Правописание сложных имен прилагательных
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка, 6 класс.
ТЕМА: Правописание сложных имен прилагательных.
Цели: - образовательная:
- познакомить с правописанием сложных имен прилагательных;
- учить находить и правильно писать орфограмму;
- повторить правописание сложных имен существительных;
- развивающая:
- развивать речь, внимание, память, мышление
(логику, умение сравнивать, анализировать и - синтезировать, классифицировать, конкретизировать) умение сотрудничать с учителем и друг с другом;
- воспитывающая:
- прививать интерес к русскому языку, вдумчиво относиться к слову;
- воспитывать трудолюбивых, самостоятельных, внимательных к другим учеников.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: - сигнальные карточки «+», «-»;
Структура урока и хронология каждого этапа.
Название этапа и его дидактическая задача. | Содержание этапа |
I -Оргмомент – 1 мин. Подготовить учащихся к начальной работе на уроке. | Приветствие. Проверка готовности, средства обучения, оборудования. Постановка цели урока в общей форме. |
II –Актуализация знаний – 11 мин. Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление. | Проверка домашнего задания: - словарно-орфографическая работа; - повторение правописания сложных существительных, словообразование сложных прилагательных. |
IV – Изучение новых знаний – 8 мин. Познакомить с новыми знаниями, обеспечить их связь с изученными ранее. | Содержание этапа – исследовательская работа. |
V - Первичная проверка усвоения новых знаний – 4 мин. | III – Мобилизующий этап – 2 мин. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. |
VI – Закрепление знаний – 15-16 мин. На основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний. | Выполнение упражнений по применению знаний: а) на уровне воспроизведения; б) по образцу: - в знакомой ситуации; - в видоизмененной ситуации; - в новой ситуации. |
VII – Инструктаж о домашнем задании – 1 мин. Продолжить работу учащихся по самообразованию. | Сообщение о домашнем задании, предупреждение затруднений. |
VIII – Подведение итогов – 2-3 мин. Предварительное выявление итогов урока на основании мнения учащихся. | Беседа, выступления учащихся; выставление оценок, стимулирование учащихся; самоанализ. |
Ход урока
Уч-ль: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Будьте добры, проверьте ещё раз готовность к уроку: ручки, карандаши, учебник, тетрадь, линейка. Спасибо.
Сегодня на уроке закрепим правописание слов из рубрики ЗСП-5, выполнив ряд заданий, повторим правописание сложных имен существительных, чтобы не забыть, как они пишутся, и познакомимся с новой темой.
Будьте очень внимательны, сосредоточены, активны на уроке. Как всегда, самый-самый получит приз в конце урока.
Откройте тетрадочки, возьмите ручки, запишите число, «классная работа».Сидите ровненько, не сутультесь, ручку держите правильно.
Итак, дома вы должны были ещё раз поработать со словами из рубрики ЗСП – 6.
Выполним несколько заданий на оценку.
1) Запишите слова с историческими корнями «мочь», «чин», выделите в них корни.
(Могучий, могущество, могущественный; подчиняться, подчинение);
2) Какое слово обозначает в переводе с греческого «пение наизнанку»? К этому существительному подберите родственные слова.
(Пародия, пародировать, пародийный).
3) Напишите слова с греческой частью «гипер», «полем», разберите
по составу.
(Гипербола, гиперболический, полемика, полемический, полемизировать);
4) В переводе с латинского это слово обозначает «рассмотрение, исследование».
(Дискуссия)
- Поменяйтесь тетрадочками в парах, проверьте по «ключу», поставьте на полях друг другу оценку карандашом.
-По карточкам идут работать на доске два человека, а один готовит ответ «Способы словообразования существительных».
Карточка 1. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание орфограммы. Школа(интернат), (пол)банана, (полу)финал, ванька(встанька), (кино)фестиваль, (северо)восток, Сант(Яго), (море)плаватель. |
Карточка 2. Составь словосочетания с данными словами. Объясни правописание. Кафе(мороженое), (пол)апельсина, (авто)гонка, (птице)фабрика, (Санкт)Петербург. |
- А мы с вами проведем объяснительный словарный диктант. Объяснять будем правописание сложных существительных.
