Описание опыта работы
статья (5, 6, 7 класс)

Сысова Валентина Александровна

Описание опыта работы по теме "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sysova_valentina_aleksandrovna.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon vospitanie_sotvorchestvom.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Сысова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории.

  «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство развития и  формирования  коммуникативной компетенции учащихся»

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя, создателя условий становления ключевых компетенций обучающихся. Приступая к работе учителя русского языка и литературы, определяя стратегию работы (в определении и разработке методической темы ) возникли следующие  противоречия:

- между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;

- между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и  недостаточным использованием ее  как средства самореализации и вхождения в социум;

- между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

 Руководствуясь концептуальным  принципом работы, определяющим ведущую идею опыта, считаю, что практическая направленность каждого урока является важным условием обучения русскому языку и литературе. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрыть собственное «я» учащегося.

Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент нужно делать на диалоговой форме обучения. Исходя из личной концепции преподавания, считаю важным:

- проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

-  проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях,

-  стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения,

-  создание ситуации успеха.

Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения уровня ключевых компетенций учащихся, которые в максимальной степени будут способствовать становлению грамотной и социально-значимой личности выпускника. Для меня наиболее значимой является проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога, развитие и формирование коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой проблемы стало ключевым вопросом в моей работе. Педагоги,занимающиеся  изучением русского языка, должны обладать хорошими коммуникативными навыками, и для того чтобы стимулировать развитие этих навыков у учащихся нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому.

На  каждом уроке  создаются условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех видах: чтении, говорении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» - таков принцип построения моих уроков. В учебной деятельности главную роль приобретает общение ученика и учителя, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают её, овладевая речевой деятельностью.

Считаю необходимым использование на уроке множества разнообразных текстов, как основных дидактических единиц. Это и художественные, и научно-популярные, и публицистические, и учебные тексты. Целенаправленный отбор текстов способствует           созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции.

Деятельностная сущность коммуникативной компетенции обучения русскому языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде, эти условия сводятся к следующему:

- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

- каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики;

При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности. Принимая во внимание вышесказанное, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в  культурное пространство. Овладеть коммуникативной компетенцией дело весьма трудное, поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке с использованием различных приемов работы, внедрением ведущих современных пед.технологий обучения в области развития и формирования ключевых компетенций учащихся.

На сегодняшний день, пожалуй, самой эффективной и продуктивной считаю технологию успешной коммуникации Лаундес Лейл и технологию блочного (модульного) обучения Чошанова Мурата Ашировича.

Использование в работе технологий Чошанова и Лейл позволяет создавать условия:

-интеграции курса русского языка и литературы

-усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся повышению их творческой активности.

Не секрет, что предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию языкового окружения, недостаточно насытить урок русского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать  над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

Основная идея подобного подхода к обучению языка, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления речевого общения. Для решения задачи формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка важны все виды речевой деятельности, хотя в реальности обучение на основе только коммуникативных заданий практически не встречается.

Практика моей работы над темой показывает, что относительно простые по своей лексической и грамматической конструкции тексты оказываются более трудными для понимания учащихся. На мой взгляд, это происходит оттого, что содержание текста не попадает в область интересов учащихся, либо вызывает у них эмоциональное неприятие. Считаю, что большое значение имеет не только соответствующая учебным задачам грамматическая конструкция текста, но и содержательное, смысловое наполнение текстов, предназначенных для классного и домашнего чтения; текстов, способствующих не только развитию речи учащихся, но и формированию оценочного отношения к информации, развитию критического мышления, позволяющих выйти на уровень личностной значимости изучаемого материала.

Необходимо отметить, что работа с текстом при решении задач по формированию коммуникативной компетенции, помимо формирования рефлексивных умений учащихся, способствует формированию навыков устной и письменной речи. Таким образом, оценка эффективности описанной выше работы была проведена мною с использованием показателей: "степень интереса учащихся к предмету", "степень обученности", "уровень коммуникативной компетентности".

При работе с текстом учащимся задавались следующие вопросы :

Труден ли был текст для понимания?

Интересен ли текст?

Что понравилось (не понравилось) в содержании текста?

Хотели бы вы прочитать ещё что-нибудь по этой теме (подобного содержания)?

Какой из прочитанных текстов вам больше всего (меньше всего) понравился?

Ответы на данные вопросы способствуют не только развитию речи учащихся, но и формированию оценочного отношения к информации, развитию критического мышления, позволяют выйти на уровень личностной значимости изучаемого материала.

Рефлексия учебного занятия, блока тем осуществляется с помощью незаконченных предложений:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Самым трудным для меня было…

Раньше я не знал, что….

