тесты ЕГЭ
тест по русскому языку (11 класс) по теме

для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy_ege11_klasssredniy.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

 А1. В каком слове верно  выделена  буква,  обозначающая
         ударный гласный звук?

1)изОгнутый         3) создАлась

2)дОлжностей        4) красивЕе

А2. В   каком  предложении  вместо  слова   ВЕЧНЫЙ   нужно употребить ВЕКОВОЙ?

Долгами осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.

Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важ ной для него была честность.

В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специаль ным проектам.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

с пятидесятью рублями      3) высохла

оденьтесь теплее        4) спелых абрикосов

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предло жения.

Используя языковые средства выразительности,

речь наполняется яркими красками.

писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.

подчёркивается индивидуальность стиля.

мысль автора выглядит более убедительно.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на рушением синтаксической нормы).

В журнале была опубликована рецензия на новый сбор ник стихов молодых поэтов.

Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её по этичность и живописность.

В картине художника Богатова «Соседки» поражает рос кошный интерьер комнаты.

Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1)... (2)Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тыся челетий до н. э. (З)Примерно на восемь веков моложе сходные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегре ческого города Фивы. (4)В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5)Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в ви де колокола, с помощью которого его не менее великий воспи танник Александр Македонский погружался в средиземномор ские воды: таким путем он лично знакомился с подводными за граждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. (6)... после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)Нередко моря и океаны служили и ареной жестоких сраже ний, в которых решались судьбы целых государств.

2)Попытки проникнуть в морские глубины предпринима лись людьми еще в древности.

3)Как полагают историки, только за последние пять столе тий океан поглотил восьмую часть всей мировой добычи золота и серебра.

4)Океанское дно за тысячелетия превратилось в богатейший музей мира, в беспредельных залах которого словно засты ла сама История.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) дол жно быть на месте пропуска в Шестом предложении?

1) Потому что   2) Однако    3) Несмотря на это,     4) Вскоре

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного предложения текста?

1)моложе рисунки (предложение 3)

2)использовали (предложение 4)

3)Александр Македонский знакомился (предложение 5)

4)город был (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1)сложное бессоюзное

2)сложносочинённое

3)простое, осложнённое

4)сложноподчинённое

А10. В каком(-их) предложении(-ях) есть страдательные при частия?

1) 3, 5           2) 2        3) 3, 5, 6        4) 2, 6

А11. Укажите   значение   слова   ВОДЫ   в   предложении   5.

1)полезные минеральные источники

2)питательная жидкость, заполняющая защитную оболочку плода

3)водные пространства морей

4)водный раствор вещества

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на  месте   которых  пишется   одна  буква   Н?

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализо ва(2)ы: обществе (3) ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

1) 1, 3                    2) 2       3) 3            4) 2, 4

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)обозн…чение, задр..жать, т…инственный

2)обог…щаться, к…ричневый, прик…сновение

3)зап..х, г..реть, раск…ленный

4)обл…котиться, б..гровый, прил…жение

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)под„брать, пр…образ, н„илучший

2)пр…бретенье, пр…светлый, пр…рост

3)в…лелеять, об…здоленный, Ра…грести

4)вз…скательный, от…скать, по…сковый

А15. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

1)люб…щие разговаривать, пассажиры дремл…т

2)стро…щийся дом, иголки кол…тся

3)крас…щие вещества, травы стел…тся

4)пен…щиеся волны, соседи разбуд…т

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу щена буква И?

 А. приветливый Б. обид..ться В. ноздреватый Г. благоустраивать

1)А, Б, Г          3)В, Г

2)А, Б, В           4)А, Г

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимал ся, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.

1) 2, 4, 5        2) 2        3) 1, 2, 3        4) 4, 5

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!

2)Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.

3)ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

4)Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ( ) и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

1)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились не обыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

1) 1,3        2) 2        3) 3        4) 1, 2, 3

  А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) каза лось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
1) 1,2, 3,4        2) 1,2            3) 3,4        4)1, 3

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.

2)Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

3)Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скуч ные и надоедливые разговоры.

4)У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва мо жет быть голубого или синего цвета.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло жении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом ду мают.

1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения ука зывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения ука зывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

1)1, 3                  3)2, 3,4

2)1,4                    4)2,4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из го рода автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озе ром.

1)1, 3                             3)1,4

2)2, 3                       4) 1, 2, 3, 4

А26. В каком предложении придаточную часть сложнопод чинённого предложения нельзя заменить обособленным опреде лением, выраженным причастным оборотом?

