внеклассная работа по русскому языку и литературе
методическая разработка (русский язык) на тему

Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельной работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Давайте поиграем. В толковом словаре "рождённый" толкуется как "произведённый на свет", а "ползать" - как "двигаться, тащась по земле". Таким образом знаменитое"Рождённый ползать летать не может" будет звучать так:
Произведённый на свет чтобы двигаться, тащась по земле не имеет возможности двигаться,перемещаясь по воздуху.
Игра вот в чём: какую популярную поговорку я "пропустила" через толковый словарь?
У более чем шести женщин, которым поручен надзор за малолетним ребенком, ребенок имеет физические травмы.

Предлагаю вам создать собственные шедевры!

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По вертикали: 1. Несколько предложений,  связанных  по  смыслу  и  грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные  значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный  морфологический признак имени существительного.  6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

  1. Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались. Так что без ложной скромности можем смело назвать себя полиглотами. Эта оригинальная викторина - тому доказательство. Все желающие могут проверить свои способности к изучению языков и принести  ответы на вопросы викторины в кабинет русского языка !

    Все вы знаете, как будет по-французски слово «гриб». Этим словом мы называем самые "магазинные" грибы.
      Скажите по-французски «круг», если для нас это  этап какого-либо соревнования или этап в выборах.
      Скажите по-французски «мальчик», если это французский официант.
      Скажите по-французски «туз», если для нас это первоклассный лётчик или большой мастер своего дела.
      Скажите по-французски «кувшинчик», если для нас это фруктовый алкогольный или газированный напиток.
      Скажите по-французски «никто», если это слово стало именем знаменитого капитана из романа Жюля Верна?
      Скажите по-французски «место уединения», если для нас это знаменитый художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге.
      Скажите по-французски «открытый воздух», если для нас это природа как объект творчества живописца.
      Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах.
      Скажите по-французски «пена», если для нас это  название сладкого блюда из взбитой фруктовой, ягодной, молочной или шоколадной массы.
      Скажите по-французски «голубь», если мы так называем франтоватых молодых людей.
      Скажите по-французски «истопник», «кочегар», если для нас это водитель автомобильного транспорта.
      Французское слово «пенсне» в переводе на русский означает «защемлять нос», а «кашне» - «прятать нос». Теперь скажите, как будет по-французски «нос»?
      Скажите по-французски «украшение», если это украшение полагается к мясу или рыбе.
      Скажите по-французски «поцелуй», если для нас это пирожное из взбитых яичных белков и сахара.
      Скажите по-французски «вспышка», «молния», если для нас это пирожное из заварного теста с кремом внутри.
      Скажите по-французски «тряпка», если для нас это тонкая шёлковая ткань для красивых платьев.
      Вы приехали в Италию, но не знаете языка страны. Какой овощ вы можете купить, вспомнив известную итальянскую сказку? Произнесите его название на русском и итальянском языке.
      Скажите по-итальянски "дыхание", если для нас это вокальное произведение для одного голоса в составе оперы или оперетты.
      Скажите по-итальянски (по-французски) «господин», «владыка», если для нас это популярная настольная игра.
      Скажите по-итальянски «колокольчик», если это музыкальная пьеса, подражающая перезвону «цветочного» самозвучащего ударного инструмента.
      Скажите по-итальянски «книжечка», если для нас это краткое изложение содержания оперы или балета.
      Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов.
      Скажите по-итальянски «смертельный прыжок», если его исполняют циркачи и акробаты, оставаясь, к нашему счастью, живыми.
      Скажите по-английски «разведчик», если для нас это слово сейчас обозначает члена детской или юношеской организации, воспитывающей подростков путём познания природы, ремесла и игр.
      Скажите по-английски «мощная бомба», если её мы можем видеть каждый день с экрана телевизоров и кинотеатров.
      Скажите по-английски «кочка», если для спортсменов-лыжников это один из видов фристайла – скоростной спуск на горных лыжах по бугристой трассе.
      Скажите по-английски «пляж», если для нас это кнут или бедствие и несчастье
      Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из спиртных напитков.
      Скажите по-английски «знаю как», если для нас это эффективная технологическая идея, изобретение.
      Скажите по-английски «лисий шаг», если для нас это американский бальный танец.
      Вспомнив одного из упитанных героев романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», скажите, как по-испански будет «пузо, брюхо, живот»?
      Скажите по-турецки «рыба», если для нас это, безусловно рыба, но деликатесная и уже копчёная, без головы и костей.
      Скажите по-португальски «змея», если для нас это не просто змея, а её конкретный очень ядовитый вид.
      Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица.
      Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки.
      Скажите по-немецки «лоб», если для нас это обращённая к противнику сторона боевого расположения войск.
      Скажите по-немецки «водоворот», «пучина», если для нас это яблочный пирог, на котором яблоки расположены по кругу - "водоворотиком".
      Скажите по-польски «мир», если у нас это - состояние тишины, отдыха, бездеятельности и отсутствие беспокойства.
       Скажите по-украински «мечта», если для нас это транспортный самолёт, мировой рекордсмен по грузоподъёмности.
      Скажите по-нидерландски  «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина.
      Скажите по-китайски «молодой листок», если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде
    .
    Скажите по латыни «свет», если для нас это лучший номер в гостинице.
    Скажите на латыни «в другом месте», если это общеизвестный юридический термин.
    Скажите по латыни «дважды», если это слово мы часто кричим в театре.
      Скажите по латыни «шар», если для нас это школьное пособие для урока географии.
      Скажите по-саамски «задняя нога тюленя», если для нас это спортивное снаряжение пловцов
      Скажите по-эвенкийски «обувь», если это очень тёплая меховая обувь.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Это интересно!

Лингвистические парадоксы

«Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столько удивительно есть, столь чудесно, как наша речь…»-  сказал великий русский писатель А.Н. Радищев.

  1. Русский язык таит  в себе массу парадоксов. Все знаем, что в конце слов рожь,мышь нужно писать мягкий знак. Но зачем? Ведь шипящие ж и ш звучат твердо! Это может быть нужно для того, чтобы отличить женский род этих слов, в отличие от слов ножкамыш. Но кто из русских людей не знает о роде этих слов? Парадокс.
  2. В том же слове мыши или ножи мы пишем букву и, а произносим звук ы.
  3. Парадоксы:
  4. Настольная игра (это игра, в которую нельзя играть на полу или на стуле?)
  5. Ужасно хорошо (и очень плохо и хорошо одновременно)
  6. Страшно красивая (одновременно страшная и красивая)
  7. Магазин «Культтовары» (в этом магазине продаются культурные товары, а в других магазинах некультурные?)
  8. Теплая шуба, шуба греет (из законов физики мы знаем, что шуба не может греть, а только удерживать тепло)
  9. У меня температура (а других температуры нет или равна абсолютному нулю?)
  10. У нее нервы,  у него голова, у него сердце (у других тоже есть эти части тела и органы, но мы подразумеваем, что у кого-то расстроены нервы, болит сердце или голова).
  11. Всему отряду выдали брюки (Слово брюки не имеет множественного числа, получается, что отряд будет носить одни брюки по очереди).
  12. Пара брюк (Это две штуки или одна? Кто вообще ввел это слово в словосочетания пара часов, пара брюк? Две штанины не оправдание – у пиджака тоже два рукава, но мы ведь не говорим пара пиджака)
  13. Песок – пески (зачем слову песок нужно множественное число? Много песка ведь не означает много песка. Никто не говорит: Привезли пески красного и желтого цвета, а говорят: Привезли песок красного и желтого цвета).
  14. Человек – люди (почему мы говорим стул во множественном числе стульястол – столы, тогда почему мы не говорим человеки, а говорим люди?)
  15. Наш директор женщина (слово директор мужского рода, логично было бы применительно к женщине употреблять слово директриса, директорша)
  16. Он копал, она копала (почему в прошедшем времени используется род у глагола, ведь в настоящем времени Он копает, она копает -  род не используется).
  17. Более добрый, немного добрее, несколько добрее (степеней сравнения в языке всего две, а способов выразить значительно больше)
  18. Кенгуру (для нас это сумчатое животное, а аборигены на вопрос европейцев, что это за животное отвечали: «Мы не понимаем или Кен гуру»).
  19. Канада (страна Северной Америки в переводе означает хижины, так обозначение небольшого поселения перекочевало на название целой страны)
  20. Зонт (изначальное слово Зонтик, заимствованное из голландского  zondek.Уменьшительный суффикс смущал, возможно, речь идет о маленьком предмете, и слово просто сократили до зонт)
  21. Я на этом собаку съел (Исходная пословица звучит «Собаку съел, а хвостом подавился»,  означает, что человек сделал трудное задание, а споткнулся на каком-то пустяке.Но заявитель сокращенной формы считает, что за его словами стоит профессионализм).

Дорогие ребята!

 Предлагаю Вам рассказать о других известных лингвистических парадоксах! Ваши работы  с нетерпением ждут учителя русского языка. Спасибо!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сказочная викторина

Всем! Всем! Всем! Девчонкам и мальчишкам

– ученикам начальной школы–

предлагаем вспомнить любимые сказки

и разгадать наши загадки!

  1. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца?
  2. Сказочный кучер с длинным хвостом.
  3. Кто спал на тюфяках и перине, под которыми была горошина?
  4. Как звали главных героев «Снежной королевы?»
  5. Из какого цветка появилась Дюймовочка?
  6. Кто из героев сказки помогал вытягивать репку после Жучки?
  7. Кто разбил золотое яичко?
  8. Какую обувь носил кот – друг маркиза Карабаса?
  9. Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка?»
  10. Кто съел колобка?
  11. Из чего была сделана карета Золушки?
  12. Любимое блюдо Карлсона?
  13. У кого в голове опилки?
  14. Любимый праздник Карлсона.
  15. Друг крокодила Гены.

Конкурс «Бюро находок»

Кому принадлежат предметы:горошина; красная шапочка;  санки;  старое корыто;  красивая туфелька;маленькая гармошка;  скорлупка грецкого ореха; зеркало; волшебная лампа;метла; яйцо;  чугунок с топором;  живая вода.

Конкурс «Доска объявлений»

По тексту нужно догадаться, кто написал объявление.

  1. Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать, считать, писать, а также хорошим манерам.
  2. Одинокий мечтатель, рост 13 метров, вес 4 тонны, подарит пламенную любовь трехглавой подруге.
  3. Всем принцам! Ближайшие сто лет не беспокоить своими поцелуями – очень спать хочется.
  4. Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и др.
  5. Продаю пиявок. Цена договорная.
  6. Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли.
  7. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
  8. Золотые яйца. Дорого.
  9. Отнесу пирожки вашей бабушке.
  10. Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями.

Конкурс «Путаница»

Почтальон перепутал адресатов. Помогите найти, кому адресованы письма. Кто быстрее справится?

Коту Матроскину. Зазеркалье.

Гулливеру. Деревня Простоквашино.

Василисе Премудрой. Цветочный город.

Великому Гудвину. Тридевятое царство.

Незнайке. Город Ленинград, улица Бассейная.

Рассеянному. Яхта «Беда».

Капитану Врунгелю. Королевство кривых зеркал.

Гурду. Изумрудный город.

Алисе. Лиллипутия.

Конкурс «Дополни имя»

   Дополни имя сказочного героя:

Сивка-…

Крошечка…

Лиса …

Царевна-…

Сапоги-…

Жар-…

Иванушка-…

Гуси-…

        Вспомните, какая черта человеческого характера схожа с поведением животного:

Храбр как…,

хитер как…,

труслив как…,

упрям как…,

голоден как…,

неповоротлив как…,

вынослив как …,

драчлив как…,

болтлив как…,

надулся как…,

сонный как …,

медлительный как ….

Конкурс «Расколдуй портрет»

По описанию угадайте  героя:

  1. Всех излечит, исцелит

И под деревом сидит.

  1. Нос – особенная отличительная черта этого героя.
  2. Налетчик на варенье и плюшки.
  3. Самый круглый сказочный герой.
  4. Бородатый тиран кукол.
  5. Очень грамотная знакомая Винни-Пуха.
  6. Девочка с необычным цветом волос.
  7. Мужчина, использовавший сковороду и перчатки, как наряд.
  8. Сказочный герой немыслимой худобы, верящий в бессмертие.
  9. Герой с врожденными уродствами: одним туловищем, тремя головами, двумя ногами, двумя крыльями, одним хвостом.
  10. Это кровожадный герой покушался на жизнь семерых маленьких беззащитных серых существ.
  11. Этот сказочный герой нес в подарок на день рождения горшочек меда, но мед неожиданно  испарился!



Предварительный просмотр:

Турнир знатоков русского языка

Цели: 

образовательная: формирование устойчивого интереса к изучению русского языка, закрепление полученных в учебной деятельности знаний;

развивающая:  развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргументированно его отстаивать, быстрой реакции, развитие  творческих  способностей и логического мышления детей;

воспитательная: воспитание  любви  к родному языку, чувства коллективизма.

Описание игры: соревнуются две команды по шесть человек обучащихся 5 - 9 классов. Каждая команда имеет капитана и название.

На игровом поле представлены вопросы различного уровня сложности. После разминки победившая команда имеет право выбрать вопрос и его «стоимость».

Если команда дает неверный ответ, у второй команды есть одна минута для обсуждения вопроса и ответа.

Игровое поле

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква-загадка

Тайна имени

Тайна имени

Ноты

Отцы и дети

Пунктуация

Сказка

Паронимы

Профессия

Загадка

Грамота

Знаток

Прозвища

Согласные звуки

Метаморфозы

Цвет

Деньги

Одежда

1

2

3

4

 Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»

Угадайте слово по шутливой характеристике.

1. Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это… (уши)

2. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)

3. Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (Ветер)

4. Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на него ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. Что это? (Нос)

5. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)

Уровень 1.  «Будь внимателен!». «Стоимость» вопроса – 1 балл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Какой остров сам признает себя принадлежностью одежды? 
  2. Как большой дом превратить в маленький? 
  3. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного? 
  4. Кто говорит на всех языках? 
  5. Какое государство в Европе оканчивается на три "я"? 
  6. Что находится между речкой и полем? 
  7. Каких камней в море нет? 
  8. В каком слове сорок гласных? 
  9. В каких словах по сто согласных? 
  10. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? 

Уровень 2.  «Ассорти». «Стоимость» вопроса – 2 балла.

Буква-загадка

Тайна имени

Тайна имени

Ноты

Отцы и дети

Пунктуация

Сказка

Паронимы

Профессия

Загадка

Грамота

Знаток

Прозвища

Согласные звуки

Метаморфозы

Цвет

Деньги

Одежда

Буква-загадка.

Какая буква в русском языке находится всегда под ударением?

Тайна имени. Какое женское имя состоит из тридцати я?

Тайна имени. На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?» - дочь ответила тремя местоимениями. Что именно она сказала?

Цвет. Назовите лишнее слово среди синонимов:

красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Ноты. К какому роду относятся слова, называющие ноты до, ре, ми, фа, ля, си?

Отцы и дети. Детей зовут Соня, Саша,  Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?  

Пунктуация. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

Деньги. У денег, как и у многих предметов, когда-то были другие названия. Какого достоинства был полтинник, если известно, что алтын – 3 копейки, гривенник – 10 копеек, тин – 1 рубль.

Сказка. Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в России?

Паронимы. Чем невежа отличается от невежды?

Профессия. В русском языке для обозначения артистки балета используется слово балерина. Образуйте слово мужского рода, называющее эту профессию.

Одежда.В чем отличие употребления глаголов одеть, надеть?

Загадка.Отгадайте фразеологическую загадку: «У слабого, хилого человека она едва держится; иногда она горит, или болит, или надрывается; бывает заячьей, чернильной и бумажной».

Грамота. Чем отличаются фразеологизмы китайская грамота и филькина грамота?

Знаток. Один из литературных героев – большой «знаток» русского языка – считал, что слово «дверь» можно отнести и к существительному, и к прилагательному. Кто этот «знаток»?

Метаморфозы. Превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число.

Прозвище. Какому человеческому пороку соответствует прозвище тунеядец?

Согласные звуки. Назовите слово, которое начинается четырьмя согласными.

Уровень 3. «Метаграммы».  «Стоимость» вопроса – 3 балла.

1

2

3

4

Задача, для решения которой в зашифрованном слове нужно одну из букв заменить другой, чтобы в итоге получить новое слово. Именно метаграмма вызывает вас сейчас на бой. За каждое расшифрованное слово команда получает 3 балла.

1. Я с буквой "в" – угрюмая, ночная птица,

А с буквой "д" – в воде сумею раствориться.

(сова – сода)

2. Известное я блюдо,

Когда ж прибавить "м"

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(уха – муха)

3. Мне не пройти ветвистый лес, -

Мои рога в ветвях застрянут,

Но обменяй мне "л" на "с",

И листья леса все завянут.

(олень – осень)

4. Меня вы в сказках отыщите, -

Я в сказке Пушкина герой.

Но "л" на "н" лишь замените,

Сибирской стану я рекой.

В заключение игры подводятся итоги, победившая команда награждается призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по русскому языку и литературе .

 Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....

«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)

Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...

внеклассная работа по русскому языку и литературе

Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...

Опыт внеклассной работы по русскому языку и литературе.

Опыт внеклассной работы по русскому языку и литературе....