Лингвистический турнир
материал (русский язык) по теме

Глемба Наталья Александровна

Предлагаю вашему вниманию внеклассное мероприятие, которое я проводила в рамках школьной недели русского языка. Я проводила его в форме брейн-ринга между тремя шестёрками знатоков: 9 кл., 10 кл, 11кл. Материал отобран по основным разделам лингвистики: фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.

Предварительная работа: приготовить раздаточный материал для знатоков, листы с ответами и бланки учета для жюри, пригласить в жюри учителей (библиотекаря, соцпедагога и т.д.), назначить себе помощника-ассистента, который будет собирать бланки с ответами и следить за временем, создать презентацию для проверки заданий, приготовить призы (обычно это шоколадные медали для 1 места, грамоты).

Оборудование: три игровых стола, за которыми будут сидеть знатоки; места для болельщиков и жюри, песочные часы или секундомер, компьютер, мультимедийный проектор.

Правила игры: ведущий ( учитель) задаёт вопрос или даёт задание, на которое отводится 1,5-2 минуты. На экране задание дублируется для болельщиков. В команде быстро и негромко происходит обсуждение, письменно (на приготовленных бланках) даётся ответ. После того, как время вышло, ассистент собирает бланки ответов и отдаёт в жюри. Пока жюри проверяет и заносит в протокол баллы для каждой команды, звучит следующий вопрос. Через 2-3 задания можно проверить вслух с использованием презентации правильность ответов. Нужно предупредить детей, что за подсказки и недостойное поведение жюри может снять с команды баллы.

Преимущества данного мероприятия в том, что оно проходит динамично, с хорошим соревновательным азартом. Вопросы для команд, время ответа  учитель может дополнить, откорректировать "под себя".

Если это мероприятие кому-то пригодится, буду очень рада!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_vedushchego_i_zhyuri.doc47 КБ
Microsoft Office document icon dlya_igrokov.doc25.5 КБ
Office presentation icon microsoft_powerpoint_presentation.ppt183 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетика.

1. Блиц. СКОЛЬКО?

- Сколько букв в русском алфавите?                        33

- Сколько гласных звуков в языке?                            6

- Сколько звуков в слове ЕЛЬ?                                    3

 2.Определите сколько раз встречается звук [т] в предложении.             9 раз

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефного заводского комитета.

Лексика.

1. Определите значение слов:

Аксиома – бесспорная истина.

Благовест – праздничный церковный звон

Жёрнов – мельничный камень

Канонада – стрельба из орудий залпами

Колосс – статуя, предмет огромных размеров

Триптих – произведение искусства, состоящее из трёх картин, объединенных общей идеей

Экспорт – вывоз товаров за границу

Юродивый - блаженный, аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий, по мнению религиозных людей, даром прорицания.

2. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например: обы (чай) кА  (задание на бланке для участников и в презентации)

         ШОК, ЛУК, БОР, ГОЛ, ЗАЛ, БАР, ЕЛЬ, ТУЗ, ТОК, ПИР

Фразеология

Узнайте пословицу, поговорку, фразеологизм по вопросу.

1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?

2.Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах?

3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?

4. Назовите наиболее совместимые блюдо и приправу к нему.

5. Под какой музыкальный инструмент лучше плясать, если он находится в личной собственности?

Морфология

        Подберите прилагательные к словам, чтобы стало понятно, какого они рода: тюль (м), салями (ж), рояль (м), мозоль (ж), тушь (ж), шампунь (м), Сочи (м), кенгуру (м), кашпо (ср), такси (ср)

Морфемика и словообразование

  1. В каком из предложений нет слова, образованного способом перехода из одной части речи в другую?

1) По улице шел военный. 
2) Ученик решил пример
путём подстановки.
3) Школьная
столовая закрылась на ремонт.
4) Из окна были видны белые облака.

2. Какое из слов не имеет окончания?

Ответственность, заслушав, учитель, разыгравшийся

Орфография, пунктуация, грамматика

Найдите все ошибки, допущенные в данных  предложениях, запишите в исправленном виде.

Ноги у птиц более тоньше и по этому они оддают в воду не много тепла. И всё-же поджав одну ногу не большое колличество тепла будет  съэкономленно.

