Внеклассная работа по русскому языку и литературе .
статья по русскому языку (5 класс) по теме

 

   Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

   Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят, что «вначале аз да буки, а потом другие науки» и что «без грамматики не выучишь и математики».

   С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся.

   Единство же внеклассной работы по литературе объясняется прежде всего тем, что вся она предлагает работу с книгой. Ни литературное краеведение, ни связь с другими искусствами, ни собственное литературное творчество детей в системе внеклассной работы по литературе не должны являться самоцелью. Вся совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление знаний по литературе, на расширение их читательского горизонта, на воспитание интереса и любви к чтению.

   Цели и задачи внеклассных занятий по русскому языку и литературе существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.

   Урок—это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебными программами и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения.

   Внеклассные же занятия организуются только для желающих и интересующихся вопросами языка и литературы.

   Внеклассная работа по русскому языку и литературе имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели:

   - привить любовь к русскому языку;

   - повысить общую языковую культуру;

   - развить интерес к языку как учебному предмету;

   - пробудить и поддержать в учащихся постоянную и действенную любовь к литературе.

   Указанными целями и определяются задачи:

   - расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;

   - научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания;

   -  развить творческие способности учащихся.

   Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе строятся на основе общедидактических принципов; внеурочная работа имеет свои положения, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение, а также принципы, связанные со спецификой самого предмета.

Основным следует считать принцип добровольности.

  

   Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.

   Второй принцип—принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие во внеклассной работе.

   Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т.е. ее руководителем.

   Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из условий (чувство удовлетворенности при выполнении заданий, преодоление затруднений, повышение успеваемости, удовлетворение от самого участия в внеклассных мероприятиях и т.д.) можно использовать в каждом конкретном случае.

   Этот принцип - принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся - способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.

   Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

   Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы, в том числе и работы по русскому языку и литературе.

   Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально. Вместе с этим интерес поддерживается использованием занимательных и игровых материалов.

   Таким образом, принцип занимательности - один из главных во внеклассной работе, хотя не следует думать, что вся внеклассная работа основывается только на использование игр и занимательных заданий.

   При организации внеклассных мероприятий следует помнить и о принципе систематичности. Речь идет не только о систематичности, в течение всего учебного года, проводимой внеклассной работе, но главным образом о содержании внеклассных занятий. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний.

Но система должна быть разумной, гибкой, выходящей из самой сущности содержания.

   Как нельзя ради системы жертвовать глубиной знаний, так и нельзя давать обрывочный, вне всякой связи языковой материал, так как он не принесет нужной пользы.

   Еще К.Д. Ушинский писал: «Голова, наполненная обрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

   Главным на внеклассных занятиях по русскому языку и литературе является принцип развития речи детей. Именно им в основном определяется выбор методов и приемов проведения внеклассных занятий.

   Виды и формы работы по русскому языку и литературе необычайно разнообразны. Это различные лингвистические кружки, общества любителей словесности, вечера, олимпиады, конкурсы, литературные гостиные.

Чем разнообразнее виды внеклассной работы по русскому языку и литературе, тем живее интерес учащихся к ней.

   Примером внеклассной работы по литературе может служить литературный вечер, проведенный в нашей школе  в старших классах.

   Данный литературный вечер—одно из звеньев в цепи литературных встреч, диспутов.

 

 

    Литературная композиция «Свеча горела...» (Диалог о любви)Зал затемнен, на столе горит свеча. Звучит вальс до диез минор Ф. Шопена.

   Пастернак Б.

                                                 Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук,

Скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

 

И падали два башмачка

Со стуком на пол,

И воск слезами с ночника

На платье капал.

 

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Взымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

 

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

 

А. Ахматова

 

Кое-как удалось разлучиться

И постылый огонь потушить.

Враг мой вечный, пора научиться

Вам кого-нибудь вправду любить.

