урок развития речи Сравнительная характеристика портретов А.с. Пушкина
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Герус Надежда Николаевна

Урок-презентация. Урок развития речи по составлению сравнительной характеристики портретов А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_portretov.rar1.13 МБ

Предварительный просмотр:

                 Урок

          русского языка

                   9 класс

        

                                                                                                                                                    Учитель

                                                                                     русского    языка и литературы    

                                                                                                         Н.Н. Герус

                                                              2011 год

Тема. Сравнительная характеристика портретов А.С. Пушкина

Цель.1) научить описывать внешность одного и того же человека , изображённого разными                

            художниками;

          2) закрепить умение пользоваться обособленными приложениями; 3) активизировать    

             «портретную» лексику.

Оборудование: портреты

           1.А.С. Пушкин.  П.Ф. Соколов. 1836 . Акварель

           2.Пушин в парке.  В.А. Серов. 1899. Рисунок

           3. А.С. Пушкин.  И.Л.Линев. 1834-1837. Масло

           4. «Прощай , свободная стихия!» И.Е. Репин. И.К.Айвазовский. 1887.

           5. Портрет А.С. Пушкина. В. Тропинин

           6. Портрет А.С. Пушкина . О Кипренский

                                                Ход урока.

        1.Вступительное слово.

          Пушкин принадлежал  к числу тех творческих гениев,  не останавливающихся на той точке, на которой их застала смерть, но продолжающих развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение...», — писал В. Г. Бе линский. Эти слова В. Г. Белинского можно отнести не только к величайшему наследию поэта, но и к интерпретации пушкин ского творчества в изобразительном искусстве. Личность А. С. Пушкина, его судьба  всегда волновали художников-портретистов.

           Портрет- один из распространенных и популярных жанров живописи. Восприятие портрета выходит  за рамки простого узнавания определённого, конкретного человека, изображенного на полотне. Сложность состоит в постижении характерных особенностей  изобразительного языка, за которым стоит личность художника, обладающего умением за внешним обликом человека разгадать черты эпохи, народа, его национального своеобразия. В «Словаре терминов изобразительного искусства» отмечается, что «наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист подчеркивает в своей модели социально- тематические черты, воссоздавая через облик отдельного человека  обобщенный тип определенной эпохи и социальной среды».

              Воспроизводя индивидуальный облик , художник раскрывает внутренний мир , чувства, характер человека через внешние признаки: мимику, жест, манеру, движения. Содержанием портрета являются не только воспроизведение подлинной сути личности портретируемого и признаков социально – типического в нем, но и отношение художника к изображаемому, его личная симпатия или антипатия, любовь, преклонение или  сострадание. Создавая образ портретируемого, художник ищет наиболее  удачный фон (интерьер), органически связанный с изображаемым лицом, его характером, действием, а так же композицию портрета, которая помогает раскрыть  внутренний мир  и психологическое состояние  личности.

              Рассмотрим портреты А.С. Пушкина , которые разнообразны по тематике, композиции, цветовому решению.

Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик — вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, светлые ясные глаза, красивые руки с длинными паль цами. Выражение энергии в лице или другое — задумчивой гру сти. Таким мы с детских лет знаем великого поэта по двум самым популярным портретам выдающихся русских художников — В. А. Тропинина и О. А. Кипренского.

Пушкин — гениальный поэт, выдающаяся личность, обаятель ный человек — всегда привлекал внимание художников. Создано множество его изображений. Описание и изучение их составляют целую область пушкиноведения, так называемую иконографию Пушкина.

При жизни поэта было создано 12 его портретов, но не все они сделаны с натуры. Большая часть их приходится на одно десяти летие: вторую половину двадцатых — начало тридцатых годов XIX в. На портретах, созданных в одно десятилетие, Пушкин выглядит по-разному. И это объясняется не только индиви дуальностью художника, его творческой задачей, но и особен ностью внешности поэта. Лицо его было необычайно живым, выражение часто менялось, отражая яркую и напряженную ду ховную жизнь.

