Урок русского языка в 6 классе. Пунктуация в простом осложнённом предложении.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Богачева Ольга Сергеевна

Разработка урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pererabotannyy_urok.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема урока   «Пунктуация в простом осложнённом предложении»

Цели урока: повторить и систематизировать правила  постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении; формировать навыки осознанно ставить знаки препинания; развивать пунктуационную зоркость; совершенствовать лингвистическую  монологическую речь учащихся; расширить представление учащихся о творчестве С. Я. Маршака; воспитывать уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование урока: компьютер, проектор, распечатанные тесты,  телеграмма, конверты с  пунктуационной задачей, распечатанные тексты для исследования, шаблоны  смайликов.

                                  Ход  урока

                                 Знаки препинания – это нотные знаки. Они твёрдо держат

                                 текст и не дают  ему рассыпаться.

                                                                                              К.Г.Паустовский

                               

                             

                                                   

1. Организационный момент (сообщение темы, формулировка целей)

2. Работа с эпиграфом (переписать, объяснить знаки препинания в нём)

Что такое пунктуация?( работа со словарём)

Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.

3. Опрос (цель – проверить, что мы уже знаем , чему научились)

                                  Тест

     Задание: запишите номера правильных ответов.

  1. Запятая ставится:

а) между  однородными членами предложения, не соединёнными союзами;

б) между однородными членами предложения, соединёнными неповторяющимся союзом и;

в) перед союзами а, но, да (= но);

г) в предложениях с союзами  и союзными словами что, чтобы, потому что, так как, если, который, когда, где.

      2) Запятая ставится:

      а) если существительное является подлежащим;

      б) если существительное является обращением.

      3) Двоеточие ставится:

     а) после обобщающего слова перед рядом однородных членов предложения;

      б) перед любыми однородными членами предложения.

     4) Тире ставится:

      а) после ряда однородных членов перед обобщающим словом;

      б) между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительным в именительном падеже;

      в) между подлежащим ,  выраженным именем существительным, и сказуемым, выраженным  кратким прилагательным;

      г) в предложении с прямой речью перед словами автора после прямой речи.

Проверка теста, опрос: на какие группы делятся знаки препинания по их функциям:

  1. Отделительные (. ! ? …) – для отделения предложений друг от друга.
  2.  Разделительные ( , ; : -) – для обозначения границ между однородными членами предложения и между простыми предложениями в составе сложного)
  3. Выделительные (, ,, - () – для выделения элементов, осложняющих предложение: обращений, вводных слов, обособленных членов предложения)

4. Слово учителя. Постановка проблемного вопроса:

- Почему важно правильно расставлять знаки препинания и как это делать -  над этими вопросами мы сегодня и будем размышлять.

- Что такое пунктограмма? (от лат. punctum точка и греч. γραμμα — буква, письменный знак) — закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации.

- Как не пропустить знак препинания и не поставить лишние?

-Что такое пунктуационная зоркость?

- Кому нужна зоркость и что это такое?

5. Телеграмма : (слайд)   МЫ ВЫЕЗЖАЕМ В 11 ВСТРЕЧАЙТЕ

- Выезжают или уже встречать?

6.  Инсценировка  С.Я.Маршак «У последней точки на последней строчке…»

- Вернёмся к нашей телеграмме: чего в ней не хватает (запятой).Где мы её поставим?( слайд) Почему именно там? От чего это зависит(от смысла) – О.В. 1 условие – обращай внимание на смысл

- Разминка для глаз ( нарисовать глазами знаки препинания)

 7. Сообщение о С.Я. Маршаке( презентация)

- Для кого писал Маршак?( для маленьких детей, которые сами не умеют читать и ничего не знают о пунктуации).Как мы передаём знаки препинания в устной речи?(при помощи интонации).

8. Графический диктант  - попробуем себя в роли взрослых и прочитаем  отрывки из стихотворений С.Я. Маршака, передавая интонацией знаки препинания(тексты Маршака, кто идёт к доске , определяем по считалочке)

                  Стала курочка считать

                  Маленьких цыпляток:

                  Жёлтых пять

                  И чёрных пять,

                  А всего десяток.

  1. Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку ( «Багаж»)

  1. Получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.(«Багаж»)

  1. Вот в одинаковых платьях, как сёстры,

Бабочки сели в траву отдыхать. (« Зелёная страница»)

  1. Вы любите, ребята,

Пересыпать песок? ( «Жёлтая страница»)

  1. Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.(«Азбука в стихах»)

  1. Но с каждым днём терял он вес

И, наконец, совсем исчез.(«Календарь»)

- Спросим отвечающих, помогла  ли им  интонация? Но на что вы ещё ориентировались, расставляя знаки препинания (на структуру предложений)

О.В.: Вывод: пунктуация связана со структурой предложения. Т.е. с синтаксисом.

  - Какие конструкции осложняют простое предложение(делаем выводы, опираясь на схемы)

9.Физминутка (текст Маршака)

В нашем классе нет лентяев,-

Только Вася Николаев.

Он приходит на урок,

Засыпает, как сурок.

Лодырь, лодырь, лежебока,

Проворонил три урока,

На четвёртый опоздал,

Пятый где-то пропадал,

На шестом мешал учиться,

На седьмом ходил лечиться,

На восьмом играл в футбол,

На девятом выгнан вон!

10. Решите пунктуационную задачу: на месте каких цифр должны стоять запятые ( в конвертах по группам – на 4 человека) (слайд)

      Сообразительным детям(1) достаточно повторить правило несколько раз(2) чтобы потом (3) ответив  на вопросы учителя(4) и выполнив подобра,,,.ые для закрепления навыков упражнения(5) в которых представле…ы трудные задания (6) усвоить(7) конечно(8) все функции знаков препинания.

- О чём надо помнить при расстановке знаков препинания(обратимся к записанным условиям)

Вывод: пунктограмма= смысл+ интонация  + структура предложения

11. Самостоятельная  разноуровневая  работа( расставить или объяснить знаки препинания, опираясь на созданный алгоритм.Уровень ученики выбирают самостоятельно) Текст С.Я. Маршака

        1)  Желаю вам цвести, расти,

          Копить, крепить здоровье.

         2) Оно для дальнего пути –

          Главнейшее условье.

         3)  Пусть каждый день и каждый час

         Вам новое добудет.

         4)  Пусть добрым будет ум у вас,

         А сердце умным будет.

         5) Вам от души желаю я,

         Друзья, всего хорошего.

        6) А всё хорошее, друзья,

          Даётся нам недёшево.

- Кому адресованы эти стихи( Маршак  долгое время не думал, что будет писать для детей. Первые его произведения написаны  в прозе для взрослых. Есть у Маршака цикл, который называется «Воспитание словом». Одна из статей это цикла – « О талантливом читателе». Самуил Яковлевич  пишет в ней, что « решает судьбу книги живой человек, читатель… Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».   Почему? Давайте стараться быть такими талантливыми читателями.

11. Рефлексия учебной деятельности.

-Синквейн( знак препинания по выбору или знаки препинания)(слайд)

-Знаки препинания «живут» в смайликах.(слайд) Задание – дорисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на уроке

12. Домашняя работа № 950 – объяснить знаки препинания или сочинение «Из учебников убежали знаки препинания»

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по русскому языку в 9 классе по теме "Простое осложнённое предложение"

Данную работу можно проводить и в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ, можно использовать как зачётную, добавить задания по орфографии....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

Урок русского языка 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"

Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации  (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...