Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры
статья по физкультуре на тему

Фахретдинов Рифат Хусяинович

Выбирая конкретные объекты педагогиче­ского мониторинга, мы исходим из того, что мони­торинг является элементом системы инфор­мационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на уроках физической культуры и во внеклассной физкультурно-оздоровительной работе позволяет систематизировать информацию о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха учащегося, об особенностях познавательной сферы каждого, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_doklada.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг физического развития учащихся

как показатель профессиональной компетентности

учителя физической культуры

Р.Х. Фахретдинов

ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №404, Москва

Профессиональная компетентность учителя – один из показателей, влияющих на качество образования. В практике своей работы мы исходим из следующих определений качества образования. Качество образования – это соотношение цели и результата. Образование, полученное школьником, признаётся качественным, если его результаты соответствуют заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика (М.М.Поташник). Качество образования – это «такая совокупность его свойств, которая обусловливает его способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств » (В.П.Панасюк).

В современной педагогической науке понятие "профессиональная компетентность педагога" рассматривается по-разному в зависимости от контекста решаемых задач. Выделяются следующие компетенции педагога: предметно-методологическая компетенция, психолого-педагогическая компетенция, коммуникативная компетенция, компетенция  в области здоровьесбережения, компетенция в области управления системой «учитель-ученик». Самым перспективным нам  кажется подход к структуре компетенций педагога, представленный в работах И.Я. Лернера, В.В. Краевского, А.В.Хуторского. Авторы предложили рассматривать каждую компетенцию как единство трех составляющих: когнитивной, операционально-технологической и личностной, позиционно-ценностной.

Выбирая конкретные объекты педагогического мониторинга, мы исходим из того, что мониторинг является элементом системы информационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на уроках физической культуры и во внеклассной физкультурно-оздоровительной работе позволяет систематизировать информацию о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха учащегося, об особенностях познавательной сферы каждого, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся. Здесь для учителя важно умение педагогическими способами определить уровень физического развития ученика, умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса.  Главную роль играет личностная позитивная позиция учителя при оценке возможностей ученика: все физические данные ученика могут быть развиты, все имеют диапазон, внутри которого возможна положительная динамика развития.

В создании модели мониторинга физического развития учащихся и физкультурно- оздоровительной работы школы мы руководствуемся следующими принципами: непрерывность и преемственность физкультурно-оздоровительной работы в различных возрастных группах в урочной и внеурочной деятельности; учет личных интересов и индивидуальных физических способностей всех учащихся; признание ответственности за здоровье и физическое состояние школьников их родителей и самих детей.

На наш взгляд, важно  принимать во внимание формы и методы пропаганды здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей учащихся, обеспечить раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роли в оздоровлении, борьбе с негативными явлениями – курением, употреблением наркотиков и алкоголя, детской преступностью.

Критериями эффективности реализации данной системы являются:

  • рост уровня физической подготовки учащихся;
  • рост количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • уменьшение количества учащихся, состоящих на учете ВШУ, ПДН;
  • снижение уровня заболеваемости школьников.

В связи с вышеизложенным приведём результаты анкеты среди учащихся, посещающих секции, по вопросу «Почему ты занимаешься спортом?»:

А) это полезно для здоровья (ценность),

Б) люблю спортивные игры (интерес),

В) это позволяет мне быть сильным, крепким, в хорошей физической форме (мотив),

Г) это даёт мне возможность больше общаться со сверстниками (потребность).

Вопрос/классы

5-7 классы

8-9 классы

10-11 классы

А

8%

13%

32%

Б

62%

30%

9%

В

18%

25%

37%

Г

12%

32%

22%

Итак, физическая культура и спорт для учащихся 5-7 классов- это прежде всего интерес; для учащихся 8-9 классов- это интерес и потребность; для старшеклассников- это мотив и ценность.

Эффективной, на наш взгляд, представляется и следующая модель мониторинга.        

Направление

Критерий

Индикатор

Качество проведения уроков физической культуры

Здоровьесбережение. Выполнение спортивных  норм. Показатели в соответствии с возрастными особенностями.

Состав учащихся по группам здоровья на каждой ступени обучения. Рост уровня физической подготовки учащихся.

Качество здоровья учащихся

Соблюдение гигиенических норм, режима дня и питания. Качество медицинских услуг в школе

Снижение заболеваемости

Качество физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с участниками образовательного процесса

Физическое совершенствование.

Доля спортивных секций.

Участие в соревнованиях разного уровня.

% участия в спортивно-массовых мероприятиях;

количество спортсменов-разрядников; количество призовых мест в соревнованиях разного уровня; посещаемость спортивных секций

Примерные мероприятия по проведению мониторинга уровня физического развития, психологического статуса, уровня воспитанности учащихся

Мероприятия

Возраст уч-ся

Сроки

Ответственные

Ведение паспорта спортивных достижений класса

1-11 кл.

В течение периода обучения

Кл. руководители

Ведение дневников личных достижений учащихся

1-11 кл.

В течение периода обучения

Учителя физической культуры

Диагностика состояния здоровья

1-11кл.

В течение периода обучения

Врач, медсестра

Конкурс «Самый спортивный класс»

1-11кл.

Ежегодно

Зам.директора по ВР

Диагностика уровня воспитанности учащихся

5, 7, 9, 11 кл.

Ежегодно

Зам.директора по НМР

Предлагаемый нами мониторинг выполняет и контрольно-диагностическую функцию, когда одновременно идёт оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция педагогического процесса. Высокий уровень качества обучения достигается в первую очередь мотивационно-целевой функцией управления ОУ, основанной на чётком выполнении всеми членами педколлектива работы в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

                                        Литература

1.Галева Н.Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. М.,  2008.

2. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №5.

3.  Чепелев П.Н. Образовательный мониторинг: формируется понятие // Стандарты и мониторинг. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг физического развития учащихся

Тестирование 9-х классов на физическое развитие....

Мониторинг физического развития учащихся.

Дано положение о мониторинге и таблицы результатов....

Мониторинг физического развития учащихся

В материале представлен пример проведения мониторинговых исследований физического развития учащихся...

«Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях»

Из опыта работы..Развитие общей выносливости на уроках физической культуры и внеурочных занятиях. Использование технологии дифференцированного физкультурного образования......

Доклад: Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК).

Доклад на тему: «Коррекция  двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК)»....

Результаты компьютерного мониторинга физического состояния учащихся как показатель качества образования

Доклад на педогогическом совете о состоянии здоровья и физическом развитии воспитанников школы-интерната...

Исследовательский педагогический проект на тему: "Мониторинг по физической культуре как средство контроля за физическим развитием учащихся"

Исследовательский педагогический проект на тему: "Мониторинг по физической культуре  как средство контроля за физическим развитием учащихся"...