Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc147.5 КБ
Файл prezentaciya_dlya_otkrytogo_uroka.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте»

Ход урока.

В обыденной речи многообразие изобразительно-выразительных средств – редкость. А редкие экземпляры, как правило, помещаются в музеи. Сегодня мы совершим с вами путешествие в музей изобразительно-выразительных средств. Цель нашего путешествия – стать знатоками музейных ценностей  и пополнить коллекцию музейных экспонатов собственными находками. Чтобы не заблудиться в многочисленных залах музея, мы будем пользоваться путеводителем. Ознакомит с путеводителем нас … (презентация по теме: «Изобразительно-выразительные средства»).

Экскурсия будет проходить в двух группах, а насколько эффективной она будет, зависит от работы каждого экскурсанта. Перед вами карта успехов вашей группы. Запишите свою фамилию под любой понравившейся цифрой, составив таким образом список группы. За каждое задание напротив каждой фамилии будут ставиться баллы, оценивающие работу отдельного экскурсанта, а по сумме баллов, набранных группой, мы определим эффективность проведенной экскурсии.

Фамилии участников экскурсии

Задан. 1

Задан. 2

Задан. 3

Задан. 4

Задан. 5

Задан. 6

Задан. 7

Задан. 8

Задан. 9

Задан. 10

Итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Кол-во баллов группы (сумма баллов всех участников)

Задание №1.

Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Дома вы составляли синквейны, отражающие ваши мысли, впечатления, затруднения по темам: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык". Посовещайтесь и выберите наиболее удачный вариант в группе, зачитайте его вслух. (выбранный вариант оценивает учитель)

Критерии оценки задания 1:

Соответствие форме образца – 1 балл;

В содержании нет фактических ошибок и противоречий – 1 балл;

В синквейн включена цитата или крылатое выражение – 1 балл;

Задание не выполнено – 0 баллов.

Оцените в группах работу каждого участника (критерии оценки см. выше) и внесите Ваши баллы напротив каждой фамилии в карту успехов группы. (оценивание в парах участниками одной группы)

Синквейн

Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы)

Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема

Задание №2. Закрепить определения изобразительно-выразительных средств и облегчить наш путь поможет следующее задание. Что обычно делают люди во время путешествия в поездах, автобусах, чтобы скоротать время? Разгадывают кроссворды. Этим и предстоит вам заняться сейчас в группах.

Кроссворд 1

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Изобразительно-выразительное средство, основанное на перенесении значения по сходству. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Кроссворд 2

По горизонтали: 1. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложения. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Оцените свое участие в разгадывании кроссворда (самооценка).

Отгадал менее 3 слов – 0 баллов;

Принял участие в разгадывании, отгадал не менее 3-4 слов – 1 балл;

Не отгадал всего одно – два слова – 2 балла;

Разгадал все слова – 3 балла.

Упражнение №3. Вот мы и добрались до музея. И первый зал, в который мы войдем, вмещает в себя эпитеты. Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква», подобрав эпитеты к данным существительным. (на листочке указать номер своей фамилии в карте успехов группы)

а) луч                         1) неприступный

б) замок          2) бледный

в) луна                        3) ликующий

г)  сон                        4) роковой

д) тайна          5) страшный

е) крик            6) золотой

Одна ошибка – 3 балла;

2 ошибки – 2 балла;

3 ошибки – 1 балл;

Более 3 ошибок – 0 баллов. (взаимопроверка и оценивание в парах участниками разных групп)

Упражнение №4. Следующий зал – зал метафор.  Смоделируйте метафоры.

1) море

2)луна

3)время    

4)любовь
5)земля

6) сомнение

а)        глотнуть золотого вина из чаши, протянутой солнцем

б)        догорать, как отблески заката

в)        терзать

г)        грозно реветь

д)        тяжелые шаги

е)        мутный зрачок

Одна ошибка – 3 балла;

2 ошибки – 2 балла;

3 ошибки – 1 балл;

Более 3 ошибок – 0 баллов. (взаимопроверка и оценивание в парах участниками разных групп)

Упражнение №5. В каком зале мы находимся сейчас (по названию изобразительно-выразительного средства)? Найдите соответствия. Какое изобразительно-выразительное средство иллюстрируют даные пары?

1) блистающая сталь                                     а) зима

2) солнце русской поэзии                        б) Прометей

3) весна человеческой жизни                        в) сабля

4) седая чародейка                                     д) юность

5) волшебный прибор Левенгука           ж) Пушкин

6) прикованный к скале Титан                з) Гомер

7) бессмертный творец «Илиады»          и) микроскоп

Одна ошибка – 3 балла;

2 ошибки – 2 балла;

3 ошибки – 1 балл;

Более 3 ошибок – 0 баллов. (взаимопроверка и оценивание в парах участниками разных групп)

Задание  №6. «Солнышко». Обратите внимание на следующий экспанат. В нашем музее солнце вмещает в себя изобразительно-выразительные средства.

Проверка осуществляется фронтально. Предложение зачитывается вслух, желающие ответить поднимают руку, учитель выборочно спрашивает одного. Если изобразительно-выразительное средство названо неверно, возможность ответить предоставляется другому. За верный ответ – 1 балл. Каждый из тех, кто поднимал руку, оценивает свой ответ самостоятельно и в итоге вносит общее количество баллов в карту успехов группы напротив своей фамилии.

К солнцу тянутся многие цветы, но в наш музей занесли простую полевую ромашку. Обычно её лепестки обрывают, а мы постараемся добавить лепестков этому цветку.

Задание №7. «Ромашка».  

Раздаются лепестки с примерами изобразительно-выразительных средств (по одному каждому ученику). Каждый участник группы должен отнести данный пример к изобразительно-выразительному  средству, указанному на лепестке на доске. За верно подобранный пример участник и группа получают по одному баллу. Если участник ошибается или затрудняется ответить, ему может помочь группа. Группа, в случае верного ответа получает полбалла, а участник – 0 баллов. Работу группы оценивает учитель (баллы выставляются на доске) + самооценка каждого участника (баллы заносятся в карту успехов).

Лепестки: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, парцелляция, антитеза, анафора, эпифора, параллелизм, градация, перифраза, инверсия, риторический вопрос, антонимы, синонимы.

Примеры:

А волны моря с печальным ревом о камень бились.

Его особенно смутили гневные слова Ольги.

Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток.

Сквозь туман веков неясно вырисовываются очертания стен и башен.

Все поле ахнуло.

Я читала А.С. Пушкина.

Её любовь к сыну была подобна безумию.

Внизу, как  зеркало стальное, синеет озеро.

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.

Тихо дремлет река.

Я вас целую тысячу раз.

В сто сорок солнц закат пылал.

Мальчик-с-пальчик.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

Поэт внезапно встал. Побледнел. Вышел.

Я видел солнце. Над головой.

Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища.

Велик телом, да мал делом.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди…

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

      Мне дождя, и радуги,

      И руки – нужней

      Человека надоба

      Рук – в руке моей.

      Это – шире Ладоги

      И горы верней –

      Человека надоба

      Ран – в руке моей.

Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьёт.

Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой.

Не жалею, не зову, не плачу…

В холодные, тёмные, скучные зимние вечера мы сидели у камина.

«Город на Неве» вместо «Петербург».

«Царь зверей» вместо «лев».

Как ни старайся, не выйдет у тебя ничего!

Гремят раскаты молодые.

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Знаете ли вы украинскую ночь?  О, вы не знаете украинской ночи.

Мягко стелет, да жестко спать.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Бураны, вьюги и метели – как много с ними канители…

Розовеют сугробы под лучами зари, полыхают рябины, и горят снегири.

Работа с текстом. Для нашей планеты можно придумать много красивых образов. Но в следующем зале мы познакомимся с текстом, в котором Земля сравнивается с музеем.

 (1) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришёл в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. (2) Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришёл самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3) Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.

(4) Дом наш! (5) Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! (6) Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев. (7) И не только произведение гениев! (8) Сколько обычаев, милых традиций. (9) Сколько всего накоплено, сохранено. (10) Сколько возможностей. (11) Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними столько алмазов, которые ещё ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12) Это рог изобилия, нечто невообразимое по ценности.

(13) И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14) Это можно легко доказать математически. (15) Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.

(16) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные!

(17) Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

(Д.С. Лихачёв)

Задание  №8. "Снежинка"

Объяснить схему, проиллюстрируйте примером из текста. Способ и критерии оценивания см. задание № 6.

Задание №9. На прочитанный текст один из посетителей музея написал рецензию, где рассмотрел языковые особенности текста. Но почерк этого посетителя был настолько неразборчив, что некоторые термины служители музея не могут прочитать. Расшифруйте термины, использованные в рецензии. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Способ и критерии оценивания см. задание № 6.

«Д.С. Лихачёв призывает читателей разделить его эмоции по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Для привлечения внимания читателя автор использует ________ в предложениях 4,5 и 16. Сравнивая нашу Землю с собранием превосходных экспонатов, он использует ________ в предложении 17. Противопоставляя земное космическому, автор прибегает к _________ в предложении 1.

Список терминов:

  1. сравнительный оборот
  2. литота
  3. фразеологизм
  4. ирония
  5. метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. экспрессивный повтор
  9. риторический вопрос
  10. восклицательные предложения
  11. антитеза
  12. эпитет

Задание №10. «Код для выхода».

Вот и подходит к концу наше путешествие. Особенность музея в том, что войти в него может любой желающий, а покинуть его  - только тот, кто подберет верный код двери. Код будет состоять из первых букв названий изобразительно-выразительных средств, встречающихся в данных примерах.

В библиотеке я взял пьесу Л.Н. Толстого «Живой труп». (о)

Аудитория внимательно слушала лекцию. (м)

На голове густо, а в голове пусто. (а)

Возле дома остановилась машина. Тайота. Красная. (п)

Море по колено. (г)

Нет ошибок – 3 балла;

1 ошибка – 2 балла;

2 ошибки – 1 балл;

3 ошибки и более – 0 баллов. (взаимопроверка и оценивание в парах участниками разных групп)

Найти выход тем, кто заблудился в залах музея, поможет домашнее задание. Составьте презентацию к тем проектным работам, которые вы подготовили к сегодняшнему занятию.

Подведение итогов. Подсчет набранных баллов, выставление оценок.

Менее 10 баллов – оценка 2;

От 10 до 19 баллов – оценка 3;

От 20 до 29 баллов – оценка 4;

От 30 до 35 баллов – оценка 5.

Используемые  ресурсы:

http://bravedefender.ru/post137454307/

http://babenkoru.narod.ru/doc/ivs.html

http://www.saharina.ru/metod/rus/les1/

Раздаточный материал для урока

Порядковый номер участника первой группы __________

Задание №1.

Задание №2. 

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Изобразительно-выразительное средство, основанное на перенесении значения по сходству. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Упражнение №3.

а) луч                       1) неприступный

б) замок          2) бледный

в) луна                       3) ликующий

г)  сон                       4) роковой

д) тайна          5) страшный

е) крик            6) золотой

Упражнение №4.

1) море          а) глотнуть золотого вина из чаши, протянутой солнцем

2) луна           б) догорать, как отблески заката

3) время         в) терзать

4) любовь      г) грозно реветь

5) земля         д) тяжелые шаги

6) сомнение  е)          мутный зрачок

Упражнение №5.

1) блистающая сталь                                     а) зима

2) солнце русской поэзии                        б) Прометей

3) весна человеческой жизни                        в) сабля

4) седая чародейка                                     д) юность

5) волшебный прибор Левенгука           ж) Пушкин

6) прикованный к скале Титан                з) Гомер

7) бессмертный творец «Илиады»          и) микроскоп

Порядковый номер участника второй группы __________

Задание №1.

Задание №2.

По горизонтали: 1. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложения. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Упражнение №3.

а) луч                       1) неприступный

б) замок          2) бледный

в) луна                       3) ликующий

г)  сон                       4) роковой

д) тайна          5) страшный

е) крик            6) золотой

Упражнение №4.

1) море          а) глотнуть золотого вина из чаши, протянутой солнцем

2) луна           б) догорать, как отблески заката

3) время         в) терзать

4) любовь      г) грозно реветь

5) земля         д) тяжелые шаги

6) сомнение  е)          мутный зрачок

Упражнение №5.

1) блистающая сталь                                     а) зима

2) солнце русской поэзии                        б) Прометей

3) весна человеческой жизни                        в) сабля

4) седая чародейка                                     д) юность

5) волшебный прибор Левенгука           ж) Пушкин

6) прикованный к скале Титан                з) Гомер

7) бессмертный творец «Илиады»          и) микроскоп

Задание №6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Текст для анализа.

(1) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришёл в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. (2) Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришёл самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3) Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.

(4) Дом наш! (5) Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! (6) Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев. (7) И не только произведение гениев! (8) Сколько обычаев, милых традиций. (9) Сколько всего накоплено, сохранено. (10) Сколько возможностей. (11) Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними столько алмазов, которые ещё ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12) Это рог изобилия, нечто невообразимое по ценности.

(13) И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14) Это можно легко доказать математически. (15) Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.

(16) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные!

(17) Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!                                   (Д.С. Лихачёв)

Задание №8.

Антонимы:

Синонимы:

Литота:

Гипербола:

Анафора:

Эпифора:

Задание № 9.

«Д.С. Лихачёв призывает читателей разделить его эмоции по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Для привлечения внимания читателя автор использует ________ в предложениях 4,5 и 16. Сравнивая нашу Землю с собранием превосходных экспонатов, он использует ________ в предложении 17. Противопоставляя земное космическому, автор прибегает к _________ в предложении 1.

Список терминов:

  1. сравнительный оборот
  2. литота
  3. фразеологизм
  4. ирония
  5. метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. экспрессивный повтор
  9. риторический вопрос
  10. восклицательные предложения
  11. антитеза
  12. эпитет

Задание № 10.

Карта успехов группы №1.

Фамилии

 участников экскурсии

Задан. 1

Задан. 2

Задан. 3

Задан. 4

Задан. 5

Задан. 6

Задан. 7

Задан. 8

Задан. 9

Задан. 10

Итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Кол-во баллов группы (сумма баллов всех участников)

Карта успехов группы №2.

Фамилии

 участников экскурсии

Задан. 1

Задан. 2

Задан. 3

Задан. 4

Задан. 5

Задан. 6

Задан. 7

Задан. 8

Задан. 9

Задан. 10

Итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Кол-во баллов группы (сумма баллов всех участников)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музей изобразительно-выразительных средств

Слайд 2

Синквейн Средства выразительности Они Красивые, живые (необычные…) Украшают, описывают, имитируют "Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин). Сокровища речи (тропы)

Слайд 3

Критерии оценки синквейна Соответствие форме образца –1 балл; В содержании нет фактических ошибок и противоречий – 1 балл; В синквейн включена цитата или крылатое выражение – 1 балл; Задание не выполнено – 0 баллов.

Слайд 4

Критерии оценки кроссворда Отгадал менее 3 слов – 0 баллов; Принял участие в разгадывании, отгадал не менее 3-4 слов – 1балл; Не отгадал всего одно – два слова – 2 балла; Разгадал все слова – 3 балла.

Слайд 5

Критерии оценки заданий 3-5 1 ошибка – 3 балла; 2 ошибки – 2 балла; 3 ошибки – 1 балл; Более 3 ошибок – 0 баллов.

Слайд 6

Задание 6 «Солнышко» 1 балл за верный ответ

Слайд 7

Задание 7 «ромашка»

Слайд 8

Работа над текстом

Слайд 9

Задание 8. «снежинка"

Слайд 10

Задание 10. «Код для выхода»

Слайд 11

Критерии оценки задания 10. Нет ошибок – 3 балла; 1 ошибка – 2 балла; 2 ошибки – 1 балл; 3 ошибки и более – 0 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка

открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка...

конспект открытого урока по теме : повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа задачи: 1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописа...

разработка открытого урока в 5-ом классе по русскому языку

разработка открытого урока в 5-ом классе по русскому языку ...

Открытый урок в 6 "б" классе по русскому языку

Тема урока: "Соединительные гласные о и е в сложных словах"...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...

Конспект урока по теме "Изобразительно-выразительные средства"

Урок по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства"...