Главные вкладки

    Открытый урок-творческая мастерская по русскому языку в 6 классе "Учимся писать письма"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Васькина Лариса Петровна

    Целью урока является формирование интереса к изучению эпистолярного жанра, а задачами - создание условий для развития речи и закрепление алгоритма написания письма, обогащение словарного запаса детей, улучшение грамотности. Главное достоинство урока: занятие основано на принципах сотворчества, совместного поиска, самостоятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchimsya_pisat_pismaocx.docx28.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель урока – развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, бережного отношения к своему языку, воспитание вдумчивого читателя, способного любить и сострадать.

    Внимание ребят направлено на групповые, парные, индивидуальные задания, выполняя которые, они строят свои знания сами, а не получают их в готовом виде от учителя, как на традиционном уроке.

    Отличительная особенность данной технологии – диалог: внутренний диалог с самим собой (при выполнении индивидуального задания), работа с текстом как культурным аналогом – диалог автора и читателя, внешний диалог – каждый член малой группы делится результатами своей работы, слушает других, сопоставляет свои и чужие доводы.

    Оформление.

    1.На доске большой конверт с марками и штемпелем. На нём образец правильной записи фамилии, имени, отчества, адреса, почтового индекса адресата и адресанта.

    2.На стене, возле доски, – почтовый ящик с надписью «Почта России».

    3.Стенгазета «Письма с фронта.1941-1945.» с подборкой писем фронтовиков, фотографий военных лет.

    4.На столах учащихся – толковые словари.

    5.Звучит известная песня со словами: «Письма, письма лично на почту ношу, словно я роман с продолженьем пишу. Знаю, знаю точно, где мой адресат…».

    Ход урока

    1. Слово учителя.

    Сегодня чаще всего вместе со словами «почта» или «письмо» мы слышим или произносим слова: « электронная почта», « электронное письмо». Жаль, что так называемое «бумажное», «рукописное» письмо, доброе, всеми любимое, мы пишем и получаем очень редко.

    -Ребята, любите ли вы получать письма?

    -Как часто вы их пишите и получаете? (Люблю получать, редко получаю и пишу).

    Письмо, то есть умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии и закреплять её во времени, сопутствует человеку во многих случаях жизни.

    Письма бывают разные: официальные, деловые и личные.

    Сегодня мы будем учиться писать добрые письма личного характера.

    Запишите в тетради тему урока «Учимся писать письма».

    Вопросы:

    1. Без чего не обходится ни одно письмо? (Конверт.)
    2. Что обязательно должно быть записано на конверте, чтобы письмо дошло до получателя? (Адрес, индекс, почтовая марка.)
    3. В чём разница слов адресат и адресант?
    4. Кто такой почтальон?

    Запишем в тетради правильно слова: конверт, почтовая марка, индекс, адрес, адресат, адресант, почтальон. (Слова записаны на доске.)

    Обращаем внимание на оформление конверта. В левом верхнем углу – Ф.И.О. в р. п., а в правом нижнем – в д. п. (Образец висит на доске.)

    1. Работа в группах.
    1. Задание первой группе.

    Опишите в 3-5 предложениях своё состояние при получении или ожидании письма.

    Когда, по-вашему, письма играют немаловажную роль? (Очень нравится получать, ни разу не получал, с большим удовольствием, пишу редко, могу поделиться хорошими новостями, поздравляю, даю советы, спрашиваю совета.)

    2)Задание второй группе:

    Напишите слово «письмо», подберите к нему однокоренные слова – существительные (письмо, подпись, описание и т.д.).

    Определите, сколько значений имеет слово «письмо». Обратитесь к словарю С.И. Ожегова.

    Ответ:

    Письмо – это:

    1. Написанный текст, посылаемый для какого-либо сообщения кому-нибудь;
    2. Умение писать (учиться письму, искусству письма).
    3. Та или иная система графических знаков для передачи запечатления речи;
    4. Манера художественного изображения.

    3)Задание третьей группе:

    Найдите в толковом словаре значения данных слов и выпишите их:

    Письмовник – в старину: сборник образов для составления писем.

    Письмоводитель – то же, что почтальон.

    Постскриптум – приписка в письме после подписи, означаемая буквами P.S., по латыни «после написанного».

    Эпистолярный – о жанре литературного произведения (в форме письма, переписки).

    (Комментарии учителя.)

    1. Подводим итоги работы в группах.

    Представитель от каждой группы выступает с ответами на задание. Его товарищи могут добавить, дополнить.

    Затем все ученики записывают в свои тетради новые трудные для них слова: постскриптум, эпистолярный.

    1. Правила написания письма.

    Ребята! Перед вами текст академика Д.С. Лихачёва о письмах как хороших помощниках в овладении искусством слова. (Текст есть у каждой группы).

    Вопрос:

    -К чему призывает учёный? (Учиться писать письма)

    Прочитаем текст выразительно.

    Сегодня, следуя мудрому совету Лихачёва, мы с вами будем учиться писать письмо другу, подруге, маме, учителю.

