правописание частиц не и ни (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

разработанный урок для 7 класса по теме "Правописание частиц НЕ и НИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt_pravopisanie_chastic_ne_i_ni.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

урок по теме "Правописание частиц

НЕ и НИ"

Цель: потренироваться в правописании слов с НЕ; запомнить слова, которые пишутся с НЕ раздельно и в предложении являются сказуемыми; вспомнить правописание НЕ с различными частями речи

Оборудование: учебный комплекс: "Русский язык. Теория 5-9 кл." В.В.Бабайцева,Л.Д.Чеснокова; "Русский язык. Практика. 7 класс" под ред. С.Н.Пименовой, карточки, презентация.

Ход урока

I Организационный момент

Приветственное слово

- Тема, записанная на доске, новая для Вас? (ответы учеников)

- Какой частице мы уделяли особое внимание на прошлом уроке? (ответы учеников)

- Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока. Какой Вы её видите?

       Цель - совершенствовать свои знания в области русского языка, закрепить материал о правописании частиц НЕ и НИ, уделив особое внимание частице НИ.        

I I Работа по теме урока

Нескольким учащимся раздаются карточки, а с остальными ребятами начинается работа по слайдам.

1. Опрос (слайд 3)

- Что такое частица?

- Какие разряды частиц вы знаете?

- Что вы знаете о правописании частиц НЕ и НИ?

- В каких случаях частица НИ синонимична союзу И?

Слайд 9

2. Выборочный диктант

Задание: запишите только смысловые частицы, определите их разряд.

Смотри, вон мой Тузик! Нет, не тот, что слева, а вон тот, пушистый! Даже издалека видно, какой он красавец. Что за лапки, что за хвостик! А глазки - только у моей собаки такие хитрые. Если бы были конкурсы красоты для дворняжек - Тузик мой победил бы. А другие пусть хоть из шкуры выпрыгнут.

Проверим! Вон (указ.), не (отриц.), даже (усилит.), что за (воскл.), только (усилит.)

Задание: выпишите предложения, в которых есть частицы

а) Мал золотник, да дорог.

б) Говорите же скорее!

в) Вот пошёл он в лес и заблудился.

Проверим! б (же), в (вот)

3. Распределительный диктант (слайд 15)

Задание: запишите предложения в две колонки, объясняя выбор частицы

Не

Ни

1. Кто не слышал его, очень сожалел об этом.

2. Цветы не поливали, и они засохли.

3. Они не могли не сделать задание.

1. У меня нет ни копейки.

2. В школьном дворе ни души.

3. Кто ни слышал его, всех поражало его красноречие.

4. Синтаксический  и морфологический разборы.

Задание: Сделайте синтаксический разбор предложения (слайд 18)

Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

 

Не - морфологический разбор

1. не - частица, служит для отрицания

2. смысловая, отрицательная.

Слайд 24

- Расскажите, как различить написание: не один - ни один, не раз - ни разу, немало - нимало (ответы учащихся)

5. Объяснительный диктант (слайд 25)

Задание: объясните правописание частиц НЕ и НИ.

Не одна в поле дороженька пролегала. При мне он у нас ни разу не был. Вы меня нимало не удивили.

- Какие устойчивые словосочетания с частицей НИ вы знаете?

6. Цифровой диктант (слайд 33)

Задание: запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим!

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

- Расскажите, в каких случаях НЕ пишется слитно? (слайд 36)

- А когда НЕ пишется раздельно? (слайд 37)

7. Объясните правописание (слайд 42)

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Негодуя на руки, подумай о голове.

Незакрытое окно.

Совсем не новый.

Не законченная вовремя работа.

Дорога не дальняя, а близкая.

8. Давайте вспомним! (слайд 45)

- Что такое ССП?

- Что такое СПП?

- Какие сочинительные и подчинительные союзы вы знаете?

Слайд 48 Составьте предложения

ССП и СПП, используя в одном частицу НЕ, а в другом частицу НИ, составьте схемы.

9. Комментированное письмо ( слайд 51)

Задание: запишите, исправляя ошибки, комментируя орфограммы.

Проверим! Пусть растет, давай споём, более решительный (-но), да здравствует солнце, не верится что-то, ни сосед, ни его жена не пришли.

10. Укажите разряды частиц из предыдущего задания (слайд 54)

Пусть, давай, да - формообразующие, повелительное наклонение глагола.

Не, ни - смысловые отрицательные частицы.

11. Работа по учебнику "Практика", упр. 437.

Задание: замените данные неопределенные местоимения однокоренными с приставкой не-

1. Кто-то в сером плаще помог ему подняться. 2. Майор рассказывал что-то интересное. 3. Когда-то мой дед, ветеран войны, был метким стрелком. 4. Сколько-то участников соревнований пытались обойти его на финише.

Проверим! 1. Некто

                    2. Нечто

                    3. Никогда

                    4. Несколько

12. Работа со словариком (слайд 60)

Задание: запишите словарные слова и запомните их правописание.

Неряха, Неряшливый, Ненавидеть, Негодуя, Нельзя.

13. Расставьте знаки препинания (слайд 63)

Задание: расставьте недостающие знаки препинания.

Мы идём лесом неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето занятия закончились.

Мы достаём тетрадь ручку и урок начинается.

Проверим! 

 Мы идём лесом, неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето, занятия закончились.

Мы достаём тетрадь, ручку, и урок начинается.

I I I Итог урока

- Расскажите о видах работы, которые были сегодня использованы.

1. Выборочный диктант

2. Распределительный диктант

3. Синтаксический разбор

4. Морфологический разбор

5. Объяснительный диктант

6. Цифровой диктант

7. Комментированное письмо

8. Работа по учебнику

9. Работа со словариком

- Достигли ли мы поставленной цели?

Выставление оценок.

Домашнее задание: § 153, упр. 448.

Слайд 77.

Поздравляю!!!

Вы справились со всеми заданиями

и по праву можете считать себя

знатоками по данным темам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...

Повторение правописания частицы НИ в VII классе

Разработка урока русского языка для 7 класса...

Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме: "Значение и правописание частиц"

Тип урока:  повторительно-обобщающийЦели:Закрепление  понятия о функциях частицы как служебной части речи.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.Задачи:Показат...

Правописание частиц НЕ и НИ (7 класс)

Раздаточный материал в рамках темы "Отрицательные частицы НЕ и НИ"...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания ча...