Урок-дидактическая игра Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Склярова Людмила Александровна

Это необычный урок. Шестиклассники закончили изучение темы «Местоимение».   Учитель помогает ребятам серьезный, напряженный труд сделать интересным, вводя в определенную часть урока дидактическую игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_didakticheskaya_igra_na_konkurs.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»         (урок - дидактическая игра).

Цель урока: обобщить знания о местоимении как части речи.

Задачи урока:

Образовательные:

совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи;

формировать умение выделять существенные признаки и свойства;

Развивающие:

развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;

Воспитательные:

воспитывать учебную активность, умение работать в коллективе;

формировать положительную мотивацию к обучению.

Ход урока

I. Оргмомент  «Минутка приятных воспоминаний».                                                  

      Учитель предлагает учащимся закрыть глаза, вспомнить о чем- то очень хорошем и улыбнуться. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное - доброе начало.

Сегодня у нас необычный урок. Мы закончили изучение темы «Местоимение».                Я помогу вам серьезный, напряженный труд сделать интересным, вводя в определенную часть урока дидактическую игру.

II. Рассказ учителя по карте - рисунку.  Приложение 1

      Ребята. В сказочном королевстве Лингвинии (а такое королевство существует!) Язык является могущественным, храбрым королем. Грамматика -  строгой, любящей порядок королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс.   Морфология - одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком порядке, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Местоимение, Числительное, Глагол, Предлог, Союз, Наречие, Частица. Междометие.  Сегодня на уроке принцесса «Морфология» поможет мне проверить, как вы усвоили тему «Местоимение». И первое, что вам нужно будет сделать - это отгадать кроссворд «Спрятанное слово».

III. Лексико - орфографическая работа в форме кроссворда. Приложение 2

      Учитель называет лексическое значение слова, а ученики, поочередно выходя      к доске, записывают слова в клеточки (остальные пишут слова в тетрадях). При правильном выполнении задания в одной из вертикальных строк можно будет прочитать зашифрованное «спрятанное слово», значение которого нам нужно будет определить.

Подставка, на которой помещается подрамник с холстом (мольберт).

Приспособление для ручного прядения (веретено).

Спортсмен, занимающийся парусным спортом (яхтсмен).

Умение читать и писать (грамота).

Благозвучное соединение нескольких музыкальных звуков (аккорд).

Торжественный день, установленный в честь или в память чего - ннбудь

( кого- нибудь) (праздник).

Единица измерения длины, заменившая версту (немного меньше версты)    (километр).        

8. Мелкий торговец, продававший по деревням разные товары (коробейник).

9. Таблица или книжка, в которой перечисляются все дни года  

( с различными справочными сведениями) (календарь).

10. Небольшая светлая комната в верхней части дома в старину (светлица).

11. Преобразование, изменение, переустройство чего- либо (реформа).

       ˗ Так что же обозначает зашифрованное слово? (учащиеся дают определение местоимению).

IV. Игра «Четвертый-лишний».

(Учащиеся определяют разряды местоимений по значению - работа у доски и в тетрадях).

Ты, они, кто, я - личные

Кто, какой, мой, чей  - вопросительные

Который, тот, сколько, что - относительные

Некто, кто- то, никто, какой – то - неопределенные

Мой, чей, наш, свой - притяжательные

Тот, который, этот, столько - указательные

Каков, весь, каждый,  сам - определительные.

       ˗  Какого разряда местоимение мы с вами не называли ?

V. Деловая игра «Корректор» - «Найдем и исправим ошибки».

 - Вам предлагалось определить по словарю значение слова корректор.

Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуры.                                                                                                                                    Корректура – процесс исправления ошибок и недостатков  на оттиске типографского набора.                                                                                              Корректировать – 1. Вносить корректуры, поправлять.

                                2. Читать  корректуру чего-нибудь.

          Кроме хорошего значения языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

           Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки  в этом письме, исправьте их, какие орфограммы не усвоила  Оля. (Карточка 1)  Приложение 3

Карточка 1

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, помаги                                                                                                                      Твоей плимяннице Оле,                                                                                                                            А то небудет ее наги                                                                                                                                            В этай пративной школе.                                                                                                                        Мне вчера за дектант на слова                                                                                                            Учитель паставил два,                                                                                                                                  А сам сказал, что маю работу                                                                                                                                        Даже не смок прочитать.                                                                                                                                Попраси его, дядя, исправит двойку                                                                                                   И наставить мне пять.

ЗАДАНИЕ:                                                                                                                                  

- Назовите слова, которые проверяются с помощью словаря.

- Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.

- Назовите слова, которые проверяются с помощью других правил.                           - Назовите разряды местоимений и их падеж.

VI. Учитель:

Среди всей частей речи местоимения занимают не последнее место в речи.                                А сколько ошибок допускается в их употреблении!?

Прослушайте внимательно диалог и найдите ошибки в употреблении местоимений (ученик и ученица):

˗ Ну как там Кристина себя чувствует?

˗ Да я у ней давно уже не была.

˗ А почему?

˗ Да ихняя собака такая злая.

˗ Она же у них на даче.

˗ Да что ты! А я об том и не знала.

ВЫВОД: Нужно говорить у нее, их, о том, ч(ш)то, у них.

VII. Игра «Соколиный глаз».

Работа с карточкой 2  (редактирование предложений). Приложение 4

Карточка 2

ЗАДАНИЕ: редактирование предложений - какие речевые ошибки вы заметили?

1.  На этой улице я чувствую как дома.

На его никто не обращает внимания.

Своя будущая профессия мне очень нравится.

Словарь представляет результат огромного труда ученых - языковедов.

В сколько метрах от школы находится стадион?

VIII. Игра «Следствие ведут знатоки» - работа с карточкой 3. Приложение 5

Чтение текста учителем.

Карточка 3

     Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Ежи с трудом отыскали небольшую пещеру. Чтобы было теплее, сбились в кучу. Но тем, кто оказался в середине, было жарко, а крайние мерзли. Попробовали расположиться иначе. Опять неудачно: то они кололи друг друга иглами, то сталкивались, то разбегались. И, наконец,  ежи нашли то, что искали: устроились так, что всем было тепло, и никто никого не колол. Это идеальное расположение они назвали «хорошими манерами».

…Хорошие манеры нужны для того, чтобы всем было удобно и легко. Если ты хочешь, чтобы тебе было хорошо, сделай так, чтобы с тобой было хорошо и другим. Приучай себя постоянно думать об окружающих - именно в этом и заключается подлинная вежливость...

                                                                                                                 (М.С.Ходаков).

Словарная работа.                                                                                                                                 Плато - несклоняемое имя существительное среднего рода.

Равнина, лежащая сравнительно высоко над уровнем моря и отделённая от соседней местности крутыми склонами.

˗ Как вы считаете, зачем автор поместил сказочку про ежей в книжку «Как не нужно себе вести»?

˗ Местоимения каких разрядов встретились в приведенном тексте?

IX. Подведение итогов урока.                                                                                                                  Рефлексия:                                                                                                                                   – Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.              (Возможные варианты: Мне понравился урок. Мы хорошо работали на уроке.  Нам удалось выполнить все задания и т. п.).                                                                                                    – Комментирование оценок.                                                                                                                           - Принцесса Морфология вручает «медали» учащимся.                                                                      X. Домашнее задание: подготовка к контрольному диктанту.

Приложение 1

Приложение 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

11

1

м

о

л

ь

б

е

р

т

2

в

е

р

е

т

е

н

о

3

я

х

т

с

м

е

н

4

г

р

а

м

о

т

а

5

а

к

к

о

р

д

6

п

р

а

з

д

н

и

к

7

к

и

л

о

м

е

т

р

8

к

о

р

о

б

е

й

н

и

к

9

к

а

л

е

н

д

а

р

ь

10

с

в

е

т

л

и

ц

а

 

 

11

р

е

ф

о

р

м

а

Приложение 3

Карточка 1

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, помаги                                                                                                                      Твоей плимяннице Оле,                                                                                                                            А то небудет ее наги                                                                                                                                            В этай пративной школе.                                                                                                                        Мне вчера за дектант на слова                                                                                                            Учитель паставил два,                                                                                                                                  А сам сказал, что маю работу                                                                                                                                        Даже не смок прочитать.                                                                                                                                Попраси его, дядя, исправит двойку                                                                                                   И наставить мне пять.

ЗАДАНИЕ:                                                                                                                                  

- Назовите слова, которые проверяются с помощью словаря.

- Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.

- Назовите слова, которые проверяются с помощью других правил.                        - - Назовите разряды местоимений и их падеж.

Приложение 4

Карточка 2

ЗАДАНИЕ: редактирование предложений - какие речевые ошибки вы заметили?

1.  На этой улице я чувствую как дома.

На его никто не обращает внимания.

Своя будущая профессия мне очень нравится.

Словарь представляет результат огромного труда ученых - языковедов.

В сколько метрах от школы находится стадион?

Приложение 5

Карточка 3

     Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Ежи с трудом отыскали небольшую пещеру. Чтобы было теплее, сбились в кучу. Но тем, кто оказался в середине, было жарко, а крайние мерзли. Попробовали расположиться иначе. Опять неудачно: то они кололи друг друга иглами, то сталкивались, то разбегались. И, наконец,  ежи нашли то, что искали: устроились так, что всем было тепло, и никто никого не колол. Это идеальное расположение они назвали «хорошими манерами».

…Хорошие манеры нужны для того, чтобы всем было удобно и легко. Если ты хочешь, чтобы тебе было хорошо, сделай так, чтобы с тобой было хорошо и другим. Приучай себя постоянно думать об окружающих - именно в этом и заключается подлинная вежливость...

                                                                                                                 (М.С.Ходаков).

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно

Ипатовского района Ставропольского края

Урок  русского  языка

«Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»

(урок – дидактическая игра)  для  6  класса

Выполнила

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №7 пос. Советское Руно

Ипатовского района

Ставропольского края

Склярова Людмила Александровна

 высшая категория

стаж работы  36 лет

пос. Советское Руно

Автор: Склярова Людмила Александровна

Должность: учитель  русского  языка  и  литературы

Место  работы: МКОУ СОШ №7 пос. Советское Руно Ипатовского района Ставропольского края

Дополнительные  сведения: стаж  работы 35 лет, высшая категория

Урок  русского  языка «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение» (урок – дидактическая игра)  для  6  класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение" в 5 классе

Урок  предусматривает повторение и обобщение знаний, полученных в начальной школе по теме "Местоимение"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". По УМК: Ладыженская Т.А,, Барано...

Урок русского языка на тему "Обобщение изученного по теме "Местоимение"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: Обобщение изученного по теме "Местоимение"...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Местоимение»

Конспект урока в 6 классе. Тема урока: Обобщение изученного по теме «Местоимение» Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе: Повторение и обобщение знаний по теме «Местоимение»

Урок построен с использованием  структуры   сингапурского метода обучения КЛОК БАДДИС  – «друзья по часам (времени)».  Структура предполагает, что учащиеся в...