Мониторинг физического развития учащихся
статья по физкультуре на тему

Окунь Василий Степанович

В материале представлен пример проведения мониторинговых исследований физического развития учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся в школе»  

Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся

На современном этапе среди эффективных методов оценки образовательных достижений  учащихся заметная роль отводится тестированию. Основным показателем качественной работы каждого учителя  физической  культуры является повышение уровня физической подготовленности детей и укрепление их здоровья.  

Для совершенствования работы по выполнению этой задачи нужно  постоянно проводить  мониторинг физического развития ребят, их здоровья, который позволяет при анализе данных,  выявить индивидуальные особенности каждого ребенка.

Обязательным условием  проведения мониторинговых исследований является диагностика индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся с целью привлечения самих учеников к проблемам своего  здоровья и учету индивидуальных возможностей.

При организации и проведении мониторинга ставлю задачи:

-научить учащихся определять свой уровень физической подготовленности в соответствии с учебной программой и образовательным стандартом;

-научить каждого учащегося давать самооценку своих результатов для дальнейшего роста и повышения уровня физической подготовленности;

-вносить коррективы в учебные занятия в соответствии с анализом полученных результатов.

  Для оценки физического развития предусматриваю проведение некоторых антропометрических измерений (насколько позволяет школьная материальная база):

-рост стоя;

-масса тела;

-окружность грудной клетки,          

а также показателей  физической подготовленности:

-бег на 30 м;

-прыжок в длину с места;

-челночный бег;

-подтягивание в висе, поднимание туловища из положения лёжа на спине;

-наклон вперед из положения сидя;

-6-ти минутный бег.

  Начиная со 2-го класса, на каждого учащегося заводится   отдельная тетрадь  ( либо производится фиксирование данных  в компьютерном варианте), где  учитываются результаты сдачи тестов, фиксируются  наблюдения, анализ мониторинговых результатов, планируется  индивидуальная работа с ребёнком.

Кратко это выглядит так:

Показатели физического развития и подготовленности  

Класс

Мед.

груп-па

Рост

(см)

Вес

 тела

 (кг)

Челночн

бег

3х10

 м(с)

Бег

30м

(с)

Прыжки

в длину

с места

(см)

Наклон

вперед

 из пол.

 сидя

(см)

Подтяг.

из виса

(к-во)

6-мин.

 Бег

(м)

Уровень физ-ой

подгот.

Анализ

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

6

Осн

159

160

38

40

8,6

8,4

5,5

5,2

165

170

10

12

10

14

1000

1050

Средний

Из 6 нормативов 5 среднего уровня развития, 2 из которых ближе к высокому, это скоростной и гибкость. Координационные способности высокого уровня развития. Обратить внимание в следующем году на выносливость и силовые способности.

7

Осн

163

166

49

48

8,6

8,4

5,4

4,9

160

170

10

14

11

10

1150

1200

высокий

Из6 нормативов 3 среднего уровня и 3 высокого. Два из трех ближе к высокому уровню. Обратить внимание на скорость и силовые способности.

8

Осн

168

169

51

55

8,4

8,4

4,9

4,9

160

170

14

16

10

11

1200

1200

средний

Скоростные и координационные способности высокого уровня. Хуже развиты гибкость и силовые способности. Жалобы на боль в правом коленном суставе.

9

Осн

169

169

55

59

8,6

8,8

5,0

5,0

170

160

15

16

7

5

1200

1200

средний

Ухудшение результатов беговых упражнений на короткие дистанции и подтягивания. Остальные результаты на прежнем уровне. Остеохандропатия правого колено.

10

Осн

169

169

61

61

8,6

8,8

5,2

5,1

160

160

20

23

3

4

1150

1200

Средни

Болезнь прогрессирует, временный переход в подготовительную группу. Показатели физического развития ухудшаются, за исключением гибкости.

