Урок- дидактическая игра "В гости к словарям"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Булгакова Лариса Ивановна

Данный урок построен на основе дидактической игры, позволяющей более интересно познакомить учащихся с видами лингвистических словарей. 

Цели проведения:

- способствовать формированию потребности и стремления к знаниям;

- развивать у учащихся любознательность и интерес к изучению русского

языка;

- учить учащихся навыкам работы с лингвистическими словарями;

- воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Оформление: высказывания о богатстве и красоте русского языка,

стенгазеты о русском языке, оформленные учащимися, мультимедийная презентация «Лингвистические словари»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – дидактическая игра

«В ГОСТИ  К  СЛОВАРЯМ»

Цели проведения:

- способствовать формированию потребности и стремления к знаниям;

- развивать у учащихся любознательность и интерес к изучению русского

языка;

- учить учащихся навыкам работы с лингвистическими словарями;

- воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Оформление: высказывания о богатстве и красоте русского языка,

стенгазеты о русском языке, оформленные учащимися, мультимедийная презентация «Лингвистические словари»

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим с вами необычный урок. Это будет дидактическая игра. И познакомитесь вы на нем со всеми лингвистическими словарями. Итак, отправляясь в гости к словарям , давайте вспомним слова французского писателя А. Франса: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова, - дело плоти, крови и души родины и человечества».

Существует целая наука лексикография – наука о словарях и их составлении. Словарей создано великое множество.

Выходят 6 учащихся, в руках у каждого из них словари.

Чтец1.: Словари – переводчики с одного иностранного языка на другой.

Чтец2: Словари-грамотеи – орфографические словари – подскажут, как

правильно писать слова.

Чтец3: Словари-эрудиты – энциклопедические – в сжатом объеме

представляют состояние современного научного знания.

Чтец4: Словарь строения слов русского языка расскажет, из чего

состоят слова и как они образуются.

Чтец5: Словарь антонимов познакомит с противоположными

значениями слов.

Чтец6: В словаре пословиц и поговорок можно найти очень меткие,

образные народные выражения. Например: «Доносчику первый

кнут» (это о ябедах), «Криком изба не рубится» 9говорится тому,

кто командует, а сам ничего не делает) и т. д.

Учитель: Некоторые словари расскажут нам о себе подробнее, зададут

вопросы, загадают загадки. Итак, разделимся на 2 команды по 5 человек, а остальные ребята будут у нас сегодня болельщиками. Давайте   активно

включимся в игру и  заработаем своей команде очки.

Выходит ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ:

«Толковый словарь живого великорусского языка» состоит из

четырех томов. Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок,

загадок. Его автор – Владимир Иванович Даль. 53 года своей жизни он занимался составлением словаря русского языка.

Учитель: А знаете ли вы, ребята, что родители Владимира Ивановича Даля были по происхождению иностранцами. Отец – датчанин по национальности, великолепно знал 7 иностранных языков. Мать – немка по отцу и француженка по матери, была образованной женщиной. Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. Они говорили своим детям:

«Гордитесь, что вы русские!» Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники: «Ботаника» и «Зоология». Мы с благодарностью вспоминаем его как автора замечательного словаря, как человека, который собирал слова.

ЗАДАНИЯ

1. Какое слово в Толковом словаре Даля появилось первым? Что оно обозначает? («Замолаживать» - пасмурнеть, в Новгородской губернии – заволакиваться тучами, клониться к ненастью).

2. Знаете ли вы происхождение слов и их значение:

апельсин - китайское яблоко (голландск. яз.)

изюм - виноградная кисть (турецк. яз.)

галстук - шейный платок (нем. яз.)

ресница - бахрома

парашют - предотвращай падение (франц.)

3. Знаете ли вы названия цветов:

голубой - цвет оперения шейки голубя,

оранжевый - цвет апельсина, (итал. – золотой)

лиловый - цвет сирени (франц.)

