Правописание сложных имен прилагательных
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Платонова Галина Федоровна
Изучение нового материала строится на установлении внутрипредметных связей: урок начинается с интересной словарной работы из рубрики ЗСП, повторяется правописание сложных имен существительных. Выполняя определенное задание, учащиеся сами формулируют тему и цель урока. Проводят исследовательскую работу и составляют самостоятельно алгоритм правописания сложных имен прилагательных. У учеников развивается орфографическая зоркость, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, анализировать. Воспитывается умение правильно выражать свои мысли в устной форме, а также выступать перед ауудиторией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, 6 класс.

ТЕМА: Правописание сложных имен прилагательных.

Цели: - образовательная:

                - познакомить с правописанием сложных имен                                                                                      прилагательных;

                - учить находить и правильно писать орфограмму;

                - повторить правописание сложных имен                                                                             существительных;

        - развивающая:

                - развивать речь, внимание, память, мышление

                  (логику, умение сравнивать, анализировать и                                                         - синтезировать, классифицировать,                                                                   конкретизировать) умение сотрудничать с учителем   и  друг с другом;

        - воспитывающая:

                - прививать интерес к русскому языку, вдумчиво                                                           относиться к слову;

                - воспитывать трудолюбивых, самостоятельных,                                           внимательных к другим учеников.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: - сигнальные карточки «+», «-»;

Структура урока и хронология каждого этапа.

Название этапа и его дидактическая задача.

Содержание этапа

I -Оргмомент – 1 мин.

Подготовить учащихся к начальной работе на уроке.

Приветствие. Проверка готовности, средства обучения, оборудования. Постановка цели урока в общей форме.

II –Актуализация знаний – 11 мин.

Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление.

Проверка домашнего задания:

- словарно-орфографическая работа;

- повторение правописания сложных существительных, словообразование сложных прилагательных.

IV – Изучение новых знаний – 8 мин.

Познакомить с новыми знаниями, обеспечить их связь с изученными ранее.

Содержание этапа – исследовательская работа.

V - Первичная проверка усвоения новых знаний – 4 мин.

III – Мобилизующий этап – 2 мин.

Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

VI – Закрепление знаний – 15-16 мин.

На основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний.

Выполнение упражнений по применению знаний:

а) на уровне воспроизведения;

б) по образцу:

          - в знакомой ситуации;

          - в видоизмененной ситуации;

          - в новой ситуации.

VII – Инструктаж о домашнем задании – 1 мин.

Продолжить работу учащихся по самообразованию.

Сообщение о домашнем задании, предупреждение затруднений.

VIII – Подведение итогов – 2-3 мин.

Предварительное выявление итогов урока на основании мнения учащихся.

Беседа, выступления учащихся; выставление оценок, стимулирование учащихся; самоанализ.

Ход урока

Уч-ль: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Будьте добры, проверьте           ещё раз готовность к уроку: ручки, карандаши, учебник, тетрадь,  линейка. Спасибо.

          Сегодня на уроке закрепим правописание слов из рубрики ЗСП-5, выполнив ряд заданий, повторим правописание сложных имен  существительных, чтобы не забыть, как они пишутся, и познакомимся  с новой темой.

          Будьте очень внимательны, сосредоточены, активны на уроке. Как         всегда, самый-самый получит приз в конце урока.

        Откройте тетрадочки, возьмите ручки, запишите число, «классная         работа».Сидите ровненько, не сутультесь, ручку держите правильно.

        Итак, дома вы должны были ещё раз поработать со словами из рубрики ЗСП – 6.

        Выполним несколько заданий на оценку.

                1) Запишите слова с историческими корнями «мочь», «чин»,                         выделите в них корни.

                        (Могучий, могущество, могущественный; подчиняться,                         подчинение);

                2) Какое слово обозначает в переводе с греческого «пение                                 наизнанку»? К этому существительному подберите родственные                 слова.

                        (Пародия, пародировать, пародийный).

                3) Напишите слова с греческой частью «гипер», «полем», разберите

                по составу.

                        (Гипербола, гиперболический, полемика, полемический,                                 полемизировать);

                4) В переводе с латинского это слово обозначает «рассмотрение,                 исследование».

                        (Дискуссия)

        - Поменяйтесь тетрадочками в парах, проверьте по «ключу», поставьте на           полях друг другу оценку карандашом.

        -По карточкам идут работать на доске два человека, а один готовит ответ «Способы словообразования существительных».

Карточка 1.

Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание орфограммы.

      Школа(интернат), (пол)банана, (полу)финал, ванька(встанька), (кино)фестиваль, (северо)восток, Сант(Яго), (море)плаватель.

Карточка 2.

Составь словосочетания с данными словами. Объясни правописание.

    Кафе(мороженое), (пол)апельсина, (авто)гонка, (птице)фабрика, (Санкт)Петербург.

        - А мы с вами проведем объяснительный словарный диктант. Объяснять будем правописание сложных существительных.

                Мы купили шкаф(купе), брат объездил (пол)страны, в (зоо)парке нас заинтересовали обезьяны,(горно)лыжники готовились к соревнованиям, облака стремительно неслись на (северо)запад, друзья понимали друг друг с (полу)слова, оставалось (пол)ящика апельсинов, утешительная (метео)сводка.

                                (Оценка)

        -Проверим работы на доске.

        (Ученики, выполнявшие работы на доске, объясняют словообразование и         правописание слов. Выставление оценок)

        - Итак, с этой работой справились хорошо.

        Прочитайте на экране слова. Распределите их в столбики в         зависимости от части речи, подумайте, какая орфограмма их объединяет.         Сформулируйте тему урока.  

                                             (Слайд 1)

                (Фотоаппарат, сильный-пресильный, вагон-ресторан, велогонка, белоснежный, русско-немецкий, северо-запад, юго-восточный, санкт-петербургский, садово-огородный, пол-лимина, высокогорный, семиклассник, машинно-тракторный, сельскохозяйственный, бледно-розовый, ярко-красный, темный-темный.)

Ученик:  В задании даны сложные имена существительные и прилагательные.

              Они пишутся то слитно, то через дефис. Правописание сложных имен               существительных мы знаем. Значит, тема нашего урока «Правописание сложных имен прилагательных».

Учитель:  Совершенно верно. Запишите в тетрадь тему урока.

                                         (Слайд 2)                      

               Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать цель, используя опорные слова, записанные на доске:

                Цель: 1) познакомиться с …(правописанием сложных имен

                        прила        гательных);

                        2) учиться находить …(орфограмму) и правильно ее …

                        (писать).

Уч-ль:  - Выпишите из этого задания прилагательные, распределяя их в столбики в зависимости от написания.

                        (….)

           - Проведите исследования и попробуйте объяснить, почему одни  сложные имена прилагательные пишутся через дефис, а другие слитно.        

                (Самостоятельная работа в парах. В это время проверяю                         словарную работу у части учеников).

Уч-ль: - Какие есть мнения, предложения?

Ученик: Я думаю, что прилагательные «юго-восточный, санкт-петербургский»

             пишутся через дефис потому, что образованы от сложных           существительных, которые пишутся через дефис.

        -«Бледно-розовый и ярко-красный» обозначают оттенки цветов, поэтому,           мне кажется, и пишутся через дефис.

        - В словах «сильный-пресильный, темный-темный» я вижу повтор.         Возможно,

поэтому они пишутся через дефис.

        - Слова «русско-немецкий, машинно-тракторный, садово-огородный»,как           мне кажется, состоят из двух самостоятельных слов, как имена  существительные «диван-кровать, кресло-качалка».

        - «Белоснежный, высокогорный, сельскохозяйственный, бледнолицый» образовались при помощи сложения исходных частей с соединительной гласной  –о-.

Уч-ль: - Молодцы! С работой справились замечательно. Что помогло вам          сгруппировать слова?

Ученик: - Способы словообразования сложных имен прилагательных.

Уч-ль:  Итак, сделайте вывод, когда же сложные прилагательные пишутся         слитно, а когда через дефис. Приведите примеры.

                (Ответ учеников)

Уч-ль: -Попробуйте составить алгоритм.

                (Самостоятельная работа учащихся. Продолжение проверки словарной работы).

        - Пожалуйста, кто закончил, нарисуйте схему на доске.

        - А теперь посмотрите на экран и сравните вашу схему-алгоритм с той, которая на         экране.

(Слайд 3)

Определяю условия слитного и дефисного написания

        

        ЕСЛИ                                                                                ЕСЛИ

       заменить                                                  

  словосочетанием                      !  обр.от сущ.!  оттенок ! из 2-х     ! повтор

              !                                               !     цвета   ! сам.слов !

            !

        ПИШУ                                                                       ПИШУ

            !                                                                                    !

