Главные вкладки

    Система дополнительных заданий к упражнениям из учебника "Русский язык. 9 класс"
    методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

    Хоботова Светлана Сергеевна

    Практическая ценность проекта заключается в разработке обучающих, тренирующих, контролирующих материалов по русскому языку на основе демонстрационного варианта ГИА по русскому языку 2012 года, которые могут быть использованы учителями русского языка для эффективной и качественной подготовки к ГИА по русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1.docx35.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

    Факультет гуманитарного образования

    Кафедра филологического образования и межпредметной интеграции

    ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

    СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

    КПК: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

           Выполнил:

    ХОБОТОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

    УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И

    ЛИТЕРАТУРЫ

    МОУ «СОШ №9»                                       ТИХВИНСКИЙ РАЙОН

    Руководитель:

    ПОПКОВА ВЕРА ЮРЬЕВНА

    МЕТОДИСТ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

    Санкт-Петербург

    2011

    ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

    Название проекта: «Система подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе»

    Автор проекта: Хоботова Светлана Сергеевна

    Учебный предмет: русский язык

    Тип проекта: практико-ориентированный

    Заказчик проекта: МОУ «СОШ №9» Тихвинского района

    Цель проекта: создать систему заданий к упражнениям из учебника «Русский язык. 9 класс», способствующих эффективной и качественной подготовке к ГИА по русскому языку

    Задачи проекта:

    1. изучить содержание упражнений и задания к ним в учебнике «Русский язык. 9класс»;
    2. проанализировать содержание упражнений и заданий к ним в учебнике «Русский язык. 9 класс»;
    3. разработать обучающие, тренирующие, контролирующие материалы к упражнениям на основе демонстрационного варианта ГИА по русскому языку 2012 года

    Вопросы проекта:

    1. Способствуют ли упражнения и задания к ним из учебника «Русский язык. 9 класс» качественной подготовке к ГИА по русскому языку?
    2. Можно ли подготовиться к ГИА по русскому языку только через урок русского языка?

    Необходимое оборудование: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др.]. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011

    Аннотация:

    Практическая ценность проекта заключается в разработке обучающих, тренирующих, контролирующих материалов по русскому языку на основе демонстрационного варианта ГИА по русскому языку 2012 года, которые могут быть использованы учителями русского языка для эффективной и качественной подготовки к ГИА по русскому языку.

    Предполагаемый продукт: система заданий к упражнениям из учебника «Русский язык. 9 класс» (авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др.)

    Этапы работы:

    1. Выбор темы проекта, постановка цели, задач.
    2. Планирование работы по созданию проекта.
    3. Анализ материалов учебника.
    4. Создание системы вопросов и заданий к упражнениям из учебника.
    5. Оформление проекта.
    6. Обобщение результатов работы.
    7. Защита проекта

     

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение.
    2. Практическая часть.
    3. Заключение.
    4. Список использованных источников.

    ВВЕДЕНИЕ

    Результаты сдачи ГИА девятиклассниками  напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального результата необходимо правильно организовать данную работу.

    Попробуем разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует ГИА по русскому языку и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

    Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:

    1. лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
    2. языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;
    3. коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

     Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.

    Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.

    Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

    Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

    Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.

    Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем

    Цель проекта - создать систему дополнительных заданий и вопросов к упражнениям из учебника «Русский язык. 9 класс». Это работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части А и В заданий ГИА.

    Параллельно с этим проводится работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников.

    Все виды учебной деятельности учащихся, различные упражнения и задания, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.

    Данный проект призван помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Дополнительные задания к упражнениям из раздела «Сложноподчиненные предложения»[1].

    Упражнение 91.

    1. Выпишите полное отыменное прилагательное с –НН-, образованное от существительного с основой на –Н-.
    2. Выпишите слово с постоянной приставкой на согласный.
    3. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова, выбор которой зависит от ударения.
    4. Подберите стилистически нейтральные синонимы к слову «свежий» (предложение 1, 2). Запишите эти слова.
    5. Укажите предложения, в которых средством выразительности является метафора. Выпишите их.
    6. Найдите предложение с однородными членами предложения. Выпишите это предложение, обозначив графически однородные члены предложения.
    7. Найдите предложение с вводным словом. Выпишите это предложение, обозначив графически вводное слово.
    8. Найдите предложение с обращением. Выпишите это предложение, обозначив графически обращение.