Мы купили шкаф(купе), брат объездил (пол)страны, в (зоо)парке нас заинтересовали обезьяны,(горно)лыжники готовились к соревнованиям, облака стремительно неслись на (северо)запад, друзья понимали друг друг с (полу)слова, оставалось (пол)ящика апельсинов, утешительная (метео)сводка.
(Оценка)
-Проверим работы на доске.
(Ученики, выполнявшие работы на доске, объясняют словообразование и правописание слов. Выставление оценок)
- Итак, с этой работой справились хорошо.
Прочитайте на экране слова. Распределите их в столбики в зависимости от части речи, подумайте, какая орфограмма их объединяет. Сформулируйте тему урока.
(Слайд 1)
(Фотоаппарат, сильный-пресильный, вагон-ресторан, велогонка, белоснежный, русско-немецкий, северо-запад, юго-восточный, санкт-петербургский, садово-огородный, пол-лимина, высокогорный, семиклассник, машинно-тракторный, сельскохозяйственный, бледно-розовый, ярко-красный, темный-темный.)
Ученик: В задании даны сложные имена существительные и прилагательные.
Они пишутся то слитно, то через дефис. Правописание сложных имен существительных мы знаем. Значит, тема нашего урока «Правописание сложных имен прилагательных».
Учитель: Совершенно верно. Запишите в тетрадь тему урока.
(Слайд 2)
Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать цель, используя опорные слова, записанные на доске:
Цель: 1) познакомиться с …(правописанием сложных имен
прила гательных);
2) учиться находить …(орфограмму) и правильно ее …
(писать).
Уч-ль: - Выпишите из этого задания прилагательные, распределяя их в столбики в зависимости от написания.
(….)
- Проведите исследования и попробуйте объяснить, почему одни сложные имена прилагательные пишутся через дефис, а другие слитно.
(Самостоятельная работа в парах. В это время проверяю словарную работу у части учеников).
Уч-ль: - Какие есть мнения, предложения?
Ученик: Я думаю, что прилагательные «юго-восточный, санкт-петербургский»
пишутся через дефис потому, что образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис.
-«Бледно-розовый и ярко-красный» обозначают оттенки цветов, поэтому, мне кажется, и пишутся через дефис.
- В словах «сильный-пресильный, темный-темный» я вижу повтор. Возможно,
поэтому они пишутся через дефис.
- Слова «русско-немецкий, машинно-тракторный, садово-огородный»,как мне кажется, состоят из двух самостоятельных слов, как имена существительные «диван-кровать, кресло-качалка».
- «Белоснежный, высокогорный, сельскохозяйственный, бледнолицый» образовались при помощи сложения исходных частей с соединительной гласной –о-.
Уч-ль: - Молодцы! С работой справились замечательно. Что помогло вам сгруппировать слова?
Ученик: - Способы словообразования сложных имен прилагательных.
Уч-ль: Итак, сделайте вывод, когда же сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис. Приведите примеры.
(Ответ учеников)
Уч-ль: -Попробуйте составить алгоритм.
(Самостоятельная работа учащихся. Продолжение проверки словарной работы).
- Пожалуйста, кто закончил, нарисуйте схему на доске.
- А теперь посмотрите на экран и сравните вашу схему-алгоритм с той, которая на экране.
(Слайд 3)
Определяю условия слитного и дефисного написания |
ЕСЛИ ЕСЛИ
заменить
словосочетанием ! обр.от сущ.! оттенок ! из 2-х ! повтор
! ! цвета ! сам.слов !
!
ПИШУ ПИШУ
! !
Слитно через дефис
горнолыжный юго-восточный
высокогорный темно-синий
плодово-ягодный
синий-синий
Уч-ль: - Работаем по учебнику с.96, параграф 22.
Читаем правило.
Сравните с составленным алгоритмом. Что вы можете сказать?
