ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ.
статья (русский язык, 9 класс) по теме

 

доклад на тему: "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ  УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ."

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сизинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района РТ

Учитель русского языка и литературы

Глазкова И.Б.

2012

Добрый день, уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию выступление на тему:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ  УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ.

         Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение видами педагогической культуры.  Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.

        Современная профессиональная деятельность педагога требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является приоритет индивидуальности, способность гибко перестраивать содержание и направление своей деятельности в связи со сменой социальных ориентаций.

                     Учитель  реализует свой личностный и профессиональный потенциал по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признаёт педагогические ценности. В качестве предпосылок обеспечения развития личностного и профессионального потенциала учителя в методических объединениях выступают индивидуальные планы развития педагогов, планирование методической работы каждого МО, где включены все вопросы, связанные с проведением итоговой аттестации в формате ЕГЭ  и ГИА, которые на сегодняшний день являются основными показателями компетентности педагогических работников.

            Задача  проведения мониторинга качества образования, направленного на объективную оценку труда педагогов– прерогатива педагогической и управленческой деятельности, так как одним из главных критериев результативности деятельности школы и каждого учителя является все более широкое участие в развитии общероссийской системы независимой объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников,  формой которой стал Единый государственный экзамен. Основным результатом деятельности школы является выполнение государственных образовательных стандартов.

        Проблема профессиональной компетентности  учителя давно находится в центре внимания педагогической науки. Ей посвящен широкий круг исследований, в которых подняты и проанализированы вопросы о сущности и структуре профессиональной компетентности педагога, влиянии профессиональной компетентности и ее составляющих на характер и результаты деятельности учителя.

          Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

При подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА учитель часто сталкивается с различными проблемами. Анализ трудностей при подготовке учащихся к экзаменам помогает найти наиболее эффективные пути их решения.

  1. Психолого-педагогическое просвещение всех участников итоговой аттестации состоит в предоставлении информации о цели, задачах, принципах, требованиях, правилах и сроках проведения и т.д.
  2. Психолого-педагогическая подготовка всех участников ГИА и ЕГЭ, заключающаяся в работе с учителями, учениками и их родителями, состоящей из формирования положительного отношения всех участников  экзамена, разрешения прогнозируемых трудностей, формирования и развития определенных знаний, умений и навыков, необходимых для ЕГЭ и ГИА.
  3. Подготовка учащихся к тестированию связана с развитием у учащихся умения работать с различными видами тестовых заданий, а у педагогов умения разрабатывать и использовать тесты школьных достижений в учебном процессе.
  4. Каждому учителю важно помнить, что на результаты ЕГЭ влияют:

- уровень предметной подготовки;

- уровень тестовой культуры выпускника;

- психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.

  1. Задачами учителя являются:

- адекватная оценка в течение учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- не «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету (должна быть преемственность между учителями-предметниками и периодом обучения);

- индивидуальное выполнение самими учителями экзаменационных работ ЕГЭ по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

- проведение анализа собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и наметить пути их устранения.

- составление плана собственной работы по подготовке обучащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в процессе преподавания предмета;

- проведение обсуждения этих планов со всеми участниками образовательного процесса;

- проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся, определение методических приемов по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся);

- анализ результатов собственных, муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и т.д.

           Учителю, преподающему в 9-м классе, приходится решать тройную задачу: обеспечивать полноценное изучение тем, связанных с синтаксисом сложного предложения; постоянно поддерживать на необходимом уровне уже сформированные орфографические и пунктуационные умения; готовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме. Чтобы добиться успеха по всем трём направлениям, на мой взгляд, целесообразно проводить комплексную работу, а не двигаться разными путями. Эта работа, безусловно, требует от учителя серьёзной подготовки: необходимо найти подходящий текст, адаптировать его применительно к изложенным выше задачам. В этом тексте должны быть отражены орфограммы и пунктограммы, вызывающие у учащихся наибольшие затруднения, представлен материал для закрепления изучаемой темы, а также данный текст должен давать возможность сформулировать на его материале задания, аналогичные тем, с которыми встретятся учащиеся в части В на экзамене. Конечно, можно было бы подготовить и задания, аналогичные части А, однако, я думаю, это перегрузит работу, лучше подготовку к выполнению части А осуществлять на уроках развития речи.

      Например, предлагается такие задания: в процессе диктовки учащиеся нумеруют предложения, чтобы выполнение заданий к тексту было максимально приближено к новому формату экзамена.

       Например, при изучении темы “Сложноподчинённое предложение с одним придаточным” учащимся предлагается следующая работа: написать диктант, насыщенный изученными к данному моменту орфограммами и пунктограммами и выполнить задания в формате части в ГИА-9.

(1) Я ухожу и даже не знаю, хватит ли у меня сил вернуться. (2) Вспоминается всё, что известно о Ливийской пустыне. (3) Там жизнь улетучивается, как пар. (4) Когда пройдёт двадцать часов, перед глазами вспыхнет яркий свет. (5) Невесть откуда взявшийся северо-восточный ветер, который нас так подвёл, затихает. (6) С вечера мы расставили силки у входа в какие-то отдалённые норки, так что во мне просыпается браконьер. (7) Отрадно видеть, что и здесь есть жизнь. (8) На душе становится так хорошо, что уже не очень хочется пить....

Предлагаются такие задания:

  1. Определите разновидность придаточного в предложении 2.
  2. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Укажите его номер.
  3. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Укажите его номер.
  4. Укажите количество сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным в тексте.
  5. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

Аналогичную работу можно провести при изучении темы “Бессоюзное сложное предложение”.

(1) Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. (2) В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днём мухи и оводы не дали бы им покоя. (3) Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. (4) Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задрав хвост и беспрестанно меняя ноги, скачет какой-нибудь космач. (5) Я сказал, мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. (6) Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. (7) Мы немного поговорили. (8) Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. (9) Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту круга быстрые отблески. (10) Длинные тени стремились к костру – свет побеждал их. (11) Они так и не могли дотянуться до огня.

Учащиеся выполняют такие задания как:

  1. Выпишите составное глагольное сказуемое из предложений 5–8.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
  3. Назовите разновидность предложения 1.
  4. Укажите номера бессоюзных сложных предложений в первом абзаце.
  5. Укажите номер бессоюзного сложного предложения со значением пояснения.

        При регулярном проведении такого рода работ можно серьёзно готовить учащихся к предстоящему экзамену, не сокращая количество часов на изучение тем, предусмотренных программой в 9-м классе.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя русского языка и литературы МОУ "Основная образовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области" Долговой Елены Владимировны

Таблица критериев и показателей профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-словесника отражает отчетный период 2007-2012 год. Ссылки на документы даны в графе "Подтверждаю...

«Показатели профессиональной компетентности при аттестации на первую и высшую квалификационные категории учителей»

Выступление с докладом по аттестации учителей в соответствии с новым порядком....

Статья "Электронный портфель учителя иностранного языка как показатель профессиональной компетентности"

Выступление на теоретико-методологическом семинаре в педагогическом колледже....

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя

Критерии и  показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя...

Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры

Выбирая конкретные объекты педагогиче­ского мониторинга, мы исходим из того, что мони­торинг является элементом системы инфор­мационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на ...

Планирование, анализ и самоанализ урока – показатель профессиональной компетентности учителя..

Результат урока в значительной степени зависит от качества подготовки к нему, умения анализировать его. В выработке данного умения начинающему учителю поможет учитель-наставник.Учитель французского и ...