Урок - игра " В гостях у словарей"
план-конспект урока русского языка (6 класс) на тему

Урок - игра " В гостях у словарей" после изучения раздела "Лексика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx728.61 КБ
Файл o_slovaryah.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок – игра «В гостях у словарей»



Предварительный просмотр:

Урок-игра «В гостях у словарей»


Цели урока:

расширение знаний о словарях русского языка;

формирование умения работать с книгой-словарём;

привитие интереса к слову, воспитание культуры речи.

Оборудование:

различные словари, карточки с заданиями, выставка словарей.

Эпиграф к уроку:

"Словарь-это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные"

Анатоль Франс, французский писатель конца 19 -начала 20 века.

Ход урока

- Ребята, сегодня у нас урок необычный. Я пригласила к нам в гости наших друзей и помощников, словарей.

2. Беседа с классом.

На одно слово можно посмотреть с разных сторон. Вот, например, слово"берёза".

(Слово написано на доске или демонстрируется на экране.)

- Что вы можете о нём сказать? ( Если дети затруднятся ответить, спроектирую учебный диалог:

- Что оно обозначает? (Дерево.)

- Ещё что об этом слове можно сказать? Какая это часть речи? (Существительное)

- Назовите его морфологические признаки. (Это существительное женского рода, первого склонения, неодушевлённое и т.д.)

- Можем мы узнать его морфемный состав? (Можем: состоит из корня берёз- и окончания -а.)

- А где можно узнать о слове? (В словарях.)

- Вот что сказал о словарях французский писатель Анатоль Франс (обращаясь к эпиграфу урока): "Словарь- это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды,  горести наших предков и наши собственные".(Слайд)

И цель нашего урока - заглянуть в этот мир слов,  больше узнать о словарях русского языка,   поучиться пользоваться ими, понять важность словарей в жизни человека.

3. Словарная работа

- А как вы, ребята, понимаете значение слова"словарь"? (Возможны ответы детей). Давайте заглянем в "Школьный толковый словарь" и уточним значение этого слова.

(Ребята открывают школьный толковый словарь и находят словарную статью о слове "словарь". На столе по одному словарю.)

Прочитай статью о слове "словарь".

(Ученица читает статью.)

Словарь - сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык; совокупность всех слов данного языка, а также слов, употребляемых каким-нибудь писателем. Например, поэтический словарь Пушкина. (Слайд)

- Сколько значений имеет слово "словарь"? (Слово"словарь" имеет два значения.)

- Как называются слова с несколькими лексическими значениями? (Слова с несколькими лексическими значениями называются многозначными.)

- В каком значении, первом или втором, нас будет интересовать сегодня слово "словарь"?

(В первом значении.)

- Существует множество словарей. На экране вы видите названия некоторых из них, а сколько словарей на нашей выставке, посмотрите! Одни помогают правильно писать слова, другие рассказывают об истории слова, и все они расширяют ваш кругозор, приобщают к культуре

-Ребята, а какие типы словарей вы знаете? (энциклопедические и лингвистические.)

-А на уроках русского языка и литературы какие словари наши первые помощники?

-Какие вы знаете?

Сегодня они у нас в гостях!

Встречайте!

Читает стихотворение.

Уважаем государь, по прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю,

Не однажды за советом обращался к Словарю.

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу

Русской речи государь по прозванию Словарь!

/Я.Козловский/

- Парад словарей.

  1.В прошлом веке жил чудак, который собирал слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по нашей земле и везде собирал слова, записывал их толкование, т.е. объяснение. Результатом его жизни стал «Толковый словарь живого великорусского языка». Это 4 толстых тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. А дело было так. Родители отдали Даля в Морской кадетский корпус, где у юноши впервые появился интерес к языку. Здесь он составил словарь кадетского жаргона из 34 слов. А в марте 1819 года мичманом Даль отправился служить в Николаев.

(Разыгрывается сценка).

Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках.

Ямщик. Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?

Даль. А доберёмся в такую-то пургу?

Ямщик. Не сомневайся. Замолаживает…

Даль. Как это «замолаживает»?

