урок словесности для 10 класса "Звуковые средства художественной выаризительности"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Цели: 1) повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; 2) выявить их роль в организации художественного текста; 3) продолжить работу по комплексному анализу текста; 4)воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок словесности для учащихся 10-х классов на тему: "Звуковые средства художественной выразительности"

Цели: 1) повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; 2) выявить их роль в организации художественного текста; 3) продолжить работу по комплексному анализу текста; 4)воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку.

                                                   

Ход урока.

I.. Индивидуальные задания (ученики зачитывают подобранные высказывания Н.М. Карамзина, Л.Н. Толстого, Н.А. Добролюбова о богатстве, силе, свободе расположения и обилии форм русского языка).
 (Слайд № 1)

- Итак,  чтобы воспользоваться всеми его "сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им". Как вы понимаете эти слова? Ответить на данный вопрос, мы выясним, цели и задачи нашего занятия.  

 II.Объявление темы и цели и мотивации урока. (Слайд № 2)
-Сегодня на уроке мы продолжим работу со средствами художественной изобразительности, продолжить работу по их распознаванию , выявить их роль в организации художественного текста и , конечно, продолжить работу по анализу художественного текста.

  1. Начнём урок  с проверки  известных  уже средств художественной выразительности. (Слайд № 3) Ребята работают в парах. Каждый получает три карточки: на первой перечень терминов, на второй - толкования, на третьей - примеры. Используя все три карточки, подберите к каждому  тропу или стилистической фигуре определение и свой пример.

Карточка № 1

ЭПИТЕТ,

АНАФОРА,

АНТИТЕЗА,

МЕТАФОРА,

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ,

ГИПЕРБОЛА,  

МЕТОНИМИЯ,  

ИНВЕРСИЯ,  

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Карточка № 2.

Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывка, из которых состоит высказывание.

Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений и имеет скрытое сравнение.

Перенесение свойства человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо явления.

Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней СВЯЗИ между двумя предметами либо явлениями.

Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок.

Усиление выразительности художественной речи повторами согласных звуков.

Карточка № 3.

А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

Между тучами и морем гордо реет Буревестник…

Мороз-воевода  дозором обходит владенья свои.

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Доброе долго помнится. Злое, к счастью, забывается.

Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли.

В сто сорок солнц закат пылал.

Слезы текут ручьём.

Я три тарелки съел.

Белинского и Гоголя с базара понесёт.

Все поле ахнуло.

С ужасом думала я, к чему всё это ведёт!

Ведь он друг был мне.

Не понравились они мне.

Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток…

2.  Попробуем теперь увидеть средства художественной выразительности в тексте. Итак, какая пара больше найдет средств художественной выразительности в представленных текстах.

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

**************************************

Дай Бог, чтоб вечно вы не знали,

Что значат толки дураков,

И чтоб вам не было печали

От шпор, мундира и усов;

Дай бог, чтоб вас не огорчали

Соперниц ложные красы,

Чтобы у ног вы увидали

Мундир, и шпоры, и усы.

******************************

Заря  алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

*************************

-Что сделаю я для людей?!- сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце и высоко поднял его над головой.  

3. В прошлом году мы с вами убедились, что звук имеет свой цвет, а сегодня для вас подготовлено сообщение о том, что звук имеет и свой образ.

 Индивидуальное  задание (ученик зачитывает подобранные высказывания Ломоносова, Бальмонта, Замятина о текстообразующей роли слов с определёнными гласными и согласными). 
В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубина и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)
“О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через о, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О”.(К. Бальмонт.)
“Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…” (Е. Замятин.)

4  Настало время проверить свои знания. Для этого необходимо выполнить тест.

Укажите, какое из перечисленных ниже средств художественной выразительности используется в предложении

1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

1)  сравнение

2)  метафора

3)  перифраза

4)  метонимия

2.  Вдруг глядь — напротив гриб голову из кустов высунул.

1)  метафора

2)  разговорная лексика

3)  метонимия

4)  парцелляция

3. В церкви была вся Москва, родные и знакомые.

1)  неологизм

2)  литота

3)  метафора

4)  метонимия

4. Посреди поляны стоял дуб, огромный и величественный, как собор.

1)  сравнение

2)  олицетворение

3)  параллелизм

4)  оксюморон

5. С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва.

1)  архаизм

2)  термин

3)  фразеологизм

4)  эпитет

6. Было это в осенний день, когда берёзки и осинки начинают сыпать вниз золотые и красные пятачки.

1) олицетворение

2)  метафора

3)  метонимия

4)  термин

7. Общая работа ещё больше сдружила, сблизила нас, и идём мы, довольные жизнью и друг другом — не разольёшь водой.

