Главные вкладки

    Элективный курс по русскому языку "ГИА: курс подготовки к написанию сжатого изложения и "
    элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

    Тищенко Ольга Николаевна

    Итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 10 часов. За основу данного  курса были взяты требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №9»

    Елизовского Муниципального района Камчатского края

    «Согласовано»                                    «Согласовано»                             «Утверждаю»

    Руководитель МО                            Заместитель директора                 Директор школы

                                                                      школы по УВР

    _________ О.Р. Кононова            __________ Н.П.Куклина          ________ Ю.А. Кудрявцев    

    Протокол № __ от                          « ____» _______ 20 ____ г.      

    «___»  _________ 20____ г.                                                               « ____» ________ 20 __ г.

    Элективный курс

    «ГИА: курс подготовки к написанию сжатого изложения и

    сочинения-рассуждения»

    9 класс

    Составитель :

    Тищенко О.Н., учитель русского языка и литературы

    2011-1012 учебный год

    Пояснительная записка

    Итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 10 часов. За основу данного  курса были взяты требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы.

    Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

    Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

    Содержание данного элективного курса ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

    1. извлекать информацию при аудировании и чтении;
    2. адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;
    3. создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;
    4. соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические)

    После изучения предлагаемого элективного курса обучающиеся должны:

    1. адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
    2. обрабатывать информацию звучащего текста;
    3. понимать отношение автора или героя к одной из поставленных в тексте проблем;
    4. использовать информацию, содержащуюся в тексте, в качестве аргумента;
    5. применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
    6. последовательно излагать собственные мысли;
    7. оформлять речь в соответствии с орфографическим, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка

    Данный курс будет способствовать повышению уровня филологической подготовки учащихся, самоопределению в выборе профиля обучения, уточнению готовности и способности ученика осваивать выбранный курс на повышенном уровне.

    Содержание программы

    1. Введение.  (1 час)

    Структура экзаменационной работы в формате ГИА.  Знакомство с критериями оценки выполнения заданий С1, С2.1, С2.2. Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы. Работа с исходным текстом. Выделение макро– и микротемы. Передача исходного текста в соответствии с его речевыми особенностями, соблюдением речевых норм. Ведущий тип речи и элементы других типов. Стилистическое единство. Первое и второе прослушивание текста

    1. Сжатое изложение текста (2 часа)

    Особенности сжатого изложения. Отбор существенной информации. Вычленение в тексте основных  микротем. Обобщение содержания исходного текста. Исключение подробностей и обобщение однородных явлений, сохранение основных микротем. Приём упрощения исходного текста. Использование авторских ключевых слов и словосочетаний. Объем сжатого изложения.

    1. Практическая работа (1 час)

    Выбор приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

    1. Сочинение на лингвистическую тему (2 часа)

    Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Обоснованный ответ на поставленный вопрос. Приведение аргументов из текста. Смысловая цельность, структурная связность, композиционные части. Речевое оформление. Последовательность работы. Анализ языковых явлений, доказательство выдвинутого положения, иллюстрация собственных доводов.

    1. Практическая работа (1 час)

    Написание сочинения на лингвистическую тему.

    6. Сочинение-рассуждение по тексту (2 часа)

    Понимание смысла фрагмента текста. Гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста. Композиция сочинения. Абзацное членение. Смысловая и структурная связность. Точность, богатство и выразительность речи. Цитирование. Последовательность работы. Объем сочинения-рассуждения.

    7.  Практическая работа (1 час)

    Написание сочинения-рассуждения по тексту.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Виды деятельности

    1.

    Введение. Структура экзаменационной работы в формате ГИА.  Знакомство с критериями оценки выполнения заданий С1, С2.1, С2.2

    1

    Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы, беседа.

    2

    Задание С1. Сжатое изложение текста.

    3

    Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение. Практическое занятие.

    3

    Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему

    3

    Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

    4

    Задание С2.2. Сочинение-рассуждение по тексту

    3

    Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Работа с текстом. Практическое занятие.

    Итого

    10

    Рецензия

    Первая часть работы  ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

    — умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

    — умение адекватно воспринимать авторский замысел;

    — умение вычленять главное в информации;

    — умение сокращать текст разными способами;

    — умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

     — умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

    Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

    Третья часть работы ГИА содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности. 1

    Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

    Литература

    1. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
    2. Корчагина Е.В. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: сжатое изложение, сочинение. – М.: Астрель, 2011
    3. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009
    4. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010
    5. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
    6. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008
    7. ФИПИ  http://www.fipi.ru/
    8. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2009

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

    «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

    Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

    Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....

    Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

    Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

    Методическая разработка урока по теме   "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....

    Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий

    Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...