Упражнения по теме "Стили речи"
материал по русскому языку (10 класс) на тему

Коганкова Виктория Александровна

Данный материал будет полезен при подготовке к ГИА  и ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_teme_stili_rechi.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Стили речи»
Упражнение 1.

Прочитайте тексты. О чем говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?

а) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность,временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 15—17 °С.
в) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован каждый из текстов
Упражнение 2.

Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку.
Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.
Упражнение 3.

Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие?Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: выражения, которые обозначают процесс: а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, пригла¬шать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.
Упражнение 4.

Прочитайте тексты и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания. Затем сравните содержание высказываний. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните, Жене действительно нужны сведения об исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с незнакомым мальчиком?) Сравните высказывания по языку: найдите в одном из них непринужденные (разговорные) слова и обороты, а в другом —официальные (книжные).
а) Женя помолчала и опять спросила:
— Оля, а кто такой Тимур?

— Это один царь такой,— намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга,— злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар.)
б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)
Упражнение 5. Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся.

а) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.

б) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:
1. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
2. Эмоциональность, конкретность, простота речи.
3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.
4. Образность, эмоциональность, конкретность.
5. Смысловая точность.

II. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?

1. Создание картин и образов.
2. Непосредственное повседневное общение.
3. Убеждение, воздействие на слушателя.
4. Точная передача информации.
5. Передача научных сообщений.
III. Определите жанры художественного стиля речи:
1. Письмо, беседа, записка.
2. Диссертация, конспект, доклад.
3. Очерк, фельетон, репортаж.
4. Резолюция, заявление, докладная записка.
5. Поэма, драма, рассказ.
IV. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация  общества,  народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.
V. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля?
1. Риторические вопросы.
2. Неполные предложения.
3. Сложные предложения.
4. Обращения к читателям.
5. Диалог.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию речи

Для того, чтобы выразительно читать, необходимо научиться пользоваться интонацией – мощным средством выражения чувств, мыслей, волеизъявлений. На практическом занятии ученики знакомятся с основными ср...

Игровые упражнения для развития речи и звукопроизношения.

 Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, само реабилитации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства,...

Игры и упражнения на координацию речи с движением для детей дошкольного возраста.

Пердставлены пальчиковые игры, упражнения на координацию речи с движением, также музыкальные-ритмические игры на координацию речи и движения, упражнения на дыхания....

Презентация. Упражнения по развитию речи старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках письма.

Основным методическим вопросом  на уроках письма и развития речи, является вопрос о том, как научить детей с нарушением интеллекта использовать язык как средство общения. Речь тесно связана с про...

Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников

Эти звукоподражательные упражнения  способствубют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания, но самое главое доставят большую радость взрослым и детям в процессе совместного общени...