Урок "Подготовка к ЕГЭ части С в 11 классе на основе текста по ЗОЖ
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме

Соболева Ирина Юрьевна

Данный урок подготовлен для проведения в 11 классе. Цель: отработать алгоритм написания сочинения по части С в формате ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl._chast_s_po_solouhinu.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Подготовка к написанию сочинения (в рамках обучения написанию сочинения по части С - анализ статьи Солоухина) в 11 классе.

Цели и задачи урока:

 1.Продолжить знакомство с творчеством Солоухина;

2. Повторение материала о публицистическом стиле, его жанрах, о типах речи;

3. Развитие речи учащихся, развитие умений обсуждать полученную информацию;

4. Воспитание ответственности за свое здоровье;

5. подготовка к написанию сочинения части С.

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы обобщим материал о стилях и типах речи, подробно поговорим о публицистическом стиле и его жанрах, а также обсудим проблемы, поставленные Солоухиным в его статье.

- знакомы ли вы с автором статей?

2. Доклад учеников о личности Солоухина.

(изображение выводится из презентации)

Солоухин Владимир Алексеевич (14 июня 1924 года, с. Алепино Владимирской области — 4 апреля 1997 года, Москва) — русский поэт и писатель.

Родился в крестьянской семье. Его мать Степанида Ивановна, знала наизусть множество стихов Некрасова, Сурикова, А. К. Толстого. Что отразилось на сыне, который, таким образом, столкнулся с поэзией в четырехлетнем возрасте.

Дальнейшая судьба Владимира Солоухина сложилась так, что он с 1942 года, после окончания техникума служил в воинской части охраняющей Кремль, в 1945 году забрел на занятия Литературного объединения. Проводящими занятия там можно было видеть Луговского, Тихонова, Сельвинского, Антокольского, Щипачева, Коваленкова, а участвующими в занятиях Луконина, Межирова, Гудзенко, Михаила Львова, Юлию Друнину, Недогонова, Наровчатова, Павла Шубина, и др. Благодаря этому, после службы в армии, Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт. Работал членом редколлегии журнала «Молодая Гвардия» (1958—1981), членом редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».  

В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывается как русский патриот, указывает на необходимость сохранения национальных традиций, размышляет о путях развития русского искусства. В течение многих лет Солоухин вёл активную борьбу за сохранение русских традиций и с этой целью использовал в своём творчестве разные формы, жанры, чаще всего публицистические. В принципе, всё его творчество, за исключением автобиографического романа «Мать-мачеха» (1964), носит публицистический характер. Широкую известность ему принесли документальные повести «Владимирские просёлки» (1957) и «Капля росы» (1960), в которых Солоухин высказывался на темы, связанные с современными проблемами деревенской жизни.

- что вы читали у Солоухина?

 3. Работа над темой.

Чтение текста.  1) самостоятельно 2) вслух.

ТЕКСТ

      (1)Причин неуважительного (это ещё мягко сказано) отношения к своему здоровью много.

 (2)Две причины мне бы хотелось выделить.  (3)Не потому, что они самые главные, а из-за их неочевидности.

      (4)Эгоизм.  (5)Проявления его многолики и парадоксальны. (6)На первый взгляд эгоист как раз и должен заботиться о собственном здоровье, о долголетии. (7)Но на деле это часто не так. (8)Потому что хотя эгоист и любит себя, но ещё больше он не любит других.  (9)И не упускает возможности это доказать.  (10)«Мне наплевать, - примерно так рассуждают многие эгоисты, - что кто-то, пусть даже мои дети или близкие родственники, пострадает от моей болезни, от моей преждевременной немощности и даже смерти.  (11)Наплевать, что оставлю я их без моральной и материальной поддержки, обреку на необходимость длительно ухаживать за мной, больным и беспомощным.  (12)Что мне до остальных, если вот сейчас, сию минуту я хочу получить удовольствие, затянувшись приятным дымком сигареты (опрокинув чарку, усевшись перед экраном телевизора вместо лыжной прогулки и т. д.)?  (13)А что ждет моих детей через несколько лет, меня не волнует».

      (14)Эгоизм проявляется не только по отношению к родным и детям, но и по отношению к государству в целом.  (15)Хорошо известно, что главное богатство страны – здоровье людей, живущих в ней.  (16)Поэтому одним из проявлений патриотизма, бесспорно, можно считать заботу о собственном здоровье.  (17)Но эгоисты, как известно, патриотами бывают редко.