 

Я то вольная. Все мне забава,-

Ночью Муза слетит утешать,

А наутро притащится слава

Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит

И, уйдя, оглянуться назад...

Черный ветер меня успокоит,

Веселит золотой листопад.

 

Как подарок приму я разлуку

И забвение как благодать.

Но, скажи мне, на крестную муку

Ты другую посмеешь послать?

 

Гумилев

 

Из логова Змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

Я думал забавницу,

Гадал - своенравницу,

Веселую птицу-певунью.

 

Покликаешь - морщится,

Обнимешь - топорщится,

А выйдет луна - затомится.

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит Кого-то, - и хочет топиться.

 

Твержу ей: крещенному

С тобой по-мудреному

Возиться теперь мне не впору.

Снеси-ка истому ты

В днепровские омуты,

На грешную Лысую Гору.

 

Это было не раз, это будет не раз

В нашей битве, глухой и упорной:

Как всегда, от меня ты теперь отреклась,

Завтра знаю вернешься покорной.

 

 

Ахматова

 

Тебе покорной! Ты сошел с ума!

Покорна я одной господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли.

Мне муж - палач, а дом его - тюрьма.

Но, видишь ли! Ведь я пришла сама...

Декабрь рождался, ветры выли в поле,

И было так светло в твоей неволе,

А за окошком сторожила тьма.

Так птица о прозрачное стекло

Всем телом бьется в зимнее ненастье,

И кровь пятнает белое крыло

Теперь во мне спокойствие и счастье.

Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил

За то, что в дом свой странницу пустил.

 

 

Музыка. Шопен Ф. Прелюдия №4 ми минор.

 

Гумилев.

 

Ты, для кого искал я на Леванте

Нетленный пурпур королевских мантий,

Я проиграл тебя, как Дамаянти...

Твоих волос не смел поцеловать я,

Ни даже сжать холодных тонких рук...

И ты ушла, в простом и темном платье,

Похожая на древнее Распятье.

 

 

Ахматова.

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскаленной добела,

Оба мы еще не понимали,

Как земля для двух людей мала.

И что память яростная мучит

Пытка сильных - огненный недуг! –

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: о, где ушедший друг?

 

 

Звучит песня Д. Тухманова на стихи А. Ахматовой «Было душно от жгучего света...»

 

 

М. Цветаева.               

 

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне—все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Все жаворонки нынче—вороны!

 

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

 

И слезы ей вода - вода, и кровь –

Вода - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха—любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

 

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

 

Вчера еще—в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала - копейкой ржавою!

 

Детоубийцей на суду

Стою немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

 

Спрошу я стул, спрошу кровать,

«За что, за что терплю и бедствую?»

 «Отцеловал - колесовать:

Другую целовать»,-ответствуют.

 

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал - мне!

Мой милый, что тебе - я сделала?

 

Все ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть - садовница.

 

Само  - что дерево трясти!-

В срок яблоко спадает спелое...

-За все, за все меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала!

 

 

Гумилев

 

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь о Вас, о Вас

Возьмусь за книгу, но прочту: «Она»,

И вновь душа пьяна и сметена.

Я брошусь на скрипучую кровать,

Подушка жжет… нет, мне не спать, а ждать.

 

И крадучись я подойду к окну,

На дымный луг взгляну и на луну,

Вон там, у клумб, Вы мне сказали: «Да»,

О, это «да» со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,

Что, вас, покорной, не было и нет,

Что ваше «да», ваш трепет у сосны,

Ваш поцелуй—лишь бред весны и сны.

 

 

Евтушенко

 

Всегда найдется женская рука,

Чтобы она, прохладна и легка,

Жалея и немножечко любя,

Как брата успокоила тебя.

 

Всегда найдётся женское плечо,

Чтобы в него дышал ты горячо,

Припав к нему беспутной головой,

Ему доверив сон мятежный свой.

 

Всегда найдутся женские глаза,

Чтобы они, всю боль твою глуша,

А если и не всю, то часть ее,

Увидели страдание твое.