1) В одиннадцатом классе мы после уроков заходили в ка фе, которое находилось на площади у Дворца куль туры.

2)Есть люди, которые с самого раннего детства несут на се бе какой-то отпечаток избранности.

3)Так как мы не смогли отменить встречу в Лондоне, кото рая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты.

4)По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным военным врачом.

А27. Прочитайте текст.

Каждый из нас связан с другими людьми системой комму никаций. Эта плотная сеть буквально пронизывает человечест во. Именно она делает нас одним целым: мы можем обмени ваться мнениями не только с соседом, но и с жителями другой стороны земного шара, и при этом совсем необязательно всту пать в прямой контакт.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Коммуникативная система пронизывает все человеческие отношения.

В современном мире можно общаться, не вступая в пря мой контакт.

Человечество воспринимается как единое целое благодаря развитой системе коммуникаций.

Развитая система коммуникаций объединяет человечество, позволяя людям прямо общаться друг с другом.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: отку да взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих лю дей. (З)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ста вилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных за мыслов. (5)Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая со весть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...».

(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штра фа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (Ю)Самое позднее — завтра утром. (П)Пошляк не говорил двусмыслен ностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэль ных правил слово быстро отливалось в свинец.

(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмыс ленная гибель...

(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «не вольник чести», но ведь чести!

(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дво рянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное — неваж но. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и пере думать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.

(По Д. Шеварову)

А28. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?

1)Человек должен уметь защищать свою честь.

2)Гибель Пушкина на дуэли бесполезна и бессмысленна.

3)Потомкам достается имя и честь отцов, всё остальное не важно.

4)Дуэль была способом восстановить нравственное равновесие.

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложе ниях 7-17?

1)описание и повествование

2)рассуждение и повествование

3)описание и рассуждение

4)повествование

АЗО. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1) 9        2) 13        3)3        4)4

А31. В каком слове букв больше, чем звуков.

1)адъютант     2) солнцезащитный     3) предчувствие           4) существует

ЧАСТЬ 2

 

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

В1. Из предложений 12—15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 1—3 выпишите все частицы.

В3.Из предложения 13 выпишите подчинительное словосо четание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1—5 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределенно-личное. Напи шите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 10—21 найдите предложение, в ко тором есть обособленное приложение. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 2—8 найдите сложные предложения, в которых есть придаточное изъяснительное. Напишите номера этих сложных предложений.

В7. Среди предложений 1—9 найдите такое, которое соеди няется с предыдущим при помощи частицы, указательного мес тоимения и контекстного синонима.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28— А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особеннос ти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответст вующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они за писаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. «Каждая строчка, каждое слово Дмитрия Шеварова про низаны искренним уважением к личности Пушкина. Эмоциональ ное, неравнодушное отношение автора выражено с помощью та кого синтаксического средства, как________________        (предложения 7, 17),

а также лексических ________________        («подлец», «пошляк», «сплетник»)

и_______________        («честь и имя» в предложениях 18—19)______________        («звон...стали в слове...», в предложении 3, «разряд... силы» в предложе нии 8, «слово... отливалось в свинец» в предложении 13) придают особую образность тексту Д. Шеварова».

Список терминов:

1.риторический вопрос

2. лексический повтор

3. эмоционально-оценочные слова

4. гипербола

5. эпитеты

6. метафоры

7. вопросно-ответная форма изложения

8. сравнительный оборот

9. риторическое восклицание

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

А1. В  каком слове  верно        выделена буква,  обозначающая  ударный гласный звук?

1)на тОрте        3) просвЕрлит

2)премИровать        4) шАсси

А2. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1)И упало КАМЕННОЕ сердце на мою ещё живую грудь.

2)Эти сооружения возникли в период перехода от деревян ного зодчества к КАМЕННОМУ.

3)Мы шли долго в тёмном лесу по извилистой КАМЕННОЙ тропке.

4)В жаркие июльские дни, когда КАМЕННЫЙ город изны вал от солнца, в парке царила тишина и прохлада.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)пылесошу                                             3) несколько яблок

2)свыше четырех тысяч метров        4) обгрызанный

А4. Укажите грамматически правильное продолжение пред ложения.

Отогнав акул далеко в море,

1)спасателей уже ничто не волновало.

2)дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.

3)на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.

4)жителей посёлка ожидала другая напасть.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на рушением синтаксической нормы).

1)Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Никола евич Островский.

