"Формирование коммуникативной компетенции учеников среднего звена на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Внедрение коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому языку. Учитель сотрудничает с учеником, но на первый план выдвигается ученик.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Становление  коммуникативного метода и понятие «коммуникативная компетенция»………………………………………………………………………..5

2. Урок-коммуникация………………………………………………………..8

3. Содержание работы, направленной на изучение синтаксиса простого предложения………………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………20

Библиография…………………………………………………………………21

Введение

В «Концепции модернизации российского образования» в качестве факторов, имеющих большое значение, названы коммуникабельность и готовность к сотрудничеству. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Поэтому следует отметить особую важность формирования коммуникативной компетенции, которая расширяет и углубляет языковую и лингвистическую компетенции, представляет собой нерасторжимое их единство. Таким образом, коммуникативная компетенция на уроках русского языка способствует разностороннему развитию личности обучающегося и предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных качеств обучающихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.

В настоящее время функции педагога в образовательном процессе значительно изменились. На смену учителю-ментору, учителю-диктатору пришел учитель-наблюдатель, учитель-посредник, учитель-"умиротворитель" и руководитель.

Первую строчку в рейтинге популярности методик преподавания школьных дисциплин активно удерживает коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направлен на практику общения. Коммуникативная методика предполагает возможность общения ученика и учителя.

Этот метод призван, в первую очередь, снять страх обучаемого перед общением. Человек, вооруженный стандартным набором грамматических конструкций и словарным запасом в 600-1000 слов, легко найдет общий язык c любым человеком, не зависимо от темы разговора. Данный метод ориентирован на развитие не только языковых знаний, но также креативности и общего кругозора учащихся.

Коммуникативная методика предполагает максимальное погружение ученика в языковой процесс. Основная цель этой методики – научить школьника правильно думать и говорить на русском языке.

Цель моей инновационной деятельности – создание оптимальных условий личностной самореализации школьников с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.

Именно данный метод снимает языковой барьер, что немаловажно при изучении как русского, так и иностранного языка.

1. Становление  коммуникативного метода и понятие «коммуникативная компетенция»

  Российская система образования послереволюционного периода переживала процесс радикальных преобразований, что находило свое выражение в огромном количестве педагогических экспериментов и инноваций и в структурировании нового содержания образования. Результатом этих преобразований явилась система образования (или, по западной терминологии, образовательная модель), позже известная как система всеобщего среднего образования. С позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что это была эффективная система, выработанные ею стандарты и качество образования заслуженно признаются высокими. К сожалению, обеспечиваемое той системой образование, несмотря на его достаточную всесторонность, не включало в себя коммуникативно-речевую подготовку. Как отмечает Н.Д. Никандров, президент Российской академии образования, содержание образования в СССР практически не включало подготовку речевому искусству и другим видам коммуникативной деятельности. Наиболее близко к коммуникации было изучение основ правильного поведения (этикет), что преподавалось в начальной и средней школе как элемент подготовки к жизни в обществе.

  В Советском Союзе обучение основам публичного выступления не проводилось и не вводилось, и соответствующие дисциплины в учебные планы не включались [36, 44-47]. Согласно утверждениям С.А. Биби, М. Харчевой и    В. Харчевой, после революции 1917 года «традиции русского ораторского искусства закончились». Обучение искусству и науке публичного выступления проводилось преимущественно в высших партийных школах только для отдельных лиц.

  Российская система образования советского периода функционировала в соответствии с марксистским философским учением о всестороннем и гармоничном развитии личности, рассматривавшим интеллектуальное развитие человека, наряду с другими четырьмя аспектами всесторонности, как одну их главных целей образования. Естественно, что в таком философско-педагогическом подходе больше внимания уделялось развитию общих интеллектуальных умений и навыков подрастающего поколения, нежели формированию практических коммуникативных навыков и умений. В той интеллектуальной парадигме не было особой поддержки коммуникативным исследованиям, ориентирующимся на изучение практических социальных ситуаций, процессов и ценностей.