Данный прием успешно применяется и для обсуждения прочитанного текста. В этом случае неоконченные предложения могут выглядеть так:

Главная мысль текста состоит в том, что….

По моему мнению, текст информативен (поучителен), так как …

Больше всего мне в тексте понравилось ….

Степень интереса к предмету определяли с помощью теста "Расписание". Ученикам было предложено составить расписание по своему усмотрению, после чего было подсчитано, сколько раз в расписании каждого ученика встречается русский язык и литература.  Затем сравнивалось это число с долей уроков в реальном расписании. В результате было выявлено, что доля русского языка (среднее значение) в расписаниях, составленных учащимися, превышает аналогичный показатель действующего расписания в 1,4 раза (результат 9-11 кл.)

Степень обученности учащихся определяется %  качества по итогам года, четверти.

Уровень коммуникативной компетентности невозможно определить, так как учащийся ещё стоит на пороге знаний, а овладение языком и его средствами процесс непрекращающийся.

Результаты проведённой работы позволяют сделать следующий вывод:

- развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.

Актуальность представленной работы сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая

  1. стремится к максимальной реализации своих возможностей,
  1.  открыта для восприятия нового опыта,
  2.  способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
  3.  умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Опыт педагогической работы был представлен на муниципальном, областном, межрегиональном и всероссийском уровнях.



Предварительный просмотр:

Сысова В.А., учитель русского языка и литературы

МКОУ «Ингалинская СОШ»

                                                       «Для воспитания детей нужен не  великий

                                                         ум, а большое сердце – способность к

                                                         общению, к признанию равенства душ»

                                                                                                    С.Соловейчик                                                                                                

Проблемы воспитания всегда были первостепенными, значимыми, приоритетными в государственной политике. Сегодня не только нужно, но и необходимо говорить, писать, размышлять о воспитании наших детей и молодёжи; воспитании, которое принято и востребовано педагогическим сообществом, наукой, всеми социальными институтами общества; о воспитании, которое нашло достойное отражение в основополагающих государственных документах.

За последние годы в России появилось много замечательных книг, исследований, статей, посвящённых вопросам воспитания и педагогам, осуществляющим эту деятельность: педагогам – организаторам, старшим вожатым, классным воспитателям. Но вопреки всему в школе именно классный руководитель был и остается главной фигурой, определяющей процесс воспитания личности. Он призван быть связующим звеном между  ребёнком и учителями – предметниками, другими педагогами. Ребёнком и родителями, социумом и между самими детьми. Это к нему первому, а иногда и единственному обращаются наши дети за советом, помощью и поддержкой в надежде обрести старшего друга и мудрого наставника. И если это происходит, школа становится для ребенка поистине вторым домом.

На мой взгляд, стихи юного поэта из Рязани Антона Скобина посвящены именно такому доброму и щедрому человеку, преданному Детству, классному руководителю, который всегда рядом и чуть впереди:

        Научи меня смеяться,

        Научи меня, как жить,

        Научи меня прощаться,

        Научи меня любить.

        Научи бежать по кругу,

        Слышать в голосе печаль,

        Научи быть рядом с другом,

        Улететь стрелою вдаль.

        Научи держать в ладонях

        Всё в слезах твоё лицо,

        Научи скользить по волнам

        Быть и мужем, и отцом.

        Научи меня петь песни,

        Быть и близким и родным,

        Научи быть интересным

        И … собою быть самим.

Действительно, настоящий классный руководитель – это в первую очередь мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своём воспитаннике личность, неповторимую и уникальную, который глубоко изучает ребёнка, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива на основе личностно – ориентированного подхода, широко использует воспитательные возможности своего класса, школы, семьи. Вместе с тем классный руководитель – это ещё и Личность, призванная непосредственно реализовать государственную политику в области воспитания, Личность, умеющая своевременно и грамотно принять единственно верное решение в конкретной ситуации.

Основным компонентом системы работы классного руководителя в формировании коллектива и самостоятельной, творчески развитой личности являются классные часы. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии имеют множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и условий школы.

Классный час, конечно, не урок. Но ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя с классом. Зачем? Выяснять проблемы, накопившиеся за неделю? Ругать всех нерадивых, нарушителей дисциплины? Или, может быть, это самое замечательное время общения педагога с учениками, когда можно говорить о самом интересном, волнующем? То самое время, когда каждая встреча становится долгожданной? Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя очень важная роль.