2)Все, кто интересовался историей русской литературы, знако мы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3)Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4)Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1)... (2)Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (З)Новые храмы теперь освещались есте ственным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4)В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были за стеклены. (5)А один специалист по сельскому хозяйству реко мендовал защищать растения весной от плохой погоды с по мощью листового стекла. (6)... римляне додумались до теплицы!

Аб. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)В I в. до н. э. новые стеклодувные мастерские возникли в отдалённых римских провинциях.

2)Техника выдувания стекла позволила удешевить процесс изготовления бокалов.

3)Изобрели оконное стекло в Древнем Риме в I в. н. э.

4)Лучшие римские стеклодувы использовали кварцевый пе сок из Египта.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) дол жно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1)В отличие от него                        3) И ещё

2)Поэтому                                    4) Следовательно

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматиче ской основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1)это открытие (предложение 2)

2)освещались стёкла (предложение 3)

3)окна были застеклены (предложение 4)

4)додумались (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложе ния текста.

1)сложноподчинённое        3) сложносочинённое

2)сложное бессоюзное        4) простое, осложнённое

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАСТЕКЛЕНЫ из четвёртого (4) предложения текста.

1) прилагательное                    2)страдательное причастие

3)деепричастие                         4)действительное причастие

А11.  Какое слово в третьем (3) предложении имеет значение «пропускающий сквозь себя свет»?

1)естественный        3)прозрачный

2)льющийся                    4)мозаичный

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.

1) 1        2) 2, 3                      3) 3        4) 1, 3

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)Пом…гать, д…кумент, безотл…гательный

2)изл…жение, д…рижировать, д…лёкая

3)в…новатый, пов..р, вбл..зи

4)акв…рельный, з..ря, УК…ротить

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) чре…мерный, и..подтишка, не…говорчивый

2)пр…градить, пр…страстный, пр.хледователь

3)не…правданный, п…становка, под…зрение

4) без..сходный, под..грать, по..грать

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишет ся буква И?

1)выдел..шь главное, знач…мый для нас

2)овца щипл….т траву, движ…мый чувством

3)погас..м свечи, неопису….мая радость

4)увид..шь друга, непромока..мый плащ

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу щена буква И?

А. прицел…вающийся        В. понаде…вшись

Б. засушл…вый        Г. щавел…вый

1) А, Б, Г       2) А, Б          3) В, Г        4) А, В, Г

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1)Нужная книга (не)прочитана.

2)Клементьев ушел, (не)ответив на наши вопросы.

3)Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и поги бает.

4)(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Никола евны.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1)Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

2)(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

3)Точно   ТАК(ЖЕ),   как   детство   человека   кажется   ему !

 (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суро вой заре человечества окрашены для нас в романтическую  [ дымку.

4)Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

По ночам земля быстро выхолаживалась ( ) и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.

1)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)Простое  предложение  с  однородными  членами,   перед союзом И запятая не нужна.

3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)Простое  предложение  с  однородными  членами,  перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять за пятые?

Слова (1) образованные от географических названий (2) до вольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

1) 2, 3              3) 2, 4

2)1,2,4                      4)1,3,4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять за пятые?

Несомненно (1) есть великие люди, рядом с которыми все ка жутся мелкими (2) однако (3) поистине (4) велик тот, с кем каж дый чувствует себя великим.

1) 1,2,3,4

2) 2,3

3) 3

4) 1,2

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот ка нонады.

2)По вечерам за столом собирались дети и взрослые и чита ли вслух.

3)В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски.

4)Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло жении?

Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит лю дям.

1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскры вает содержание того, о чём говорится в первой части.

3)Первая часть бессоюзного сложного предложения указы вает на условие того, о чём говорится во второй части.

4)Первая часть бессоюзного сложного предложения указы вает на время того, о чём говорится во второй части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

1)  1,2 .

2) 2

3) 3

4)  2, 4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёл ку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1) 1, 3  

2) 2,3

3)  3, 4

4) 1, 2, 3, 4

А26. В каком предложении придаточную часть сложнопод чинённого предложения нельзя заменить обособленным опреде лением, выраженным причастным оборотом?

1) Сестра постоянно была занята своими какими-то делами, которые частенько брали верх над учёбой.

2)Стали, в состав которых входит 0,25 % углерода, хорошо свариваются.

3)После обнародования программы СОИ вся мощь совет ской промышленности была направлена на создание ору жия, которое могло противостоять атаке из космоса.

4)Попечительский совет решил установить мемориальную доску на нашей школе и оказать поддержку учителям, ко торые уже находятся на пенсии.