Ямщик. Пасмурнеет. К теплу.

Даль. Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Ямщик. Так. Небо тучами заволакивается; к ненастью клонит.

Даль вытаскивает из кармана записную книжку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает писать …

 (Заканчивает рассказ).Зиму 1837 года Даль провёл в Петербурге. Его записями интересовался А.С. Пушкин, поэт увидел в Дале близкого по литературному мастерству человека. Так, с лёгкой руки Александра Сергеевича Даль занялся составлением словаря русского языка, этот труд занял у него 53 года.

2. Я – толковый словарь.

Объяснение значений слов вы найдёте в толковых словарях. Наиболее популярный и доступный из всех существующих  толковых словарей – это словарь Ожегова. К нему постоянно обращают лингвисты и учителя, писатели и журналисты, актеры и дикторы, студенты школьники, представители самых разных профессий.

Учитель  Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает, если на место одной буквы встает другая. Все началось с того, что Катя нарисовала ворону и написала: «Варона».

Вера. Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.

Маша. Ну, подумаешь, одна буква... Ворона или варона – какая разница? И так все поймут.

Вера. Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперьь вместо нее напиши т. Что получилось?

Маша. Вот чудеса – получилось ворота!

Вера. Поняла, что значит одна буква?

Учитель. Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти слово?

Д. В орфографическом.

2.Орфографический словарь. Я орфографический словарь. Я нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.

3. Я – этимологический словарь, рассказываю о месте и времени рождения слова, о том, какие с ними происходили изменения на протяжении веков. Читая словарь, вы узнаете, каково строение слова, по каким законам он жило и живёт. Если вас заинтересует биография какого-либо слова; обратитесь ко мне, “этимологическому словарю русского языка”.

4. Я – словарь синонимов. Открой меня, и ты увидишь слова, близкие по значению, слова – друзья. Слова – синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова – синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.

5. Я – словарь антонимов. Если хочешь узнать, какие есть в русском языке “слова-враги,”загляни в меня. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: это хорошо или плохо? Ещё рано или уже поздно? Сегодня тепло или холодно? Ты сыт или голоден? Эти явления отражают антонимы слова противоположение по смыслу.

 6.Есть под властью Словаря много слов иноплемённых,

Издалёка завезённых через горы и моря.

. . .

А из Франции …

Привет!

К нам пожаловал балет,

И театры, и актрисы,

Декорация, кулисы,

Дирижёр, и билетёр,

Персонаж, танцор, сюжет,

Бис! Антракт…Фойе…Буфет…

А из Англии футбол прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей, а до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.

И явился, например, к нам от немцев офицер,

С офицером в свой черёд к нам приехал бутерброд.

 Я – словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. И среди своих законных слов, в отечестве рождённых

Сценка Отрывок из комедии Островского « Свои собаки грызутся ,чужая не приставай»

7. Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: “бить баклуши”, “пожинать лавры” и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интерес для людей любых профессий.

Учитель:

Спасибо, друзья-словари, что пришли к нам в гости. Ребята, может быть, у вас есть вопросы к словарям.

Интервью со словарями

Ученик

:

- А кто создаёт словари?

Словарь

:

- Созданием словарей занимаются лексикографы. А наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией.

(Карточки “лексикографы” на доску)

Ученик: - Когда вышел самый первый словарь?

Словарь:

-

О, это было очень давно! Первый печатный словарь назывался “Лексис”. Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1 061 слово – это очень много по тем временам.

Словарь:

-

А при Петре I вышел первый в России словарь иностранных слов. Он издал указ:“Где какое именование явится, выписывать в особливую тетрадь. Сие выписав, перевести на русский язык потом”.

Ученик:

- Какие словари самые известные?

Словарь:

Это словарь В.И. Даля. В 1863 г. вышел его знаменитый “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нём собрано более 200 000слов. В.И. Даль был врачом, моряком, писателем, натуралистом. Он много плавал по морям, воевал, путешествовал, делал сложные хирургические операции. Но где бы ни был В.И. Даль, чем бы ни занимался, он всегда прислушивался к речи людей. И мы с благодарностно вспоминаем его – В.И. Даля, человека, который собирал слова.