Сегодня не в каждой школе есть требования проводить классные часы. И правильно. Это должно быть потребностью, гармонично вплетаться в систему школы и систему работы классного руководителя. Сам классный руководитель должен четко представлять себе значение еженедельной встречи с классом. Какой будет эта встреча? Можно ли говорить о каких – либо правилах в организации классных часов? Вариантов можно назвать столько, сколько на свете классных руководителей.

Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нём и роль классных часов.

Только ли классный руководитель готовит и проводит классный час? Решение подскажут сам класс  и те задачи, которые ставит педагог; возможно, в классе появится традиция, с чего начинать эту встречу и как её заканчивать. Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе,  всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса и, конечно же, совместное творчество. Легче и классному руководителю и школьникам, если класс растёт как  коллектив, если развивается система взаимодействий и создана благоприятная атмосфера. Приступая к работе классного руководителя, осознаёшь, что ты в ответе за тех, кого тебе вверяет школа, родители, государство, невольно задумываешься о системе работы с детьми в настоящем и будущем. Так сами по себе возникают вопросы: какой он, мой класс сегодня? Какого возраста дети и сколько их в классе? Что происходило в этом коллективе до встречи со мной? Умеют ли ребята дружить? Интересно ли им вместе? Есть ли в классе лидеры? И главный на мой взгляд вопрос – каким он будет, мой класс, как организовать работу так, чтобы спустя время, каждый из ребят мог с гордостью  сказать: « Это мой одноклассник! », «Это мой классный руководитель». Как бы это банально не звучало но, для каждого учителя самое важное видеть своих выпускников уверенными, самостоятельными, готовыми вступить в большую взрослую жизнь самодостаточной личностью. Вступая в должность классного руководителя в 2003 году, я приняла решение составить общий план воспитательной работы классного коллектива на два года (6-7 кл., 8-9 кл.,10-11 кл.). Учитывался возраст учащихся и их интересы. С началом нового учебного года приходилось лишь корректировать свою же спланированную работу, так сложилась работа с классом по следующим направлениям, совпадающим с одним из календарных месяцев учебного года. Сентябрь - учебная работа, октябрь - психолого-педагогическая работа, ноябрь - правовая работа, декабрь – интеллектуальная, познавательная, творческая работа, январь – художественно-эстетическая работа, февраль – патриотическая работа, март – семейное воспитание, апрель – экологическое воспитание, май – патриотическое воспитание. Но нельзя говорить, что работа в определённом месяце велась лишь в указанном направлении. Параллельно велась работа и по нравственному, морально-эстетическому и другим направлениям, и главное, в этом я убеждена, в воспитании не может быть четко назначенного плана, цели и задачи руководителя в воспитании классного коллектива должны соответствовать принципам государственной политики в области образования, определённым Законом  Российской Федерации  « Об образовании». На мой взгляд, основополагающими для классного руководителя являются следующие принципы:

- гуманистический

- коллегиальный

- системный

-воспитание сотворчеством

Из основных принципов работы классного руководителя вытекают и соответствующие задачи воспитательного процесса:

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ребёнка в коллективе;

-развитие и регулирование межличностных отношений обучающихся;

-развитие и регулирование межличностных отношений обучающихся;

-развитие творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников, как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений, навыков самоопределения и самоорганизации в будущей жизни.

Но всё же главным принципом считаю воспитание сотворчеством. В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела не только в рамках «ученик-ученик», но и «ученик-учитель» на протяжении 8 лет моей работы с классом занимают особое место. Эта         замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса.

Коллективно - творческие дела позволяют учащимся реализовать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система работы с классом предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении коллективных дел.

В процессе КДТ ребята приобретают навыки общения; учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, приобретают друзей.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. Коллективные творческие дела становятся мощной силой, притягивающей детей к широкой  внеурочной занятости. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха пробуждает добрые чувства, сопереживание всех всем.

                             КДТ дают возможность

                      ученику:                                                                учителю:

- реализовать свои способности;                     - развивать творческий

- расширять знания об окружа-                         потенциал;

ющем мире;                                                       - совершенствовать орга-

- приобретать навыки проекти-                         низаторские способности

рования;                                                             - изучать классный кол-

- проявлять организаторские                             лектив;

умения;                                                               - объединять учащихся,

- закреплять коммуникативные                          педагогов, родителей;

навыки;                                                               - управлять процессом  

- формировать способности                               развития личности;

школьников к рефлексии.                                 - развивать рефлексивные

        способности.

И как следствие:

- формирование коллектива единомышленников;

- освоение культурного пространства;

- формирование личности.

Таким образом, взаимодействие классного руководителя и его воспитанников не может обойтись без взаимной пользы и воспитание сотворчеством как один из принципов  работы классного руководителя приносит свои весомые плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...