А27. Прочитайте текст.

Компьютеры появились во второй половине XX века. Сна чала словом «компьютер» называли счётные устройства, выпол нявшие самые примитивные вычислительные операции, а по том — вообще всякие устройства, имеющие дело с информаци ей и имитацией интеллектуальных операций, то есть всякие интеллектуально-информационные устройства. Успех этих уст ройств был беспрецедентным: в течение жизни двух-трёх поко лений они покорили человечество.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)Компьютеры, появившиеся во второй половине XX века, поначалу выполняли самые примитивные вычислитель ные операции.

2)Компьютеры, то есть устройства, выполняющие различ ные операции с информацией и имитацией интеллекту альных функций, в течение жизни двух-трёх поколений стали необходимыми для людей.

3)Всякие устройства, имеющие дело с информацией и ими тацией интеллектуальных операций с нею, называются в настоящее время компьютерами.

4)Успех интеллектуально-информационных устройств, то есть компьютеров, был беспрецедентным: в наши дни лю ди не могут обойтись без компьютеров.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тон костей нашего обращения. (З)Француз или немец век не смек нёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть та кие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, бу дут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом го сударстве, а в канцелярии, положим, существует правитель кан целярии. (б)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, — да просто от страха и слова не выгово ришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Проме тей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бу магами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечерин ке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Про метеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается та кое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Пет рович, — говоришь, глядя на него. — Иван Петрович выше рос том, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, ба сит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (П)Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» — думаешь себе...

(Н.В. Гоголь)

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)Чинопочитание преображает человека внешне.

2)На Руси обращение к человеку зависело от его социально го положения.

3)Преклонение перед чинами переносилось из канцелярий и ведомств в повседневную жизнь.

4)Иностранцы строят своё общение с русскими людьми в зависимости от финансового положения последних.

А29. Какой тип речи представлен в этом тексте?

1)повествование с элементами рассуждения

2)рассуждение с элементами повествования

3)рассуждение с элементами описания

4)описание с элементами повествования

АЗО. Укажите предложение, в котором используются контек стные антонимы.

1) 6        3)8

2) 7        4)4

А31. В каком слове нет суффикса –чик?

 1) резчик                             2) огурчик

3) кувшинчик                      3) моторчик

ЧАСТЬ 2

 

В1. Из предложений  7—8  выпишите слова,  образованные приставочным способом.

В2. Из предложения 8 выпишите все подчинительные союзы.

В3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ПОПОДЛИЧАЕТ ПЕРЕД ПЕРВЫМ (предложение 3).

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1—8 найдите сложное предложе ние, в состав которого входит(-ят) односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые). Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 3—9 найдите предложение с одно родными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 2—6 найдите сложное предложение, в котором есть только придаточное уступительное. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 1—8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напи шите номер этого предложения.

  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28— АЗО, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропу щены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки

В8. «Особенности поэтики Н.В. Гоголя ярко проявляются в эпизоде из романа «Мёртвые души». Обращение к персонажам античной мифологии, а также использование таких синтаксиче ских средств, как__________________        (например, «пересчитать нельзя» в пред ложении 2) и______________          (в предложении 6), употребление тропов:________________

(«высматривает орлом», куропаткой спешит» в предложе нии 8) и_________        («уничтожился в песчинку» в предложении 9) отражают неравнодушное отношение автора к изображаемому и создают в тексте особую ироническую интонацию, характерную для творчества Н.В. Гоголя».

Список терминов:

1. риторический вопрос

2. лексический повтор

3. разговорная лексика

4. гипербола

5. литота

6. метафоры

7. вопросно-ответная форма изложения

8. сравнение

9. инверсия

Вариант 3

ЧАСТЬ 1

А1. В каком слове ударение на первом слоге?

1)гражданство

2)гналась

3)черпать

4)понявший

А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?

1)аскетичный

2)скептический

3)хладнокровный

4)апатичный

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)прочитал рассказ

2)менее значительный

3)в две тысячи пятом году

4)поезжай домой

А4. Укажите грамматически правильное продолжение пред ложения.

Сравнивая слова «рад» и «отрада»,

1)они воспринимаются как однокоренные.

2)для нас кажется очевидным, что у них один корень.

3)надо учесть, что исторически они происходят от разных корней.

4)это любопытный пример переосмысления слов и измене ния их состава.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употреб ляют тире вместо двоеточия.

2)Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.

3)Приезжие поражались высоте Останкинской башни.

