Методика различения Не и Ни в русском языке
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Колеганова Юлия Юрьевна

Таблица, которая поможет освоить ученикам 7 классов различение НЕ и НИ в русском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichenie_ne_i_ni.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Различение НЕ и НИ

НЕ

НИ

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.

(Не выучил- выучил)

Если опустить частицу, смысл не изменится.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. )

Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

- Для выполнения работы выберете карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.

(дифференцированное обучение)

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания , ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку.

Карточка № 5

- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.

Карточка № 4

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

6. Работа по составлению текста на определённую тему

Цель: формирование умения самостоятельно строить собственное высказывание.

- Создавать маски - увлекательное занятие. А теперь представьте, какую маску хотели бы создать вы и опишите её с помощью предложенных конструкций (текст высвечивается на экране через мультимедийную установку).

Кто не слышал о______________? Кто ни оказывался ____________, всякий_________ни жив ни мёртв.

Требовался не один день, чтобы___________, против которой не устоит ни___________.

7. Подведение итогов урока

- Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ.

Мы словно побывали в мастерской, где создаются маски.

- Кто может вспомнить этимологию слова “маска”? Действительно, это прежде всего “шутка”.

Дома я предлагаю вам продолжить создавать маски, которые могут поддерживать вевёлое настроение.

Список литературы.

  1. Полежаева Е. А Современные открытые уроки русского языка 7 класс Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  2. На берегах Лингвинии. Под ред. Л. Д. Чесноковой. М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

Методика проведения работы над ошибками по русскому языку учащимися начальной школы.

Подборка всех орфограммм, которые изучаются в начальной школе....

Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой  принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, что...

Методика работы со слабоуспевающими на уроках русского языка и литературы.

Одной из главных проблем, которую приходится решать преподавателям русского языка – это работа со слабоуспевающими суворовцами. В педагогической практике слабоуспевающими принято считать обучающ...