Рабочая программа кружка "Русское правописание" (11 класс).
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Гришина Любовь Николаевна

Курс предполагает освоение  глубоких теоретических  познаний в области языка.Программой  определена такая последовательность  изучения материала , при  которой на восстановление забытых или  уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени.Изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти  учебный материал.Форма организации- практические занятия, на которых учащиеся повторяют все разделы лингвистики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                         кружка  «Русское правописание»  для 11 класса

                                  Гришиной Любови Николаевны,

    учителя русского языка и литературы   высшей квалификационной категории

                       МБОУ «СОШ №4 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ

                                                 

                                               

                                 

                        Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа кружка «Русское правописание» для 11  класса  составлена на основе:

 -Федерального  закона  от  29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании  в  Российской Федерации»;

-Действующего Устава МБОУ «СОШ №4 г. Лениногорска» МО «ЛМР» Республики Татарстан, учебного плана текущего учебного года.

                       Общая характеристика  курса.

Программа кружка рассчитана на учащихся одиннадцатого класса. Экзамены по русскому языку – выпускные в школе и вступительные в вузах – уже много  лет  проходят в виде различного рода тестов. Традиционные тесты включают разделы по орфографии, пунктуации, культуры речи, то есть проверяют практическое знание языка. Тесты ЕГЭ имеют более сложную структуру: кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания – от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного. Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов. Наряду с тестированием в школе в качестве экзамена сохраняется сочинение, за которое выпускник получает две оценки – по литературе и русскому языку. На занятиях курсов речь пойдёт и о том, как лучше подготовиться к сочинению с точки зрения русского языка. Важно воспринимать язык не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.

Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка, что способствует восприятию русского языка не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.

Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путём» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал. Форма организации работы учащихся в рамках данного  курса - практические знания, на которых учащиеся повторяют все разделы лингвистики, а также тренировки в выполнении разных тестов. Кроме того, предусмотрены практикумы творческого плана: интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов, что должно стать надёжной основной речевой и коммуникативной компетентности ученика.

Цель: повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету, подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

-быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к ЕГЭ;

-  способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы.

                            Место предмета в  учебном плане.

Федеральный   базисный  учебный план  для образовательных учреждений  Российской Федерации  и учебный  план МБОУ СОШ № 4  . год  с целью  расширения  и  углубления знаний учащихся по русскому языку  в рамках  подготовки к ЕГЭ  отводит на занятия  кружка 38 часов в год,  в  неделю  -1час.

Основное содержание с  распределением учебных часов  по основным  разделам курса.

Тема 1. Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением

Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих.  

  Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.  

 Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос,

-скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-,

-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.

 Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)

 Корни-омофоны.

Тема 2. Соединительные гласные в сложных словах

Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля.

Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.

Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, пере-, эпи-.

Тема 3. Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий

Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний – е – и – и – в именах существительных. Ударные окончания в словах в забытьи, на острие.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы  -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-,

-чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.

Тема 4.  Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм

Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-,  -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и  –ыва- . написание суффикса - а – или  -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании  причастий прошедшего времени (посеять - посеявший – посеянный)

Тема 5. Согласные в корнях, приставках, суффиксах 

Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очёчник).

Приставки на  з (с )- фонетический принцип. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица ;  -к- и –ск- в именах прилагательных

Тема 6. Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях

Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных , образованных от существительного и от глагола.

Тема 7. Употребление -ь- и -ъ-

Употребление разделительных ъ и ь . написание сочетаний чн , щн ,нч , нщ, рщ, рч, чк,  внутри отдельной морфемы и на стыке морфем ; употребление ь   для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке  морфем. Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Тема 8. Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме  служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Образование и написание сложных  слов ( имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».

Тема 9. Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию 

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.

Тема 10. Контрольный тест по разделу «Орфография»

Тема 11. Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы 

Особенности произношения гласных и согласных звуков. Деление слова на слоги. Морфологические нормы знаменательных частей речи.

Тема 12.Лексические и синтаксические нормы

 Построение предложения с деепричастиями. Управление и однородные члены в предложении, согласование в предложении. Нормы лексической сочетаемости слов.

Тема 13. Зачёт по культуре речи

Тема 14. Простое предложение 

Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интационные особенности этих предложений.

Грамматические и интационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Тема 15. Обособленные члены предложения

Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктационные отличия его от деепричастного оборота.

Способы обособления предложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Тема 16. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение 

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж , как же, что же).