4)В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1)... (2)Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолют ного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно пе ремещаются из одной детали в другую. (З)Такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. (4)На Земле этому процессу мешает плёнка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. (5)В космическом вакууме окисная плёнка не образуется. (6)... приходится принимать спе циальные меры, чтобы не «схватились» контактирующие детали, которые не нужно сваривать.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)С увеличением размеров космических конструкций возрас тают проблемы их технического обслуживания на Земле.

2)Прочно соединить детали в космическом вакууме не сложно.

3)Освещенная Солнцем поверхность на околоземной орбите нагревается до 150 °С.

4)В условиях невесомости легче производить очистку металла.

А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1)Несмотря на это,            3) Поэтому

2)Ведь                                  4) Потому что

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей второго (2) предложения текста?

1)выше нуля

2)температура чуть-чуть выше

3)температура выше

4)атомы постепенно перемешаются

А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1)сложносочинённое                      3) сложное бессоюзное

2)сложноподчинённое          4) простое

А10. Укажите предложение, в котором есть причастие.
1) 5        2) 2        3) 3        4) 4

А11. Укажите значение слова ХОЛОДНОЙ в предложении 3.

1)не греющей, не излучающей тепла

2)имеющей низкую температуру

3)проходящей при низкой температуре

4)плохо сохраняющей тепло

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведе(1)о непосредстве(2)о за игрой в шахматы, а созна тельная тренировка, основа(3)ая на преодолении, требующая уси лий.

1) 1,2, 3        3) 3

2) 2                    4) 2, 3

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)подвергать, количество, фрагментарный

2)н..вация, озн…комиться, зам..рли

3)ист…рический, перефр…зировать, оп…сание

4)инф…рмационный, с…стема, ж...лать

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)пр…вередливый, пр..тендент, пр..клонный (возраст)

2)поз..прошлый, р..справить, об..брать

3)ин..екция, грузопод…емник, необ..ятный

4)не..давленный, бе….полезный, ра..грызть

А15. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?

1)деревья руш….тся, движ…щаяся артиллерия

2)звуки сдыш..тся, щекоч..щий лицо ветер

3)молнии блещ..т, колыш…щиеся ветки

4)листья держ..тся, трепещ..щие от восторга

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу щена буква И?

А. ута..вать                    Б. фасол..вый          В.  повел..вать         Г. назойл....вый

1) А, Б, Г                              3) А, Г

2) А, Б                             4) Б, В

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Сколько н(1) просили Митю сходить за хворостом, он н(2) произнёс н(3) единого слова и даже н(4)чем н(5) показал, что слышит своих спутников.

1)  1, 3,4                      3) 1, 2, 5

2)  2, 3, 4, 5                      4) 3, 4

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)Была грустная августовская ночь — грустная, (ПО)ТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ пер вым сентябрьским холодам.

2)(ВО)КРУГ беседки посадили сирень, и (В)ТЕЧЕНИЕ все го лета мы ощущали её нежнейший аромат.

3)Следует иметь (В)ВИДУ, что многие физические явле ния связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАК(ЖЕ) от перехода из одного агрегатного состояния в другое.

4)(ЗА)ТЕМ поворотом стоит наша часть, (ПО)ЭТОМУ ко мендантские патрули попадались нам всё чаще.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Представители экспрессионизма считали любое бессознатель ное действие отражением психического состояния художника ( ) и в этом видели смысл изображаемого.

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекав ший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

1) 1, 2, 4             3) 2, 3, 4

2) 2, 4                         4) 1, 3

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологиче скую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) пола гать, что каждая из этих систем независима от других: они взаи мосвязаны и взаимообусловлены.

1) 1,2-           3)3,4

2)2,3                   4)1,2,3,4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)Много желал однако ничего не поймал.

2)Идеальный дворянин должен был походить на героя ры царских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

3)Преподаватель рисования обратил внимание на способ ности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4)Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло жении?

У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершен но разных по своим очертаниям берега: один — древний, высо кий, изрезанный оврагами и потоками, другой — низкий, пологий, болотистый у воды.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня ет, раскрывает содержание первой части.

2)Первая часть бессоюзного сложного предложения указы вает на условие совершения того, о чём говорится во вто рой части.

3)Первая часть бессоюзного сложного предложения указы вает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения проти вопоставлена по содержанию первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логиче ская структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.

1)1,3               2)2

3)3                   4)2,4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1) 1,3,4

2) 1, 2, 3, 4

3)2,4

4)1, 3

А26. В каком предложении придаточную часть сложнопод чинённого предложения нельзя заменить обособленным опреде лением, выраженным причастным оборотом?

