методическая разработка "Система тестовых и информационных технологий при подготовке к ГИА"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Скиданова Марина Анатольевна

Данная работа представляет систему тестовых технологий учителя - словесника при подготовке учащихся 9 класса к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

Система тестовых и информационных технологий

при подготовке к ГИА

Скиданова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

средней общеобразовательной школы

С. Восток

2012

Содержание

Введение.

Система работы учителя по подготовке к ГИА.

1.1 предметно-содержательный анализ как одно из условий успешной сдачи ГИА;

1.2 система подхода по подготовке к ГИА;

1.3 система упражнений по формированию ключевых компетенций.

   III.              Вывод.

                Литература.

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ГИА.

     Подготовка к ГИА – процесс специфический. Государственная итоговая аттестация имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ГИА по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ ГИА  показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:

1) лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.

Анализ работ учащихся по русскому языку в новой форме выявил ряд проблем:

проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка;

проблема недостаточного владения учащимися методами морфемного анализа слова;

проблему адекватности восприятия текста на слух;

Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм орфографии и пунктуации, чем практическому овладению этими нормами.  Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы.

Система работы учителя по подготовке к ГИА.

     1.1.      предметно-содержательный анализ как одно из условий успешной сдачи ГИА.

      «Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова я как учитель, много лет готовящий выпускников к аттестации в разной форме, считаю призывом действовать, учитывая многие аспекты: уровень подготовленности класса, мотивацию учащихся, информированность родителей. Начинать работу по подготовке к ГИА необходимо с создания методической базы, куда входят: печатные издания типовых тестовых заданий, электронные тесты, тренажеры, аудиоуроки.  Для выявления уровня подготовки учащихся проводится диагностика. Я в своей работе результаты диагностических работ разного уровня отслеживаю с помощью программы «Эксель». На мой взгляд, это наиболее удобная форма, поскольку это наглядно и всегда под рукой.  Учитывая данные предметно- содержательного анализа, корректируется рабочая программа, в частности, в рабочую программу по русскому языку в раздел «Дополнительное содержание» включаются упражнения, направленные на ликвидацию пробелов, закрепляющие умения и навыки по определенным темам.

    1.2.     Система подхода по подготовке к ГИА.

       Анализ ГИА прошлых лет выявил определенные проблемы в подготовке учащихся, о чем было сказано выше. Следовательно, чтобы эффективнее шел процесс подготовки, следует продумать систему повторения изученного материала. Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.

       В процессе обучения особое внимание необходимо уделять формированию аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.

На уроках развития речи необходимо достаточное внимание уделять упражнениям на восприятие и воспроизведение информации в различном объеме.

Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет- ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации- процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.  

С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую пособие А. Б.. Малюшкина «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.

 1.3.       Система упражнений по формированию ключевых компетенций.

Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. В качестве подготовки учащихся к тематическим и контрольным тестам, особенно в 5-7 классах, в системе провожу цифровые диктанты, работу с перфокартами. Однако, как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.

Особо хотелось остановиться на подготовке выпускников 9-х классов к написанию сжатого изложения. Начиная с 5-го класса практикую написание изложений-миниатюр и сочинений –миниатюр. Непосредственно в8-ых и 9-ых классах ведется работа по формированию навыков сжатия текста разных стилей и объемов. Каждый учащийся получает памятку «Как писать сжатое изложение»

Изложение. Виды изложений

1

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

2

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная  информация в тексте.

3

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.                

4

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

5

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

       И, конечно, невозможно сейчас представить работу учителя без использования ИКТ технологий, в том числе, и при подготовке к ГИА. В своей работе в системе использую тренажер «Фраза» в качестве контроля и самоконтроля, а также отработки орфографических и пунктуационных навыков.

Вывод.

       Тестовые технологии позволяют:

 усовершенствовать процесс преподавания и обучения, повысить мотивацию, вести мониторинг индивидуальных достижений учащихся, расширить возможности проверять и корректировать знания, создать атмосферу психологического комфорта.

        Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками 9 - х классов ГИА по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.

«Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление- содержательной».

Литература

 Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2010.

 Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2008.

Львова С. И. ГИА 2011. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.:Эксмо,2010.

Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА.

В свое время А. Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движе...

Использование информационных технологий при подготовке учащихся к сдаче экзаменов по истории и обществознанию в форме ЕГЭ.

Скажи мне – и я забудуПокажи мне – и я запомнюВовлеки меня – и я научусь.Китайская пословица Настоящий учитель учит только тому, чему не перестаёт учиться сам.Творческий подход требует включить в...

Методическая разработка тестовых заданий по технологии

Тестовые задания по технологии для 5- 11 классов...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания должны выступать не как цель, а как средство развития лично...

Использование информационных технологий при подготовке выпускников к ЕГЭ.

Использование информационных технологий при подготовке к ЕГЭ....