1. Более тоньше - грамматич. (морф.) ошибка при образовании формы составной сравнительной степени прилагательного. Верно: тоньше или более тонкие.

2. Поджав одну ногу, тепло будет  съэкономилено —ошибка, допущенная при употреблении деепричастного оборота, называющего действие, субъект которого не соотносится со сказуемым. Верно: Если птица подожмёт одну ногу, то ей удастся сэкономить… .или Поджав одну ногу, птица сможет сэкономить (сэкономит).

3. Оддают - орфографическая ошибка в написании приставки; верно - отдают.

4. Съэкономить - орфографическая ошибка в написании Ъ после приставки на согласный перед Э; верно — сэкономить.

6. Все-же - орфографическая ошибка в дефисном написании частиц все и же; верно – все же.

7. По этому - орфографическая ошибка в раздельном написании наречия; верно -

поэтому.

8) Количество. Надо – количество.

9)Немного – т.е. мало (наречие с НЕ пишется слитно)

10)Небольшое – т.е. маленькое (прил. С НЕ пишется слитно)

11)Сэкономлено – краткое страдат причаст. С одной буквой Н

11) В 1 )и 2)  предл. пунктуац. Ошибка

Ноги у птиц более тонкие, и поэтому они отдают в воду немного тепла. И всё же, поджав одну ногу, небольшое количество тепла птица сможет сэкономить.

Бланк для подсчета баллов за правильные ответы

9 класс

10 класс

11 класс

фонетика

1.

1.

1.

2.

2.

2.

лексика

1.

1.

1.

2.

2.

2.

фразеология

морфология

морфемика и словообразование

1.

1.

1.

2.

2.

2.

орфография, пунктуация, грамматика



Предварительный просмотр:

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефного заводского комитета.

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефного заводского комитета.

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефного заводского комитета.

аксиома

благовест

жёрнов

канонада

колосс

триптих

экспорт

юродивый

аксиома

благовест

жёрнов

канонада

колосс

триптих

экспорт

юродивый

аксиома

благовест

жёрнов

канонада

колосс

триптих

экспорт

юродивый

1) По улице шел военный.
2) Ученик решил пример путём подстановки.
3) Школьная столовая закрылась на ремонт.
4) Из окна были видны белые облака.

1) По улице шел военный.
2) Ученик решил пример путём подстановки.
3) Школьная столовая закрылась на ремонт.
4) Из окна были видны белые облака.

1) По улице шел военный.
2) Ученик решил пример путём подстановки.
3) Школьная столовая закрылась на ремонт.
4) Из окна были видны белые облака.

Ответственность, заслушав, учитель, разыгравшийся

Ответственность, заслушав, учитель, разыгравшийся

Ответственность, заслушав, учитель, разыгравшийся

Ноги у птиц более тоньше и по этому они оддают в воду не много тепла. И всё-же поджав одну ногу не большое колличество тепла будет  съэкономленно.

Ноги у птиц более тоньше и по этому они оддают в воду не много тепла. И всё-же поджав одну ногу не большое колличество тепла будет  съэкономленно.

Ноги у птиц более тоньше и по этому они оддают в воду не много тепла. И всё-же поджав одну ногу не большое колличество тепла будет  съэкономленно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Лингвистический турнир"

Сценарий и презентация внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню родного языка - игра "Лингвистический турнир"...

Сценарий мероприятия "Лингвистический турнир"

Мероприятие проводилось в рамках недели русского языка и литературы для 7 - 8 классов....

Лингвистический турнир в 5 классе по теме "Слово и его составляющие"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  в 5 классе поможет в игровой форме обобщить знания учащихся по фонетике, морфемике, словообразованию....

Методическая разработка урока - лингвистического турнира по английскому языку в 5 классе "Британия: обычаи и традиции"

Урок разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 5 класса. В ходе урока решались следующие цели:Учебный аспект:...

Презентация Лингвистический турнир "Игры со словами"

Эта презентация является слайдовым сопровождением внеклассного мероприятия по русскому языку, которое можно провести в рамках Недели русского языка  с учащимися 5 класса...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Лингвистический турнир"

Материал может использоваться при проведении предметных недель или внеклассной работы по предмету....

Лингвистический турнир

Соревнование на знание русского языка...