Урок - дидактическая игра кафе "ФизТРИЗ" по физике, 8 класс.
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Ветрова Ольга Михайловна

Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления", 8 класс проводится в форме дидактической игры - кафе "ФизТРИЗ". При проведении урока используются элементы ТРИЗ - технологии, РТВ (развитие творческого воображения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_povtoritelno-obobshchayushchiy_urok.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическую разработку предоставила Ветрова Ольга Михайловна,

 учитель физики,  I квалификационная категория.

Место работы: МБОУ «СОШ №14» г. Ангарск, Иркутская область

 

     Обучение проводится по учебнику: «Физика.8 класс», автор Перышкин А.В.

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы.

Физика 7-9 классы. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин

На изучение физики отводится 2 часа в неделю, 68 часов за год.


Повторительно-обобщающий урок по теме: «Тепловые явления».

8 класс.

Урок проводится в форме  дидактической  игры -  кафе «ФизТРИЗ»

«ФизТРИЗ» - это физика и элементы ТРИЗ - технологии, РТВ (развитие творческого воображения).

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний обучающихся по теме «Тепловые явления».

Задачи урока:

  1. Образовательные: проверить уровень усвоения основных понятий, формул по теме; умения и навыки их применения на практике; уровень самостоятельности мышления обучающихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
  2. Развивающие: развитие умственной, познавательной и творческой деятельности обучающихся через использование приемов и элементов ТРИЗ - технологии; развитие культуры умственного труда;
  3. Воспитательные: воспитание самодисциплины, взаимоуважения, устойчивого отношения к учебной деятельности и интереса к предмету.

Оснащение кабинета:

 кабинет, оформлен в стиле кафе со столиками, меню с названием блюд, набор карточек с заданиями, в качестве часов используется метроном, табло для фиксации счета.

      При проведении урока использовались элементы ТРИЗ – технологии и РТВ: морфологическая таблица, системный лифт, ЭИЗ, «Лови ошибку!».

Технология игры:

    За неделю до проведения урока  класс делится на 3-4  команды, и оглашаются правила игры. Для жюри приглашаются учителя-предметники, администрация школы.

     В роли официантов выступают обучающиеся 10-11-х классов. За каждый столик закрепляется официант, в обязанности которого входит раздача меню, принятие от команды заказа в соответствии с которым раздаются карточки с заданиями, передача выполненного задания жюри для проверки и подведения итогов.

     В роли администратора кафе выступает учитель физики, который  напоминает правила игры обучающимся, следит за регламентом времени, объявляет итоги, в конце урока проводит рефлексию.

Правила игры:

1.Каждая команда должна выбрать по одному первому, второму и третьему «блюду».

2.На решение каждого «блюда» отводится определенное время 5-7  минут.

3.Выбрать следующее «блюдо» можно после того, как «съешь» предыдущее.

4.«Съеденное блюдо» (выполненное задание) отдает команда официанту, который передает его в жюри.

5.Жюри проверяет задание и выставляет баллы в табло.

План проведения урока:

1.Организационный момент.

   - представление жюри;

   - знакомство с правилами игры;

   - знакомство с меню.

2.Прохождение игры согласно выбранному меню.  

3.Рефлексия.

4.Подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. До звонка на урок обучающиеся заходят в класс и садятся за  столики  своими командами.

         Учитель приветствует ребят, представляет членов жюри, официантов и  говорит:

                                     Пусть кипит работа,

                                     Сильней соревнованье.

                                     Успех решает не судьба,

                                     А ваши знания!  

     Учитель предлагает командам познакомиться с меню, которое лежит на каждом столике. (Приложение 1).

2.   Официанты подходят к своим столикам и принимают заказ от команд и приносят им соответствующую карточку с заданием. (Приложение 2). После выбора всеми командами салатов начинается отсчет времени на выполнение первого задания. По окончанию времени официанты собирают «съеденные блюда» и передают на проверку в жюри. Игра продолжается, пока команды не съедят все блюда.

  1. Жюри подводит итоги игры, и учитель объявляет результаты. Обучающимся предлагается

      ответить на вопросы анкеты:

      - С каким настроением вы пришли на урок?    

           

      - С каким настроением вы уходите с урока?

           

      - Понравился ли вам урок?

      - Что запомнилось больше всего?

      - Нужно  ли такие уроки проводить?

Приложение 1.

Меню.

САЛАТЫ:

1.Теплая закуска с начинкой.

2.Энергетический салат.

3. «ФизТРИЗ»- изюминка.

ПЕРВЫЕ БЛЮДА:

1.Молекулярный суп.

2.Суп харчо.

3.Сказочный  суп.

ВТОРЫЕ БЛЮДА:

1.Физическое пюре.

2.Картофель «ПРИ».

3.Сложный гарнир «ФизТРИЗ»

НАПИТКИ:

1.Физический коктейль.