Ученик: - Верно составили алгоритм.
Уч-ль: Выполняем упражнение 219.
- А сейчас – предупредительный диктант.
Бледно-лиловый кустарник, синие-пресиние глаза, изжелта-серое лицо, труднодоступная местность, трудолюбивый человек, крупнопанельный дом, документально-художественный фильм, широкоплечий юноша.
(При записи слов идет работа с орфографическим словарем, т.к. впервые встретились слова «изжелта-серое» и «крупнопанельный»).
- На доске написаны слова:
(Темно)синяя туча, (задумчивая и мечтательная) девушка, (военный и полевой) госпиталь, (проводит нефть) труба, (пепельно) серый, (водный и спортивный) комплекс, (высокая гора) ущелье, (двадцать пять этажей) дом.
Задание: образуйте сложные прилагательные, пишите их слитно или через дефис. Два ученика выполняют эту работу за занавеской, а остальные в тетрадях.
(Во время работы оказываю индивидуальную помощь нуждающимся. Продолжаю проверку словарной работы).
- Проверим работу, сверяем свою с той, которую выполняли два ученика
на доске.
(Двум ученикам можно выставить оценки).
- Сейчас выполним тест. (На листочках)
Тест
(Слайд)
I. Дефис не пишется в слове:
1) (полу) месяц;
2)(пол) аршина;
3) (северо) восточный;
II. Слово пишется через дефис:
1) (глубоко) уважаемый;
2) (плодово) ягодный;
3) (бледно) лицый.
III. Слова пишутся только слитно:
1) (бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;
2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;
3) (кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.
IV. Слова пишутся только через дефис:
1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;
2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;
3) (премьер) министр, (русско) английский, (контр) адмиральский.
Уч-ль: Закончили работу, не забудьте подписать листочки. Помощники потом соберут по рядам.
Запишем в дневники домашнее задание: параграф 22, повторить 13, упр. 220 или выписать из газет, журналов 10 сложных имен прилагательных.
Прочитайте задание к упр.220. У кого есть вопросы? Вопросов нет, так как мы точно такое задание делали в классе.
Итак, что нового узнали на уроке?
(Узнали, как пишутся сложные прилагательные).
- Назовите условия, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис.
(…)
- Молодцы! Что понравилось на уроке? Что было интересного?
(Сами формулировали тему урока, цель, проводили исследования и сами сделали вывод о правописании сложных имен прилагательных.
Использовалась мультимедийная установка).
- Урок прошел плодотворно, вы работали очень активно, с увлечением.
Итоги урока:
-словарная работа. Встаньте, кто получил «5» - 12 ч.
Кто получил «4»- 7 ч.
Кто получил «3»- 4 ч.
- за работу у доски оценены 5 человек: 4 ч. –«5», 1 ч – «4».
- Подсчитаем количество полученных за урок жетонов. (…) Самым активным оказался ………... Он получает приз.
-Урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-26916-1382970300.jpg)
Презентация к уроку русского языка для 6 класса "Правописание сложных имен прилагательных"
В презентации представлен урок изучения нового материала по теме "Правописание сложных имен прилагательных" для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-139841-1352377468.jpg)
Презентация "Правописание сложных имен существительных"
Данная презентация содержит материал по правописанию сложных имен существительных. Предназначена для обучающихся 10 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-299596-1379671560.jpg)
Правописание сложных имен прилагательных
Урок объяснения и первичного закрепления учебного материала по теме "Правописание сложных имен прилагательных"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-559195-1420457521.jpg)
Самостоятельная работа "Правописание сложных имен прилагательных"
Самостоятельная работа "Правописание сложных имен прилагательных" (в двух вариантах, удобных для распечатки) позволит проверить освоение базовых знаний по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-1180016-1572001949.jpg)
ТАБЛИЦЫ "СЛИТНОЕ И ДЕФИСНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"
В ДАННЫХ ТАБЛИЦАХ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ О СЛИТНОМ И ДЕФИСНОМ ПРАВОПИСАНИИИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ...