Пунктуация простого осложнённого предложения
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Пунктуация простого осложненного предложения.

Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пунктуация простого осложненного предложения.

Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий

Грамматика повелевает даже царями.

Ж.Мольер

Слайд №1                     

ХОД УРОКА

Слайд №2

Постановка целей.

- Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложнённого предложения.

Повторение.

- Давайте вспомним

(Слайд№3)

  1. Каковы признаки простого предложения?
  2. Предложение распространённое и осложнённоё – это одно и то же?

- Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.

(Слайд №4. Таблица «Простое предложение может быть…»).

- Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

(Ответы учеников)

 - Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

(Ответ ученика)

- Всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

(Слайд №5)

- А чтобы «корова в конуре не мычала» будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений. Прочитайте стихотворение с пузами на месте знаков препинания.

- Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

(Ответы учеников)

- Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнём с однородных и неоднородных определений.

(Слайд №6 «Определения характеризуют предмет…»)

- Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, находящихся на слайде, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

(Ответы учеников)

Задание. А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)

Проверка работы – сверка со слайдом.

(Слайд №7)

- Ребята, в части А есть задание №21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице.

(Слайд №8 «Перед одиночным союзом И, который соединяет…»)

Задание. Прокомментируйте содержание таблицы.

(Ответ ученика)

Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

(Слайд №9)

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)

Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы. (А.Пушкин)

Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин)

(Ответы учеников по каждому предложению)

- А теперь вспомним постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

(Слайд №10 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»)

Задание: Прокомментируйте содержание таблицы.

(Ответ ученика)

Открываются схемы, нарисованные на доске.

Задание. Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

(Ответы учеников)

- Предлагаю вам художественный вариант (устно),

(Слайд №11)

Куда столь быстро, и легко,

И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?

А.Бестужев-Марлинский.
                                        «К облаку»

- Дальше остановимся на вводных словах. Какие слова мы называем вводными? Вспомните слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

(Слайд №12 «Вводные слова и слова, не являющиеся вводными..»)

- Если есть необходимость, запишите эти слова в тетрадь. Эти слова необходимо запомнить.

- Многие вводные слова могут быть очень коварными. Напоминаю вам лексическое значение самого термина: вводить -  «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются, например:

(Слайд №13)

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
  2. Ветер здесь может быть очень сильным.
  3. К вечеру, однако, ветер утих.
  4. Однако к вечеру ветер утих.

Особый разговор о слове однако. Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения.

Задание: Спишите эти предложения.

(Слайд №14)

Задание: Объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.

        Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

(Ответы учеников)

- Теперь, я думаю, что вы можете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

(Выполняется задание)

- Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания к нему будут разными (по рядам или группам)

(Слайд № 15)

                                                  Краски и звуки осени.
        
(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
        (6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
        (7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

              1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.(№5)
            2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.(№6, 10)
            3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.(№11)

- И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.

- Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

(Ответы учеников)

- А теперь подведем итоги урока. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

(Слайд №16)

  1. Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению заданий А21, А22, А23, А24 и В5?
  2. Есть ли необходимость ещё раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно вы хотели бы повторить и в какой форме?

Домашнее задание: п. _______, упр._______.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Задания из части А

А21. Укажите правильное утверждение о данном предложении.

На скамейку кто-нибудь присаживался ( ) и начинался неторопливый разговор.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А22. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Он всегда вставал рано (1) стараясь (2) видимо (3) начать жить с восходом солнца.

  1. 1, 2, 3         2) 1          3)1, 3       4) 2, 3

А23. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

Ведь недаром (1) скажем (2) Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Математики (3) не случайно (4) занимаются музыкой.

  1. 1, 2, 3, 4      2)1, 2       3) 3, 4       4) 2, 3

А24. В каком предложении нужно поставить две запятые? (Знаки препинания не расставлены)

  1. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями.
  2. Все окна как в барском доме так и в людских отворены настежь.
  3. То садился он на диван то подходил к окну то принимался за книгу.
  4. Молнии не столько вспыхивали сколько трепетали.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Текст №1

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.        Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

Текст №2

                                                Краски и звуки осени.
        
(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
        (6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
        (7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Простое осложнённое предложение" для учащихся 11 классов.

Тест проводится после изучения темы "Синтаксис простого предложения"....

Простое осложнённое предложение. 10 класс.

Данный урок русского языка в 10 классе по теме "Простое осложнённое предложение" является обобщающим. Его целесообразно проводить как урок подготовки к ЕГЭ. В качестве дидактического материала ...

Конспект урока "Простое осложнённое предложение"

Конспект урока поможет обобщить знания, полученные в 8 классе. Девятиклассники вспомнят, чем мржет быть осложнено простое предложение, потренируются в расстановке знаков препинания....

Простое осложнённое предложение. Обобщение 11 класс . Подготовка к ЕГЭ

Ситема подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Обобщение материала по теме "Простое осложнённое предложение"  позволяет применить различные методиы на пути  освоения материала. Презентации и раз...

Простое осложнённое предложение. (Понятие об осложнённом предложении)

Презентация к уроку русского языка в 8 классе....