Открытый урок в 6 "б" классе по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Виниченко Лилия Николаевна

Тема урока: "Соединительные гласные о и е в сложных словах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.docx45.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 « Камышенская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района»

Алтайского края

Урок русского языка в 6 «б» классе на тему:

«Соединительные гласные «-о-«, «-е-« в сложных словах»

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Виниченко Лилия Николаевна

с.Камышенка, 2016 год

Тема: «Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.

Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными «о» и «е» в сложных словах

Задачи:

  • Образовательные: 
  • систематизировать знания о правописании  соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;
  • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
  • Развивающие:
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
  • развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
  • Воспитательные:
  • воспитывать навыки сотрудничества;
  • формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
  • воспитывать интерес к предмету.

Личностные результаты:

  • осознание значимости отобранного материала;
  • формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
  • формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность к преодолению трудностей;  

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  • устанавливать аналогии;  
  • решать языковые задачи моделированием;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  Коммуникативные УУД:

  • формировать умение  находить общее решение;
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.
  • выведение алгоритма действий;
  • формулирование общего вывода.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, самостоятельная индивидуальная работа)

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», часть 1, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва, «Просвещение», 2016
  •  карточки с заданиями для индивидуальной работы, для групповой работы;
  • ИКТ (презентация к уроку)

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Цель: организовать деятельность учащихся; создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Здравствуйте, ребята!

Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

А вы любите учиться?

Ну, тогда пора садиться и урок наш начинать.

Я очень рада, что пришла в ваш приветливый класс.

И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.

Приветствие учителя, ответ учителю на вопрос.

1. Мотивация и самоопределение к деятельности

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала; организовывать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания;

Слайд 1

Прочитайте эпиграф к уроку:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине ВОЛШЕБНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Что вас заинтересовало, когда вы прочитали эпиграф к уроку?

Вам интересно, почему русский язык называют волшебным?

А, почему называют русский язык волшебным, вы узнаете в ходе урока.

Слайд 2

Девизом нашего урока будут такие слова:

«Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Учиться – старательно!

И открытия нас ждут

   Обязательно!!!»

-Откройте тетради, запишите дату, классную работу.

Читают эпиграф

Волшебный русский язык

II.Актуализация знаний.

Постановка темы и целей урока.

Цель: осознание учащимися потребности к новым действиям; формулирование учащимися темы и целей урока.

Ребята, в какой стране вы живёте? Какие города вы знаете? А вы любите путешествовать?

Сегодня с вами будем путешествовать по великой, могучей, волшебной стране «Русский язык». В этой стране тоже есть города, а города в этой стране называются также как науки, которые изучает русский язык. Какие науки изучает русский язык?

А вот в какой город мы отправимся, вы мне сами потом  скажете.

 Наше  путешествие мы совершим  на аэростате. что такое аэростат? Слайд 3- словарная работа

Закройте глаза, мы  оправляемся в наше путешествие. Вот уже далеко от нашего взора земля, а впереди страна «Русский язык». Приземляемся, открыли глаза.

-Куда мы попали? Слайд 4

Как вы думаете, почему она так называется?

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов!

Слова живут в разных домах № 1 и № 2, изучите слова каждого дома и ответьте,  почему они так расселились? Докажите свой ответ.

Дом № 1

овца, бык, нефть, провод, кол, лёд, газ, птица, ловить, каша, варить, кожа, еда

Дом № 2

нефтегазопровод, птицелов, ледокол, птицелов, кашевар, овцебык, кожеед

 

- Что такое корень?

- Как называются  слова, имеющие 2- 3 корня?

- Запишите сложные слова из дома № 2 в тетрадь.

- Какое волшебство русского языка вы заметили?

- Кто помог этому превращению?

- Вы догадались, какая тема урока? Слайд 5

Запишите тему урока в тетрадь.

- Разгадали мы секреты жителей этой улицы?

- А теперь скажите, в каком мы городе?

Отвечают на вопросы учителя

Называют науки: морфология, морфемика, пунктуация, словообразование, лексика, фразеология.

Записывают в тетради.

 На улицу «Секретная»

Имеет секреты.

Изучают слова

В доме № 1 живут простые слова, которые имеют один корень

В доме № 2 живут сложные слова, которые имеют два корня, они образовались из слов дома № 1

- Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Сложными

Записывают слова в тетрадь.

Превращение слов из простых в сложные.