          Слитно                                                                      через дефис

   горнолыжный                                                               юго-восточный

   высокогорный                                                              темно-синий

                                                                                           плодово-ягодный

                                                                       синий-синий

Уч-ль: - Работаем по учебнику с.96, параграф 22.

             Читаем правило.

          Сравните с составленным алгоритмом. Что вы можете сказать?

Ученик: - Верно составили алгоритм.

Уч-ль:  Выполняем упражнение 219.

          - А сейчас – предупредительный диктант.

        Бледно-лиловый кустарник, синие-пресиние глаза, изжелта-серое лицо,         труднодоступная местность, трудолюбивый человек, крупнопанельный        дом, документально-художественный фильм, широкоплечий юноша.

                  (При         записи слов идет работа с орфографическим словарем, т.к.                 впервые встретились слова «изжелта-серое» и «крупнопанельный»).

        - На доске написаны слова:         

                (Темно)синяя туча, (задумчивая и мечтательная) девушка, (военный и полевой) госпиталь, (проводит нефть) труба, (пепельно) серый, (водный и спортивный) комплекс, (высокая гора) ущелье, (двадцать пять этажей) дом.

                

        Задание: образуйте сложные прилагательные, пишите их слитно или через дефис. Два ученика выполняют эту работу за занавеской, а остальные в тетрадях.

        (Во время работы оказываю индивидуальную помощь нуждающимся.         Продолжаю проверку словарной работы).

        - Проверим работу, сверяем свою с той, которую выполняли два ученика

          на доске.

                        (Двум ученикам можно выставить оценки).

        - Сейчас  выполним тест. (На листочках)

Тест

(Слайд)

        I. Дефис не пишется в слове:

                1) (полу) месяц;

                2)(пол) аршина;

                3) (северо) восточный;

        II. Слово пишется через дефис:

                1) (глубоко) уважаемый;

                2) (плодово) ягодный;

                3) (бледно) лицый.

        III. Слова пишутся только слитно:

                1) (бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;

                2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

                3) (кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

        IV. Слова пишутся только через дефис:

                1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;

                2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;

                3) (премьер) министр, (русско) английский, (контр) адмиральский.

Уч-ль: Закончили работу, не забудьте подписать листочки. Помощники потом           соберут по рядам.

          Запишем в дневники домашнее задание: параграф 22, повторить 13, упр. 220 или выписать из газет, журналов 10 сложных имен прилагательных.

                Прочитайте задание к упр.220. У кого есть вопросы? Вопросов нет,           так как мы точно такое задание делали в классе.

                Итак, что нового узнали на уроке?

                (Узнали, как пишутся сложные прилагательные).

        - Назовите условия, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис.

                                (…)                

        - Молодцы! Что понравилось на уроке? Что было интересного?

                (Сами формулировали тему урока, цель, проводили исследования и         сами сделали вывод о правописании сложных имен прилагательных.

        Использовалась мультимедийная установка).

        - Урок прошел плодотворно, вы работали очень активно, с увлечением.

                Итоги урока:

                        -словарная работа. Встаньте, кто получил «5» - 12 ч.

                                                                Кто получил «4»- 7 ч.

                                                                Кто получил «3»- 4 ч.

                        - за работу у доски оценены 5 человек: 4 ч. –«5», 1 ч – «4».

        - Подсчитаем количество полученных за урок жетонов. (…) Самым активным  оказался ………... Он получает приз.

        -Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка для 6 класса "Правописание сложных имен прилагательных"

В презентации представлен урок изучения нового материала по теме "Правописание сложных имен прилагательных" для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр...

Презентация "Правописание сложных имен существительных"

Данная презентация содержит материал по правописанию сложных имен существительных. Предназначена для обучающихся 10 класса....

Правописание сложных имен прилагательных

Урок объяснения и первичного закрепления учебного материала по теме "Правописание сложных имен прилагательных"...

Самостоятельная работа "Правописание сложных имен прилагательных"

Самостоятельная работа "Правописание сложных имен прилагательных" (в двух вариантах, удобных для распечатки) позволит проверить освоение базовых знаний по данной теме....

ТАБЛИЦЫ "СЛИТНОЕ И ДЕФИСНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

В ДАННЫХ ТАБЛИЦАХ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ О СЛИТНОМ И ДЕФИСНОМ ПРАВОПИСАНИИИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ...

Правописание сложных имен прилагательных

Промежуточный вид контроля...

Правописание сложных имен прилагательных

Правописание сложных имен прилагательных...