7 класс. Тема: Наречие как часть речи.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Тип урока: урок закрепления и усовершенствования раннее изученного. (нестандартный урок) Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский. Оформление: интерактивная доска, рабочие тетради учащихся. Цель: закрепление новых сведений о наречии; закрепление навыка пользоваться наречиями в устной и письменной речи; развивать умение заменять фразеологизмы наречиями, развивать умение правописания наречий, уметь определять синтаксическую роль наречий; способствовать развитию речи, мышлению, памяти учащихся; воспитать интерес к изучаемому материалу; воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, увлеченность, любознательность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaochnyy_konkurs_otkrytyy_urok.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс.

Тема: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок закрепления и усовершенствования раннее изученного. (нестандартный урок)

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.

Оформление: интерактивная доска, рабочие тетради учащихся.

Цель: закрепление новых сведений о наречии; закрепление навыка пользоваться наречиями в устной и письменной речи; развивать умение заменять фразеологизмы наречиями, развивать умение правописания наречий, уметь определять синтаксическую роль наречий;  способствовать развитию речи, мышлению, памяти учащихся; воспитать интерес к изучаемому материалу; воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, увлеченность, любознательность).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Объявление темы и цели урока. Мотивация.

      (Учитель знакомит учеников с новой темой, говорит о целях урока; напоминает им о том, что с наречиями они знакомились и в предыдущие годы обучения, затем обращает внимание на запись, появившуюся на интерактивной доске).

                      когда?   ←      ×

      Дочь рано проснулась, умылась, оделась, причесалась.

 

 

                                                                   ×→какое?                                             в какой степени?   ←  ×        

 На столе лежит хлеб, на блюдечке – яйцо всмятку, в кружке – слегка горячий

                                                                                               −∙−∙−∙

кофе.

      в какай                   как?

степени?       ← ×             ←×

 Она  очень быстро позавтракала, потому что хотела повторить урок, и

        −∙−∙−∙−∙−∙−∙−

побежала в школу.

 

 

      Учитель вместе с учениками выделяет наречие, находит слово, к которому оно относится, задаёт вопрос. Затем обращается к схеме, появившейся на интерактивной доске.

Признак, который обозначает наречие

                                 ↓                                        ↓        ↓

                       признак                                 признак                    признак

                      действия                             предмета                 признака

                                                                                                                   ↓

                                                                                                  признак другого признака

         Затем учитель на вышеуказанных примерах объясняет, что наречие обозначает признак действия, если относится к глаголу; признак предмета – если к существительному; признак признака – если к прилагательному; признак другого признака – если к другому наречию.

       

-Чтение правила в учебнике §

- Беседа с учащимися.  

1) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия и отвечает на вопросы    где?    куда?    зачем?      как?    когда?     с какой целью?   и др., называется …

2) В предложении наречия чаще всего бывают…

3) Наречия, относящиеся к другому наречию или прилагательному, обозначают…

  1. Закрепление нового материала:

- Фразеологическая разминка (устно).

Задание: заменить фразеологизмы наречиями:

 Душа в душу – дружно; до корней волос – сильно.

Рукой подать – близко;  спустя рукава – плохо, лениво.

За тридевять земель – далеко;  во всю ивановскую – громко.

Кот наплакал – мало;  в мгновенье ока – быстро, мигом.

    Очертя голову – безрассудно;  куры не клюют – много.

    Не в своей тарелке – стеснённо, неудобно.

    С грехом пополам – кое-как, еле-еле.

    Одна нога здесь, другая -  там – быстро.

 - упражнение по развитию речи:

 Задание: составить предложение, в котором уместно употребить этот фразеологизм или наречие.

  1. Разминка-пятиминутка.

Задание: обращаюсь к классу с вопросом или заданием по теме «Наречие».

  1. Назовите пять дней, не называя числа, дня недели.

Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

  1. В каком из трёх наречий иностранцы при написании делают обычно три ошибки и как они пишут? На выбор предлагаются три наречия: натощак, оземь, ещё.

Ответ: ещё (обычно они говорят или пишут «исчо»).

  1. сложные наречия обычно пишутся через дефис, например: еле-еле, крепко-накрепко, давным-давно.  А какое наречие пишется с двумя дефисами?

Ответ: точь-в-точь.

  1. Этап закрепления изученного.
  1. Тренировочное упражнение.

       Класс обращается к интерактивной доске, на которой написаны

       пословицы с наречиями.              

Задание выполняется письменно:    выписать наречия, найти слово, к

                                                             которому оно относится, задать

                                                             от него вопрос.

                                   ×

А)  Год думай, но делай вмиг.

                                         −∙−∙−

                                                                                ×

Б)  Счастье как стекло: и то и другое  легко разбить.  

                                                                −∙−∙−∙

                         ×

В)  Друга обманешь однажды, себя – навечно.

                                                                −∙−∙−∙−∙−

                                ×                              ×

Г)  Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

      −∙−∙−∙−∙−∙                  −∙−∙−∙−

                                      ×                                       ×

Е)  Кто хочет много знать, тот должен мало спать.

                       −∙−∙−∙                                 −∙−∙−

Примечание: на доске наречия не выделены так, как указано выше, учащиеся

                      самостоятельно выполняют задание, затем проверяют на доске или

                      читают по тетради.

  1. Работа у доски.

      Учитель обращается к классу с заданием:   определить синтаксическую          роль, а также часть речи у повторяющихся слов в предложениях, записанных на доске.

             Суровой зимой ты не раз восхищался.  Зимой всё забелело, заледенело.

(1-ое слово – существительное, является дополнением;  2-ое слово – наречие, является обстоятельством)

             Лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт.  Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно…  (1-ое слово – наречие, является обстоятельством;  2-ое слово – предлог, не является членом предложения)

            Ночью все кошки серы.  Я этой тёмной ночью и звёздами любуюсь.   (1-ое слово – наречие, является обстоятельством;  2-ое слово – существительное, является дополнением)

            По-весеннему светит солнце.  По весеннему лесу раздаётся пение птиц.  (1-ое слово – наречие, является обстоятельством;  2-ое слово – прилагательное, является определением)

           Море тихо.   Птицы тихо щебечут о весне.   (1-ое слово – краткое прилагательное, является сказуемым;  2-ое слово – наречие, является обстоятельством)

 

          Учитель также напоминает учащимся, что наречие – неизменяемая часть речи, значит, не имеет окончаний. На доске записывает примеры:  

           ^          ^           ^            ¬             ¬              ^            ^               ^              ^

Пешком,  днём,  зимой,  где,  вскачь,  по-немецки,  весело,  издавна,  втайне.

Учитель предлагает учащимся вспомнит наречия с такими же суффиксами или с таким же составом морфем.

  1. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

        1) Оценивание деятельности учащихся на уроке.

        2) Выставление отметок в журнал.

     

  1. Инструктаж по домашнему заданию.

-§     - §           упр.

       

Самоанализ  урока.

Тема: «Наречие как часть речи».

Учитель: Макушева Е.Г.

  1. Краткая характеристика класса:

       В данном классе 25 учеников.  В классном коллективе наблюдается разная степень усвоения нового материала: уровень обученности недостаточно высок; это можно предположить исходя из низкой мотивации учения в данном классе, наличия общих умственных способностей к усвоению и репродуцированию знаний, должного интереса к учению, культуры поведения.

       Межличностные отношения в классе ровные, обстановка рабочая, психологический климат благоприятный.

                2.  Внешние связи урока: данный урок является вступительным по данной теме. Данный урок предполагает задания репродуктивного и проблемного характера; готовит учащихся к выполнению индивидуальных заданий на знание теории, практических и тестовых заданий различного уровня сложности, написанию диктанта по теме.