 

Но есть такая женская рука,

Которая особенно сладка,

Когда она измученного лба

Касается как вечность и судьба.

 

Но есть такое женское плечо,

Которое неведомо за что,

Не на ночь, а навек тебе дано,

И это понял ты давным-давно.

 

Но есть такие женские глаза,

Которые глядят всегда грустя,

И это до последних твоих дней

Глаза любви и совести твоей.

 

А ты живешь себе же вопреки,

И мало тебе только той руки,

Того плеча и тех священных глаз...

Ты предавал их в жизни столько раз.

 

И вот оно – возмездье - настает

«Предатель!» - дождь тебя наотмашь бьет

«Предатель» - ветки хлещут по лицу.

«Предатель!» - эхо слышится в лесу.

 

Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.

Ты сам себе все это не простишь.

 И только та прозрачная рука

Простит, хотя обида и тяжка

 

И только то усталое плечо

Простит сейчас, да и прости еще,

И только те печальные глаза

Простят все то, чего прощать нельзя.

 

 

                           Звучит романс на стихи Заболоцкого Н.А.

                                                 Признание

 

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то повенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

 

Не веселая, не печальная,

Словно с темного неба сошедшая,

Ты и песнь моя обручальная,

И звезда моя сумасшедшая.

 

Я склонюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою,

И слезами, и стихотвореньями

Обожгу тебя, горькую, милую.

 

Отвори мне лицо полуночное,

Дай войти в эти очи тяжелые,

В эти черные брови восточные,

В эти руки твои полуголые.

 

Что прибавится - не убавится,

Что не сбудется - позабудется...

Отчего же ты плачешь, красавица?

Или это мне только чудится?

 

 

            Юноша поднимается на сцену, читает письмо

                    А. С. Пушкин

 

                              Сожженное письмо

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

помню, час настал: гори, письмо любви

Готов я; ничему душа моя не внемлет

Уж пламя жадное листы твои приемлет

Минуту!.. вспыхнули..пылают…легкий дым,

Дымясь, теряется с молением моим

Уж перстня верного утрата впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...

 

Звучит музыка Баха И. С. Месса си минор.

Юноша сжигает письмо, гасит свечу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_97_-_2003_4.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

   Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

   Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят, что «вначале аз да буки, а потом другие науки» и что «без грамматики не выучишь и математики».

   С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся.

   Единство же внеклассной работы по литературе объясняется прежде всего тем, что вся она предлагает работу с книгой. Ни литературное краеведение, ни связь с другими искусствами, ни собственное литературное творчество детей в системе внеклассной работы по литературе не должны являться самоцелью. Вся совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление знаний по литературе, на расширение их читательского горизонта, на воспитание интереса и любви к чтению.

   Цели и задачи внеклассных занятий по русскому языку и литературе существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.

   Урок—это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебными программами и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения.

   Внеклассные же занятия организуются только для желающих и интересующихся вопросами языка и литературы.

   Внеклассная работа по русскому языку и литературе имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели:

   - привить любовь к русскому языку;

   - повысить общую языковую культуру;

   - развить интерес к языку как учебному предмету;

   - пробудить и поддержать в учащихся постоянную и действенную любовь к литературе.

   Указанными целями и определяются задачи:

   - расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;

   - научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания;

   -  развить творческие способности учащихся.

   Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе строятся на основе общедидактических принципов; внеурочная работа имеет свои положения, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение, а также принципы, связанные со спецификой самого предмета.

Основным следует считать принцип добровольности.

   

   Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.

   Второй принцип—принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие во внеклассной работе.

   Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т.е. ее руководителем.

   Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из условий (чувство удовлетворенности при выполнении заданий, преодоление затруднений, повышение успеваемости, удовлетворение от самого участия в внеклассных мероприятиях и т.д.) можно использовать в каждом конкретном случае.

   Этот принцип - принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся - способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.

   Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

   Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы, в том числе и работы по русскому языку и литературе.

   Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально. Вместе с этим интерес поддерживается использованием занимательных и игровых материалов.

   Таким образом, принцип занимательности - один из главных во внеклассной работе, хотя не следует думать, что вся внеклассная работа основывается только на использование игр и занимательных заданий.

   При организации внеклассных мероприятий следует помнить и о принципе систематичности. Речь идет не только о систематичности, в течение всего учебного года, проводимой внеклассной работе, но главным образом о содержании внеклассных занятий. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний.

Но система должна быть разумной, гибкой, выходящей из самой сущности содержания.

   Как нельзя ради системы жертвовать глубиной знаний, так и нельзя давать обрывочный, вне всякой связи языковой материал, так как он не принесет нужной пользы.

   Еще К.Д. Ушинский писал: «Голова, наполненная обрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

   Главным на внеклассных занятиях по русскому языку и литературе является принцип развития речи детей. Именно им в основном определяется выбор методов и приемов проведения внеклассных занятий.

   Виды и формы работы по русскому языку и литературе необычайно разнообразны. Это различные лингвистические кружки, общества любителей словесности, вечера, олимпиады, конкурсы, литературные гостиные.

Чем разнообразнее виды внеклассной работы по русскому языку и литературе, тем живее интерес учащихся к ней.

   Примером внеклассной работы по литературе может служить литературный вечер, проведенный в нашей школе  в старших классах.

   Данный литературный вечер—одно из звеньев в цепи литературных встреч, диспутов.

    Литературная композиция «Свеча горела...» (Диалог о любви) Зал затемнен, на столе горит свеча. Звучит вальс до диез минор Ф. Шопена.

   Пастернак Б.

                                                 Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук,

Скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол,

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Взымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

А. Ахматова

Кое-как удалось разлучиться

И постылый огонь потушить.

Враг мой вечный, пора научиться

Вам кого-нибудь вправду любить.

Я то вольная. Все мне забава,-

Ночью Муза слетит утешать,

А наутро притащится слава

Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит

И, уйдя, оглянуться назад...

Черный ветер меня успокоит,

Веселит золотой листопад.

Как подарок приму я разлуку

И забвение как благодать.

Но, скажи мне, на крестную муку

Ты другую посмеешь послать?

Гумилев

Из логова Змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

Я думал забавницу,

Гадал - своенравницу,

Веселую птицу-певунью.

Покликаешь - морщится,

Обнимешь - топорщится,

А выйдет луна - затомится.

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит Кого-то, - и хочет топиться.

Твержу ей: крещенному

С тобой по-мудреному

Возиться теперь мне не впору.

Снеси-ка истому ты

В днепровские омуты,

На грешную Лысую Гору.

Это было не раз, это будет не раз

В нашей битве, глухой и упорной:

Как всегда, от меня ты теперь отреклась,

Завтра знаю вернешься покорной.

Ахматова

Тебе покорной! Ты сошел с ума!

Покорна я одной господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли.

Мне муж - палач, а дом его - тюрьма.

Но, видишь ли! Ведь я пришла сама...

Декабрь рождался, ветры выли в поле,

И было так светло в твоей неволе,

А за окошком сторожила тьма.

Так птица о прозрачное стекло

Всем телом бьется в зимнее ненастье,

И кровь пятнает белое крыло

Теперь во мне спокойствие и счастье.

Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил

За то, что в дом свой странницу пустил.

Музыка. Шопен Ф. Прелюдия №4 ми минор.

Гумилев.

Ты, для кого искал я на Леванте

Нетленный пурпур королевских мантий,

Я проиграл тебя, как Дамаянти...

Твоих волос не смел поцеловать я,

Ни даже сжать холодных тонких рук...

И ты ушла, в простом и темном платье,

Похожая на древнее Распятье.

Ахматова.

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскаленной добела,

Оба мы еще не понимали,

Как земля для двух людей мала.