«Физиогномия Пушкина... так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие». Это слова современника поэта, хорошо его знавшего,— Н. А. Полевого.

Множество раз Пушкин изображал себя сам. Сохранилось около 90 его автопортретов. Он был блестящим портретистом-графиком, рисовал точно, верно, несколькими штрихами передавая самое характерное, самое главное, хорошо зная свое лицо, под черкивал в нем ганнибаловские черты, унаследованные через мать от прадеда — Ибрагима Ганнибала. Поэт называл их «африкан скими», «арапскими», говорил о себе «потомок негров безобраз ный». Но автопортреты поэта позволяют думать, что он не был так уж недоволен своей внешностью. Она его занимала, интере совала своей оригинальностью, своеобразием. Его характерный профиль с выпуклыми губами, прижатым книзу кончиком носа и открытым вырезом ноздрей разбросан по его рукописям на полях, среди стихов, в окружении других портретов, рисунков, рос- черков. Изредка он рисовал себя на отдельных листках. Боль шая часть автопортретов сделана пером в то время, когда он писал. Почти все они профильные.

Пушкин любил рисовать себя в различных видах. Он фанта зировал: то изображал себя морщинистым, плешивым старцем, то юношей с длинными рассыпавшимися кудрями, то надевал себе парик по моде XVIII в., то представлял себя монахом в черном высоком клобуке на голове, то воином в бурке, с пикой напе ревес, а то воображал слугой-арапом в чалме и ливрее.

Автопортреты Пушкина запечатлели множество его мыслей и раздумий о судьбе поэта. На многих изображениях лежит отпечаток блестящего пушкинского остроумия.

Портреты, сделанные с натуры, и особенно автопортреты позволяют нам представить поэта таким, каким он был в жизни.

Воссоздать живой облик Пушкина помогают и сохранившиеся воспоминания современников.

Знакомый Пушкина по Кишиневу В. П. Горчаков записал в дневнике первое свое впечатление от встречи с поэтом:

«...особенно обратил мое внимание вошедший молодой человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой ... часто смею щийся в избытке непринужденной веселости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие. Очерки лица его были неправильны и некрасивы...»1.

Вот как вспоминал Пушкина другой его современник, М. В. Юзефович, увидевший поэта в 1829 г. на Кавказе:

«Как теперь вижу его, живого, простого в обращении, хохо туна, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми и ясными глазами... с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился, как Байрон. Он вовсе не был смугл, ни черноволос... а был. вполне белокож и с вьющи мися волосами каштанового цвета... В его облике было что-то родное африканскому типу... черты лица были у него приятные, и общее выражение очень симпатичное»2.

В «Словаре достопамятных людей русской земли, составлен ном Бантышрм-Каменским», изданном в 1847 г., в статье о Пуш кине, написанной на основе сведений, полученных от отца, брата и друзей поэта,мы читаем:

«Александр Сергеевич Пушкин, среднего роста, худощавый, имел в младенчестве белокурые курчавые волосы, сделавшиеся потом темно-русыми; глаза светло-голубые; улыбку насмешливую и вместе приятную; носил на умном лице отпечаток африканского своего происхождения, которому соответствовали живость и пыл кость характера, раздражительного, но доброго, услужливого, чув ствительного. Он в особенности отличался большими своими бакенбардами и длинными ногтями, которыми щеголял. Любезность, острый ум, необыкновенная память и заманчивый и веселый рас сказ делали его украшением и душою общества».

Мы знаем немало значительных портретов Пушкина, создан ных и в последующее время. Тема Пушкина остается вечно живой в изобразительном искусстве. Образ поэта, его жизнь, его трагическая гибель волнуют художников каждой эпохи.

Создание образа гениального поэта, великого человека и вместе с тем человека необычайно живого, подвижного, пылкого,— нелегкая задача. С ней не всегда могли справиться даже и очень большие художники, искренне любившие Пушкина. Особенно это относится к так называемым биографическим картинам.

