рабочая программа курса Русское правописание
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса Русское правописание  рассчитана на подготовку учащихся к ЕГЭ, содержание обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch._progr._po_kursu.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края      

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 ст. Атаманской

муниципального образования Павловский район

                УТВЕРЖДЕНО

                                  решением педсовета

протокол № 1

                                  от  30 августа 2011   года

                                  Председатель педсовета

                                  ________________     Бойко Л.В.

                         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по элективному учебному предмету

 «Русское правописание»

Ступень обучения (класс)  -     среднее (полное) общее образование, 11  класс                  

Количество часов:  всего - 68  часов; в неделю 2 часа                           

Уровень -   базовый

Учитель  -  Шкуринская Татьяна Васильевна

Программа разработана на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа элективного (факультативного) курса для 10–11 классов».  Москва,  «Мнемозина», 2008 год

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по элективному учебному предмету «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 11 класса составлена на основе авторской программы  С.И. Львовой «Программа элективного (факультативного) курса для 10–11 классов», 2008 года.

Причина составления  рабочей программы второго вида в несоответствии количества часов в учебном плане школы и авторской программе: по учебному плану школы в 11 классе на изучение элективного учебного  предмета «Русское правописание: орфография и пунктуация» отводится 68 часов (2 часа в неделю), по авторской  программе – 34 часа (1 час в неделю).

В отличие от авторской программы, в которой в 11 классе рассматривается только раздел языкознания «Пунктуация», в целях эффективной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ в рабочую программу включены такие разделы, как «Орфография», «Культура речи», «Коммуникативная компетенция».  В данной программе предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографиче ской зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится повторе ние орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. Дополни тельное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по рус скому языку, на подготовку к выполнению части С экзаменационной работы (написание сочинения на основе авторского текста). Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, мор фологии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических оши бок в речи учащихся.

Изучаемый материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А, комплексный анализ текста.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувст ва в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Цели обучения:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
  2. развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
  3. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.

Задачи обучения:

  1. овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях об щения, основными нормами русского литературного языка;
  2. формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов;  умение поль зоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков пись менной речи;
  3.  освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой;
  4. создание  условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
  5. упорядочение  процесса обучения путем алгоритмизации всех правил: орфографических, пунктуационных, речевых;
  6. обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

авторская программа

рабочая программа

1.

Речевой этикет в письменном общении

2

2

2.

Культура речи.

-

6

3.

Орфография

-

18

4.

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

3

3

5.

Знаки препинания в конце предложения

1

1

6.

Знаки препинания внутри простого предложения

13

13

7.

Знаки препинания между частями сложного предложения

8

8

8.

Знаки препинания при передаче чужой речи

3

3

9.

Знаки препинания в связном тексте

4

4

10.

Коммуникативная компетенция

-

10

Итого:

34

68

2.Содержание обучения (68 ч)

Речевой этикет в письменном общении (2ч)

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письмен ном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дис куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Культура речи (6ч)

Литературный язык.  Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

     Орфоэпическая норма. Основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических  и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

     Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика,  устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.  Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

      Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

      Словообразовательная норма.  Способы словообразования.  Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

     Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

     Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.  

     Предложение.  Порядок слов в предложении. Виды предложений.  Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.  Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.  Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Орфография (18 ч)

Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Правописание корней. Правописание приставок Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-).  Правописание личных окончаний глаголов. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

Пунктуация (32 ч)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуа ции: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложе ния; 3) знаки препинания между частями сложного предложе ния; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения (1ч)

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного зна ков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом осо бенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: мно готочие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания внутри простого предложения  (13 ч)

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; инто национные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложе ния. Грамматические и интонационные особенности предложе ний с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунк туационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характерис тики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными члена ми. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспростра ненные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепри частием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными .обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препина ния на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборо том. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделе ния в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные осо бенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложе ния. Уместное употребление в письменной речи разных смысло вых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др./

Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного пред ложения. Интонационные и смысловые особенности предложе ний, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложнопод чиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри слож ной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочета нии союзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как совокупность предложений, объединен ных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунк туационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.

        Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое     членение текста.

Коммуникативная компетенция (10ч)

Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.  Исходные тексты, их характеристика. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

      Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы.

       Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

      Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке  позиции автора в письменной работе.

      Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.

     Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

     Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

     Фоновое оформление работы.  Фактические ошибки, их предупреждение.

     Этическая норма.

3.Перечень контрольных работ

Контрольные работы –  8, из них:

диктант – 1 ,

тестирование – 5 ,

комплексный анализ текста – 1,

сочинение – 1.