Тема 17. Знаки препинания при прямой речи

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Тема 18. Знаки препинания в ССП

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Тема 19. Знаки препинания в СПП

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Тема 20. Знаки препинания в БСП

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Тема 21. Контрольный текст по разделу «Культура речи»

Тема 22. Определение функционального стиля текста.

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Тема 23. Работа со смысловыми типами речи.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Тема 24. Основная мысль текста – рассуждение.

Типы речи. Рассуждение. Схема построения текста-рассуждения.

Тема 25. Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).

Тема 26. Языковые средства, обеспечивающие связность текста.

Тема 27. Анализ композиции научного и публицистического текстов.

Тема 28. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.

Тема 29. Рецензия на научный и публицистический тексты.

Тема 30. Редактирование текста.

 

               

                 Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учителя.

  1. Д. И. Архарова. Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Анализ текста и написание рецензии. (Курс подготовки  к написанию сочинения. ) – М.: Айрис-Пресс, 2014.
  2. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 2013.
  3. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  4.  А.Д. Дейкина, Т.М. Паханова. Русский язык. Учебник-практикум для ст. кл. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вербум-М, 2013.
  5. Н.В. Егорова. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: Вако, 2016.
  6. И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2018. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Вако» 2018.
  7. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2018. Ростов-на Дону: «Легион», 2018.

Литература для учащихся:

1.Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.: «Просвещение», 2015.

2.Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2018.

3.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.

4. Единый государственный экзамен. Русский язык. – М.: «Просвещение», 2014.

5.Корчагина Е.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Издательство: -М.: ACT: «Астрель»,2015.

Интернет-ресурсы.

1. http://rosental.virtbox.ru/ - Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике.

2. http://spravka.gramota.ru – Справочная служба русского языка.

3. http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание».

4.http:/ http://fipi..ru/- федеральный институт педагогических измерений.

 5.http://ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ.

 6.www.ege.ru – Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме.

 7.www.rustest.ru – ФГУ «Федеральный центр тестирования».

                      Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

знать:

- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

- условия, от которых зависит написание;

- норму, действующую при данных условиях;

- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

-приёмы разграничения схожих написаний.

- орфоэпические, морфологические, лексические и синтаксические нормы русского языка;

-правила постановки знаков препинания в простых осложнённых, в сложносочинённых,  сложноподчинённых, бессоюзных предложениях;

- основные функциональные  стили русского языка.

уметь:

- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными      морфологическим и традиционным принципами написания;

-правильно писать сложные слова,

-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях       прилагательных,

-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

-правильно писать не с разными частями речи;

- правильно писать слова с  -н- и -нн- в прилагательных и причастиях;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
-владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,    грамматические нормы русского литературного языка;  
-применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
-понимать и интерпретировать содержание исходного текста;  
-формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать е
-уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.

                         Учебно-тематическое  планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения  урока

Примечание

План

Факт

 

ОРФОГРАФИЯ

 1.

Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением

1

 2.

Чередующиеся гласные в корне слова. Гласные после шипящих и Ц.

1

 3.

Соединительные гласные в сложных словах. Гласные в приставках

1

 4.

Гласные в безударных  окончаниях существительных, прилагательных и причастий. Гласные с суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречии.

1

 5.

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм

1

 6.

Согласные в корнях, приставках, суффиксах

1

 7.

Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях

1

 8.

Употребление -ь- и -ъ-

1

 9.

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

1

 10.

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию

1

 11.

Контрольный тест по разделу

1

 

 12.

Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы

1

 13.

Лексические и синтаксические нормы

1

 14.

Зачёт по культуре речи

1

 15.

Простое предложение. Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

1

 16.

 Обособленные члены предложения.

1

 17.

Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение.

1

 18.

Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение

1

 19.

Знаки препинания при прямой речи

1

 20.

Знаки препинания в ССП

1

 21.

Знаки препинания в СПП

1

 22.

Знаки препинания в БСП

1

 23.

Контрольный текст по разделу

1

 24.

Определение функционального стиля текста

1

 25.

Работа со смысловыми типами речи

1

 26.

Основная мысль текста - рассуждение

1

 27.

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)

1

 28.

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)

1

 29.

Языковые средства, обеспечивающие связность текста.

1

 30.

Языковые средства, обеспечивающие связность текста

1

 31.

Анализ композиции научного и публицистического текстов

1

 32.

Комплексный анализ научно-популярного текста.

1

 33.

 Комплексный анализ публицистического текста.

1

 34.

 Рецензия на научный текст.

1

 35.

 Рецензия на публицистический текст.

1

36.

Редактирование текста.

1

37.

Редактирование текста

1

38.

Итоговая работа. Анализ текста.

1

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...