    Упражнение 100.

    1. Выпишите глаголы, в суффиксе которых пишется безударная гласная буква –И- (-Ы-), потому что в форме 1 лица настоящего времени они заканчиваются на ИВАЮ (-ЫВАЮ).
    2. Выпишите слова с приставками, написание которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
    3. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «исполинские» (предложение 1). Запишите это слово.
    4. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора. Выпишите ее.
    5. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. Выпишите его.
    6. Замените словосочетание городских домов (предложение 2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    7. Найдите предложение с вводным предложением. Выпишите это предложение, обозначив графически вводное предложение.

    Упражнение 111

    1. Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется наличием/отсутствием суффикса –а-.
    2. Выпишите слово с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
    3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет. Выпишите его.
    4. Замените словосочетание Колин городок (предложение 2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    5. Выпишите грамматическую (-ие) оснву (-ы) предложения 3. Определите тип(-ы) сказуемого (-ых).
    6. Найдите предложение с вводным словом. Выпишите это предложение, обозначив графически вводное слово.

    Упражнение 119.

    1. Выпишите отыменное прилагательное, в котором написание –Н- (-НН-) определяется тем, что это прилагательное является исключением из правила.
    2. Выпишите слово с приставкой, написание которой зависит от лексического значения.
    3. Замените словосочетание беспокойно оглядывалась (предложение 1), построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    4. Найдите предложение с обособленным согласованным распространенным определением, выраженным причастным оборотом. Выпишите это предложение, обозначив графически обособленное согласованное определение.
    5. Найдите предложения с обособленными распространенными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Выпишите эти предложения, обозначив графически обособленные обстоятельства.
    6. Найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Выпишите это предложение, обозначив графически обособленное приложение.

    Упражнение 132.

    1. Выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой  определяется наличием/отсутствием суффикса –а-.
    2. Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется последующей согласной.
    3. Выпишите отыменное прилагательное, в котором выбор –Н-/-НН- определяется  условием: «В суффиксах –АН- /-ЯН- пишется –Н-».
    4. Выпишите слова, в которых правописание –НН- определяется тем, что это полные страдательные причастия, образованные от глаголов совершенного вида.
    5. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «полный» (предложение 2). Запишите это слово.
    6. Укажите предложения, в которых средством выразительности является эпитет. Выпишите их.
    7. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора. Выпишите ее.
    8. Укажите предложения, в которых средством выразительности является олицетворение. Выпишите их.
    9. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. Выпишите его.
    10. Замените словосочетание песчаной дорожке (предложение 2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    11. Найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Выпишите это предложение, обозначив графически обособленное обстоятельство.

    Упражнение 135.

    1. Выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой  определяется наличием/отсутствием суффикса –а-.
    2. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова, выбор которой зависит от ударения.
    3. Выпишите слова, в которых правописание –НН- определяется тем, что это полные страдательные причастия, образованные от глаголов совершенного вида.
    4. Выпишите слово с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
    5. Выпишите слово с постоянной приставкой на согласный.
    6. Укажите предложения, в которых средством выразительности является эпитет. Выпишите их.
    7. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора. Выпишите ее.
    8. Найдите предложения с обособленными согласованными распространенными определениями, выраженными причастными оборотами. Выпишите эти предложения, обозначив графически обособленные согласованные определения.

    Упражнение 140.

    1. Выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой  определяется наличием/отсутствием суффикса –а-.
    2. Выпишите слово с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
    3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора. Выпишите ее.
    4. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет. Выпишите его.
    5. Замените словосочетание топот лошади (предложение 3), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
    6. Найдите предложения с однородными сказуемыми. Выпишите эти предложения, обозначив графически однородные члены предложения.

    Упражнение 174.

