Главные вкладки

    Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение" в 5 классе
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Полупанова Надежда Васильевна

    Урок  предусматривает повторение и обобщение знаний, полученных в начальной школе по теме "Местоимение"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_mestoimeniyu.docx21.95 КБ
    Файл povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo.pptx2.97 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок «Повторение и обобщение изученного

    по теме «Местоимение», 5 класс

    Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»

    Цели урока: 

    Обучающие:

    • Систематизация знаний учащихся о местоимении;
    • Проверка умения учащихся проводить морфологический разбор местоимения;
    • Проверка орфографических навыков написания местоимения;
    • Проверка речевых навыков употребления написания местоимений;
    • Расстановка знаков препинания в сложном предложении.

    Развивающие:

    • Развитие логических операций: сравнение, синтез; анализ;
    • Умение контролировать свою учебную деятельность.

    Воспитательная: воспитание чувства любви к русскому языку

    Оборудование урока:

    записи на доске, компьютер, проектор, презентация, карточки с буквами Е-И, О-А

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы покажете хорошие знания.

    2. Словарно-орфографическая работа с использованием сигнальных карточек

    Е или И?

    ПОКРУТИТ

    ВЕРТИТ

    КОЛЕТ

    СЛЫШИТ

    ДУМАЕТ

    РУБИТ

    ЗАСЕЛИТ

    КУПАЕШЬ

    ПРЯЧЕШЬ

    ЗНАЕТ

    ГОНИШЬ

    РАССТИЛАЕШЬ

    МАНИШЬ

    ХВАЛИШЬ

    СТЕЛЕТ

    СМОТРИШЬ

    КЛЕИМ

    СЕЕМ

    3. Введение в тему.

    Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!» Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров? Выступление ученика.

    Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

    Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).

    Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).

    1. Актуализация опорных знаний

    Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Чтобы попасть в город Местоимений, вам нужно пройти шуточный тест.

    • Местоимения употребляют …

    А) вместо имени

    Б) вместо фамилии

    В) вместо отчества

    • Местоимения бывают…

    А) отличные

    Б) личные

    В) общие

    Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.

    Экспресс-ответ

    Продолжить следующие фразы одним словом:

    • местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная )
    • она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество )
    • но … (?) (что не делает?) ( но не называет их )
    • в предложении местоимения могут быть …(подлежащим, дополнением, определением)
    1. Формирование умений и навыков

    А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Наша первая остановка – на Перекрёстке Орфограмм.

    Какие орфограммы, связанные с личными местоимениями вам известны?

    1. Выборочный диктант. Учащиеся должны выписать только местоимения.

    Мой веселый, звонкий мяч,
    Ты куда помчался вскачь?
    Желтый, красный, голубой, 
    Не угнаться за тобой!

    Я тебя ладонью хлопал,
    Ты скакал и звонко топал,
    Ты пятнадцать раз подряд 
    Прыгал в угол и назад. 

    6. Физминутка

    Ребята, посмотрите, какая великолепная картина перед нами, представим, что это страна Местоимения. Она навевает покой, умиротворение. Давайте, расслабимся, посмотрим вверх, в стороны, повращаем глазками. Вдох-выдох.

    7. Работа с предложениями

    Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.

    Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

    Велосипед стоял около забора. Он был старый.

    Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.

    На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.

    Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.

    8. Работа с текстом

    Замени, где необходимо, существительное местоимением.

    В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

    Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.

    Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.

    А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки).

    -Что запомнилось?

    -Что показалось интересным?

    -Неинтересным, трудным?

    -Ваше настроение к концу урока?

    9. Итоги урока

    - О какой части речи мы говорили?

    - А для чего нам еще служат местоимения?

    - Как они помогают нам?

    (Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора).

    Оценки.

    - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Оценки получают…

    10. Домашнее задание. Упражнение 113

    Я желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Повторение и изученного по теме « Местоимение »

    Слайд 2

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СЕ…М

    Слайд 3

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА КЛЕ…М

    Слайд 4

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СМОТР…ШЬ

    Слайд 5

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СТЕЛ…ШЬ

    Слайд 6

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ХВАЛ…Т

    Слайд 7

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА МАН…Т

    Слайд 8

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА РАССТИЛА…ШЬ

    Слайд 9

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ГОН…ШЬ ЗНАЕТ

    Слайд 10

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗНА…Т ЗНАЕТ

    Слайд 11

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЯЧ..ШЬ ЗНАЕТ

    Слайд 12

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА КУПА…ШЬ

    Слайд 13

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗАСЕЛ…Т

    Слайд 14

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА РУБ…Т

    Слайд 15

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ДУМА…Т

    Слайд 16

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СЛЫШ…Т

    Слайд 17

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА КОЛ…Т

    Слайд 18

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ВЕРТ…Т

    Слайд 19

    СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОКРУТ…Т

    Слайд 20

    «Всё своё ношу с собой!»

    Слайд 22

    Цели урока: Знать основные морфологические признаки местоимений, правила правописания, Уметь правильно использовать местоимения в речи.

    Слайд 23

    Шуточный мини-тест Местоимения употребляют … А) вместо имени Б) вместо фамилии В) вместо отчества Местоимения бывают… А) отличные Б) личные В)общие

    Слайд 24

    Шуточный мини-тест Местоимения употребляют … А) вместо имени Б) вместо фамилии В) вместо отчества Местоимения бывают… А) отличные Б) личные В)общие

    Слайд 25

    Экспресс-ответ Продолжить следующие фразы одним словом: местоимение– это … (?) часть речи она указывает на … (?) но … (?) (что не делает?) личные местоимения изменяются по … в предложении местоимения могут быть…

    Слайд 26

    Местоимение– это самостоятельная часть речи, она указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

    Слайд 30

    Работа с учебником Упражнение 111

    Слайд 31

    Выборочный Диктант

    Слайд 32

    Выборочный Диктант Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой ! Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и звонко топал, Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад.

    Слайд 33

    Работа с предложениями Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. Велосипед стоял около забора. Он был старый. Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки. На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.

    Слайд 34

    Работа с текстом Замени, где необходимо, существительное местоимением. В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

    Слайд 35

    Для чего нам нужны местоимения? помогает нам показать личностное восприятие мира; местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы; украшает речь, создает речевое удобство.

    Слайд 36

    Домашнее задание Упражнение 113


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе

    Данный урок позволяет :·        Систематизировать и обобщить знания  по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...

    Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.

    Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет б...

    Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс

    Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...

    Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

    Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

    Урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение и обобщение изученного. Работа над тестовыми заданиями».

    Это урок повторения  материала при подготовке к ГИА. Цели  занятия: проверить  свои  знания по  русскому языку на  данном  этапе подготовки к ГИА,  приобрести н...

    Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

    Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...