УРОК – ЗАСЕДАНИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ» (УРОК В 6 КЛАССЕ)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Жакина Вера Викторовна

Тема урока: «В гостях у Словарей»

Тип урока:      урок развития речи.

Цели урока:

Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике

                               ( лексическое значение слова, синонимы, антонимы,

                                исконно русские и иноязычные слова); познакомить с

                                видами словарей, с особенностями строительства

                                словарной статьи; совершенствовать навыки работы

                               со словарями, другой справочной литературой.

Развивающая:       развитие познавательного интереса, коммуникативных

                               навыков; развитие умения слушания и распределения

                               внимания во время слушания.

Воспитательная:   воспитывать интерес к книге, к слову.

Эпиграфы:

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

 (А. Франс)

«Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений»

Декарт.

Ход урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_gostyah_u_slovarey.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

основная общеобразовательная школа с. Любимово

УРОК – ЗАСЕДАНИЕ

«В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ»

(УРОК В 6 КЛАССЕ)

Подготовила:

Жакина Вера Викторовна

учитель русского языка и литературы

 

Любимово 2016

Тема урока: «В гостях у Словарей»

Тип урока:      урок развития речи.

Цели урока:

Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике

                               ( лексическое значение слова, синонимы, антонимы,

                                исконно русские и иноязычные слова); познакомить с

                                видами словарей, с особенностями строительства

                                словарной статьи; совершенствовать навыки работы

                               со словарями, другой справочной литературой.

Развивающая:       развитие познавательного интереса, коммуникативных

                               навыков; развитие умения слушания и распределения

                               внимания во время слушания.

Воспитательная:   воспитывать интерес к книге, к слову.

Эпиграфы:

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

 (А. Франс)

«Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений»

Декарт.

Ход урока.

1. Мотивация.        

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручка и тетрадки?

2. Психологический настрой на урок.

- Давайте посмотрим, друг на друга, возьмём соседа за руку, поприветствуем и скажем ему  «Добрый день», а теперь  улыбнёмся ему.  Говорят, «улыбка – это поцелуй души».                                                                                                                       (СМАЙЛИКИ+ ПЕСНЯ «Если друг не смеётся…»)

Садитесь! С усердием трудитесь!

3.  Актуализация знаний.

- Если вписать по горизонтали слова, лексическое значение которых я прочитаю, то в выделенных клетках можно будет прочитать тему нашего урока (дети разгадывают кроссворд).

По горизонтали:

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию. 2.Словарный состав языка. 3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению. 4. Основная единица языка. 5. Слова, противоположные по лексическому значению.6. Устаревшие слова.7. Новые слова.

3.Формулировка темы и цели урока.

- По вертикали (цифра 8) определите, пожалуйста, тему нашего урока. (Словари)

-  Сформулируйте цели урока.

- Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”.

4. Введение новых знаний.

А)Слово учителя.                                                                                                          Сегодня мы с вами проводим урок-заседание «В гостях у Словарей». Вместе с вами мы должны отправить на съезд Слов от русского языка делегата – самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми».

- Что это за слово?

- Да, это слово «правда».

Уважаемые Словари, сегодня,  мы хотим узнать, что знает каждый из вас о слове правда.

Итак, начинаем наше заседание. Слово предоставляется Толковому словарю.

 Б) Выступления учащихся от имени словарей.

 Я - Толковый словарь.

Правда – слово многозначное. Расскажу вам о его основных значениях.

1.        То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).

2.        То, что исполнено истины: правдивость (Люблю тебя за правду)

3.        Справедливость, порядок, основанный на справедливости. (Нам правду не найти)

4.        В составе средневековых названий сводов законов (Русская правда)

5.        В значении наречия: верно, справедливо, в самом деле

6.        В значении уступительного слова ХОТЯ.

Я– Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

        Кроме толкования значения слов, мой словарь включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них. Давайте-ка запишем их с вами на память и постараемся запомнить.

Задание. Записать пословицы, объяснить орфограммы в словах.

1.        Без правды жить легче, да помирать тяжело.

2.        Правда – свет разума.

3.        Правда сама себя очистит.

4.        Над правдой не мудруй.

5.        Дело знай, а правду помни.

6.        Кто правдой живёт, тот добро наживёт.

Учитель. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова ПРАВДА нам поведает Словарь Синонимов.     Синонимом слова ПРАВДА является слово ИСТИНА. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. М. Пришвин пишет: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать»

Учитель. Случается, что и враг даст полезный совет. С противниками слова ПРАВДА нас познакомит  Словарь Антонимов.

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Правда - ложь, неправда, обман, враньё (разг.), кривда.

Учитель. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста. Послушайте стихотворение.

У кривды тысяча дорог

У правды лишь одна.

Она порой полна тревог

И горечи полна.

На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.

Задание. Записать пословицу, дать её толкование.

Маленькая правда победит большую неправду.

Учитель. Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать. С роднёй его познакомиться до седьмого колена. Сделать это нам поможет Словообразовательный словарь

Я – Словообразовательный Словарь. Слово ПРАВДА состоит из корня и окончания А. Но родственников имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов. (Правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивый, неправдивость, взаправду, правдоискатель.