1)Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.

2)Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое приведет к развитию способностей.

3)К сожалению, есть ребята, которые за всю школьную жизнь не решили самостоятельно ни одной задачи.

4)Инженеры постоянно вносят изменения в конструкции отдельных узлов автомобиля, которые позволяют сделать их работу более экономичной и эффективной.

А27. Прочитайте текст.

Очень важное свойство губной помады — достаточно вы сокая температура плавления, чтобы помада не размазывалась на губах и не размягчалась при хранении. Это особенно важ но в условиях жаркого климата, где помада может оплавлять ся и терять товарный вид еще при хранении. По этой причи не при производстве губной помады следует предпочитать те компоненты, у которых более высокие температуры плавле ния.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)В изготовлении губной помады используют компоненты с высокой температурой плавления, чтобы она не растека лась на губах и сохраняла товарный вид.

2)Высокая температура плавления — важнейшее свойство губной помады.

3)В условиях жаркого климата к производству губной пома ды предъявляются особые требования.

4)Губная помада не будет размазываться на губах, если при изготовлении соблюдать все технологические требования, в частности использовать компоненты с высокой темпе ратурой плавления.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(З)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к не му. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и

мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8) Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жиз нью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатст ва держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зе лёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грец кого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей ста рой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зе леной кожурой с еще нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

(П)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с её земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тя жёлой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вече рам и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем ве чернем воздухе!

(15)Я всё чаще и чаще чувствую, как мне не хватает дедуш киного дома.

(По Ф. Искандеру)

А28. В какой фразе раскрывается основная мысль текста?
1)1        2) 5        3) 7        4) 8

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложе ниях 6—9?

1) рассуждение и описание

2) повествование жрассуждение

3)повествование

4)все типы речи

АЗО. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употребле но в прямом значении?

1)ограблен (в предложении 5)

2)очажный дым (в предложении 6)

3)шумело (в предложении 7)

4)богатства (в предложении 8)

А31. В каком слове все согласные мягкие?

1)убедиться          3)горький    

 2)любитель           4) стебелёк

 

ЧАСТЬ 2

 

В1. Из предложения 12 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В2. Из предложений 9—11 выпишите страдательное причастие.

В3. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ТОЙ ТЯГИ (предложение 1).

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 10—15 найдите простые односостав ные безличные предложения. Напишите номера этих предложе ний.

В5. Среди предложений 1—6 найдите предложения с ввод ными конструкциями. Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 1—5 найдите сложноподчинённое предложение, в котором есть придаточное уступительное. Напи шите номер этого предложения

В7.  Среди предложений 11 — 15 найдите такое, которое со единяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. «Фазиль Искандер, размышляя о своих стремлениях и со жалениях, обнаруживает, что в зрелые годы ему не хватает имен но родных мест, дедушкиного дома. Поэтому______появляется в самом начале (предложения 1—2), и далее весь текст выстроен с помощью такого тропа, как______________________          (предложения 9, 11, 13).

_______________        («мой ... корень обрублен» в предложении 5, «с ... шатром грецкого ореха» в предложении 9), свойственные художественно му мышлению Ф. Искандера, и такое синтаксическое средство выразительности, как____________        (предложение 14), создают в тексте, с одной стороны, особое поэтическое настроение, а с другой — подчёркивают сожаления писателя об ушедшем в прошлое родном доме».

Список терминов:

1)метафоры

2)эпитеты

3)инверсия

4)устаревшие слова

5)диалектизм

6)анафора

7)сравнение

8)противопоставление

9)риторическое восклицание

Вариант 4

ЧАСТЬ 1

А1.  В каком слове        верно выделена буква, обозначающая  ударный гласный звук?

1)намерЕние                      3)переключИт

2)премировать                    4) кашлянУть

А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?

1)Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно со брать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.

2)Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складоч ки — ни бугров, ни впадин.

3)М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.

4)Просветители XVIII века считали, что права и обязаннос ти гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более моложе        3)без золотых погон

2) лягте                    4) в двухстах шагах

А4. Выберите грамматически правильное продолжение пред ложения.

Изучая растения средней полосы,

1)у меня появился интерес к этой проблеме.

2)некоторые из них используются для озеленения участков.

3)они были собраны в гербарий.

4)обратите внимание на их отличия от растений других зон.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на рушением синтаксической нормы).

1) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной ко манде, не стал профессиональным спортсменом.

