Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Семенова Татьяна Геннадьевна

 

         Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы представленного текста. Этот урок может помочь найти простой и понятный путь выделения проблемы Урок был проведен в 7 классе, но он может быть использован и в других классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме   «Тема, идея, проблема текста».  

Комментарий.

         Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы представленного текста. Этот урок может помочь найти простой и понятный путь выделения проблемы Урок был проведен в 7 классе, но он может быть использован и в других классах

Цель урока: закрепить знания о типах и стилях речи, формировать умение определять тип и стиль речи на примере представленных текстов

Задачи урока:

Образовательная:

  1. формировать понятия «Тема, идея, проблема текста», умение различать их и выделять из текста.
  2. разобрать задания ЕГЭ, связанные с умением конструировать текст;

Развивающая: 

  1. развивать устную речь, умение четко, логично и правильно формулировать свои мысли;

Воспитательная:

  1. формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Используемые приемы, методы, технологии обучения: технология системно-деятельностного подхода, метод наблюдения над языковым материалом, частично-поисковый метод

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование и основные источники информации: интерактивная доска, проектор, словари, карточки с заданиями тестов ЕГЭ

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

         Сегодня у нас урок развития речи. Мы с вами повторим то, что знаем о тексте, вспомним типы и стили речи. А главное – будем продолжать учиться выделять тему, идею и проблему произведения.

2. Обобщение знаний о типах и стилях речи.

         Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете?

(По мере ответов учеников на доске составляется схема)

Типы речи

Тип речи        

Отвечает на вопрос

Описание        

Каков? Какой предмет?

Повествование        

Что? Где? Когда? С кем произошло?

Рассуждение

Почему автор утверждает что-то?

(При ответах учащиеся должны не только дать название типу речи, но и назвать характерные особенности данного типа. Например, указать, что повествование и рассуждение имеют определенное строение (в повествовании есть завязка – развитие действия – кульминация – развязка; в рассуждении обязательны тезис – доказательства – вывод).

         Возьмите лист № 1. Определите типы речи. Используя схемы, докажите свой выбор. (Приложение №1)

         Каждый из представленных текстов можно отнести и какому-то стилю речи. Вспомните, какие стили речи вы знаете.

( На доске записываются ответы:

                                      I. Разговорный

                                      II. Книжные

1.     Художественный

2.     Официально-деловой

3.     Научный

4.     Публицистический

Ученики не только называют стиль, но и вспоминают его отличительные особенности. Например, в художественном стиле встречаются различные средства выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.); в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).

         Определите стили представленных текстов. Ответы запишите в тетрадь. Докажите свой выбор.

         Какие стили не представлены. Приведите пример официально-делового стиля.

2. Тема , идея, проблема текста.

         Возьмите лист № 2. (Приложение № 2) Прочитайте текст, определите тип и стиль речи.

         Прокомментируйте пропущенные орфограммы.

( При ответах детей важно, чтобы учащиеся не просто называли ту букву, которую нужно вставить, но и объяснили свой выбор. Например, «посв..тил» - буква пропущена в корне, проверочное слово «свято»,поэтому вставляю букву «я»; или «пережива..мой» - буква пропущена в суффиксе, это причастие, образовано от глагола «переживать», глагол на –ать, не исключение, 1 спряжение, значит, в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени пишется буква Е и т.д. Такие рассуждения не занимают много времени, но позволяют детям и вспомнить правила, и научиться рассуждать).

         В выделенных предложениях пропущены запятые. Объясните где и почему вы их поставите.

(Ученики находят причастный и деепричастный оборот, объясняют постановку запятых).

         Теперь мы с вами переходим к главной теме урока: тема, идея, проблема текста.

- Что такое тема текста?

Тема – о чем этот текст.

         Определите тему представленного текста.

Тема: научная деятельность.

- Что такое идея текста?

Идея – то, что хотел сказать автор текста.