  Можно констатировать, что на институциональном уровне и уровне содержания образования советская средняя и высшая школа не включала в себя оформленный компонент коммуникативного обучения и образования. В большинстве школ не преподавались предметы коммуникативной направленности, содержащие, к примеру, элементы риторики и публичного выступления, или элементы межличностного и группового общения. В структуре подавляющего большинства советских вузов практически отсутствовали факультеты или кафедры, имеющие в своем наименовании термины «коммуникация», «речевая коммуникация», «социальная коммуникация» или «человеческая коммуникация». Тем не менее, было бы ошибочным утверждать, что российские ученые и педагоги, как и ученые и педагоги других республик Советского Союза, вовсе не изучали коммуникацию, коммуникативные принципы или не имели какого-либо отношения к теории коммуникации.

  Элементы теории коммуникации были, несомненно, включены в изучение массовой коммуникации в журналистике, которая являлась одной из наиболее престижных специальностей в России.

70-е годы XX века ознаменовались появлением так называемого коммуникативного метода, основная цель которого – научить человека общаться, сделать так, чтобы его речь была понятна собеседнику. В соответствии с данной методикой, достичь этого можно, обучая человека в так называемых естественных условиях – естественных, прежде всего, с точки зрения здравого смысла.

  Характерные черты коммуникативного метода:

−    основополагающим является смысл;

    научение языку это научение коммуникации;

целью является коммуникативная компетентность (способность эффективно и адекватно использовать средства лингвистической системы);

−    путем попыток и ошибок учащийся взращивает собственную языковую систему.

   Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через разного рода компетенции. Под компетенцией понимается совокупность тех знаний и умений, которые формируются в процессе обучения русскому языку и способствуют овладению им.

     Рассмотрим те виды компетенции, которые имеют непосредственное отношение к изучению русского языка как родного или близкородственного. 

        В основе коммуникативного метода лежит представление о том, что язык служит для общения и, следовательно, целью обучения языку должна быть коммуникативная компетенция.

   Коммуникативная компетенция – способность решать средствами языка (от лат. соmреtere – добиваться, соответствовать) актуальные задачи общения из производственной и культурной жизни; умение говорящего пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Единицами КК являются:

  1. сферы коммуникативной деятельности;
  2. темы, ситуации общения и программы их развертывания;
  3. речевые действия;
  4. социальные и коммуникативные роли собеседников (сценарии их коммуникативного поведения);
  5. тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;
  6. типы текстов и правила их построения.

2. Урок-коммуникация

В современной практике преподавания начинают использоваться новые формы организации уроков. К таковым может быть отнесен урок-коммуникация.

Урок-коммуникация призван решить ряд насущных проблем.

Проблема внимания на уроке самая серьезная  и больная для учителя. Поэтому только опора на психофизиологические закономерности развития растущего организма может помочь в ее решении. Нет проблемы дисциплины – есть плохо организованный урок! Ребенку имманентно присуще такое важное для познания качество, как любознательность. Это качество и «работает» на учителя во время беседы.

  Методическая деятельность учителя начинается непосредственно с определенным коллективом детей, когда учитель, ориентируясь на общепринятые государственные требования к обучению русскому языку, выстраивает собственную систему обучения для конкретного срока и конкретной группы детей.

  Целесообразно оценить такую систему обучения, разработанную схему коммуникативного урока, при которой учителю будет отводиться особая роль: учитель как бы отходит на второй план, а ученик выдвигается на первый. В данном случае ученику дается возможность объяснить новый материал, чаще всего прибегая к новым технологиям. При этом учитель, как и класс в целом, выступает в качестве слушателя и задает вместе с учащимися вопросы рассказывающему, чтобы понять, насколько ученик усвоил данную тему.

При такой организации урока выступающий обязан применить принцип сотрудничества и сотворчества, т.е. должен вести полемику с классом. Ученик должен заинтересовать аудиторию новой темой, приводя собственные примеры, не нагружая лишней информацией своих одноклассников, должен задавать им вопросы, а они ему, таким образом, разбираясь вместе в новой теме. Например, при изучении темы «Понятие однородности членов предложения» (в данном случае, в качестве оборудования служит интерактивная доска), ученик использует следующую систему преподнесения материала (рекомендована учителем):

Ученик: Сегодня мы с вами повторяем тему, которая изучалась в 5 классе. Попробуем ее вспомнить. На слайде вы видите два предложения, скажите, есть ли здесь однородные члены предложения и почему вы так решили?

  1. Мне нравится изучать историю и культуру.
  2. Ученый отчетливо проговаривал слова и увлеченно размахивал руками.

