Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 11 класс/
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Волкова Лариса Павловна

Урок русского языка в 11 классе поможет при подготовке к ЕГЭ, построен на литературном материале (А.И.Солженицын "Матренин двор")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum.sintaksis_i_punktuaciya_sp.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        Л.П.Волкова,                        

                                                                  учитель  русского языка

                                                               и литературы МОУ-СОШ№9

                                                                г. Аткарска Саратовской области

Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

/Русский  язык. Урок-практикум. 11 класс/

Цель - обобщить знания о сложном предложении смешанной конструкции,          закрепить навык постановки знаков препинания в СП,    лингвистического анализа  языкового материала, отбора текстового материала для сочинения-рассуждения (часть С).

Оборудование – 1. Раздаточный материал «Теоретический минимум. Тропы и   фигуры», «Теоретический минимум. Типы словосочетаний». 2. Текстовой материал «Сложное предложение с разными видами связи». 3. Рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор».4. «Тесты. 11 класс».

                                     Этапы урока.    

I. «Погружение» в тему, постановка целей урока:  «Сложное предложение. Сколько уже сказано о нем! Сегодня мы продолжаем работу со сложными синтаксическими конструкциями, чтобы подготовиться к успешному выполнению заданий I и II частей ЕГЭ и грамотному оформлению творческой работы.

II. Синтаксическая разминка «Типы подчинительной связи в словосочетании».  Повторение.

1. жить не по лжи

2. не погрешивший  против истины

3. по-народному мудрая

4. хранить нажитое

5. память о пережитом

6. не гнались за добром

7. в нутряной России


Обобщение:   Все словосочетания тематически связаны с рассказом А.И.Солженицына «Матренин двор». На уроке литературы я почувствовала, как непросто приходят к современному читателю, школьнику нового века, проповеди писателя и его Матрена. Но может случиться  так, что на экзамене, рассуждая о проблемах нравственности, духовного кризиса в обществе, в аргументации собственной  позиции вы обратитесь к образу солженицынской праведницы. Хочется, чтобы героиня рассказа стала вам понятнее и,  может быть, ближе.  Поэтому весь текстовой материал на уроке связан с писателем и его рассказом.

III. Проверка домашнего задания. Фрагмент рассказа «Матренин двор».1.Чтение фрагмента «Не гналась за обзаводом…Не выбивалась…»2.»Эмоционален финал рассказа. Это создается разнообразием синтаксических конструкций.  Среди них есть сложные»: анализ моделей СП /П №2,7/; словообразовательный анализ /П №5/; морфологический анализ /П №7/.  3.Анализ средств выразительности, подчеркивающих напряженность и взволнованность авторской речи (модель задания показана на доске):

1. П № 1,2,3,5 - ?

2. П № 1,3 - ?

3. П № 4,8,9 - ?

4. П № 7, 8, 9 -?

5. П № 6 - ?


/Лексическая анафора; синтаксический параллелизм; парцелляция; метонимия; Номинативные предложения; градация; однородные члены предложения/.

IV. Динамическая пауза.

V. Анализ ССК.  Объяснительное письмо. Попутное повторение материала части В.

1. Автор признает: он, породнившийся с Матреной, так до конца и не  понял её; лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ.

А) тип связи частей СП; Б) попутное повторение темы «Двоеточие в БСП», работа со схемой – конспектом:

1) [  ]:[  ]    причина ( потому что)

2) [  ]:[  ]    ___?___  ( а именно)

3) [  ]:[  ]    ___?___  (___?___ )

2. Рассказ – своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за  нравственную слепоту окружающих, многие из которых так и не оценили бескорыстие души Матрены.

А) количество ГО в СП; Б) тип СП, тип связи простых предложений в СП;

В) попутное повторение:   «Композиция сочинения – рассуждения»

1. Проблема.

2. Комментарий  авторского понимания проблемы.

3. Позиция автора.

4. Аргументация собственного мнения.

5. Итог рассуждения.                                                                                                              

__________________________________________________________

Вопрос:   В какой части сочинения можно использовать записанные

                 предложения?

3. Матренин двор – особый мир праведника, и какие бы жизненные невзгоды ни тревожили его, он остается миром добра и милосердия, миром, о котором писали Толстой и Достоевский.

Проблемное задание: смоделируйте вопросы части В.

VI. Здоровьесберегающая пауза.   Анализ записанного на доске высказывания Шопенгауера.

«Можно ли считать Матрену счастливым человеком? / Все же - счастье Матрены в том, что она жила без злобы в душе.  Счастье многолико. И, наверное, прав был И.Бунин: оно рядом с нами. Вспомним строки стихотворения «Вечер». А немецкий философ Артур  Шопенгауер утверждает: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» Находим ключевые слова, отмечаем антитезу, антонимы; делается вывод о том, что является мерилом счастья для человека».

 VII. Теоретический блок: «Расскажи о СП по схеме. Есть ли ошибки?»

1. [  ] (который     ).      2. [  ] , и   [  ]. и    [  ], (     ), (    ).    

3. [  ] , и   [     (если     ),  ].                                  «Есть ли ошибка?»

   VIII. Выполнение тренировочных упражнений, вырабатывающих пунктуационную зоркость («Тесты»,  карточки).


Итог урока/ объяснение домашнего задания; рефлексия «Продолжи высказывание!»: «При анализе СП я…», «Думаю,  мне следует повторить…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....

Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять  знаки препина...

Презентация Готовимся к ЕГЭ. Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

В презентации есть теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ. Практический материал взят из открытого банка данных ЕГЭ....

Тренировочные задания в формате ОГЭ. Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Тренировочные задания (формат ОГЭ) для 8-9 классов в виде презентации...

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели урока: повторить сведения об основных видах сложных предложений; формировать умение различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания; закрепить навыки синтаксического разбора сло...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок для 5 классов. Повторить сведения об основных видах сложных предложений; формировать умение различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания; закрепить навыки синтаксического раз...

Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...