- Как вы думаете, что хотел сказать читателям автор этого текста? Какова его идея?

Идея: научная деятельность влияет на человека, на его жизнь.

- Рассуждая на какую-то тему, автор публицистического текста обычно раскрывает какую-либо проблему.

Проблема – теоретический вопрос, требующий разрешения исследования.

-Попробуем сформулировать вопрос.

Как научная деятельность влияет на жизнь человека?

- Этот вопрос и поможет нам четко определить проблему текста.

Проблема влияния научной деятельности на жизнь человека.

(Выделенные понятия записываются учителем на доске, ученики записывают в тетрадь)

- Связана ли проблема с темой и идеей текста?

 3. Закрепление изученного.

Закрепление изученного можно провести, используя материал упражнения 423 из учебника «Русский язык. 7 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская) или на примере любого другого текста.

4. Подведение итогов урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что такое тема, идея, проблема текста?

- Как мы учились выделять проблему текста?

(Сначала определили тему и идею, а потом выделили проблему).

Приложение № 1.

Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки. Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица было что-то порывистое и торопливое. Она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.                    (По И.С.Тургеневу)

Однажды Андрей пропал на целую неделю. Мать выплакала глаза, а отец ничего – ходит по саду да курит. На другое утро Андрея нашли, преспокойно спящего в своей постели.

     Днем отец только и спросил, готов ли у него немецкий перевод.

- Нет, – отвечал он.

      Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног.

-Ступай, откуда пришел, - прибавил он, - и приходи опять с переводом, вместо одной – двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала. Без этого не показывайся!

      Андрей воротился через неделю, принес перевод и выучил роль.    (И.А. Гончаров)

Слова «три» и «трижды» относятся к разным частям речи. Докажем это.

Во-первых, слово три обозначает отвлеченное число или количество предметов, например, три книги. Слово трижды обозначает признак действия, например, повторял трижды.

              Во-вторых, слово три изменяется по падежам: три книги, трех книг и т.д., а слово трижды не изменяется.

              В-третьих, слово три сочетается с именем существительным, а слово трижды сочетается с глаголом.

      Значит, слова три и  трижды – разные, поэтому они относятся к разным частям речи: три – имя числительное, а трижды – наречие.

 Приложение № 2.

Наукой заниматься трудно. Это хорошо знает тот, кто посв…тил ей жизнь. Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку ученый взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять изощренное терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно пережива..мой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой.

Наукой заниматься не только трудно. Наукой заниматься (не)обходимо. Исследовательская деятельность воспитывает личность, разв…вает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое.

Наукой заниматься не только необходимо. Наукой заниматься приятно. Во-первых, потому, что преодоле(н,нн)ая трудность пр…носит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызыва…т желание повторить собстве(н,нн)ый подвиг, вновь испытать радость победы. Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придает смысл жизни. В-третьих, потому, что настоящий ученый получает удовольствие от работы  выполняемой самостоятельно.

Наукой заниматься приятно потому, что она уберегает от мелких, в(ь,ъ)едливых неприятностей  не позволяя им властвовать душой. Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим от неприятностей сознанием. Заг…ревшийся в душе огонек будет оберегать человека, (не)давая ему погрязнуть в скуке.

                                                                                                             Приложение №3

Тренировочные упражнения по теме «Комплексный анализ текста»

(использовать данный материал можно в  8-11 классах)

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-8.

(1)... (2)Сохранились лишь остатки стен и колоннады Парфенона. (3) ... руины позволяют говорить об удивительной красоте храма. (4)В центре площади перед Парфеноном стояла большая бронзовая статуя Афины-Воительницы. (5) Шлем и наконечник копья, которое она держала в руках, были покрыты золотом. (б)Сверкая на солнце, они были хорошо видны в любой точке города. (7)Создавалось ощущение, что богиня Афина бессменно охраняет покой его жителей. (8)Внутри Парфенона находилась ещё одна статуя богини. (9) Она была сделана из дерева, слоновой кости и золота. (10)0бе эти статуи создал знаменитый греческий скульптор Фидий. (11)Ни одна, к сожалению, не сохранилась, и судить о них можно лишь по восторженным откликам современников и многочисленным копиям, сделанным уже в те времена, когда Греция была покорена римлянами.

1.        Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте ?

1)        За несколько веков до нашей эры в Древней Греции существовало

искусство, которое мы теперь называем античным.

  1. Особенно расцвело античное искусство в Афинах в V веке до нашей эры.

  1. На высоком холме в самом центре Афин был воздвигнут мраморный Акрополь.
  2. В Афинах находились самые красивые храмы Древней Греции, и среди них знаменитый Парфенон.

2.        Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

  1. Но и эти         3) Между тем
  2. Например        4) К счастью

3.        Укажите тип(-ы) данного текста.

  1. описание        3) рассуждение и описание
  2. повествование        4) описание и повествование

4 . Укажите стиль речи, использованный в данном тексте.

  1. публицистический        3) научно-популярный
  2. художественный        4) официально-деловой

5.        Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим пред ложением при помощи личного местоимения. Напишите номер этого
предложения.

Ответ:        .

6.        Какие слова не являются грамматической основой в одном из пред ложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. руины позволяют говорить (3)
  2. она была сделана (9)
  3. статуи создал (10)
  4. Греция была покорена (11)

7.        Укажите значение слова остатки во втором (2) предложении.

  1. излишек
  2. то, что осталось от прежде существовавшего
  3. то, что остаётся как негодное
  4. оставшаяся часть, конец

8.        Найдите в тексте такое предложение, которое имеет в своем составе
односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

Ответ:        

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-8,

(1)...(2)Всё вокруг засверкало, заблестело, заиграло. (З)Молодой человек невольно остановился: впервые открылось взору столь редкое зрелище. (4)Какой алмазный фонд может сравниться с таким богатством! (Б)Переливалась разноцветьем огромная бриллиантовая россыпь, казалось, протяни руки — и бери пригоршнями эти несметные богатства. (6)Надо было идти, но что-то удерживало парня, каким бедным и неуютным показался ему в те минуты мир, ожидавший его, мир камня, железа, стекла. (7)И тут пришло спасительное решение, снимающее тяжесть расставания, боль тоски сердечной: сюда стоит прийти ещё раз, чтобы встретить здесь восход солнца, вдоволь насладиться столь редкостным зрелищем. (8)... прошли годы, немало утренних рос довелось увидеть юноше в дальних походах незабываемой военной поры, в полях и лугах мирных лет. (9)Давно уже он распрощался с молодостью, а приокская тропа, проложенная среди бриллиантовых россыпей росы, не забывается, не тускнеет в памяти.

1.        Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1)
в этом тексте?

  1. Ранним утром молодой человек оказался среди лугового раз долья.

  1. Восход солнца неожиданно обрушил на луг огненную лавину и поджёг травы.

3)        Серая мгла медленно уползала, и луговой ковёр всё отчётливее проступал перед взором, отливая серебром, словно инеем.

4)        Всё казалось обычным.

2.        Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска в
восьмом (8) предложении текста?

  1. Наконец        3) С тех пор
  2. Когда        4) И тут

3.        Укажите тип(-ы) данного текста.

  1. описание и повествование     3) рассуждение и описание
  2. повествование        4) описание

4 . Укажите стиль речи, использованный в данном тексте.

  1. публицистический        3) научно-популярный
  2. художественный        4) официально-деловой

5.        Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим пред ложением при помощи соединительного союза и указательного наречия.
Напишите номер этого предложения.

Ответ:        .

6.        Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. надо было идти (6)                3) ему показался (6)
  2. тропа не забывается, не тускнеет (9)      4) он распрощался (9)

7.        Укажите значение слова показался в шестом (6) предложении.

  1. стал доступным взору
  2. прийти куда-нибудь, появиться где-нибудь
  3. представляться воображению
  4. произвести то или иное впечатление

8. Укажите, какое средство художественной выразительности исполь зовано в девятом (9) предложении текста.

1) метонимия        3) метафора

2)сравнение        4) олицетворение

Вариант 3

Прочитайте текст и выполните задания 1-8.

(1)... (2)Как когда-то античные мастера, так и художники Возрождения преклонялись перед красотой человека, перед величием его духа. | (З)Героем художников Возрождения стал не средневековый мученик и аскет, а жизнелюбивый, мужественный, стремящийся к земному счастью человек. (4)... художники по-прежнему писали картины на религиозные и библейские сюжеты, но картины их теперь были скорее похожи на сцены из реальной жизни.(5) В то время в Италии жило много знаменитых художников, но имена трёх гениальных мастеров XVI века, времени Высокого Возрождения нужно знать каждому. (6) Это — Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонаротти. (7) Прошло почти пять столетий после эпохи Возрождения. (8) Однако искусство её мастеров не перестаёт волновать и восхищать нас.

1.        Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в данном тексте?

  1.  Наступил XIII век, положивший начало эпохе Возрождения в Италии.
  1.  В это время возродился интерес к античному искусству.
  1.  Позднее, уже в середине XV столетия, влияние античной эпохи распространилось и на другие страны Европы.
  1. Прекрасные образы античных богов и героев восхищали и вдохновляли мастеров эпохи Возрождения.

2.        Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста?

  1. Возможно        3) И хотя
  2. Между тем        4) К общей радости

3.        Укажите стиль речи, использованный в данном тексте.

  1. публицистический        3) официально-деловой
  2. научно-популярный        4) художественный

4.        Укажите тип(-ы) данного текста.

  1. описание и повествование     3) повествование
  2. рассуждение и описание        4) описание

5.        Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим при по мощи противительного союза. Напишите номер этого предложения.

Ответ:        .

6.        Укажите значение слова сцены в четвёртом (4) предложении.

  1. происшествие        3) специальная площадка
  2. эпизод в пьесе        4) крупный разговор, объяснение

7.        Какие слова не являются грамматической основой в одном из пред ложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. художники писали (4)
  2. картины были похожи (4)
  3. искусство не перестаёт волновать, восхищать (8)
  4. нужно знать каждому (5)

8.        В каком из перечисленных предложений употребляются контекстные синонимы?

1)5        2)3        3)6        4)2

Ответы

Варианты

Ответы пот теме «Комплексный анализ текста»

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант 1

4

1

4

3

9

3

2

11

Вариант 2

2

3

1

2

7

3

3

3

Вариант 3

4

3

2

3

8

1

4

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока информатики по теме "Редактирование и форматирование текста. Создание газеты"

Урок разработан для учащихся 8 классов при изучении главы "Текстовая информация" по учебнику И.Г.Семакина. Тип урока: урок-практикум. На предыдущем уроке изучались режимы и правила работы с...

Методическая разработка: урок-семинар на тему «Экологические проблемы»

Это краткий конспект для проведения урока семинара на тему "Экологические проблемы". Этот семинар являестся итогом и обобщением темы неорганические соединения в 9 классе....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайл...

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Методическая разработка занятия - практикума по теме «Глобальные экологические проблемы человечества», реализация проекта «Интеллектуально-образовательный технопарк» («Лаборатория «Естествознание») в рамках муниципального педагогического марафона «Формир

Глобальные проблемы человечества, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и общества, изучаются многими науками: географией, биологией, экологией, историей. Глобальные пробле...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Экологические проблемы города ".

Содержит материал к уроку  с использованием кейс - технологии (метода анализа конкретной ситуации). На уроке ребятам, работающим в группах, предлагается разработать собственное решение по обознач...