        (18)Ну и другая причина – недостаточно высокий культурный уровень.  (19)Как они сопрягаются – внутренняя культура и нежелание заболеть?  (20)По моему мнению, напрямую.  (21)Ибо среди критериев, удовлетворение которым и позволяет назвать одного человека культурным, а другого – нет, обязательно должен присутствовать такой, где слово культура заложено в название.  (22)Я имею в виду культуру физическую.  (23)Как бы часто человек ни посещал театр, сколько бы книг он ни прочитал и музеев ни посетил, но, если он не занимается физкультурой, ему должно быть отказано в праве считаться культурным.  (24)О том же, что физкультура – мощное средство укрепления организма, говорить излишне.

          (25)Немаловажным является и такой аспект.  (26)Культурный человек в принципе не может позволить себе никакие аморальные поступки, а к ним относятся все те, что подрывают здоровье, ибо здоровье каждого есть достояние общества.

                                                                                                Владимир Алексеевич Солоухин

  1. Работа с текстом по плану

1) Анализ языка авторского текста (авторская лексика; языковые средства выразительности; построение синтаксических конструкций)

- Языковые средства выразительности:

  1. Лексические;
  2. Морфологические;
  3. Словообразовательные;
  4. Синтаксические;
  5. Тропы;
  6. Фигуры речи.

- Как могут быть связаны такие понятия, как ЭГОИЗМ и ЗДОРОВЬЕ? Предлагаю взглянуть на проблему отношения к своему здоровью с новой, непривычной стороны.

 - Средства связи в тексте.

2) Анализ композиции текста.

I. Тезис: Причин неуважительного отношения к своему здоровью много. (В чем они заключаются?)

П. Аргументированное доказательство:

  1. Первая причина. ЭГОИЗМ. (Почему? Как связаны здоровье и эгоизм?)

а) ПРОЯВЛЕНИЯ ЕГО МНОГОЛИКИ. (Почему?)

Эгоизм проявляется не только по отношению к родным и детям – один лик; но и  по отношению к государству в целом – другой лик.

б)ПАРАДОКСАЛЬНЫ  (Почему?) В чем заключается удивительность?

Эгоист любит себя, но еще больше он не любит других. Эгоисты, как известно, патриотами бывают редко. (Почему?)…Не может любить что-то больше себя.

  1. Вторая причина – недостаточно высокий уровень культуры (Почему?) Какая связь между культурой и здоровьем?

а) физическая культура – мощное средство укрепления организма. (Почему?) Это аксиома.

б) культурный человек не может позволить себе безнравственные поступки. (Почему?)

Ш. Вывод: Здоровье каждого есть достояние общества.  Значит, культурный человек готов бескорыстно действовать на благо других, считаясь не только со своими интересами.

На каком приеме построен текст? Прием антитезы. Противопоставляются здоровье – невнимательному отношению к здоровью, эгоизм – альтруизму, бескультурие – культуре.

3) Определение стиля, типа речи.

-определите тип речи? (рассуждение). – Как строится рассуждение?

-каков стиль текста? (публицистический). – Докажите. Какие вы видите приметы этого стиля?

В тексте хорошо проявляется ведущая функция публицистического стиля - функция эмоционального воздействия на чувства и разум читателей. Цель данного публицистического текста – сформировать общественное мнение, привлечь внимание к важнейшей проблеме современного общества – проблеме сохранения здоровья нации.

4) Основная проблема и идея текста.

О чем данный текст? Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования . Учащиеся формулируют проблему текста. Причины невнимательного отношения к своему здоровью – эгоизм и недостаток культуры.).

Основная идея. Человек, не заботящийся о своем здоровье, пренебрегающий интересами близких людей и всего общества в целом, не может называться патриотом.

5) Позиция автора.

5. Задание к сочинению. Написать сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком на оборотной стороне листа с текстом, над которым вы работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

"Развитие социокультурной компетенции у учащихся Х-ХI классов через создание проблемных ситуаций на основе текстов для аудирования"

Презентация содержит теоретический материал и элементы представления опыта работы по теме "Развитие социокультурной компетенции у учащихся Х-ХI классов через создание проблемных ситуаций на основе тек...

Презентация "Алгоритм написания сочинения - рассуждения по тексту Юрия Бондарева "Красавица" (ЕГЭ часть С 11 класс)

Данная работа представляет собой образец написания сочинения-рассужДения. КОНСТРУКЦИЯ, СОЗДАННАЯ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ, ПОМОЖЕТ  ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЗВЕРНУТОЕ ВЫ...

Урок литературы в 8 классе Тема: "Диалог на основе текста"

Урок литературы.Тема: "Диалог на основе текста"(по рассказу Н.В.Гоголя "Шинель")Цели урока:1) развитие устной речи и творческих способностей учащихся;2)формирование умения и навыков анализировать и со...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

урок русского языка в 9 классе «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Работа над тестовой частью ОГЭ».

ЦЕЛЬ урока: подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку. ЗАДАЧИ урока: 1)закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, идея, основная мысль, стиль, тип речи), обобщение знани...