Приложение 2.

САЛАТЫ:

1.Теплая закуска с начинкой  – это карточки с расчетными задачами (базовый уровень) по теме «Тепловые явления».

- Какое количество теплоты требуется для нагревания воды массой 200 г на 8 0С?

- Какое количество теплоты выделится при полном сгорании каменного угля массой 0,5 т?

- При полном сгорании топлива массой 5 кг выделилось 600 МДж энергии. Что это за топливо?

- Вычислите массу воды при 100 0С, которую можно превратить в пар, если сжечь спирт массой  

  50 г?

- Сколько энергии затратили на испарение воды массой 200 г, взятой при температуре 50 0С?

- Какое количество теплоты надо, чтобы расплавить лед массой 650 г при 0 0С?

    2.Энергетический салат – это конкурс шифровщиков.

      Обучающиеся получают морфологическую таблицу:

А

Б

В

Г

 1

Q

=

(

L

 2

)

t1

m

c

 3

λ

q

-

t2

        Им предлагается с помощью морфологической таблицы расшифровать зашифрованные  

    формулы  и написать название каждой величины и ее единицы измерения в СИ.

  1. А1 Б1 Г2 В2 В1 Б2 В3 Г3 А2
  2. А1 Б1 Г1 В2
  3. А1 Б1 Б3 В2
  4. А1 Б1 В2 А3

  1. «ФизТРИЗ»- изюминка – это

                                                                               

ПЕРВЫЕ БЛЮДА:

1.Молекулярный суп.

   Обучающимся предлагается качественные вопросы и задачи:

- Стальную деталь поместили в печь. Как изменится скорость движения молекул детали?

- После торможения автомобиля покрышки оказались горячими. Как изменилась внутренняя

  энергия покрышек?

- На каком способе теплопередачи  основано отопление?

- В каких телах теплопередача происходит излучением?

- Какие из веществ обладают хорошей теплопроводностью – вода, хлопок, алюминий?

- Какая одежда лучше защищает от жары – светлая или темная?

- Почему алюминиевая чашка с горячим чаем обжигает губы, а керамическая нет?

- Зачем ствол ружья покрывают деревянной накладкой?

- Можно ли в оловянной ложке расплавить свинец?

- Какие щи быстрее остынут – постные или жирные?

- Можно ли человеческий  организм отнести к тепловому двигателю?

- Зачем сосуды с жидкостями закрывают крышками?

2.Суп харчо.

Обучающиеся должны закончить определения:

Внутренняя энергия – это …

Количество теплоты – это …

Теплопроводность – это способ теплопередачи, при котором …

Излучение – это способ теплопередачи …

Конвекция – это способ теплопередачи …

Удельная теплота сгорания топлива показывает …

Переход вещества из жидкой фазы в газообразную  фазу называется …

Плавление – это …

Тепловым двигателем называется устройство …

Кристаллизацией называется процесс …

3.Сказочный  суп.

Обучающимся  предлагается ответить на вопросы к отрывкам из сказок:

- Из русской сказки «Байка про тетерева»

   Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу домишко, а сам не умеет. Одну-то ночь всего надо пережить…«Эх,- подумал он, - куда ни шло!» И бултых в снег! В снегу и ночевал. Ничего! Тепло было. Поутру рано встал, по вольному свету полетел, куда надо было…

  Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?

- Из русской сказки «Лисичка-сестричка и волк».

    Волк пошел на реку, опустил хвост  в прорубь и начал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Вслед за ним и лиса явилась, ходит около волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост!». Хвост и замерз.

   Почему хвост мерз? Какие виды теплопередачи имели место?

              - Из русской сказки «Два Ивана - солдатских сына»

                Начал Иван – солдатский сын биться смертным боем со Змеем – Горынычем. Он так быстро и          

              сильно махал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! ...»

             Как поступить Ивану – солдатскому сыну, чтобы удержать саблю в руках?

             - Из финской сказки «Ольховая чурка, или Синий крест»

               Никак не хотели хозяева дочь замуж отдавать пришедшему гостю. Разные отговорки      

               придумывали. Вот и говорят: «Не отдадим дочку, пока воды решетом не наносите». Соседи  

               шепчутся: «Да разве ж вода в решете удержится!»  Но жених с товарищами согласились:  

               «Давайте решето, наносим!»

             Как удалось жениху наносить воду?

              - Из китайской сказки «Как пытали каменную плиту»

                У мальчика, торговавшего пончиками, украли монеты. Для разоблачения вора судья Бао –гун  

                приказал срочно притащить большой чан с водой. И каждому присутствующему велел монету в  

               чан бросить. Сам стоит рядом и смотрит…

                      Что придумал судья для разоблачения вора?

              - Из кхмерской сказки «Сироты»

                Старшему брату захотелось пить, и он говорит младшему: «Брат, мне пить хочется.» А младший  

                отвечает: «Вспомни, что делал отец, когда он хотел пить…»

             Что делал отец братьев, чтобы напиться?