Ученик:

-

А сколько словарей издаётся в наши дни?

Словарь:

- В наши дни издаётся необычайно много словарей. По данным всезнающей статистики в нашей стране было издано более 4 тысяч видов словарей: толковые, орфографические, иностранные, двуязычные и многие другие.

Учитель:

- Да, ребята, очень много видов различных словарей издается в наши дни. Посмотрите на эту выставку. Наряду с известными вам словарями есть интересные виды “Н и НН в словах”,“Слитно и раздельно” и др.

Все они помогают нам, когда у нас возникают многочисленные вопроса в правописании, произношении, значении слов.

На этот парад мы с вами должны послать делегата от русского языка -самое достойное слово, на котором "мир стоит",которое "сверкает ярче солнца", "в огне не горит, в воде не тонет", "с ложью не дружит", "всегда с хорошими людьми живёт".

- Как вы думаете, что это за слово? (Это слово"правда".)

- Чтобы убедиться, что слово "правда" - слово достойное, я и решила отправиться вместе с вами в гости к словарям, которые должны рассказать нам всё, что они знают о слове "правда".

4. Выступления учащихся.

- Первому мы предоставим слово Толковому словарю русского языка.

Правда - слово многозначное. Каковы же его основные значения?

1. То, что соответствует действительности, истина. Н., правду говорит.

2. То, что исполнено истины; правдивость. Н., люблю тебя за правду.

3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости. Н., нам правду не найти.

4. Употребляется в значении наречия "верно, справедливо, в самом деле".

5. В значении вводного слова: "действительно, в самом деле".

6. В значении уступительного союза ХОТЯ.

- Спасибо за выступление.

- Русская пословица гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". О друзьях слова"правда" нам поведает Словарь синонимов.

- Ребята, вспомните сначала, какие слова называются синонимами?

(Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.)

- А теперь слово представителю словаря синонимов.

Синонимом слова "правда" является слово"истина". Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. "В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно, как сказать: КОНЬ или ЛОШАДЬ, РЕБЁНОК или ДИТЯ, ДОРОГА или ПУТЬ" (Т.Г.Винокур). То же самое можно сказать и о словах "правда" и "истина". Вот послушайте, что об этом пишет Михаил Пришвин: "Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется.Правды надо держаться, истину надо искать".

- Итак, синонимом слова "правда" является:какое слово? (Истина.) Слова "правда" и"истина" близкие по значению. Выходит, они др

узья.

- А как называются слова, противоположные по лексическому значению? (Слова с противоположным лексическим значением называются антонимами.)

- А вы узнали, какие слова являются антонимами слова "правда"? (Слайд)

(Антонимы слова "правда": ЛОЖЬ, НЕПРАВДА,ОБМАН, ВРАНЬЁ (в разговорной речи), КРИВДА (в народно-поэтической речи).

- Вот они, антонимы слова "правда" (в это время на экране слайд с антонимами "правды".)

- На антонимах построены многие пословицы. Вот некоторые из них:

(Слайд)

"Лучше горькая правда, чем утешительная ложь". "Маленькая правда победит большую неправду". "Правда с обманом рука об руку не ходят".

-Слово, как и всё живое на земле, рождается на свет. О том, где, когда и как появилось слово,рассказывает специальная наука - этимология.

(Выступление ученика) (Слайд)

Этимология - это наука о происхождении слова, его первоначальном значении. Слово"правда" общеславянское по происхождению,образовано от слова "правый" (истинный) с помощью суффикса -вд-. Слово "правый", в свою очередь, образовано с помощью суффикса -в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова"пра". Первичное значение этого слова было"такой, какой должен быть".

Оказывается, что в далёком прошлом слово"правда" состояло в близком родстве с такими словами, как СПРАВЕДЛИВЫЙ, ПРАВЕДНИК, ОПРАВДАТЬ,ПРАВИЛО, ИСПРАВИТЬ.

