Опыт внеклассной работы по русскому языку и литературе.
учебно-методический материал на тему

Опыт внеклассной работы по русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

За рамками урока: опыт внеклассной работы по русскому языку и литературе.

Внеклассная работа по предмету должна быть развивающей, воспитывающей, творческой. Так я понимаю задачу любого учителя-предметника - задачу в целостной системе " Образование - воспитание".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащегося. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека. Внеклассная работа по литературе и русскому языку - важное звено учебно-воспитательной работы. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, готовит их к самостоятельной научно-исследовательской работе.

Уроки и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме.

Внеурочная работа по русскому языку и литературе имеет и свои цели: развитие интереса к великому русскому языку и литературе как к учебному предмету; повышение общей языковой культуры.

Эти цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку и литературе:

расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка и литературы;

научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему;

сформировать творческую активность учащихся.

Но главная цель воспитательной работы в школе - формирование Гражданина-патриота, человека развитого, духовного, нравственного.

Моя школа работает по Программе развития "Школа гражданского становления" и через эту программу реализует проект "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через создание Центра "Засечная черта" имени святого благоверного князя Александра Невского".

Мне как учителю-словеснику через привлечение учащихся к работе в этом проекте представляется возможность осуществлять сразу несколько задач. Я не представляю себе внеклассную работу чисто на предметном уровне. Я веду литературный клуб "Вдохновение". Мои ученики пишут стихи и завоевывают призовые места. Они пишут сказки, рассказы, исследовательские работы по истории школы ("О первом директоре моей школы" - первое место в одном из региональных конкурсов),  о своих земляках ("Дядя Ваня" - первое место, регион.), о своем крае ("Татарский вал" - второе место, регион.), на краеведческие темы ("Вода в ней живая..." - третье место, регион), о героических страницах родины ("Александр Невский - защитник Руси" - первое место, регион.).

 Работа учащегося седьмого класса "С чего начинается Родина...", с которой он выступал на конференции в Москве, завоевала второе место во Всероссийской телекоммуникационной олимпиаде в жанре газетной журналистики.

Мы снимаем, озвучиваем видеосюжеты и не раз получали первые места и премии во Всероссийских конкурсах ("Памятник слову", "Что в имени тебе моем...", "Родники мои серебряные", "Подросток и закон" и др.), пишем сценарии к конкурсам на кубок Александра Невского и тоже занимали первые места в области (монолог Риммы Ивановой - участницы Первой мировой войны и др.).

Работая над своими творениями, учащиеся прорабатывают языковой материал, шлифуют грамотность, учатся исследовать, сопоставлять факты, узнавать свои корни. И пусть это звучит громко - учатся любить Родину.

В школе работает Научное общество учащихся "Кириллица". Мы участвовали в его создании и совершенно осознанно выбрали это название. Потому  что  с  приходом  письменности на  Русь стали возможны " Слово о полку Игореве...", стал возможен гений Пушкина, Ломоносова, Королёва, стала возможна сама русская нация и российское государство. Родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.  

Ежегодно мы проводим конференции, посвящённые Дню славянской письменности, здесь же подводим итоги работы, вручаем грамоты учащимся. В течение года  мы участвуем в работе гуманитарной  секции. Учащимся нравится эта работа, потому что это выход на публику, озвучивание их работ, озвучивание результата . Подготовка к выступлению - это к тому же большая работа над речевой культурой.

Учащимся нравится также участие в декадах литературного творчества, в предметных неделях. Здесь привлекается как можно большее число учащихся,  имеющих возможность проявить творческую инициативу.

И здесь  широко используются комбинированные формы работы : конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы,  вечера и многое другое. Неделя русского языка и литературы - это неделя творчества, это праздник. Проведение  предметной недели развивает творческую активность учащихся. Повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учащихся. Кстати сказать, мои слабоуспевающие учащиеся  очень любят сочинять сказки.

          Как уже было сказано, внеклассная работа по предмету является  продолжением  учебного процесса с целью вовлечь каждого ученика в активную  познавательную деятельность. Внедрение информационных технологий способствует такому важному направлению работы как проектная  деятельность. Проект предполагает как индивидуальные формы работы, так и  групповые, например, для выпуска школьной стенной газеты. С помощью творческой группы ученики подбирают и продумывают, как подать материал в наиболее интересной форме. Использование проектов увеличивает эффективность процесса образования и развития школьников и даёт возможность:

 включить их  в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность в школе и за её пределами;

совершенствовать коммуникативную компетенцию;

использовать современные технологии для сбора, обработки и представления информации;

интегрировать знания из различных областей, развивая способность к осознанию целостной картины мира;

развивать общеучебные  умения и навыки на всех этапах подготовки проекта. В процессе создания проекта удаётся сформировать  сплочённый разновозрастной коллектив единомышленников, объединённый едиными целями, повысить эффективность и качество обучения русскому языку и литературе. Результаты проделанной работы дополняют учебный процесс, пополняют дидактическую копилку учителя, открывают новые возможности самореализации учащихся.

            Проектная деятельность носит проблемный характер, повышает познавательную деятельность учащихся, , позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, на практике применять полученные знания и умения.

            В своей работе языковой и тематический материал для внеклассной работы я отбираю с учётом возрастных интересов учащихся, их разговорных навыков, учитываю региональный компонент с целью воспитания патриотизма, уважения к традициям народа и их продолжения, учитываю возможность использования межпредметных связей.

             Принцип научности требует, чтобы внеклассные занятия строились на  познавательной базе, а не превращались в средство забавы или развлечения.  Материал внеклассных занятий соответствует научным данным без лишнего упрощения или усложнения.

             Жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к русской речи, к словесному искусству. Поэтому большую роль в построении внеклассной работы играет телевидение и Интернет. Это тоже помогает добиваться положительных результатов.

            Конечно,  в построении внеклассной работы я учитываю условия работы школы и особенности своих классов, стараюсь строить доверительные отношения с учащимися, потому что без общей искренней заинтересованности в деле успеха быть не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по русскому языку и литературе .

 Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....

«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)

Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...

внеклассная работа по русскому языку и литературе

Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...

внеклассная работа по русскому языку и литературе

Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...