    Вопросы и задания группам:

    (Обсуждение в группах, с ответом выступает один ученик)

    • Как построено письмо?
    • Назовите основные компоненты письма.
    • Каковы правила написания письма?

    Основные компоненты письма.

    1. Начало (обращение к адресанту).
    2. Основная часть (личная информация, просьба, пожелания и предложения, приветы родным и знакомым).
    3. Конец (пожелание адресанту, подпись, дата и местонахождение отправителя письма).

    Приведите примеры письма начала и конца письма (устно каждая группа).

    Правила написания письма.

    1. Пиши ясно, просто, грамотно.
    2. Умей учитывать, кому именно пишешь.
    3. Не пиши никогда ни о ком плохого.
    4. Не отправляй в гневе.
    5. Не читай чужих писем.
    6. Пиши чётко.
    7. Ставь число и подпись.
    8. Не задерживай ответа.
    9. Пиши на хорошей бумаге.

    Далее учитель читает образцы писем.

    1. Письма выдающихся людей.

    Хорошим примером эпистолярного жанра могут служить письма многих выдающихся людей. О каких бы письмах ни шла речь -  официальных, деловых, личных -  наряду с радостными и печальными известиями в них отражается время автора и его адресата, его современников.

    Письма великих людей вековой и полувековой давности – всегда открытие, ибо на них лежит печать истории, отблеск давних событий.

    А.П. Чехов был общителен в переписке, но в общении молчалив – будто не доверял произнесённому слову, мимолётному, суетному, поспешному. А письма он любил, любил посылать и , получать и раскладывать в конце года по алфавиту.

    «Я люблю получать от Вас письма…, столько в них всегда меткого остроумия, так хороши все ваши характеристики людей и вещей, что их читаешь как талантливое художественное произведение», - писал А.Н. Плещеев Чехову 15 июля 1888 года.

    Учитель:

    -Послушайте стихотворение Максимилиана Волошина, поэта, философа, путешественника (1877-1932 г. г.) о старых письмах.

     (Читает наизусть учащийся).

    Определите основную мысль стихотворения. Запишите. (Письмо не гремит громом, а устало, тихо, мягко шепчет. Это говорит о доброте писем.)

    1. Письма с фронта.

    Старые, дорогие сердцу письма… Письма 1941-45 годов. Фронтовые треугольники, письма наших дедов и прадедов… Они давно стали святыней, памятью, документом, историей.

    Учащиеся читают письма-треугольники.

    -О чём может поведать нам этот скромный солдатский конверт-треугольник?

    -Какие мысли появились после прочитанных писем?

    Запишите ответы на эти вопросы себе в тетрадь.

    1. Подведение итогов. Домашнее задание.

    -А сейчас напишите ещё раз слово «письмо», подберите к нему слова-ассоциации, обозначающие внутреннее состояние, цвет, запах, звук.

    (Письмо – радость, неожиданность, удивление, восторг, тревога, сомнение, творчество, мечта, характер человека, свежий запах страниц, красивый, аккуратный почерк, родительское поручение, совет, вечная память, святыня, стук сердца… и т. д.).

    Используя материалы нашей мастерской, напишите письмо другу (подруге и т.д.), в котором выскажите своё отношение к письмам, расскажите о чём-нибудь интересном, спросите, посоветуйте, поделитесь впечатлениями о прочитанной книге, а может быть, и о нашем уроке о добром «бумажном» письме.  Правильно подпишите конверт.

    Используемая литература:

    1. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. –М. Детская литература, 1989.
    2. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. –М.: Просвещение, 1979.
    3. Переписка А.П. Чехова: в 2т. том 1. -М.: Художественная литература, 1984.
    4. Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 г.г.) Говорят погибшие герои. -М.: Издательство политической литературы, 1986.

    Приложения

    1. Текст академика Д.С. Лихачёва о письмах как хороших помощниках в овладении искусством слова.

    2. Образцы писем выдающихся людей: Пушкина, Сухомлинского, Чехова, Лихачёва.

    3. Стихотворение Максимилиана Волошина.

    4. Образцы солдатских писем.

    5. Памятки.

    6. Копия письма, написанного ученицей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)

    Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...

    Мастерская по русскому языку "В русском мире иностранных слов"

    Рассчитана на учащихся 6-8 кл. Время проведения 45 минут. Можно использовать в рамках урока при изучении или повторении темы "Лексика"...

    Урок творческой мастерской по русскому языку в 5 классе "Счастье-это мама !"

    Ведется работа в парах,группах,индивидуально.Используется Интернет-ресурс(видеоролик,презентация,музыкальное произведение П.Чайковского "Времена года")На основе ассоциаций и услышанного текста ребята ...

    Открытый урок-творческая мастерская. Изготовление куклы Куватки.

    Данный материал подходит для работы с девочками 7-8 классов при изучении раздела "Материаловедение" или "Рукоделие", как на уроках технологии, так и во внеурочное время. В рамках предмета «Технол...

    Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.

    Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...

    Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Русский язык для говорения и письма»

    Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Русский язык для говорения и письма»...