2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляни ки, обильно цветущей в этом году.

3) Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.

4) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1)... (2)Все научные сочинения тогда были написаны в ос новном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов. (3)Со временем многие латинские слова, претерпев ряд изменений, были включены в общенародную лексику разных языков. (4)Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи. (5)С развитием национальных языков в европейских странах ла тынь уступила им своё место и в науке. (6)... латинская термино логия и по настоящее время имеет чрезвычайно важное значение.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)Научный стиль обслуживает сферу науки, научного общения.

2)До XV—XVI вв. во многих европейских странах общеприз нанным научным языком была латынь.

3)Научным трудам античности и средних веков была свой ственна образность.

4) Форма речи,  преимущественно реализуемая в научном тексте, письменная, реже — устная.

А7. Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) Наоборот,

2) Прежде всего,

3) Поэтому

4) Однако

А8. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1)все написаны (предложение 2)

2) это проявилось (предложение 4)

3) уступила место (предложение 5)

4) имеет значение (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложе ния текста.

1) сложноподчинённое

2) простое, осложнённое

3)сложносочинённое

4) сложное бессоюзное

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВКЛЮЧЕНЫ (предложение 3).

1)краткое прилагательное

2)страдательное причастие

3)деепричастие

4)действительное причастие

А11. Какое слово является синонимом к слову СОЧИНЕ НИЕ (предложение 2)?

1)фантазии

2)выдумки

3)басни

4)труды

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

1) 1, 2                .2) 2, 3

3)1, 2, 3               4) 3,4

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)х…рактеристика, ч...стотный, вн…мание

2)осл..жнённый, к..рректный, выск..зать

3)п…лноценный, зал..вать, ум..лять (значение)

4)к.-лючий, разл..чать, выт..рать

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)и…черпанный, ра..грести, ра..кошелиться

2)от..двинуть, пр..мывать, поз..растали

3)в…ездная, подош..ют, раз…единить

4)пр...сечь, пр..глубокий, пр…вратности (судьбы)

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишет ся буква И?

1)крестьянин кос.т, непередава…мые ощущения

2)лесоруб пил…т, мысл...мый отвлеченно

3)прачка мыл…т, предполага..мый результат

4)печка топ...тся, наруша…мый всеми

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу щена буква Е

 А. окле..вать           Б.глянц…вый               В. проста..вать       Г. Верхуш..чный

1) А, Б, Г        3)А, В, Г

2) А, Б, В        4) Б, Г

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется Е?

Я н(1) верю, что есть на нашей земле места скучные и и(2) дающие никакой пищи н(3) глазу, н(4) слуху.

1) 1,3,4        3)3,4

2) 1,2,3,4            4)1,2

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жи ли в мире и согласии.

2)Иной писатель кажется великаном (ПО)ТОМУ, что стоит (В)РОВЕНЬ с читателем.

3)К родителям относись ТАК(ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО(БЫ) твои собственные дети относились к тебе.

4)ПО(ТОМУ), как он замолчал, а ТАК(ЖЕ) по его винова тому взгляду, Серпилин почувствовал, что перед ним сто ит человек, не умеющий защитить себя.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски ( ) и он остается один со своим благополучием.

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

1) 1, 3                       3)2, 3,4

2)1,2,3                                 4)2,4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По словам французского писателя Проспера Мериме (1) рус ский язык, богатый, живой и звучный, наделён способностью к пе редаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кро ме того (3) гибкостью ударений и разнообразием звукоподражаний.

1) 1                  2) 2, 3                            3) 1, 3       4) 1, 2, 3

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.

2)Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.

3)В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.

4)Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло жении?

В портрете воссоздается облик человеческой индивидуальнос ти: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духов ный мир изображаемого человека.

1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения проти вопоставлена первой части.

4)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

1)1        2)2        3)2,3      4)1,3

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

1) 1, 3,4      2)2, 3        3) 1, 2,4    4) 1, 2,3,4

А26. В каком предложении придаточную часть сложнопод чинённого предложения нельзя заменить обособленным опреде лением, выраженным причастным оборотом?

1)Постоянный электрический ток поступает на двигатели тепловоза, которые через редукторы вращают колеса.

2)В нашем классе учатся девять ребят, родители которых прямо или косвенно имеют отношение к реализации на циональных проектов.

3)ООН потребовала от страны, которая планировала создать космическое оружие, организовать доступ международных экспертов к этому проекту.

4)Для сталей, которые используют в производстве штампован ных деталей, важнейшим свойством является пластичность.