коричневый - цвет корицы, цвет коры

фиолетовый - цвет фиалки, (лат.)

Подсчитывается количество правильных ответов и объявляется счет командам.

  На  «сцене» появляется СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ:

-  Я – словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку

о значении незнакомого слова, а также сведения о его происхождении.

ЗАДАНИЯ

1. Замените словосочетания иностранными словами:

единица измерения, равная 1000 метров - километр (франц.)

сочетание красок и цветов в картине - колорит (итал.)

хирургический нож - скальпель (лат.)

мебель для сидения - скамья (греч.)

глава государства - президент (лат.)

титул главы монархического государства - император (лат.)

помещение для стрельбы в цель - тир

бал, вечер, на который приходят в масках - маскарад (франц.)

сладкое блюдо в виде фруктов, печенья,

подаваемое в конце обеда - десерт (франц.)

человек, собирающий марки - филателист

человек, занимающийся разведением и

дрессировкой собак - кинолог

2. Послушай стихотворение и ответь на вопросы:

1) каким по происхождению является слово бутерброд?

2) могло ли действие происходить в другой стране?

3) можно ли изменить профессию героя?

4) на игре каких слов основан смысл стихотворения?

Чудак-математик

В Германии жил.

Он булку и масло

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так

Человек изобрел

Бутерброд.

Подсчитывается количество правильных ответов и объявляется счет командам

Учитель: А теперь отправимся в гости к  ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОМУ  СЛОВАРЮ.

Входит Фразеологический словарь:

- Здравствуйте!  Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка. Даны толкования их значений, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение. Я интересен для людей любых профессий.

ЗАДАНИЯ

1. Найдите фразеологические обороты и объясните их значение

(смотрят  карточки)

2. Исправьте ошибку в употреблении фразеологизма. (см. карточки).

3. Подберите к каждому фразеологизму первого столбика подходящее по смыслу слово из второго столбика (см. карточки).

Учитель:

- Ребята, пока наши команды выполняют задание , мы проведем игру с болельщиками:

Определите род занятий людей, их профессии по следующим выражениям:

1) направление главного удара, стать в строй, взять на мушку, вызвать огонь

на себя - военный;

2) стричь под одну гребенку - парикмахер;

3) сбоку припека - пекарь;

4) войти в роль, под занавес, этот номер не пройдет - актер;

5) шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку - портной;

6) через час по чайной ложке, позолотить пилюлю - аптекарь;

7) разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа

столяр.

Учитель :

- А сейчас мы побываем в гостях у СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ:

 - Добрый день, ребята! Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова «сказал». А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различный глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сообщить, сказать, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и другие.

ЗАДАНИЕ

Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря (см. карточки).

ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ

Продолжи пословицу. (Ответы  дают по очереди):

1. Не спеши языком - торопись делом.

2. Сам пропадай, а товарища выручай.

3. С кем поведешься, от того и наберешься.

4. Хлеб да вода - крестьянская еда.

5. Землю красит солнце, а человека труд.

6. Делу время - потехе час.

7. Красна изба углами, а обед пирогами.

8. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

9. Глаза страшатся, а руки делают.

10. Хочешь много знать- надо мало спать.

11. По одежке встречают, а по уму провожают.

12. Грамоте учиться всегда пригодится.

13. Не сиди сложа руки - так и не будет скуки.

14. Птица красна пеньем, а человек уменьем.

15. Любишь кататься - люби и саночки возить.

Учитель:

- Ребята, среди множества словарей есть очень интересный словарь. Это СЛОВАРЬ ИМЕН И ФАМИЛИЙ. Сегодня я пригласила его к нам на урок.

 СЛОВАРЬ ИМЕН И ФАМИЛИЙ:

 Друзья, в словаре имен и фамилий можно узнать, что означает твое собственное имя, откуда взялась твоя фамилия. В нашей школе обучается 360 учащихся. Мы провели небольшое исследование и определили самые распространенные имена мальчиков и девочек.