Учащиеся должны дать полный ответ на заданный вопрос, подчеркнуть главные члены предложения, охарактеризовать однородные члены предложения и почему они ими являются. Выступающий принимает или не принимает ответ (если он не верный), заставляя класс задуматься над темой. Учитель в это время контролирует правильность поставленных вопросов и получаемых ответов. На следующем слайде показан оформленный правильный ответ.

                               * что?

1. Мне нравится изучать историю и культуру.

 *что делал?

2. Ученый отчетливо проговаривал слова и увлеченно размахивал руками.

Затем ребятам предлагается объяснить, с помощью каких признаков распознаются однородные члены предложения.

Можно привести такое упражнение:

Составьте предложение с однородными членами по данным схемам.

  1. [и _____ , и ______];
  2. [ _____ ,    _____ ,   _____   - · - · -  и  - · - · -];
  3. [ _____  или ______].

  Этот метод может применяться только для преподнесения нового материала. Уроки на повторение пройденных тем осуществляются на основе других методик преподавания, доминирующую позицию занимает применение теоретических знаний на практике, где учащиеся также должны взаимодействовать друг с другом, но уже в большей мере ученик работает в сотрудничестве с учителем. Процесс повторения может выглядеть следующим образом: определенное количество учеников (2-3 человека) выполняют персональное задание у доски, а остальные учащиеся работают вместе с учителем над выполнением общего задания. После завершения индивидуального задания класс приступает к подведению итогов:  ученик сначала сам оценивает свои результаты, а затем общим голосованием класс дает оценку проделанной работе.

  Такая форма организации урока позволяет развивать не только коммуникативные способности учащихся, но и формировать способности самостоятельного контроля своих знаний и их оценивания.

Традиционные уроки не оставляют времени на организацию индивидуального понимания:  работа сознания каждого ребенка имеет собственный темп, на который нет возможности ориентироваться учителю, в классе у которого в среднем около 25 человек. Однако именно коллективное обсуждение темы и содержания урока позволяет ускорить индивидуальные процессы понимания за счет порождения и столкновения различных смыслов, возникающих у участников беседы.

Урок-коммуникация имеет целью в первую очередь создать речевую ситуацию, которая естественным образом рождает мысль и требует ее реализации в речи.

Этот необычный урок дает возможность не только развивать речь учащихся, но и позволяет контролировать знания и умения применять их на практике. Каждый ученик, находясь в роли учителя, повышает как уровень своих знаний, так и  способность  выступать перед аудиторией не просто как докладчик, а как информатор, который должен затратить максимум усилий для того, чтобы его одноклассники поняли разъясненную им тему.

3. Содержание работы, направленной на изучение синтаксиса простого предложения.

Тема «Вводные слова»

Общая цель − мотивация к действиям на уроке. Для достижения желаемой цели выступающий должен сформировать данную тему так, чтобы она была интересна одноклассникам. Задача обучения состоит в том, чтобы ученики овладели категорией вводности как эффективным средством выражения модально-коммуникативных отношений и тем самым научились пользоваться богатыми возможностями родного языка. Эту задачу можно решить при условии, если данные конструкции будут изучаться не только как грамматическая категория, но и как специфическое средство, с помощью которого можно точно, образно и выразительно показать отношение говорящего к высказыванию, дать оценку сообщению, указать на источники сообщения, связь с контекстом, с речевой ситуацией.

Каждая система упражнений строится с учетом индивидуальных способностей класса. Проделанная нами работа позволяет предлагать детям различные виды упражнений, в зависимости от уровня обученности.

Первый урок можно провести как урок-лекцию. Этот вид урока очень прост, он не предполагает дополнительных усилий как для ученика, так и для учителя. Но для разнообразия можно представить данную тему в виде схемы (рис. №1) с мордочками, так в будет внесен элемент занимательности.

ДОКЛАД

Рис. №1

   !

  ?

1,2,3…

Цель для выступающего: научиться преподносить материал, логически правильно выстраивать предложения, дать представление о вводности как грамматической категории, познакомить с группами вводных слов по значению.

Цель для учащихся:  получение знаний, умений и навыков употребления вводных слов в речи и распознание их значений.

Цель для учителя: контролирование выступающего при преподнесении нового материала, формирование представления учащихся о вводных словах и их значениях.