И что память яростная мучит

Пытка сильных - огненный недуг! –

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: о, где ушедший друг?

Звучит песня Д. Тухманова на стихи А. Ахматовой «Было душно от жгучего света...»

М. Цветаева.               

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне—все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Все жаворонки нынче—вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей вода - вода, и кровь –

Вода - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха—любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще—в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

Спрошу я стул, спрошу кровать,

«За что, за что терплю и бедствую?»

 «Отцеловал - колесовать:

Другую целовать»,-ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал - мне!

Мой милый, что тебе - я сделала?

Все ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть - садовница.

Само  - что дерево трясти!-

В срок яблоко спадает спелое...

-За все, за все меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала!

Гумилев

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь о Вас, о Вас

Возьмусь за книгу, но прочту: «Она»,

И вновь душа пьяна и сметена.

Я брошусь на скрипучую кровать,

Подушка жжет… нет, мне не спать, а ждать.

И крадучись я подойду к окну,

На дымный луг взгляну и на луну,

Вон там, у клумб, Вы мне сказали: «Да»,

О, это «да» со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,

Что, вас, покорной, не было и нет,

Что ваше «да», ваш трепет у сосны,

Ваш поцелуй—лишь бред весны и сны.

Евтушенко

Всегда найдется женская рука,

Чтобы она, прохладна и легка,

Жалея и немножечко любя,

Как брата успокоила тебя.

Всегда найдётся женское плечо,

Чтобы в него дышал ты горячо,

Припав к нему беспутной головой,

Ему доверив сон мятежный свой.

Всегда найдутся женские глаза,

Чтобы они, всю боль твою глуша,

А если и не всю, то часть ее,

Увидели страдание твое.

Но есть такая женская рука,

Которая особенно сладка,

Когда она измученного лба

Касается как вечность и судьба.

Но есть такое женское плечо,

Которое неведомо за что,

Не на ночь, а навек тебе дано,

И это понял ты давным-давно.

Но есть такие женские глаза,

Которые глядят всегда грустя,

И это до последних твоих дней

Глаза любви и совести твоей.

А ты живешь себе же вопреки,

И мало тебе только той руки,

Того плеча и тех священных глаз...

Ты предавал их в жизни столько раз.

И вот оно – возмездье - настает

«Предатель!» - дождь тебя наотмашь бьет

«Предатель» - ветки хлещут по лицу.

«Предатель!» - эхо слышится в лесу.

Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.

Ты сам себе все это не простишь.

 И только та прозрачная рука

Простит, хотя обида и тяжка

И только то усталое плечо

Простит сейчас, да и прости еще,

И только те печальные глаза

Простят все то, чего прощать нельзя.

                           Звучит романс на стихи Заболоцкого Н.А.

                                                 Признание

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то повенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,

Словно с темного неба сошедшая,

Ты и песнь моя обручальная,

И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою,

И слезами, и стихотвореньями

Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,

Дай войти в эти очи тяжелые,

В эти черные брови восточные,

В эти руки твои полуголые.

Что прибавится - не убавится,

Что не сбудется - позабудется...

Отчего же ты плачешь, красавица?

Или это мне только чудится?

            Юноша поднимается на сцену, читает письмо

                    А. С. Пушкин

                              Сожженное письмо

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

помню, час настал: гори, письмо любви

Готов я; ничему душа моя не внемлет

Уж пламя жадное листы твои приемлет

Минуту!.. вспыхнули..пылают…легкий дым,

Дымясь, теряется с молением моим

Уж перстня верного утрата впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...

Звучит музыка Баха И. С. Месса си минор.

Юноша сжигает письмо, гасит свечу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)

Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...

внеклассная работа по русскому языку и литературе

Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...

внеклассная работа по русскому языку и литературе

Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...

Опыт внеклассной работы по русскому языку и литературе.

Опыт внеклассной работы по русскому языку и литературе....