Задание. Сделайте словообразовательный разбор слова ПРАВДОИСКАТЕЛЬ

Правдоискатель                                 правда + искать

Учитель. Ну, а если вы хотите узнать всю подноготную о слове. То нельзя обойти вопрос о его происхождении: где и когда оно появилось, из каких частей и как образовалось, какое значение имело в прошлом, как изменялось его значение. Предоставим слово Этимологическому Словарю

Я – этимологический Словарь. Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этимос – истина). Слово ПРАВДА общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса –вд-. Слово правый образовано с помощью суффикса в от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова –пра-. Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть». Что же получается? Оказывается, в далёком прошлом слово ПРАВДА состояло в близком родстве с такими словами как СПРАВЕДЛИВЫЙ, ПРАВЕДНИК, ОПРАВДАТЬ, ПРАВИЛО, и ИСПРАВИТЬ

Учитель.   Кто ещё хочет выступить? А почему молчит Орфографический Словарь?

5. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

А) Работа в группах. Практическая работа со словарями.

Задания для группы.

1 группа.

1.        Раскрой значение слова МИЛОСЕРДИЕ                                                        2.        Напиши правильно слова: ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.                                                                                                                                      3.        Расставьте правильно ударение в словах.                                                                         Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель.                                                                                                                                     4.        Подбери синонимы к словам: ТРЕВОЖИТЬСЯ, БЕЛЫЙ

2 группа

1.        Раскрой значение слова БЛАГОДЕЯНИЕ                                                       2.        Напиши правильно слова: ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.                                                                                                                                 3.        Расставьте правильно ударение в словах.                                                      Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

4.        Подбери синонимы к словам: ТРУДНЫЙ, МЕТЕЛЬ

3 группа

1.        Раскрой значение слова ПОКАЯНИЕ                                                                             2.        Напиши правильно слова: ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.                                                                                                                               3.        Расставьте правильно ударение в словах.                                                             Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель                                                                                                                                        4.        Подбери синонимы к словам: СМЕЮЩИЙСЯ, КРАСНЫЙ                         4 группа                                                                                                                                             1.        Раскрой значение слова ДОСТОИНСТВО                                                         2.        Напиши правильно слова: ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.                                                                                                                                      3.        Расставьте правильно ударение в словах.                                                    Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель                                                                                                                    4.        Подбери синонимы к словам: ПРИЯТНЫЙ, ВСАДНИК

5 группа

1.        Раскрой значение слова СОВЕСТЬ                                                                  2.        Напиши правильно слова: ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.                                                                                                                                      3.        Расставьте правильно ударение в словах.                                            Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель                                                                                                               4.        Подбери синонимы к словам: КРАСИВЫЙ, БЕЗОБРАЗНЫЙ

6. Оперирование знаниями в новых ситуациях.

Учитель. А сейчас мы проведём соревнование команд и посмотрим, кто лучше всех ориентируется в словарях. (Класс разделён на 5 групп)

1.        Игра «Эрудит».                                                                                                      Задание. Раскрыть значение слов.                                                                                                               Как музыка звучат сейчас полузабытые слова.  Милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть.                                                                                                     2. Игра «Кто больше».                                                                                                                           А) К слову “победить” в словаре синонимов дано более 14 синонимов. Сколько назовёте и напишите вы?  Сильные группы работают самостоятельно; слабые группы работают по карточке – подсказке (Выбрать из данных слов синонимы к слову “победить”: одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, перебороть, поразить, выиграть, сломать, разломить, согнуть, снять, спорить, судить, потопить.

Б)  Подберите синонимы для характеристики:  «прилежного ученика»; «лодыря».

   7. Рефлексия.

-Мы сегодня работали с разными словарями. Какой словарь вам больше всего понравился, с каким интереснее было работать?

-Какие задания вам бы хотелось повторить?

-Какие задания вызвали у вас затруднения?

-К каким словарям мы обращаемся чаще всего? (толковый и орфографический)

-В каких случаях словари приходят вам на помощь?

-Урок мне бы хотелось закончить словами Декарта: “Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений”.

8. Домашнее задание. Задание по выбору (самоопределение):

задание повышенного уровня сложности: сочинить сказку о словарях;

задание массового характера: составить свой словарь, пользуясь словарями на тему “Осень” или на любую школьную тему.

-Всем спасибо. Урок закончен.

Оценивание результатов урока по среднему баллу, полученному на каждом из этапов. Оценки выставляем в дневники.                                                                    Остальные – поработайте дома ещё над этой темой и на следующем уроке получите хорошую отметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - заседание "В гостях у словарей"

Урок - заседание "В гостях у словарей"...

Урок - игра " В гостях у словарей"

Урок - игра " В гостях у словарей" после изучения раздела "Лексика"...

Урок – заседание «В гостях у словарей»

Нетрадиционный урок по русскому языку...

урок-заседание "В гостях у Словарей"

Данная разработка предлагает один из  нетрадиционных уроков – урок-заседание. Уроки-заседания могут использоваться как вводные и как обобщающие. Примером обобщающего урока может быть урок «В гост...

Урок - путешествие "В гости к талисману" в 4 классе по английскому языку

Урок — путешествие по английскому языку «В гости к талисману» предназначен для проведения в 4 классе по теме «Олимпийские игры. Сочи 2014». Задачи урока состоят в том, чтобы органично ввести необходим...

Технологическая карта урока "Заседание кафедры на тему "Имя числительное" 6 класс

Технологическая карта урока русского языка "Заседание кафедры на тему "Имя числительное". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс...

Урок-игра "В гостях у Словарей"

Урок-игра "В гостях у Словарей" , 6 класс, русский язык...