А27. Прочитайте текст.

В настоящее время в деловом мире признана важность ре шения проблемы защиты компьютерных данных. Громкие про цессы, связанные с проникновением злоумышленников в кор поративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной об работки данных, но и директоров компаний. Последние пусть с опозданием, но всё-таки поняли, что с пуском в эксплуата цию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют рас пахнуть перед различными злоумышленниками окно, через ко торое те могут беспрепятственно проникать в секретные мате риалы компании и наносить существенный материальный ущерб.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)Важность решения проблемы защиты компьютерных дан ных признана всеми специалистами в области компьютер ной обработки данных.

2)Громкие процессы, связанные с проникновением зло умышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действо вать.

3)В деловом мире поняли, что каждая компьютерная систе ма, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание ин формационного и материального ущерба.

4)По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят сущест венный   материальный  ущерб  различным  компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал.

(З)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к те левизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним англий ским фермером, гостеприимством которого я однажды восполь зовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

— (б)Телевизор вырабатывает пассивность! — горячился фермер. — (7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заня ты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и — всё. (Ю)Пустота. (П)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

(12)Считая, что в формировании грядущих поколений теле визоры играют не первую роль, я всё же однажды написал ста тью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребитель ское отношение к искусству вместо активного, живого, твор ческого.

(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребля ют, что потребляют и каковы пожелания в области потребле ния.

(14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я ог лянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16) Над одиннадцатью крышами поднима ются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, по следний — неделю назад.

(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте сто ит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На треть ем месте — футбол, «Клуб путешественников», пение, концер ты, «Огонек».

(21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество оч ков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по афотехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задумать ся. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)От-нюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому че ловеку.

    (По В. Солоухину)

А28. Какое   высказывание   не   соответствует   содержанию текста?

1)Телевидение вырабатывает пассивное отношение к жизни.

2)Телепередачи должны быть не только развлекательными, но и познавательными.

3)Передачи о тайнах профессии интереснее смотреть тем, кто интересуется этим делом, а не специалистам.

4)Смотря телевизор, не научишься петь.

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложе ниях 6—12?

1)повествование и описание

2)описание и рассуждение

3)описание

4)рассуждение и повествование

АЗО. В каком предложении используется фразеологизм?
1) 11        2) 12        3) 13        4)14

ЧАСТЬ 2.

В1. Из предложений 6—7 выпишите слово, которое образо вано приставочным способом.

В2. Из предложений 21—26 выпишите прилагательное в форме сравнительной степени.

В3. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

        Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4.Среди предложений 18—24 найдите простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 12—17 найдите предложения, в ко торых есть обособленные обстоятельства. Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 1—13 найдите сложное предложе ние, одна из частей которого является придаточным причины. Напишите номер этого предложения.

В7. Какое из предложений 15—23 связано с предыдущими при помощи указательного местоимения? Напишите номер это го предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28— АЗО, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропу щены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они за писаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. «В сфере творческих интересов писателя и публициста  Владимира Солоухина находились прежде всего история и куль тура родной страны. Например, в данном отрывке из очерка
В. Солоухин обсуждает вопрос о влиянии телевидения на тради ции народа. Спокойная, размеренная интонация и ________________         («как потребляют, что потребляют» в предложении 13) не скрывают, а подчеркивают заинтересованное и в то же время вдумчивое отно шение автора к проблеме. Для того чтобы выявить остроту про блемы, писатель использует такой троп, как____________ («серое пят но» в предложениях 7 и 9) и такое лексическое средство вырази тельности, как______________          («потребительское» — «активное, живое,

творческое» в предложении 12________________         (предложения 24—26) от ражает стремление В. Солоухина вовлечь читателя в совместные  размышления о роли телевидения».

Список терминов:

1)риторический вопрос                                  

2)лексический повтор

3)разговорная лексика

4)термины

5)контекстные антонимы

6)метонимия

7)вопросно-ответная форма изложения

8)сравнительный оборот

9)инверсия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям ...

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3»

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов  RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать  им первоначальные...

Тест по физике_Итоговый тест. Законы электрического тока

Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый - Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest....

Тесты. Виды тестов

Важнейший элемент рейтиноговой системы - тестирование. Тесты позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы мет...

ЕГЭ английский Тест toefl Тест ielts CAE tests Тесты по аудированию Тесты по чтению Словарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭ

Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу...

Урок по технологии. "Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто"

Разработка урока по теме "Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто"....