                3.  Характеристика триединой цели урока:

-образовательная:

теоретический аспект - закрепление новых сведений о наречии; закрепление навыка пользоваться наречиями в устной и письменной речи;

практический аспект - развивать умение заменять фразеологизмы наречиями, развивать умение правописания наречий, уметь определять синтаксическую роль наречий;

развивающая: способствовать развитию речи, мышлению, памяти учащихся; воспитать интерес к изучаемому материалу;

воспитательная: воспитать интерес к изучаемому материалу; воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, увлеченность, любознательность).

                4.  Характеристика замысла урока.  Особенность содержания учебного материала (новизна, сложность, трудность, значимость). Урок предполагает обобщить знания учащихся о наречии. Задания подобраны с учётом реализации следующих принципов: научности, доступности, систематичности и последовательности.

       Задания носят характер «от простого к сложному».          

               План урока. Урок выдерживает основные этапы вступительного урока, проходит по следующему плану:  оргмомент, работа с предложениями, записанными на интерактивной доске, работа со схемой  «Признак, который обозначает наречие», чтение теоретического материала в учебнике, закрепление нового материала (заменить фразеологизмы наречиями, разминка-пятиминутка, этап закрепления изученного, тренировочное упражнение, работа у доски, подведение итогов урока, инструктаж по домашнему заданию).

               5. Анализ урока. Структура урока. Тип, этапы, дидактические задачи этапов, характеристика содержания учебной деятельности.

Этап 1. Оргмомент. Мотивация. Цель.

              Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке. 

             Показатели: кратковременность оргмомента, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в ритм урока, организация внимания всех учащихся.

Этап 2.  Постановка проблемы.  Актуализация опорных знаний.

               Дидактическая задача: - организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся;

              - выявит качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их оперативную коррекцию.

             Показатели:  - активность познавательной деятельности учащихся на последующем этапе;

               - получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Этап 3.  Усвоение новых знаний.

               Дидактическая задача: дать учащимся конкретное представление об изучаемой части речи, добиться от учащихся восприятия, осознания новых знаний; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

              Показатели: умение учащихся заменять фразеологизмы наречиями, составлять предложения , в которых уместно употребить этот фразеологизм или наречие.    

Этап 4.  Закрепление материала.

              Дидактическая задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

             Показатели: умение воспроизводить основные идеи нового материала; активность учащихся.

            6. Оценка результатов урока. Оценка качества знаний и умений  учащихся. Ученики показали способность узнавать, опознавать, различать определённые объекты в ряду других подобных объектов, умение применять усвоенную информацию в практической сфере решения поставленных задач. Знания и умения учащихся характеризуются недостаточной прочностью, полнотой и глубиной.

            Соответствие конечного результата цели урока.  КРУ  практически полностью соответствует ТДЦ урока.

            Причины достижения результата. Соответствие СУМ, МО и  ФОПД  ТДЦ  урока, реализация принципа педагогической целесообразности при конструировании данного урока.

             Данная тема предполагала возможность развития таких умственных действий  как сравнение, сопоставление, анализ, умение сделать выводы, развитие познавательных интересов у учащихся, их эмоциональной сферы, внимания, образного и абстрактно-логического мышления, речи учащихся, умения сотрудничать. Данная возможность была реализована.

  1. Выводы и самооценка урока.

         Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Урок цели достиг. По ходу урока можно акцентировать внимание на лексическом значении отдельных слов. В дальнейшем целесообразно дифференцировать задания к данному уроку следующим образом: для слабого класса необходимо увеличить объём заданий репродуктивного характера; для сильного класса – проблемного характера.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме  «Имя существительное как часть речи» Подготовила учитель русского языка и литературы Сучкова Елена ИвановнаМОУ лицей№...

Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи

Познакомить учащихся с наречием как частью речи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока «Предлог как часть речи».

Класс7Тема Предлог как часть речиБазовый учебникРусский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.)Тип урока  Урок изучения и первичного закрепления нового учебного матери...

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...