По данной схеме учащиеся знакомятся с основными группами вводных слов по значению. Данный прием объяснения нового материала способствует повышению культуры речи выступающего и дает возможность показать разнообразие вводных слов. Учащимся же предлагается придумать  предложения с вводными словами, при этом они должны избегать повторений.

Поскольку правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами и в предложениях, содержащих междометия, совпадают (а в некоторых учебниках включены упражнения, посвященные употреблению междометий, например, учебник под редакцией Николиной Н.А.), можно включить упражнение на употребление междометий, повторяя материал другого раздела курса. Учащиеся должны  четко представлять, что междометия, как и вводные слова, не являются членами предложения, а служат для выражения эмоциональных реакций говорящего.

Вводные слова и знаки препинания при них

Оборудование: две карточки, доска.

Цели для выступающего и учеников:

– усвоить понятие о вводных словах о как средстве выражения субъективной оценки высказывания;

– научиться выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов;

–  правильно ставить знаки препинания при вводных словах;

–  различать вводные слова и члены предложения.

Цель для учителя: развивать речь учащихся, формировать умения ораторского выступления.

Задачи урока: познакомить детей с различными значениями вводных слов, развить умение правильно выражать свои мысли, научить находить вводные слова и отличать их от других членов предложения.

Ход урока:

I. Работа по карточкам. Выступающий вызывает к доске двух человек, которым дается отдельное от класса задание  для выполнения на доске.

Спишите предложение, расставьте знаки препинания, объясните их наличие. Сделайте морфологический разбор слова УТРОМ и транскрипцию выделенных слов.

Обыкновенно утром однако не слишком рано часов в десять Борис Андреич еще сидел возле окна, в красном шлафроке (на)распашку, причесанный умытый и в белой, как снег, рубах.., с книжкой и чашкой чаю.

II. Проверка домашнего задания. В это время (пока двое у доски) ребята повторяют тему прошлого занятия. Выступающий задает вопросы, класс отвечает, иллюстрируя ответ примерами. Причем ученик-учитель может задать вопрос и учителю.

  1. Что такое обращение?
  2. Какую форму оно имеет?
  3. Чем выражается обращение?
  4. Каковы функции обращения?
  5. Как выделяются обращения в устной речи и на письме?

III. Орфографический диктант. Вызывается один человек к доске, остальные записывают в тетрадь, одновременно проверяется запись на доске, аргументируется то или иное описание.

Трескучий мороз, иждивенец, лимонный сок, стеклянный стакан, палисадник, лечащий врач, кланяться господину, организованный марш, безветренный день, масленая каша, замасленная куртка.

IV. Проверить работу по карточкам у доски вместе с классом. Дать возможность классу оценить работу учеников. Спросить учеников, какие бы они себе поставили сами оценки.

V. Знакомство с новым материалом.

Слова выступающего:

Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, например: 1) Эта лунная ночь, казалось, была все так же великолепна, как и прежде (вводное слово КАЗАЛОСЬ выражает неуверенность говорящего в том, что он сообщает); 2) На мое счастье, погода все время стояла великолепная (вв.сл. НА МОЕ СЧАСТЬЕ выражают удовлетворение говорящего по поводу сообщаемого факта).

Вводные слова не являются членами предложения и имеют различные значения. Ученик-учитель рисует схему значений на доске (выше мы рисовали уже данную схему). Причем выступающий может попросить, чтобы класс привел примеры к разным видам значений вводных слов (см.рис. № 2).

Рис. № 2

Доклад

   !

   ?

   1,2,3..

VI. Выступающий рассказывает о том, что существует два способа нахождения вводных слов в предложении:

Привести примеры

− автозамены− опускания вводных слов

VII. Игра «Лишний»

Выступающий на доске пишет слова, ученики должны найти лишнее слово:

Много, бесспорно, вероятно;

Позвольте, итак, значит;

Люди говорят, я думаю, по-моему.

VIII. Творческая работа

Выступающий дает каждому ряду по слову, класс должен составить предложения, чтобы данные слова в начале были вводными, а затем  выступали в качестве  членов предложения.

Первый ряд − КАЗАЛОСЬ;

Второй ряд − ВИДНО;

Третий ряд − НАПРОТИВ.

