Частица как часть речи
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Частица как часть речи70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Частица как часть речи      

Урок 39

                                    Тема: Частица как часть речи

                                                                       Ход урока

  1. Актуализация знаний учащихся. Мобилизующий этап

Учитель. Скажите, материал какого раздела русского языка мы изучали на последних уроках.

На последних уроках русского языка мы изучали морфологию.

Учитель. Составьте схему, отражающую все содержание морфологического материала в порядке его освоения. В соответствии со схемой подготовьте устное сообщение. Для примеров используйте материал текста, который дан на карточке 1. Говоря о той или иной части речи, постарайтесь назвать из текста все относящиеся к ней слова.

Задание выполняется в парах. Возможный вариант схемы:

Служебные

Наречие

Глагол

Числительные

Прилагательные

Существительные

Самостоятельные

Части речи

Предлог

Союз

Морфология


Карточка 1

Именно эту страну называли Ямато, что означает страна огнедышащих гор. Здесь люди живут как на спине вздрагивающего дракона. Состоя из двух архипелагов, она занимает лишь одну шестую часть доставшейся ей земли. Все остальное – горы, покрытые лесом.

(Из журнала)

Проверка задания.

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока

Учитель. Назовите слова, которые не вошли ни в какую группу. Скажите, какой частью речи они являются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Остались слова именно, лишь. Это частицы. Значит, тема сегодняшнего урока: Частица как часть речи.

Тему урока учитель записывает на доске.

Если учащиеся не знакомы с термином частица, то его объясняет учитель.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорную запись.

Цель: *познакомиться с…как… …;

          *учиться … и … … в … и … речи.

 Цель урока: познакомиться частицей как частью речи; учиться находить и использовать частицы в устной и письменной речи.

  1. Изучение нового материала

Учитель. Работая над поставленной целью, мы заочно познакомимся с очень интересной страной. О ней шла речь в тексте, с которым вы сейчас работали. Какая это страна?

Это Япония.

Учитель. Выпишите из текста о Японии предложение, в котором есть частица.

Один ученик выполняет задание у доски, остальные – в тетрадях.

Учитель. Произнесите это предложение без частицы. Скажите, какой оттенок значения вносит частица именно в предложение.

Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель при необходимости его уточняет.

Учитель. Напишите второе предложение с частицей. Проведите с ним такую же работу, как с первым предложением. Сделайте вывод.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Прочитайте еще два предложения.

Хотели бы вы поближе познакомиться с Японией?

Учитель. Назовите частицы в этих предложениях. Скажите, какую роль они здесь играют.

Учащиеся отвечают.

Учитель. На основании всех сегодняшних наблюдений сформулируйте полное определение частицы как части речи.

Учащиеся выполняют задание. Учитель при необходимости корректирует их ответы. Знакомятся с материалом учебника:

  1. Закрепление изученного

Упражнение 1

Япония – исключительно интересная страна.

В стране огнедышащих гор даже жилища своеобразные. Их собирают из бамбука, без единого гвоздя. Лишь бы за два часа.

Ее называют страной восходящего солнца. Именно здесь рождается новый день.

(Из журнала)

№ частей текста

Частицы

1

1

2

1

3

2

4

2

Учитель. Внимательно рассмотрите данную запись. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Надо восстановить текст, ориентируясь на число частиц и смысл каждой части текста.

Задание выполняют в коллективной форме. Очередность записи предложений аргументируют. Выделяют частицы. Указывают их значение.

Учитель. Составьте орфографическую цепочку так, чтобы в ней слова с одинаковыми орфограммами не повторялись. Каждый составляет свой вариант.

Задание выполняют на соревновательной основе. Один из вариантов: страна, бамбук, собирают, образ, восходящего, солнца.

Учитель. Найдите общее и отличия в словах день и час.

Ответы учеников.

Упражнение 2

Японцы исключительно вежливы и церемонны.

В каждом японском доме есть алтарь красоты, где стоит ваза с цветами, висит картина или каллиграфически написанное стихотворение.

Но что же такое японская вежливость?