Так выяснили, что самые распространенные имена мальчиков в нашей школе:

Сергей - (лат.) «высокочтимый»,

Дмитрий - (греч.) «принадлежащий богине земли»,

Иван – (греч., древнеевр.) «милость божья», «благодатный».

 Самые распространенные имена девочек в нашей школе:

Анастасия - (греч.) «воскрещенная»,

Елена - (греч.) «свет, блеск, солнечная, светлая»,

Наталья - (лат.) «родная»,

Юлия - божественное имя, (лат.) «рожденная в июле»,

Екатерина – (греч.) «всегда чистая, непорочная, благопристойная».

Учитель:

- А к нам в гости уже торопится Топонимический словарь. Входит ученик в образе данного словаря.

ТОПОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:

-Здравствуйте, дети! Очень важно любить свой край, изучать его историю. Топонимический словарь раскрывает тайны географических названий. Знаете ли вы происхождение и значение географических названий Ставропольского края и Северного Кавказа?

Ставрополь- город, центр Ставропольского края. Основан в 1777г. как крепость Ставрополь. Название отражает распространенную в XVIII веке практику присвоения новым населенным пунктам греческих названий с элементом «поль», т.е. «город». Ставрополь-«город креста». Это название предложено князем Г.А. Потемкиным

Георгиевск – город, центр Георгиевского района. Основан в 1777 году. был назван в честь святого Георгия.

 Камбулат – село Туркменского района, на реке Камбулат. Основан в 1830 году. Название  «камбулат» считают собственным именем на языке коренного народа, проживавшего там до прихода русских

Эльбрус (гора) – «высокая гора» (тюрск.), «грива снега» (груз. ).

Кума – река, протекающая в восточной части края. Название возникло от тюрского слова – кум – песок(протекающая по пескам).

Маныч – река и цепь озер, от татарского слова манач – горький, т. к. среди Маныческих озер много горько-соленых.

Учитель: Наше путешествие завершается. Ребята, вы сегодня узнали много интересного. Хочется надеяться, что лингвистические словари станут для вас настоящими друзьями, верными помощниками в изучении русского языка, станут ключом к познанию наук.

А теперь давайте подсчитаем очки  и выясним, кто же сегодня оказался более начитанным и грамотным? Подводится итог игры. Объявляются победители. Командам вручаются дипломы победителей и участников.

Учитель:

- Ребята, вы сегодня  молодцы! Хорошо поработали, показали свои знания и эрудицию. Спасибо! А закончить наш урок я хочу словами С. Данилова:

  Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – дидактическая игра. Времена года. Модель сезона.

Урок технологии по данной теме может проводиться для учащихся 6-х классов  в ходе изучения подраздела «Конструирование и моделирование юбки» после изучения тем «Конструирование юбки», «Моде...

Урок - заседание "В гостях у словарей"

Урок - заседание "В гостях у словарей"...

Урок – заседание «В гостях у словарей»

Нетрадиционный урок по русскому языку...

Урок - дидактическая игра кафе "ФизТРИЗ" по физике, 8 класс.

Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления", 8 класс проводится в форме дидактической игры - кафе "ФизТРИЗ". При проведении урока используются элементы ТРИЗ - технологии, РТВ (развитие ...

урок-заседание "В гостях у Словарей"

Данная разработка предлагает один из  нетрадиционных уроков – урок-заседание. Уроки-заседания могут использоваться как вводные и как обобщающие. Примером обобщающего урока может быть урок «В гост...

Урок-дидактическая игра Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение

Это необычный урок. Шестиклассники закончили изучение темы «Местоимение».   Учитель помогает ребятам серьезный, напряженный труд сделать интересным, вводя в определенную часть урока дидактическую...

УРОК – ЗАСЕДАНИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ» (УРОК В 6 КЛАССЕ)

Тема урока: «В гостях у Словарей»Тип урока:      урок развития речи.Цели урока:Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике          ...