    1. Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется последующей согласной.
    2. Выпишите отыменное прилагательное с –НН-, образованное от существительного с основой на –Н-.
    3. Выпишите слова с приставкой, написание которой зависит от лексического значения.
    4. Выпишите слова с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
    5. Замените словосочетание жителей деревни (предложение 1), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
    6. Найдите предложения с обособленными распространенными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом. Выпишите эти предложения, обозначив графически обособленные обстоятельства.

    Упражнение 181.

    1. Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой зависит от лексического значения слова.
    2. Выпишите слова с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
    3. Выпишите слово, в котором написание гласной после приставки на согласный определяется правилом: «После приставки на согласный пишется –Ы-, если слово без приставки начинается с гласной И».
    4. Выпишите глаголы, в суффиксе которых пишется безударная гласная буква -Ы-, потому что в форме 1 лица настоящего времени они заканчиваются на -ЫВАЮ.
    5. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «тащил» (предложение 8). Запишите это слово.
    6. Найдите предложение с однородными членами предложения. Выпишите это предложение, обозначив графически однородные члены предложения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подготовка к экзаменам – напряжённый и ответственный период. И от того, насколько учащиеся правильно организуют режим занятий и отдыха, как они готовятся, во многом будет зависеть и успешная сдача экзаменов. Сегодня выпускники школ сталкиваются со многими проблемами и трудностями экзаменационного периода. Анкетирование и беседы с девятиклассниками, участвовавшими в итоговой аттестации по новой форме, свидетельствуют о том, что большие затруднения при подготовке к экзамену и в процессе написания самой экзаменационной работы вызывает как творческая часть работы (написание изложения и сочинения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором. Именно поэтому подготовка к экзамену представляет собой многоаспектную работу, которая предполагает и углублённое повторение изученного ранее материала (в 5 – 9 классах), и постоянную тренировку в языковом анализе, и развитие коммуникативных умений, связанных  с восприятием  чужого текста (на слух и / или зрительно), с анализом текста и созданием собственного речевого высказывания, которое соответствовало бы определённым требованиям.

    Актуальность данного проекта несомненна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки  и к итоговой аттестации в 9 классе, и к Единому государственному экзамену, ставшему обязательным в нашей стране. Поэтому в данном проекте можно найти тренировочный материал по всем разделам школьного курса, которые изучаются на уроках русского языка и которые так или иначе представлены  в содержании экзамена. Действительно, ученик получит возможность потренироваться  в выполнении разнообразных заданий по каждому разделу школьного курса.

    Подобная система дополнительных заданий, на мой взгляд, способствует эффективному повторению изученного ранее материала и качественной подготовке к ГИА по русскому языку. Работа, проводимая в связи с углубленным повторением изученных правил создает почву для лучшего усвоения других правил, применение которых связано с развитием речевого слуха, навыком морфемного анализа, пониманием значения слова; способствует, таким образом, повышению общей языковой и лингвистической компетенции учащихся.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. и др. Русский язык: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
    2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 класс; М.: Просвещение, 2011


    [1] Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. и др. Русский язык: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительные задания к ЕГЭ для 9-11 классов

    Тренировочные задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ 9-11 классов...

    Опыт работы учителя по теме "Развитие творческого мышления обучающихся через игровые задания и упражнения в 5-8 классах".

    Развитие творческого мышления обучающихся через игровые  задания и упражнения в 5-8 классах в условиях нерусской школы...

    ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВОНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЛЬТУРА АНГЛИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

    Сравнивая себя с зарубежными сверстниками, учащиеся учатся выделять общее и специфическое. Целью данной программы является расширение и углубление  страноведческих знаний учащихся. Практическая з...

    Сборник заданий и упражнений на английском языке "Ты знаешь край, в котором живешь?"

    Предлагаю Вашему вниманию сборник заданий и упражнений о культуре Вятского  края...

    дополнительное задание: "Вычислите наиболее удобным способом" 8 класс

    Дополнительное задание: "Вычислите наиболее удобным способом" предназначено для учеников 8 класса.Источник:Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н.Задания для проведения письменного э...

    Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»

    Методические ресурсы:  Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса –  отработка практически...

    Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

    Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...