Японцы любят приурочивать семейные торжества к наблюдениям за явлениями природы: любованию полной луной, багровеющими листьями горного клена осенью, цветением сакуры.

Это прежде всего стремление людей при любых обстоятельствах блюсти достоинство друг друга, чтобы никто не был унижен.

«Способность ценить красоту и наслаждаться ею – этому надо учиться», – утверждают японцы.

Долг чести обязывает не оказывать случайных услуг и не пользоваться ими, чтобы не быть зависимым.

Японцы не терпят ни малейшего оскорбления, даже грубо сказанного слова.

(Из журнала)

Учитель. Продолжим разговор о частицах и о Японии. Прочитайте предложения. Найдите их отличи. Сформулируйте задание к упражнению.

В  одних предложениях говорится о вежливости японцев, в других – об их любви к красоте и умении ее видеть. В предложениях о вежливости есть частицы, а в предложениях о красоте они отсутствуют. Значит, надо восстановиться два текста.

Учащиеся устно восстанавливают тексты, зачитывают их. Работу выполняют в группах или в парах.

Учитель. Сформулируйте письменное задание, учитывая тему урока.

Надо написать текст о вежливости японцев. Выделить в нем частицы.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Попытайтесь объединить частицы в три группы. 

Учащиеся объединяют частицы, которые вносят дополнительный оттенок, отрицательные частицы и частицы, служащие для усиления отрицаю.

Учитель. Найдите в каждом предложении слова с одинаковой орфограммой. Расскажите об их написании.

Задание выполняют в парах или индивидуально.

Учитель. Выполните синтаксический разбор предложения, в котором есть частица со значением выделения.

Учащиеся работают с первым предложением.

  1. Словарно-орфографическая работа

поныне

разгадка

сохранить

внимательность

несложный

?

   

Учитель. Посмотрите на эту таблицу. Скажите, с чем мы еще должны познакомиться на уроке и как это сделать?

Мы сегодня должны познакомиться с новым словарным словом. Для этого следует выделить в каждом слове таблицы указанную морфему и соединить их вместе.

Учитель. Назовите новое словарное слово.

Поразительный.

Учитель. Какое лексическое значение слова поразительный?

Поразительный – значит производящий сильное впечатление чем-либо необычным, исключительным.

Учитель. С лексическим значением и морфемным составом нового слова вы познакомились. Подумайте, какую еще характеристику необходимо ему дать?

Надо дать орфографическую и грамматическую характеристику.

В слове поразительный пять слогов. Третий ударный. Безударная гласная есть в приставке по-. Приставки па- не бывает. Другая безударная гласная, буква а, в корне -раз-.

Ее надо запомнить. Слово поразительный – это имя прилагательное, в мужском роде, единственном числе.

Учитель. Составьте заключение к нашему разговору о Японии, включив в него все или большую часть слов, которые были использованы во время определения нового словарного слова и само это слово. Форма слов может меняться. В заключении может быть одно или несколько предложений. Не забывайте о теме урока.

Учащиеся работают в парах или индивидуально, по желанию. Слушают варианты ответов. Один из них: Разгадка поразительности Японии несложная. В этой стране и поныне внимательно относятся к народным традициям и сохраняют их.

  1. Итог урока

Учитель. О какой части речи мы говорили на сегодняшнем уроке?

Мы говорили о частице.

Учитель. Отведите место в вашей схеме для частицы и расскажите о ней как о части речи. Приведите примеры частиц, которые вы запомнили.

Учащиеся выполняют задание. Обсуждается домашняя работа. Оценивается работа учащихся на уроке.

Пусть в этом вам поможет наш урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Частицы как часть речи"

Презентацию можно использовать на уроке по теме "Частицы"....

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Частица как часть речи

Урок и презентация по теме "Частица как часть речи"...

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Представление о частице как части речи,  роль формообразующих и смысловых частиц....

Тест по русскому языку по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц"

Тест содержит три вопроса по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц" . Тест в двух вариантах....

Презентация по теме: "Частица как часть речи. Разряды частиц"

Сведения о частице как служебной части речи, о разрядах частиц. Схема и образец морфологического разбора....