Именно этот жанр с его требованием изобразить «сцену из жизни», т. е. показать поэта в какой-то конкретной жизненной ситуации, в определенной исторической обстановке, в связи с дру гими людьми, в действии, потерпел больше всего неудач. Это объясняется сложностью задачи. Известно, например, что И. Е. Репин, любивший Пушкина, стремившийся к созданию его образа, с горечью говорил своим друзьям, что Пушкин не удается ему.

           1.А.С. Пушкин.  П.Ф. Соколов. 1836 . Акварель

 Портрет, возможно, был сделан после женитьбы, как было принято в те времена. Обычно художники делали сразу порт реты обоих супругов, но портрет Натальи Николаевны Пушкиной сделан Александром Брюлловым (см. лист 49). Этим объясняется, должна   быть,  неуверенность в датировке  портрета  Пушкина.

Этот портрет запечатлел наиболее светского Пушкина.

Художник Петр. Федорович Соколов (1787— 1848), знамени тый мастер камерного акварельного портрета, увидел в Пушкине элегантного аристократа. Может быть, это соответствовало жела ниям поэта иногда чувствовать себя просто светским человеком. Существует предположение, что портрет написан не с натуры, а по впечатлениям от встреч с Пушкиным в обществе.

Композиция — поза, поворот головы — сближает этот портрет с портретом Кипренского. Но Соколов не только сглаживает характерные черты лица, а придает ему миловидность, делает губы «сердечком», утончает черты.

           2.Пушин в парке.  В.А. Серов. 1899. Рисунок 

Обе вещи эскизны, особенно первая, очень лиричны и про никнуты «осенними настроениями» поэта и самого художника — Серов тоже любил осень.

В картине, где почти не видно лица Пушкина, вы все же узнаете его в фигуре всадника. Мастерски схвачена художником быстрота движения, ловкость и отвага всадника, его наслаждение этой скачкой по осенним пустым полям.

О своих прогулках верхом поэт писал в стихотворении «Осень» (1833)  (т. III, с. 264).

«А. С. Пушкин в парке» — портрет поэта. Он дан не просто на фоне пейзажа, а слит с ним в одно целое. В образе Пушкина сочетаются задумчивость, легкая грусть и едва намечающаяся, только еще рождающаяся улыбка. Настроение этого портрета близко «Элегии», созданной болдинской осенью 1830 г.

Оба произведения В. А. Серова обычно связываются с Болдином.

Валентин Александрович Серов (1865—1911), один из круп нейших русских портретистов, отличался талантом особого лири ческого обаяния.

           3. А.С. Пушкин.  И.Л.Линев. 1834-1837. Масло 

Это Пушкин последних лет жизни. Портрет написан предель но естественно, просто, без всяких прикрас. У поэта усталое, измученное лицо, утратившее свойственные ему живость и энер гию. Волосы значительно поредели, стали меньше виться. Груст ный взгляд, горькое выражение рта. Портрет создает трагиче ское настроение безысходности и обреченности. И хотя неизвестно, когда он создан, но облик Пушкина подсказывает самую ве роятную дату—1836 г.

«...Я было написал тебе письмо на четырех страницах, но оно вышло такое горькое и мрачное, что я его тебе не послал...— писал Пушкин жене летом 1834 г.— Ты говоришь о Болдине. Хорошо бы туда засесть, да мудрено... Не сердись, жена, и не толкуй моих жалоб в худую сторону. Никогда не думал я упрекать тебя в своей зависимости. Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив; но я не должен был вступать в службу и, что еще хуже, опутать себя денежными обязательствами... Теперь они смотрят на меня, как на холопа, с которым можно им поступать как им угодно...» (т. X, с. 489—490). Поэт мечтал о жизни в деревне, о личной свободе, о возможно сти спокойно работать. Он писал об этом в стихах, обращаясь к жене:

Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит...

(т. III, с. 278).

Портрет был обнаружен лишь в 188/ г., на нем есть надпись: «Рис [овал] с натуры И. Линев». Высказывалось предположение, не сделан ли портрет с Пушкина в гробу. Но утверждать, что это именно так, нельзя.

           4. «Прощай , свободная стихия!» И.Е. Репин. И.К.Айвазовский. 1887. 

Это редкий в истории искусства случай, когда два больших художника создали вместе одно полотно. Фигура Пушкина напи сана Репиным, пейзаж — знаменитым маринистом Иваном Кон стантиновичем Айвазовским (1817—1900).

Сюжет    картины    подсказан    стихотворением        Пушкина

«К морю» (1824).

Запечатлевшиеся в памяти живые пейзажи создают в стихо творении многогранный, сложный образ моря, близкий различным душевным состояниям поэта. Художник мог передать только одно из них, которое больше соответствовало его представлениям о «свободной стихии», - он изобразил море пасмурное и бурное.

2. Сравнительная характеристика портретов .

                  О.Кипренский и  В. Тропинин  в 1827 году написали два портрета А.с.Пушкина. Художники по-разному  увидели и изобразили поэта.

1. A.С. Пушкин

B.        А. Тропинин. 1827. Масло

-Сообщение учащегося.

 Существует несколько версий создания портрета В. А. Тропининым. Вот одна из них: «...портрет был написан по соб ственному желанию Александра Сергеевича для подарка С. А. Соболевскому, который хотел иметь изображение своего друга — «домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, не причесанного и неприглаженного»... Художник застал его (А. С. Пушкина.— В. К-) в маленьком кабинете, возившегося со щенками. Тогда же он был, видимо, написан по первому впе чатлению, которое так ценил Тропинин, маленький этюд»'.

Художник понимал меру ответственности перед будущим поколением, поэтому, очевидно, сначала потерянный, затем найденный портрет В. А. Тропининым не подновлялся, а только был вымыт и покрыт лаком, чтобы не касаться того, что было сделано при жизни поэта.

«Портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке»,1 — вспоминал в 1868 г. друг Пушкина Сергей Александрович Со болевский (1803—1870).

Зимой 1826—1827 гг. Пушкин, живя у Соболевского в Москве, ходил позировать к знаменитому московскому портретисту Васи лию Андреевичу Тропинину (1776—1852).

Портрет был закончен весной 1827 г. В майском номере жур нала «Московский телеграф» Н. А. Полевой поместил отзыв. Он писал:

«Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно (т. е. в совершенстве.— Н. Б.) схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта»2.

Шедевр Тропинина был выставлен впервые для широкого обозрения в 1868 г. в Москве. 

 2.А. С. Пушкин

О. А. Кипренский. 1827. Масло

 -Сообщение учащегося

Портрет был написан по заказу А. А. Дельвига, друга Пушки на, летом 1827 г. в Петербурге и появился на осенней выставке Академии художеств. Он был воспринят как большое явление русского искусства, о нем писали в газетах и журналах.

              Пушкину портрет очень понравился. Он написал Оресту Ада мовичу Кипренскому (1782—1836) дружеское послание:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз,

— И я смеюся над могилой,

 Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

 Но это зеркало мне льстит.

 Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид

                                                         («Кипренскому», июнь 1827 г., т. III, с. 20).

Пред полагалось, что портрет будет показан на выставке Кипренского за границей (об этом и говорил Пушкин в последних строках своего послания).

Стихи эти не только дань благодарности. Они свидетельству ют, что Пушкин понял Кипренского и отметил самое существен ное — большое сходство и высокую поэтичность портрета. Эти две мысли переплетаются в образном строе стихотворения. Все в нем говорится серьезно, но без торжественной напряженности, ско рее даже с оттенком шутливости, как это часто свойственно Пушкину. Чуть-чуть подсмеивается он над своей внешностью, над пристрастиями моды, способной создать художнику успех, над заблуждениями света, предпочитающего художников-ино странцев, и даже над такой важной философской проблемой, как бессмертие творца-художника.

Художник Н. И. Уткин (1780—1836) сделал с портрета гра вюру, довольно значительно отступив от оригинала. Он еще бо лее сгладил «арапские черты». Гравюра была воспроизведена в альманахе Дельвига «Северные цветы на 1828 год» (Спб., 1827). Отец и многие друзья поэта находили гравюру Уткина наиболее похожим портретом.