Чтобы ребята поняли, как выполнять задание, выступающий предлагает образцы:

Первый ряд:

  1. Солнце и, казалось, само небо прятались за скалами.
  2. В подземелье все казалось темным, таинственным.

Второй ряд:

  1. Из предыдущей главы уже видно, в чем состоял главный предмет его вкуса и склонностей.
  2. Предположения, сметы и соображения, блуждавшие по лицу его, видно, были очень приятны.

Третий ряд:

  1. Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли, где попеременно то в пыли, то в грязи купались обывательские свиньи.
  2. Я, напротив, очень рад вас был видеть.

IX. Если остается время, в качестве закрепления данной темы выступающий может предложить разгадать кроссворд (упражнение, описанное нами выше, под № 2).

X. Домашнее задание: выучить тему вводные слова и написать мини-сочинение «Письмо другу» с уместным употреблением вводных слов.

XI. Подведение итогов (две минуты). Учитель оговаривает ошибки выступающего, называя его плюсы и минусы, высказывает пожелание на будущее. Затем класс ставит оценку ученику-учителю, комментируя почему именно так они оценивают выступающего, а также говорят о том, что понравилось на данном уроке, а что нет.

Таким образом, такого рода задания с использованием коммуникативного метода позволяют в ходе уроков русского языка тренировать не только коммуникативный навык, но и умения, связанные с изучением всех разделов русского языка. Важно дать ученикам установку на то, что они не только передают содержание новых тем, но и тренируются в применении знаний на практике.

Формирование коммуникативной компетенции не укладывается в рамки традиционных уроков, поэтому мы предлагаем методическую систему, которая применялась в школе и показала высокие результаты обучения учащихся средней школы. Не смотря на то, что тема кажется легкой, ученики допускает много ошибок, связанных с употреблением вводных слов, которые часто в речи школьников переходят в разряд слов-паразитов, как мы упоминали выше. Именно поэтому для изучения трудных разделов русского языка мы применяем коммуникативный метод, который позволяет исправлять речевые ошибки учащихся, учит их правильно высказывать свои мысли, учит общению.

Заключение

Таким образом, основываясь на цель работы − теоретическое и практическое обоснование эффективности использования коммуникативного метода при обучении русскому языку, мы показали, как коммуникативно-деятельностный подход снимает языковой барьер между учителем и учеником, между выступающим и его одноклассниками.

Таким образом, опираясь на поставленную нами цель, мы решили ряд задач:

− раскрыли понятия «коммуникация» и «коммуникативный»

− изучили современные методики обучения русскому языку

−выявили наиболее оптимальные пути использования коммуникативного метода в изучении русского языка

− определили эффективность использования коммуникативного метода при обучении русскому языку.

Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются те формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет обучающимся принимать активное участие в обсуждении.

Такие формы проведения уроков, которые мы предлагаем, дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие типы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как урок может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Библиография

  1.  Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие / Е.С. Антонова.       − М.: КНОРУС, 2007.
  2. Антонова Е.С. Методическая деятельность учителя-словесника в современных условиях // Через тернии к звездам: Сб.ст. к 100-летию              А.В. Текучева. − М.: МАКС Пресс, 2003.
  3. Апресян Г.З. Ораторское искусство. − М., 1978.
  4. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учебное пособие для студ. пед. вузов. − Рязань: РГПУ, 1999.
  5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. − М.: Просвещение, 1985.
  6. Баранов М.Т. Управление процессом учения. Новые исследования в педагогических науках. − М.: Педагогика, 1993.
  7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. − М.: Искусство, 1979.
  8. Бергельсон М.Б. Межкультурная коммуникация: Программа специализации // Межкультурная коммуникация: Сб. учебных программ. – М.: МГУ, 1999.
  9. Биби С.А. Обучение ценностям через содержание предмета «Коммуникативные исследования» // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. – Вып. 4. – Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2000.
  10. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. − М.: Просвещение, 1996.
  11. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. №1.
  12. Быстрова Е.А. Компетентный носитель языка // Народное образование. 1998. №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает  учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые ум...

Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"

Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны – это...

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Приводится опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС...

Интеллектуальное развитие школьников среднего звена на уроках русского языка в традиционной системе обучения

В татье рассказывается об интеллектуальном развитии детей на уроках русского языка, о проведении регулярных развивающих занятий, включении детей в постоянную поисковую деятельность, что существенно ра...

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступ...