.

        Военное дарование – та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. Суворов еще при жизни стал легендой. Он со своими  «чудо – богатырями» не знал поражений. Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека.

(К. Осипов).

Анализ текста.

  1. Назовите жанр текста.
  2. Назовите основные элементы композиции  текста?
  3. Какие типы речи представлены в каждом абзаце?
  4. Составьте план текста.

План текста.

  1.  В нем все отличалось живостью и проворством.      

  (Описание предмета)

  1. Во всех привычках Суворов был необыкновенно скромен.

 ( Рассуждение – объяснение)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  1. Он был одним из образованнейших людей своего времени.

( Рассуждение с обоснованием оценки)

  1.  Суворов при жизни стал легендой.

Заключительная часть текста  содержит  оценку Суворова как полководца.

Занятие № 8.

Практическая работа № 3.

Ничто не проходит бесследно.

       Кем я буду? Каким я буду? Сколько сил затрачиваем мы в юности на разрешение этих вопросов…   Мне хочется поговорить о том, как зарождается мечта, как она захватывает человека и поворачивает его за собой его жизнь.

        Я была совсем девчонкой, когда в Харьков, где жила наша семья, приехала Айседора Дункан. Музыка, летящая белая туника, ни на что прежде виденное не похожий танец, смелость, сила, мужество. До этого дня вопрос о моем будущем считался в доме решенным. Отец, сам медик по образованию, считал, что его дочь – прирожденный хирург. Но тут! Еще он не кончился, этот поразительный танец, а я уже знала, что буду балериной.

       Пришлось отдать меня в балетную школу. Я занималась, делала успехи и была счастлива, пока лет в 15 не наступила пора увлечения кинобоевиками. Я совершенно потеряла голову. Все полетело: музыка, балет.

        В те годы актер лично без всяких дублеров, должен  был проделать все, что происходило на экране. Звезды самолично скакали верхом, бросались с высоты в море, выпрыгивали из горящих домов. И я с головой ушла в спорт.

         И так же внезапно, ломая налаженную жизнь и установившиеся планы на будущее, вспыхнуло сумасшедшее увлечение цирком.  «Союзгосцирк» купил за границей группу леопардов, и я стала дрессировщицей.

          В молодости я сама удивлялась своим внезапным перевоплощениям, думала о непостоянстве своей натуры. Но с годами стала понимать, что дело совсем не в этом.  Ничто не было «вдруг», каждый резкий поворот в судьбе был связан с какой – то встречей.  Всякое    новое увлечение – с человеком, заразившим меня своим примером. Люди, которые нас восхищают, их талант, обаяние личности, пример их жизни – вот, если вдуматься, истинные вехи на нашем пути, вот что дает нам силы для неустанного движения вперед. И даже если мы прощаемся со своими увлечениями, оно не исчезает бесследно.    

        Наши учителя, наставники – это не только те, кто давал нам уроки и ставил отметки. Так уж устроено – человек становится самим собой, преломляя в себе других людей. Идя за ними, он постигает собственное призвание.

                                                                                                 (И. Бугримова)

Предварительные упражнения:

  1. Сгруппировать слова в соответствии с основными правилами правописания. Объяснить написание  выделенных  орфограмм:   удивляться, восхищаться, заниматься, приехали, скакать, выпрыгивать, затрагивать, увлечение,  призвание,   происходило,  сумасшедший, самолично,    девчонка, налаженная жизнь,   решенный вопрос,  прирожденный хирург,       поразительный танец,    дрессировщица.

Составить с некоторыми словами и словосочетаниями простые и сложные предложения.    Сделать словообразовательный анализ 2 -3 слов (по выбору).

  1. Проанализировать текст. Сделать синтаксический разбор некоторых предложений, объяснить расстановку знаков препинания.

Подготовительная работа.

  1. Определить стиль и тип речи текста. Найти основную мысль  в рассуждениях и воспоминаниях известной артистки цирка Ирины Бугримовой. В чем причина, по ее мнению, «резких поворотов» в ее судьбе?
  2. Разделить текст на части, составить план.

Примерный план.

  1. Вечные вопросы, или как рождается мечта.
  2. Приехала Айседора Дункан.
  3. Увлечение кинобоевиками.
  4. Спорт.
  5. Я стала дрессировщицей.
  6. Ничто не было вдруг.        

        Задания:

  1. Определить, какую роль играют в тексте фразеологические сочетания:  

        С головой ушла в спорт, совершенно потеряла голову, вспыхнуло увлечение цирком, ломая налаженную жизнь, сумасшедшее увлечение, заразил меня примером, прощаться со своим увлечением, становиться самим  собой, преломлять в себе других людей.

  1. Проверьте написание слов: Харьков, Айседора Дункан, перевоплощение, ничто не бывает вдруг, так же, как, совсем не в этом, так уж устроено, не только.
  2. Напишите сжатое изложение, отобрав нужный материал, выделив только важное.

Занятие № 9.

 Итоговая практическая работа с текстом.

        Что такое счастье?

Что такое счастье? У каждого человека будет свой ответ на этот вопрос. Многие ска жут, что счастье - нечто совершенно неуловимое. Счастье сравнивают с воздухом: мы пони маем, что воздух был, только когда он вдруг исчезает. Действительно, почувствовать себя вполне счастливым порой очень трудно...

«Я ни за кого не отвечаю» - эта гордая фраза, которую иногда нам приходится слы шать, скрывает на самом деле одиночество и неудовлетворенность собственной жизнью. Пустая квартира, тишина, праздники в одиночестве, никто не окликнет, не позовет, не засме ётся, не заплачет, не обнимет. Тогда кому нужны ваши победы? Кто их оценит? Каких бы высот в карьере и саморазвитии не удалось нам достичь, они меркнут в сравнении с тем сча стьем и радостью, что способны принести наши близкие. Только любимые люди всегда за ставляют нас подниматься еще выше, они верят в нас, дарят нам тепло и заботу. Порой в за боте нуждаются они сами, и тогда мы переворачиваем весь мир, но находим силы и время, чтобы помочь им. Именно в такие минуты мы растём духовно. Это счастье, когда есть кому заботиться о вас и есть, о ком заботиться вам. Запомните: только когда вы отражаетесь в гла зах любящих вас людей, вы существуете, иначе... вы призрак. Исходя из этого, задайте себе вопрос, в чьих глазах вы отражаетесь? Вы вообще существуете?

«Я стану абсолютно счастливым, если...» - вам знакома такая мысль? Конечно же, знакома, вы часто её высказываете, но это ОШИБКА. Когда вы так говорите, то откладывае те счастье на потом. Зачем? Зачем вы ставите себе условия? Вам все равно не хватит целой жизни, чтобы реализовать все мечты и желания, так к чему ставить в зависимость от чего-то далёкого и, возможно, несбыточного свой покой, гармонию и радость существования? При таком настрое счастье так и будет всегда маячить где-то впереди и будет недостижимым, как горизонт.

Поймите, уясните, вникните: счастье - это то, что уже есть, а не то, что только будет! Оглянитесь: у вас есть пусть один друг, но он ЕСТЬ, у вас ЕСТЬ тёплый и уютный дом, у вас ЕСТЬ хлеб на столе, ЕСТЬ руки и ноги, ЕСТЬ любимая музыка и книги, возможно, ЕСТЬ любимый человек, ЕСТЬ мечты! Вот это всё вместе и составляет СЧАСТЬЕ!

(По В. Богатской)

Задания:

  1. Определить стиль и тип речи текста.
  2. Найти основную мысль.
  3. Назовите композиционные части текста.
  4.  Выделите в абзацах опорные слова и словосочетания, составьте назывной, вопросный и тезисный планы.
  5. Определите основные средства выразительности, используемые автором.
  6. Ответьте на вопрос: «Что для вас является счастьем?»

Список используемой литературы:

1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995.

2. Евграфова С.М. Секреты изложения // русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001.

3. Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? // русский язык, № 23/2007.

4. http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/burtceva_e._v._98_102_4_106_2011.pdf Е. В. Бурцева

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

5.Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С

6.Егораева Г.Т. ГИА. Система упражнений по подготовке к написанию... 

Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения. … презентация Егораевой Г.Т. с упражнениями на освоение приемов сжатия текста Автор: Егораева Г.Т. Источник: Диск `Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА` издательство `Экзамен`


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Элективный курс "Технология написания сжатого изложения"

Обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому культурному человеку для речевого и интеллектуального развития. ...

Элективный курс по русскому языку "ГИА: курс подготовки к написанию сжатого изложения и "

Итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и р...

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...