Соединительные гласные о и е

Соединительные гласные о и е в сложных словах

Записывают в тетрадь.

Да

Словообразование

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы

Продолжим наше путешествие по улицам города «Словообразование».  

- Как называется эта улица? Слайд 6

-Как вы думаете, почему она так называется?

Посмотрите,  кто здесь живёт?

Что такое птицеферма?

Запишите это слово в тетрадь.

- В каком месте возникла трудность при написании данного слова?

- А что такое соединительная гласная?

- Почему возникла трудность?

- Кто написал с буквой «о»?

- Кто написал с буквой «и»?

- Кто написал с буквой «е»?

- Кто написал с буквой «ы»?

- Кто написал с другой буквой?

- А в сложных словах, какие соединительные гласные могут участвовать?  

-Можете ли вы правильно выбрать: «о» или «е»?

- Почему? В чём проблема возникла?

- Какую задачу мы должны с вами решить?

Слайд 7

Улица «Вопросительная»

Имеет вопрос

Слово с вопросом

Ферма, на которой выращивают птиц.

Дети записывают слово «птиц?ферма».

- В написании соединительной гласной.

- Это буква, соединяющая два корня сложного слова.

- Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции).

Дети поднимают руки.

- Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е».

- Нет.

- Не знаем правила написания соединительных гласных.

- Мы должны определить, когда пишется соединительная  гласная «о», а когда - соединительная  гласная «е»?

IV. Построение проекта выхода из затруднения, решение проблемы.

Работа в паре.

Цель: определение средств решения проблемы  (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи); открытие нового знания по составленному алгоритму.

- Ребята, я предлагаю вам поработать в парах, в ходе такой работы, вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.

   В ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.

Вспомним правила работы в паре:

- Не перебивать друг друга.

- Выслушивать мнение товарища.

- Принимать общее решение.

Раздаются алгоритмы, но пункты переставлены.

- Если в паре готов алгоритм наблюдения над словами, то пара приступает к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания  соединительных гласных о и е в сложных словах и приводите примеры слов. А слова, над которыми вы будете работать, это сложные слова, которые мы с вами записали в тетрадь.

Учитель выполняет направляющую роль при необходимости)

Какая пара желает озвучить алгоритм наблюдения?

Слайд 8

- Какой вывод вы сделали?

Слайд 9

Какое слово вы привели в пример в двух случаях? Почему?

Что необычного заметили в правописании соединительной гласной о и е после шипящих и ц?

Это загадка русского языка, которую вы попытаетесь отгадать дома.

Ребята, у вас на столах оценочный лист, в котором вы будете оценивать свою деятельность на уроке. Подпишите свою фамилию и имя.  Найдите вид деятельности- работа с алгоритмом наблюдения и оцените свою деятельность.

Дети строят алгоритм наблюдения над словами:

  1. Прочитай (произнеси) слово.
  2. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
  3. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.
  4. Сделай вывод:

- соединительная буква «е» пишется:

1) после…

2) …

3) …

- соединительная буква «о» пишется после…

После построения алгоритма дети работают со словами: нефтегазопровод, сталевар, ледокол, кашевар, овцебык, кожеед и наблюдают над последним гласным первого  корня, в результате чего делают вывод с примерами из этих слов.

Отвечает любая пара, остальные сверяют со своим.

Вывод детей:

- соединительная буква «е» пишется

1) после мягких согласных (нефтегазопровод, сталевар);

2) после шипящих (кашевар, кожеед);

3) после «ц» (овцебык);

- соединительная буква «о» пишется:

  после твёрдых согласных (ледокол, нефтегазопровод).

Нефтегазопровод, участвуют две соединительные гласные, первый корень оканчивается на мягкий согласный пишем е, а второй корень оканчивается на твёрдый гласный пишем о.

Шипящие ж и ш всегда твёрдые, но всё равно пишем е, также и с ц.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках.

1. Работа у доски.

2. Индивидуальная работа, самопроверка

-  Проверьте свой вывод с правилом в учебнике. Как вы считаете вы правильно сделали вывод?(Слайд 9)

А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»?

- Почему?

- Молодцы!

А теперь нам пора возвращаться домой, но прежде чем покинуть страну,  надо пройти пропускной пункт.

Давайте вспомним известный мультфильм «Ну погоди», посмотрите, как волк проходил пропускной пункт. А называется он правильно турникет, с каким словом созвучно? Слайд № 10- словарная работа

Заданием для прохождения турникета будет упражнение 215, найдите. Вам необходимо из предложенных простых слов составить сложные слова и пройти турникеты, а турникетами будут о и е. Если выбор будет неверным, ребята будут топать, а если выбор соединительной будет верным, ребята хлопают.

 (Учитель показывает порядок выполнения упражнения – один пример)

Оцените свою деятельность в работе с упражнением

   Теперь можно вернуться домой. Закрыли глаза, на  аэростате возвращаемся домой, ну вот любимая школа и любимый кабинет русского языка. Открываем глаза.

Вы успешно справились с заданиями. Я думаю, что вам теперь не составит труда выполнить следующее задание «Карточка с секретом»

Вставьте соединительные гласные в слова.

А теперь  уберите скрепки, отогните лист и проверьте,  как вы справились с заданием. Оцените  свою работу.

 Да.

Исправляют ошибки

Читает ученик

Турник

Да

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

VI. Вторичное закрепление

Работа в группах

Цель: включение нового задания в систему знаний; выполнение заданий, где возможно использование новых знаний.

Ребята король «Русского языка» узнал, какие вы умные, внимательные и сообразительные и просит у вас помощи. Он прислал вам письма, но у меня их всего 6, а вам ведь интересно каждому узнать, что в этих письмах и о чём просит король? Что же делать?

(приложение № 1- конверты с заданием)

У вас на столах цветные полоски, поднимите их вверх и найдите товарищей своей группы.

Выберите членов группы:

1.Организатора, учащийся, который будет организовывать работу группы и следить за порядком.

2. Спикера, учащегося, который будет выступать от имени группы с готовым решением.

3. Секретаря, учащегося, который будет записывать высказанные идеи и решения.

Каждая группа имеет сигнальные карточки, с помощью них группа будет со мной общаться. Жёлтая карточка, есть вопрос, красная – группа готова к ответу. В случае необходимости организатору достаточно поднять сигнальную карточку.

Организаторов групп прошу подойти ко мне и выбрать письмо.

Группы могут приступать к работе, помните наш девиз, работаем оперативно.

Приглашает спикеров выступать.

Слайд 11

Оцените свою деятельность в группе при выполнении задания.

Разделиться на группы

Дети организуют группы по одному цвету полоски.

Выбирают членов группы

Организаторы выбирают письмо и группа приступает к выполнению задания.

Спикеры выступают с готовым заданием

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение  цели урока и результата, самооценка деятельности, отметка учителя.

- Вам понравился урок, время подвести итог.

- Как вы считаете, вы достигли поставленной цели?

(цель на доске)

-  Перед вами лестница вашего успеха на уроке, на какую  ступеньку вы поставите себя. А помогут вам смайлики, которые у вас на столах. Выберите смайлик, соответствующий определённой ступеньке и прикрепите его на лестницу успеха.

Слайд 12

Посмотрите, какая отметка соответствует каждой ступеньке, это ваша отметка за урок. Поставьте себе отметку в оценочный лист и листы оставьте на партах.

Да, озвучивают алгоритм определения соединительной гласной о и е в сложных словах

Дети оценивают свою работу на уроке

IХ. Домашнее задание.

Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с возможностями и уровнем их развития – право выбора

А теперь внимание, домашнее задание!!! Слайд 13

Если у тебя сегодня – 3, материал ты повтори: параграф 41, упр. 216

Если 5 или 4, тогда сказку напиши: написать сказку, используя сложные слова

Про загадку не забудьте, её всем надо отгадать и Марине Николаевне на следующем уроке рассказать.

Слайд 14

Урок наш окончен и выполнен план,

Спасибо ребята огромное вам!

И вот уж звенит весёлый звонок,

И нам сообщает – окончен урок!!!

До свидания, ребята!  

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в рамках недели русского языка, посвященный военной теме в творчестве В.С.Высоцкого

Обучающиеся смогут узнать много нового и интересного о Владимире Семёновиче Высоцком - поэте, актёре, музыканте и певце. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, кото­рым можно восх...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе

Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык"

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык"  по теме "Синтаксис"....

Открытый урок-творческая мастерская по русскому языку в 6 классе "Учимся писать письма"

Целью урока является формирование интереса к изучению эпистолярного жанра, а задачами - создание условий для развития речи и закрепление алгоритма написания письма, обогащение словарного запаса детей,...

разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...