План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Диалектизмы. Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель урока: познакомить учащихся с таким типом лексики как жаргонизмы, диалектизмы и эмоционально-окрашенные  слова.

Задачи:

 предметные: знать определение жаргонизмов; уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи;

метапредметныеопределить роль и значение жаргонизмов в речи современного человека.

личностные: воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебники, доска, карточки красного и зеленого цвета.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Диалектизмы. Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова»

Цель урока: познакомить учащихся с таким типом лексики как жаргонизмы, диалектизмы и эмоционально-окрашенные слова.

Задачи:

предметные: знать определение жаргонизмов; уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи;

метапредметные: определить роль и значение жаргонизмов в речи современного человека.

личностные: воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебники, доска, карточки красного и зеленого цвета.

Ход урока

1. Организационный момент. (2мин)

2. Проверка домашнего задания. (8 мин)

#1040;ктуализация знаний. (5 мин)

Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела науки о языка, который называется лексикологией.

Вы уже многое знаете по этой теме, поэтому с легкостью ответите на мои вопросы.

слова написанные на доске (земля, идти, аккорд, парнище, говорить, ступай, акварель, вестимо, баксы, синий, наждак, кент, небо, клёво, красивый)

Как называется словарный состав языка (лексика),

Как называются слова русского языка известные всему народу (общеупотребительные),

обратите внимание, на доске написаны различные слова, назовите среди них общеупотребительные? (земля, идти, говорить, небо) то есть это слова, которые используют в речи все русские люди, ведь наша обыденная речь строится, именно, из общеупотребительных слов)

Слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии (профессионализмы), найдите профессионализмы? (аккорд, акварель, наждак) это слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии) слово аккорд применяют в своей профессии музыканты, акварель – художники и наждаком пользуются плотники.

4. Объяснение нового материала. (7 мин)

Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалектизмы),

Назовите диалектизмы (парнище, ступай, вестимо(конечно, разумеется)) это слова, которые используются в речи жителей определенной местности.

Ребята, назовите слова, которые не вошли ни в одну названную группу? (баксы, кент, клёво) что это за слова? Это слова жаргонизмы. Слова, ограниченные в своём употреблении определенной социальной или возрастной средой.

Частичным синонимом слова жаргонизм, является слово сленг.

Сленг, слэнг (англ. slang), экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.

В отличии от слова жаргон, слово сленг новое слово поэтому распространён главным образом среди школьников, студентов, спортсменов, военных, молодых рабочих.

А вы используете в своей речи жаргонизмы? А для чего? (чтобы проще общаться, лучше понимать друг друга). Заметим, что некоторые группы людей приписывают к жаргонизмам нецензурные слова, это не верно. Мы должны всегда говорить правильно и обдуманно, придерживаясь цензуры.

Поэтому я прошу вас обратиться к эпиграфу нашего урока

Чтобы добиться чистоты языка,

надо биться за чистоту человеческих

чувств и мыслей.

К.И.Чуковский.

Ребята, глядя на эпиграф урока, постарайтесь сформулировать цель нашей работы.

(уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи), (чтобы не засорять наш язык, мы должны всегда думать, о чем мы говорим).
Так вот, наша задача – научиться отличать слова общеупотребительные от тех, которые засоряют нашу речь.

Записываем в тетрадь определения понятий: «жаргонизмы», «диалектизмы».

Что общего у жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов? (все они относятся к необщеупотребительной лексике)

Интересно, какими жаргонизмами пользуетесь вы в речи?

Легко ли вам переходить в живой речи от жаргонизмов к общеупотребительной лексике?

Слово учителя. ( 5 мин)

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тому, о чём мы говорим.

Возьмём хорошо известную нам «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

Вот старуха ругает старика:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось.

С помощью каких слов выражает своё недовольство героиня? Она использует слова «дурачина», «простофиля» – мы все понимаем, что такими словами она старика не похвалила, а побранила.

А Лисица из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» хочет польстить Вороне, поэтому обращается к ней с другими оценочными словами:

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!

Хитрая Лисица сумела в этой фразе похвалить Ворону много раз, используя такие слова, как «голубушка», «шейка», «глазки», «пёрушки», «носок», «голосок», «светик». Особенностью слов, с помощью которых Лисица хвалит, являются суффиксы – они называются уменьшительно-ласкательными.

Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются эмоционально окрашенными. С помощью таких слов можно дать положительную (одобрительную) или отрицательную (неодобрительную) оценку.

5. Закрепление материала:(работа с сигнальными карточками) (3мин)

А сейчас давайте поиграем в игру: я называю вам слова, а вы поднимаете карточки, если слово является общеупотребительным – карточку зеленого цвета, если слово необщеупотребительное- красного, и вы должны сказать это жаргонизм, диалектизм профессионализм)
Тачка(сущ), видак(с), отдохнула, общага(с), угрожать, спозаранку, машина, наехать(гл), слинять(гл), уйти, слухать, круто(прил), общежитие, арматура, хорошо, оттянулась(гл), скальпель, телик(сущ),телевизор, кочет.

Ребята, играем дальше. (5мин)

Задание: учитель читает слова – учащиеся выписывают, распределяя по колонкам существительные, глаголы и наречия

Существительные: чувак, прикид, базар, понты, тело, копец, халява, крышка.

Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь.

Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, параллельно.

Слово учителя (5мин)

Лексика молодежного жаргона, сохраняется и постоянно обновляется.

Задание: выявите тематические группы жаргонизмов:

Первый ряд. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня.

Второй ряд. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.

Третий ряд. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

6. Рефлексия. (4мин)

- Какой новый термин вы узнали на уроке?

- Какие слова называют жаргонизмами?

- В каких речевых ситуациях уместно их использовать?

-Какие слова называют диалектизмами. Приведите примеры.

-Эмоционально окрашенные слова – это …

7. Домашнее задание. ( 1 мин)

Знать определение понятий. Составить по 2 предложения с жаргонизмами, диалектизмами и эмоционально окрашенными словами.

Дополнение (если осталось время)

Задание: предлагаю вам поиграть в игру «Переводчики».

Переведите данные слова на литературный язык:
Кореш, братан – друг, приятель. Кент – модный парень.
Гон – враньё.Стрёмный – плохой. Балдеть - веселиться.
Клёво – хорошо. Училка – учительница. Домашка – домашняя работа.Тыква – голова.Оттянуться, оторваться – отдохнуть.Тащиться – восхищаться.Потрещать – поговорить.Тормоз – отсталый.Балдёж – удовольствие.Слинять – сбежать.
Трындеть разговаривать Кемарить дремать (спать, отдыхать)
Наехать Угрожать (вымогать, преследовать)

Задание: Замените сленг, на литературный язык.

1 вариант. Я тащусь, когда глазею в телек, там клёвые фильмаки кажут.

2 вариант. Мы вчера оттянулись на дискаче, там было ржачно и клёво.

(Я восхищаюсь, когда смотрю телевизор, там показывают интересные фильмы)

(Мы вчера отдохнули на дискотеке, там было весело и очень хорошо)

Познакомьтесь с уменьшительно-ласкательными формами собственного имени Людмила. Определите, как они образованы? Какие варианты имеет это имя?

Людмила, Люда, Людака, Людаха, Людаша, Людашенька, Людашечка, Людашка, Людёнка, Людик, Людка, Людмилка, Людмилонька, Людмилочка, Людмилушка, Людок, Людонька, Людочек, Людочка, Людусенька, Людусечка, Людуська, Людуся, Людуха,

Напишите уменьшительно-ласкательные формы от имени Иван


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".

Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....