4.Требования к подготовке учащихся по предмету

В результате изучения русского языка ученик должен                                            знать/понимать

• связь языка и истории, культуры русского народа;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы языка, их признаки;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точ ки зрения языкового оформления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;

аудирование и чтение:

• использовать основные виды чтения;

• извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо;

   • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати ческие нормы современного русского языка;

    • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; :

    • соблюдать нормы речевого поведения;

  1. использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки уст ного и письменного текста;
  2. понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  3. создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
  4. аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
  5. оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

5.Список рекомендуемой учебно- методической литературы:

Для учителя:

  1. Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов. С.И. Львова. Москва, «Мнемозина», 2008.
  2. Современный русский язык: Графика. Орфография. В.Ф. Иванова. Москва, 1976.
  3. Трудные вопросы орфографии. В.Ф. Иванова. Москва, 1982
  4. Современная русская орфография. А.И. Кайдалова, И.К. Калинина. Москва, 1983.
  5.  «Русский язык. Весь курс»: учебное пособие. И.Б. Голуб. Москва, «Эксмо», 2007.
  6. «Русский язык без репетитора»: учебное пособие. И.Б. Голуб. Москва, «Эксмо», 2007.
  7. Русский язык. Выполнение заданий части А: учебно-методическое пособие. Г.Т. Егораева, В.И. Петрова. Москва: издательство «Экзамен».
  8. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену. Л.И. Пучкова. Москва: издательство «Экзамен».
  9. Тесты. Русский язык 10-11 классы. О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. Москва, «Дрофа», 2007
  10. Комплексный анализ текста. 10-11 класс. А.Б. Малюшкин. Москва, «Сфера», 2008

11. Гриценко Р.М. разноаспектный анализ текста. 10-11 классы.           Краснодар.2008.

12. Русский язык в школе : журн.

13. Русский язык : электронный репетитор (система обучающих тестов).

14. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009.

15. Репетитор «Русский язык» (школьный курс).

16. Единый государственный экзамен : Русский язык. 2010 : электронное учебное посо бие.

17. Репетитор по русскому языку. 2008: электронное учебное пособие

Для учащихся:

  1. Тесты. Русский язык 10-11 классы. О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. Москва, «Дрофа», 2007
  2. Комплексный анализ текста. 10-11 класс. А.Б. Малюшкин. Москва, «Сфера», 2008
  3. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы.
  4. Словообразование – занимательно о серьёзном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. С.И. Львова. Москва, 2006.
  5. Русская орфография: Самоучитель. С.И. Львова. Москва, 2005.
  6. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина.  Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 6- е изд. -  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

7.  Репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);

8.  Программа «Домашний репетитор»;

9.  Орфотренажер «Грамотей». 

10. Русский язык : электронный репетитор (система обучающих тестов).

11. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009.

12. Единый государственный экзамен : Русский язык. 2010 : электронное учебное посо бие.

13. Репетитор по русскому языку. 2008: электронное учебное пособие.

СОГЛАСОВАНО                                                           СОГЛАСОВАНО                                                                                      

протокол №1заседания                                                                заместитель директора по УР

методического объединения учителей                                 _____________Л.Н. Зоткина

русского языка и литературы № 1                                               29 августа 2011 года

от 29 августа 2011 года  

_________________ Е.Л.Багмет

Согласовано

 заместитель директора по УР

___________ Л.Н. Зоткина

29 августа 2011 года

Муниципальное образование Павловский район  Краснодарского края

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 ст. Атаманской

муниципального образования Павловский район

          Календарно – тематическое планирование                                                    

                                           по элективному учебному предмету

«Русское правописание»

 

                                     

Класс  11

Учитель Шкуринская Татьяна Васильевна

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя Шкуринской Татьяны Васильевны, утвержденной решением педсовета, протокол №1 от 30.08.2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...

Рабочая программа курса русская словесность 5 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....

Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....

Рабочая программа по русскому правописанию.10 класс.Программа С.И. Львовой

Рабочая программа по русскому правописанию.10 класс.Программа С.И. Львовой...

Рабочая программа по русскому правописанию.11 класс.Программа С.И. Львовой

Рабочая программа по русскому правописанию.11 класс.Программа С.И. Львовой...

Рабочая программа кружка "Русское правописание" (11 класс).

Курс предполагает освоение  глубоких теоретических  познаний в области языка.Программой  определена такая последовательность  изучения материала , при  которой на восстановлен...