Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме:
    Урок русского языка в 7 классе по БМТ "Деепричастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

    Балалаева Евгения Васильевна

    Урок русского языка в 7 классе создан по блочно-модульной технологии и представляет собой модуль №2 по теме "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Блок «Деепричастие»

    Модуль 2 «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»

     

    № учеб. элемента

    (УЭ)

    Учебный

    материал

    Содержание занятия

    Рекомендации

    УЭ 0

    2мин.

    Интегрирующая цель:

    По завершении работы с учебными элементами учащийся должен знать:

    -понятие «деепричастный оборот»;  

    уметь: отличать деепричастные обороты и одиночные Деепричастия от фразеологизмов и наречий;

    - правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;  

    - распределять время выполнения учебных элементов;

    - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

    - соотносить результаты своей работы с поставленными целями.

    Будь внимательным!

    Не забывай соотносить

    результаты своей работы с поставленными целями!

    УЭ 1

    7 мин.

    Учебник

    (с. 31,33),

     Справочник

    Входной контроль

    Частная дидактическая цель (ЧДЦ): повторить теорети-ческие сведения о причастном обороте и условия обособления причастного оборота; проверить умение расставлять знаки препинания при причастном обороте и составлять предложения с причастными оборотами и одиночными причастиями.

    Вспомните, что такое причастный оборот и когда он выделяется запятыми. В случае затруднения обратитесь к учебнику с. 31, 33.

     Взаимоконтроль:  проверьте друг друга и поставьте оценку за теорию.

    Поставьте причастные обороты после определяемого слова, а причастия перед. Расставьте знаки препинания.

    Из старой берёзы градом лились прощальные слёзы (перерубленный). Вокруг меня простирались печальные пустыни (пересечённый холмами и оврагами). Горы рисовались на бледном небосклоне (ещё сохранивший последний отблеск зари). То был любимый уголок в старом саду (запущенный).

    Взаимоконтроль: проверьте друг у друга выполненное задание и поставьте оценку.

    Укажите номера предложений, где причастный оборот обособляется.

    1) Засеянные ранней весной поля стали покрываться нежными зелёными всходами. 2)  За сиреневой стеной возвышаются яблони сплошь покрытые белыми цветами. 3) Свежий ветерок срывающийся иногда с озёр разливал в воздухе запах лесной почвы.

    Самоконтроль: проверьте выполнение задания 5 по контрольному листу и оцените себя.

     









    Устно


    Устно


    Работа в тетради

     








    Устно


    В рабочей тетради

     






    Устно

    УЭ 2

    10 мин.

    Учебник

    (с. 78, 80)

    ЧДЦ: усвоить понятие «деепричастный оборот»; отработать умение расставлять знаки препинания при причастном обороте и одиночных деепричастиях, определять границы деепричастного оборота.

    Прочитайте с.78 и рассмотрите схему в синей рамочке.

    Занесите сведения в Справочник.

    Взаимоконтроль: проверьте друг друга и поставьте оценку за теорию.

    Выполните упражнение 163 по следующему заданию: прочитайте текст, заменив глаголы из скобок деепричастиями, а затем выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.

    Самоконтроль: проверьте выполнение упр. 163 по контрольному листу. Оцените себя.

    Познакомьтесь с материалом учебника на с.80

    Занесите схемы предложений в Справочник.

     

    Выполните упр. 164 карандашом в учебнике.


    Взаимоконтроль: проверьте друг друга и поставьте оценку за упр.164 .

     





    Устно

    Работа в Справочнике

     


    В рабочей тетради



    Устно


    Устно

    Работа в Справочнике

    Работа в учебнике


    Устно

    УЭ 3

    10 мин.

    Запись на доске или на слайде

    ЧДЦ: сформировать умение отличать деепричастия и наречия, деепричастные обороты и фразеологизмы.

    Изучить материал на доске.

     

    Укажите номера предложений, в которых нет запятой:

    Она часами могла лежать не шевелясь.

    Испугавшись мальчишки разбежались.

    Ленивый спит сидя, работает лёжа.

    Друзья отправились к реке и нагулявшись возвратились в беседку.

    Самопроверка: сверьте правильность выполнения задания к УЭ № 3 по контрольному листу.

     

    Изучите материал в модуле.

     1)Что представляют собой словосочетания? Раскройте их смысл: навострив уши, очертя голову, пропустив мимо ушей, не смыкая глаз, хлебнув горя.

    2)Запомните: фразеологизмы запятыми не выделяются.


     5. Взаимоконтроль: проверьте друг у друга изученный материал и оцените знание теории.

    6.Составьте предложения с 2-3 фразеологизмами, записанными в модуле.

    7. Запишите подчёркнутые предложения с доски и из модуля в Справочник.



    Устно





     



    Устно


    Устно



    Устно




                    Устно

    В рабочей тетради

    Работа в Справочнике

    УЭ 4

    8 мин.

     

    ЧДЦ: отработать умение расставлять запятые при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях, развивать умение употреблять деепричастия в речи.

    Распространите предложения деепричастными оборотами, используя слова в скобках, поставьте запятые:

    Каштанка громко залаяла и бросилась к коту (не желать выдавать своего страха). Кот ударил Каштанку лапой по голове (громко шипеть). Каштанка отскочила (присесть на все четыре лапы) залилась громким лаем.


    Подставьте деепричастные обороты на место пропусков:

    Вихрь налетал, …

    Сверкала молния, …

    Дождь хлынул, …

    Зашумели ручьи, …

    Машины неслись, …

     Взаимоконтроль: проверка письменных заданий.



     

    Работа в тетради  





    Работа в тетради  

    УЭ 5

    5 мин.

    Тест  

     Выходной контроль

    ЧДЦ: проверить уровень усвоения пройденной темы

    Выполните тест к УЭ № 5.

    2. Контроль учителя: сдайте тетради на проверку.


    В рабочей тетради

     

    УЭ 6

    3 мин.

    Рефлексия: 

    Достигли ли вы учебной цели? Для этого вернитесь к началу и прочтите, какие цели перед вами стояли.

    Что вызвало наибольшую трудность?

    Как вы оцениваете полученные сегодня знания (глубокие, осознанные или поверхностные)?

    Над чем ещё нужно поработать?

    Домашнее задание: с.78, 80 выучить

    На «4»: упр.166 записать предложения с деепричастными оборотами,

    На «5»: упр.166 полностью задание

     

                                                                             

                                                                         

     

     

     

    Контрольный лист

    Ответы к УЭ № 1

    2,3

    Ответы к УЭ № 2

    Идёт, глубоко проваливаясь на каждом шагу

    Надевая лыжи,  может идти, почти не проваливаясь в него

    Стоя на лыжах, действует, чем стоя на снегу без лыж

     

    Ответы к УЭ № 3

    1, 3

    Тест к УЭ № 5

            Выбери предложения, в которых пропущена запятая.

    Не страшась меня близко садились, громко распевали птицы.

    Лёжа на берегу ручья, я смотрю в небо.

    Сплошные тучи покрывали всё небо и свистя и вздрагивая, ветер быстро гнал их.

    Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года; синея блещут небеса.

    Он бросил работать и, отойдя к окну, открыл его.

    Он вспомнил, как, обгоняя раненых шли вперёд танки.

    Материал для записи на доске или слайде.

    Сравните: Он шутя справился с этой трудной задачей. – Шутя, брат строил смешные рожицы.

    Выполните задания:

    1) поставьте вопросы к выделенным словам;

    2) какими частями речи они являются?

    3) объясните постановку запятой во 2-ом предложении;

    4) запомните: не выделяются запятыми наречия, образованные от деепричастий.



    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка к модулю «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»

     

    Автор: Балалаева Евгения Васильевна

    Место работы: МКОУ «СОШ №2» г. Кирова Калужской области

    Предмет: русский язык

    Класс: 7

    Раздел: Морфология и орфография

    Тематический блок: Деепричастие

    Учебный модуль: Модуль №2, тема «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»

            

    Программа по русскому языку для 7 класса предполагает наряду с уже известными освоение совершенно новых и трудных тем, представленных обширным теоретическим и практическим материалом. Поэтому каждый учитель пытается разнообразить работу на уроке, чтобы сделать информацию более доступной и интересной. В то же время семиклассники в состоянии самостоятельно изучить некоторые темы, особенно подобные уже известным. Такой темой, по моему мнению, является тема, заявленная в названии модуля. Здесь ученики могут опереться на сведения, полученные при изучении темы  «Причастный оборот. Запятые при  причастном обороте». Эти выводы послужили условиями создания урока по БМТ.

             Урок рассчитан на 45 минут работы в «среднем» классе. Предварительно учителю надо продумать, где он изложит новый материал: на доске или на слайде.

             Учебный модуль предполагает усвоение нового материала по  теме «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте». Входной контроль проходит по теме «Причастный оборот. Запятые при  причастном обороте», т.к. эта тема близка к изучаемой. Изучение нового теоретического материала происходит по учебнику, материалу на доске или в презентации (материал дан после модуля)  и в модуле. Учащиеся знакомятся с понятием «деепричастный оборот», условиями постановки запятой и закрепляют материал. Считаю целесообразным познакомить семиклассников с различием деепричастия и наречия, образованного от деепричастия, а также деепричастного оборота и фразеологизма. Это материал 8 класса, но задания такого типа встречаются в тестах для мониторинга.

    Выходной контроль представляет собой тестовое задание, таким образом, происходит подготовка к мониторингу.  Тест можно предложить в форме  задания к ГИА.

                            Список литературы.

    Учебник. Русский язык 7 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская М, Просвещение, 2008

    Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. М, Просвещение, 2008

    Федоряк Л.М. О технологии проблемно-модульного обучения/ Русский язык в школе, №6 2004

    Русский язык. Тесты. «Лицей», 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 9 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"

    Данный материал содержит разработку урока по теме "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них" и раздаточный материал для учащихся....

    Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

    Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

    урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."

    Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....

    Урок русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих"

    Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих". 7 классЦель: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформироват...

    Урок русского языка в 8 классе « Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них»

    Урок русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них"...

    Конспект урока русского языка в 8 класса по теме: "Выделительные знаки препинания при вводных словах"

    в документе представлен подробный конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Выделительные знаки препинания при вводных словах". Данный конспект разработан по учебнику "Русский язык 8 класс" А...

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом"

    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом". Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Часть1-3: Учебник для общ...