Эмоционально-окрашенная лексика
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Колтун Наталья Николаевна

Материал будет полезен на уроках русского языка в 6 классе как учителям, так и учащимся при изучении новой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emocionalno_okrashennaya_leksika.pptx297.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоционально-окрашенная (эмоционально-экспрессивная) лексика Экспрессия (лат. expressio — выражение) — выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Слайд 2

Эмоциональная оценка слова Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего. Например , восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным . Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от нейтрального определения белый . Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятая: белобрысый, белесый . Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).

Слайд 3

Слова, эмоционально окрашенные, классифицируют на: 1 ) лексику, выражающую положительную оценку называемых понятий, и 2 ) лексику, выражающую отрицательную оценку называемых понятий. В первую группу войдут слова высокие, ласкательные, отчасти - шутливые; во вторую - иронические, неодобрительные, бранные, презрительные, вульгарные

Слайд 4

Например, вместо слова хороший , приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный ; можно сказать не люблю , но нетрудно найти и более сильные, колоритные слова ненавижу, презираю, питаю отвращение .

Слайд 5

На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение. Так , резко отрицательную оценку получили у нас такие слова, как фашизм, репрессии . Положительная оценка закрепилась за словами прогрессивный, миролюбивый, антивоенный.

Слайд 6

Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, ср .: несчастье - горе, бедствие, катастрофа; буйный - безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.

Слайд 7

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы. 1. Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получают эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай

Слайд 8

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы. 2. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыноч ек , доч ур к а, баб ул я, солн ышк о, аккуратн еньк о, близех оньк о - положительные эмоции; бород ищ а, дет ин а, казен щин а - отрицательные.

Слайд 9

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы. 3. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей : воодушевить , восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозвон, разгильдяй. Такие слова, как правило, однозначны

Слайд 10

Упражнения 1.Составьте предложения со словами мостик и мосток, реченька и речонка ; выделите суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов. 2. Выделите суффиксы в словах ; проследите , как меняется лексическое значение слова в зависимости от добавочных оттенков значений суффиксов Река-речка-речушка-реченька-речонка .

Слайд 11

Упражнения 3. Помните, что слова с переносным значением помогают нам образно передавать в речи наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим. В данных ниже предложениях найдите слова,употреблённые в переносном значении; определите,какое отношение к лицу, действию они выражают: А) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…(А. С. Пушкин) – У моей бабушки золотые руки. Б) Ворона каркнула во всё воронье горло…(И. А. Крылов) - Эх, ты, ворона! Такой мяч пропустил! В) Серёжа плавал на уроке математики. –Стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана.(Г. Х. Андерсен )

Слайд 12

Упражнения 4. Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении . Какую оценку людей они помогают нам выразить? Попугай, лиса, пустой, железный,золотой . 5. К данным словам подберите синонимы , которыми вы пользуетесь в разговорной речи. Запачкаться, сердиться, важничать,лгать . 6. С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите, какое чувство , какую оценку они выражают. Злюка, тихоня, лодырь, щедрый. 7. Подчеркните слова, чаще употребляющиеся в книжной речи. Негодовать, сердиться; ликовать,радоваться ; прискорбный, печальный. (При затруднении обращайтесь к словарям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...

Урок "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова"

Помещена разработка урока по теме "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова"...

Конспект урока "Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова" По УМК М.Т. Баранова 6 класс.

Классический конспект урока для 6 класса, предназначен для школ, программа которых соответствует  УМК М.Т. Баранова....

Личностное эмоционально окрашенное восприятие исторического процесса как фактор гармонизации развития учащихся

Статья посвящена работе учителя над система практической деятельности, состоящей из  разнообразия образовательных технологий, приемов и методов. Она включат систему отбора учебного материала, сис...

Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»

Цель урока:  научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Диалектизмы. Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова»

Цель урока: познакомить учащихся с таким типом лексики как жаргонизмы, диалектизмы и эмоционально-окрашенные  слова.Задачи: предметные: знать определение жаргонизмов; уметь оп...