- Кто ещё хочет выступить? Тогда слова прошу я. Я расскажу вам ещё об одном словаре, а о каком, вы ответите, послушав мою историю: (Слайд)

"Я встала ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчалась к речке. От холодной воды у меня по спине побежали мурашки, но я с грехом пополам умылась и отправилась на кухню. Ароматные запахи вызвали у меня волчий аппетит. И у меня потекли слюнки".

- Чем интересен этот текст? Каких выражений в нём много? (В тексте много фразеологизмов.)

- Назовите фразеологизмы, употреблённые в этом тексте. (Слайд)

- А как вы думаете, существуют ли фразеологизмы с таким достойным словом, как "правда"?

Оказывается, существуют. Их немного, но они есть: "Верой и правдой служить"; "всеми правдами и неправдам"; "смотреть правде в глаза"

- Можете дать толкование фразеологизму "Верой и правдой служить"? (служить преданно и честно).

Вот и сегодня они будут нашими помощниками в“Лингвистической  игротеке”.

IV. Лингвистическая игротека.

1. “Справочное бюро”.

Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Это приводит к ошибкам в употреблении таких слов, иногда к смешным случаям.

“Справочное бюро”

В толковом словаре найдите пояснения к данным словам. Определите разницу их значений.

гостиница –
гостиная –

здравица –
здравница –

колос


колосс –

поступок –
проступок –

потчевать –
почивать –

разослать –
разостлать –

1) Выберите слово, соответствующее лексическому значению:

- "публичный спор на общественные, научные или литературные и другие темы".

Варианты ответов:

*диалог

*дискуссия

*диспут

2). "Эстафета". Кто правильнее и быстрее вставит пропущенные орфограммы?

Атм:осфера, б:агряный, бахр:ома,гал:ерея, г:ениальный. (Слайд)

3). "Следствие ведут знатоки". Задание №1.Найдите и выпишите из текста антонимы. (Слайд)

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять: (Ветер.)

Задание №2. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы. (Слайд)

Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос,
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?

4). "Диктор". Расставьте ударения, произнесите правильно. (Слайд)

*Алфавит

*Баловать

*Досуг

*Договор

*Звонит

*Банты

5). "Четвёртое лишнее". (Слайд)

1) Правда - истина

2) Пища - еда

3) Тихо - громко

4) Лес - бор.

6. Подведение итогов.

Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с теми, которые будут нужны вам на уроках русского языка. А еще существуют литературный, энциклопедический, филологический и другие словари.

Словари. Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их и согласитесь с Самуилом Маршаком:

Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

Ведущий.

Дорогие друзья, время нашего путешествия по волшебной стране Словаря истекло. Но Словарь будет всегда с нами рядом. И пусть эти замечательные книги помогут вам лучше изучить русский язык.

7. Домашнее задание:

(Слайд)

Побудьте и вы в роли автора словаря, составьте словарь из 15-20 слов на одну из тем: например, "Словарь добрых слов", "Словарь вежливых слов"; "Лесной словарь", "Спортивный словарь".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - заседание "В гостях у словарей"

Урок - заседание "В гостях у словарей"...

Урок – заседание «В гостях у словарей»

Нетрадиционный урок по русскому языку...

урок-заседание "В гостях у Словарей"

Данная разработка предлагает один из  нетрадиционных уроков – урок-заседание. Уроки-заседания могут использоваться как вводные и как обобщающие. Примером обобщающего урока может быть урок «В гост...

Урок-игра: В гостях у Шерлока Холмса и доктора Ватсона

Задачи урока:В предметной областиОтработать навыки записи десятичных дробей, навыки сложения и вычитанияВ области применения информационных технологийСовершенствовать умения учащихся использовать разл...

УРОК – ЗАСЕДАНИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ» (УРОК В 6 КЛАССЕ)

Тема урока: «В гостях у Словарей»Тип урока:      урок развития речи.Цели урока:Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике          ...

Урок- дидактическая игра "В гости к словарям"

Данный урок построен на основе дидактической игры, позволяющей более интересно познакомить учащихся с видами лингвистических словарей. Цели проведения:- способствовать формированию потребности и ...

Урок-игра "В гостях у Словарей"

Урок-игра "В гостях у Словарей" , 6 класс, русский язык...