              - Из древнегреческой легенды «Дедал и Икар»

                Перед полетом Икар получил наставление отца: лететь только следом за ним. Но забыл его и,  

                сильно взмахнув крыльями, взлетел высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи                    

                 растопили воск, скреплявший перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые  

                ветром. Взмахнул Икар руками, но не было больше на них крыльев…

             Что надо было сделать Икару, чтобы перья не разлетелись?

     ВТОРЫЕ БЛЮДА:

1.Физическое пюре.

      Обучающиеся  должны усовершенствовать термометр с помощью метода  

   фокальных  объектов, используя слова: газета, конфета, стул.

2.Картофель «ПРИ».

     Обучающимся предлагается рассмотреть с помощью системного лифта следующие    

   физические приборы: термометр, двигатель внутреннего сгорания, гигрометр, психрометр.

3.Сложный гарнир «ФизТРИЗ».

      Обучающимся предлагается назвать 10 способов применения мензурки, штатива, калориметра.

НАПИТКИ:

1.Физический коктейль.

     Командам предлагается текст с ошибками, они должны их найти и объяснить.

     «Проснувшись утром, Петя вспомнил, что договорился с Колей идти на речку смотреть ледоход. Открыл  окно. С пятого этажа ему хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег уже весь стаял, и только на крышах домов ещё лежал мохнатыми шапками. Петя пошел в ванну и принял душ, не вытираясь он глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло. Покушав, он выбежал на улицу. Коля был уже там. «Вот погодка сегодня! – вместо приветствия восхищенно произнес он. Солнце- то какое, а температура с утра – 2 градуса.».  «Нет, - 4»,- возразил Петя. Они заспорили, потом Коля сообразил, в чем дело. «У меня термометр на ветру висит,  - сказал он, - а у тебя нет, в укромном месте, поэтому и показывает больше».


Анализ

 повторительно-обобщающего урока по физике

тема «Тепловые явления».

               1.Урок посвящен повторению и обобщению знаний, умений и навыков обучающихся, полученных при изучении темы «Тепловые явления» и умение применять их в нестандартных ситуациях.

               2. Актуальность и новизна данного урока, на мой взгляд, заключается в следующем: -нетрадиционная форма проведения урока – урок - «Физическое кафе» с использованием педагогической технологии ТРИЗ, способствует высокой активности обучающихся на уроке;

-повышает познавательный интерес к предмету за счет применения большого количества    

 нестандартных заданий развивающего и проблемного характера, методов и средств обучения;

-у обучающихся есть возможность выбора задания, предоставленного в оригинальной форме;  

-применение групповой формы работы обучающихся показывает хорошие знания, так они чувствуют ответственность за свою команду, сильные обучающиеся помогают  слабым и хорошая оценка, полученная командой, в дальнейшем является стимулом в дальнейшей учебе для слабых обучающихся;

-способствует хорошему темпу, деловой обстановке без напряжения в течение всего урока, скучающих и «отсутствующих» на таком уроке не бывает.

             3.В ходе урока задания проверяются членами жюри и к проведению урока привлекаются старшеклассники, проявляющие интерес к изучению физики.

             4.После проведения урока был подсчитан коэффициент эффективности урока – 72 %, что является хорошим показателем предлагаемого урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – дидактическая игра. Времена года. Модель сезона.

Урок технологии по данной теме может проводиться для учащихся 6-х классов  в ходе изучения подраздела «Конструирование и моделирование юбки» после изучения тем «Конструирование юбки», «Моде...

Урок-дидактическая игра Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение

Это необычный урок. Шестиклассники закончили изучение темы «Местоимение».   Учитель помогает ребятам серьезный, напряженный труд сделать интересным, вводя в определенную часть урока дидактическую...

Урок-дидактическая игра. Модель сезона

В данной работе представлена разработка урока по швейному делу по теме "Пошив юбки" 7 класс коррекционной школы. В ней описаны методы и приемы работы на уроке, использованы различные технологии....

Разработка урока - дидактической игры "Мастерицы"

Тема: «Работа с тканью». Цели: 1. Систематизировать и оценить теоретические знания по теме.          2.Развить теоретические навыки быстрой ориентации...

Урок - дидактическая игра "Веселый огород".

Урок – конкурс « Веселый огород». (5 класс) Тема: «Овощи и приготовление салатов».Тип урока: контрольный. Цели: 1.     Систематизировать теоретические знания и оценить практич...

Дидактическая игра по физике

ОМ электрич.сопротивление...

Дидактическая игра по физике "Что? Где? Когда?"

Использование игровых форм работы развивает познавательные и коммуникативные качества личности. Игра проводится по типу телевизионной игры «Что? Где? Когда?». В представленном ва...