Мониторинг отражает уровень физического развития учащегося на протяжении всего периода его обучения в школе. Учащиеся всегда имеют возможность полистать свою тетрадь, тетради одноклассников, сравнить результаты свои и своих сверстников. Регулярное проведение мониторинга, его открытый анализ не только информирует учителя и учеников об индивидуальном состоянии развития  их физических качеств, но и приводит к улучшению физической подготовленности учащихся как по отдельным показателям, так и в целом, так как, анализируя результаты, можно  вносить  некоторые изменения в содержание программного материала,  при планировании урока включать  индивидуальные упражнения для ребят, способствующие повышению их физической подготовленности по определенному критерию.

Например: Изменение показателя гибкости учащихся 10 класса.

Учебный год

Месяц

% учащихся с

низким уровнем развития

% учащихся со средним уровнем развития

% учащихся с высоким уровнем развития

2011-2012

сентябрь

60

40

май

20

80

2012-2013

сентябрь

60

40

май

40

60

2013-2014

сентябрь

20

80

май

100

Из данной таблицы видно, что регулярно включая в течение года индивидуальные упражнения на развитие гибкости для отдельных учащихся, можно добиться увеличения количества учащихся с высоким уровнем развития по данному критерию, а к концу обучения в 9 классе достигнуть показателя гибкости 100% высокого уровня.

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся отслеживает динамику развития скоростных, силовых качеств школьников, уровень их выносливости, гибкости по каждому классу и по школе в целом.

Например.

Уровень показателей физической подготовленности по критериям (3 класс).

Н- низкий, С- средний, В- высокий

Учебный год

Начало года, конец

Скорость

Гибкость

Сила

Выносливость

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

2013-2014

Сентябрь

Май

Аналитическая карта физического развития школьников (по школе)

Учебный год

Низкий

Средний

Высокий

Подгот.

группа

Освобожд.

2006-2007

%

%

%

%

%

2007-2008

%

%

%

%

%

Показатели физического развития детей по ступеням обучения

Тип

Учреждения

Уровни развития (количество и процент)

За 2011-2012 уч. г.

За 2012-2013 уч. г.

За 2013-2014 уч. г.

Высокий

Средний

Ниже среднего

Высокий

Средний

Ниже среднего

Высокий

Средний

Ниже среднего

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

Начальная школа

Основная школа

Средняя

 школа

Способствует мониторинг и повышению у ребят внутренней мотивации для занятий специальными упражнениями, так как детям всегда хочется быть либо на уровне со своими одноклассниками, либо выше них.

В период проведения мониторинга каждый ребенок проводит самооценку своей подготовленности, составляя для себя программу своего дальнейшего физического развития, а учитель создает такие условия, чтобы ученик, выполняя какие-то отдельные упражнения формировал в себе привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями на основе необходимых знаний и здоровой жизнедеятельности, понимал полезность движений для своего здоровья.

 Сейчас большое внимание отводится индивидуальному оцениванию учащихся. Мониторинг дает хорошую основу для разработки системы оценивания учащихся на уроке, которая основывается на достижении собственных результатов на своем уровне, позволяет оценить свою работу и работу учащихся, и эта оценка будет объективной, потому что зависит от  приложенных усилий в течение года.

Результаты  мониторинга дают  материал для  индивидуальных бесед с родителями, при которых учитель имеет возможность обсудить уровень физического состояния ребенка, дать индивидуальные рекомендации, советы, получить нужную для себя информацию от  родителей.

Преподавание физической культуры с учетом индивидуального развития ( по результатам мониторинга) помогает  значительно повышать показатели физической подготовленности учащихся, успеваемость, качество обучения по моему предмету, позволяет более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности, с учётом состояния здоровья, медицинских показателей конкретного ребёнка и , в конечном итоге, существенно способствует адаптации ребенка в обществе.

Результатами мониторинга физического развития и  здоровья учащихся должны владеть не только учителя физической культуры, но и классный руководитель, а в малокомплектных школах каждый учитель имеет возможность знать о развитии каждого ребенка для того,  чтобы вести целенаправленную работу по сохранению здоровья, охватывая все направления деятельности.