Портрет работы Кипренского и гравюра Уткина — самые по пулярные портреты великого поэта. Они множество раз копиро вались и репродуцировались. Образ Пушкина, созданный Кипрен ским, лег в основу произведений многих художников и скульп торов последующих поколений.

3.Беседа.

- Что общего в этих портретах?

-Что привлекает внимание в облике Пушкина на портрете  О.Кипренского?

(Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтично стью. Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на груди руки — любимая поза поэта — подчеркивают его замк нутость в себе, сосредоточенность.)

- Какими живописными средствами передает образ сдержанной, поэтической натуры?

(Художник избегает всяких внешних выигрышных приемов: эффектного жеста, ракурса, поворота. Он не акцентирует твор ческую силу, темперамент поэта, не подчеркивает в нем ганнибаловские черты. Так же сдержанны и краски — портрет написан в коричневато-зеленоватых тонах. Только лицо дано теплым розо ватым тоном и ярко выделена подкладка наброшенного на плечо плаща Поэтическое начало и гармония натуры Пушкина переданы художником с большой глубиной и свободой).

-Обратимся к портрету В. Тропинина..

-Каким он запечатлел Пушкина?

  ( Пушкин изображен в том виде, в каком, вероятно. обычно бывал дома: в нарядном халате красивого ко ричневого цвета с синей отделкой, в белой сорочке с мягким от ложным воротничком, с небрежно повязанным платком, не закры вающим шеи. На большом пальце правой руки, также по жела нию Соболевского, был изображен заветный перстень-талисман, подаренный поэту Е. К. Воронцовой.

Но домашний костюм и естественная поза не делают порт рет обыденным, будничным. При первом же взгляде вас поражают духовное богатство и сила изображенного на портрете человека. Художник осветил почти все лицо, повернутое к нам в три четверти. Мы видим его в целом и можем разглядеть каждую черту. Лицо Пушкина полно жизни и мысли. Большой чистый лоб не закрыт кудрями, откинутыми назад, ноздри как будто приподняты дыханием, губы готовы разомкнуться, большие глаза, полные света, видят что-то, недоступное нам. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил. Живописные складки одежды, рассыпавшиеся в беспорядке завитки волос подчеркивают артистичность образа. Все это сообщает портрету особую, ликую щую праздничность).

4.Обобщение.

-Каково основное различие в изображении А.С. Пушкина О.Кипренским и В.Тропининым?

 (Оценивая  портрет О.Кипренского, приходим к единому заключению о том, что портрет создает обобщенный облик поэта, подчеркивая в нем прежде всего творческое начало. Этому, в частности, служит помещенная в фоне портрета брон зовая фигура Музы — символическое олицетворение поэтиче ского дара. Статуэтка музы была вписана потом. По просьбе друзей поэта. Художнику она не была нужна, и он изобразил ее, едва отделив от фона. Поэтическое начало и гармония натуры Пушкина переданы художником с большой глубиной и свободой

Не менее значителен портрет поэта кисти В. А. Тропинина.   Художник уловил  несколько

самых существенных и обаятельных черт А. С. Пушкина —от крытый, ясный, умный взгляд, живые, чуть улыбающиеся губы, спокойную позу, в которой чувствуется сила духа и ясность ми роощущения, свойственные поэту.)

5.Домашнее задание.

 Составить устную сравнительную характеристику портретов .




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок развития речи "Составление портрета хитрого человека в художественном стиле"

Урок поможет ребятам понять, что такое психологический портрет героя, научит видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему....

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Урок-проект "Портретная характеристика" по картине Серова "Портрет М.Н.Ермоловой"7 класс

Методическая разработка урока-проекта "Портретная характеристика" Выработка умения работать с картиной, Обогатить речь учащихся изобразительно-выразительными средствами русского языка, помогающим...

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

урок развития речи "Психологический портрет"

урок развития речи "Психологический портрет" интересен как пример интегрированного урока...

Урок развития речи "Составление портрета человека в художественном стиле".

обучение составлению описания человека в художественном стиле...