1)  архаизм

2)  историзм

3)  олицетворение

4)  фразеологизм

8. Мириады цветов буйными красками заливают поляну.

1)  метонимия                                                 -                      

2)  метафора

3)  эпитет

4)  каламбур

9. Особенно много лиственного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер.

1)  олицетворение

2)  метафора

3)  эпитет

4)  метонимия

10. Служить бы рад -  прислуживаться тошно.

1)  ирония

2)  фразеологизм

3)  синонимы

4)  антитеза

5.  Самопроверка. (Слайд № 4)

6. Обратимся к заданию В-8  ЕГЭ. Совместная работа. ( Слайд № 5) Объясните свои выводы и проверьте себя.

7. Самостоятельная работа.

ВСТАВЬТЕ НА МЕСТЕ ПРОПУСКА ЦИФРЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ НОМЕРУ ТЕРМИНА ИЗ СПИСКА

Автор текста уверен, что читатели знакомы с творчеством О Генри. И эту уверенность он выражает с помощью ___(Помните Сопи, человека без крыши, без денег, без идеалов. Помните, совершённые с этой целью несколько попыток воровства ни к чему не привели.). Для А. Вампилова рассказы О Генри - это "золотые россыпи юмористики" В данном случае, как мы думаем, автором удачно применена эта ______(Его рассказы - золотые россыпи юмористики). Говоря об особенностях юмора О Генри, автор использует такое средство художественной выразительности, как ____(Смешно и печально), а также он обращается к _____(Он хотел описать собственную жизнь так же, как у его героев, - полную превратностей судьбы).

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

  1. Антонимы  2) метафора    3) историзмы   4) сравнение   5)фразеологизм    6)олицетворение    7) анафора     8) метонимия     9) инверсия

7. Проверка выполненного задания. (7 2 1 4)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река-шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н.М. Карамзин) … Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно-бойкий и живой язык народа Л.Н. Толстой Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им. Н.А. Добролюбов

Слайд 2

ТЕМА : Изобразительно-выразительные средства языка Что должны знать: 1 . Знать тропы и стилистические фигуры, а также их определения Чему должны научиться: 1. Научиться узнавать изобразительно-выразительные средства языка, находить их в тексте и выявлять их роль в организации художественного текста Зачем нам это нужно знать: Подготовиться к ЕГЭ 2. Чтобы уметь ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство

Слайд 3

Средства художественной выразительности ЭПИТЕТ АНАФОРА АНТИТЕЗА МЕТАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ГИПЕРБОЛА МЕТОНИМИЯ ИНВЕРСИЯ АЛЛИТЕРАЦИЯ .

Слайд 4

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1 – метонимия 2 - разговорная лексика 3 – метонимия 4 – сравнение 5 – фразеологизм 6 – метафора 7 – фразеологизм 8 – метафора 9 – метонимия 10 - антитеза

Слайд 5

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Когда мы читаем, что правда «стояла у подножия креста и сораспиналась с Христом», то понимаем: М.Е. Салтыков – Щедрин отнюдь не случайно использует такой троп, как ____( Правда стояла у подножия креста и сораспиналась с Христом ). Под талантливым пером писателя даже ______ ( Правда воспитывает нашу совесть, согревает наши сердца, оживляет наш труд, указывает цель, к которой должна быть направлена наша жизнь)превращаются в средство художественной выразительности, и мы ощущаем всю значимость Правды. Затем звучит ____( В чём же заключается Правда, о которой я беседую с вами?) , а далее как откровение следуют слова: «Люби ближнего, как самого себя…В последнем предложении текста автор использует такую фигуру речи, как ___( Правда представляет собой тот священный огонь, который освещает и согревает человеческое существование) ,благодаря чему мы ясно осознаем всю красоту и силу Правды. СПИСОК ТЕРМИНОВ Олицетворение 2) антонимы 3) эпитет 4) однородные члены 5)антитеза 6)риторическое обращение 7)риторический вопрос 8)градация 9)парцелляция ОТВЕТ: 1,4,7,3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

3. Презентация иллюстративно-тестового характера «Словесные средства художественной изобразительности»

Данную презентацию можно рассматривать как  своеобразное пособие по стилистике, в котором содержатся краткие теоретические сведения об основных словесных средствах художественной изобразите...

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя   Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...

Урок словесности для 5 класса на тему "Слова-средства художественной выразительности"

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Слова - средства художественной выразительности". Урок построен в соответствии с ФГОС ООО, с использованием технологии ин...

Разработка к уроку "Птицы. Пропорция как средство художественной выразительности"

Данная разработка поможет  детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, учить логически мыслить, осознавать виденное.Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный в...

Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Средства художественной выразительности". Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о ...