СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Даваа Росина Олеговна

Цели урока: повторить сведения об основных видах сложных предложений; формировать умение различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания; закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.

Ход урока

I. Графический диктант.

Составьте схемы данных предложений.

1. Конь вышел, вытянул голову и заржал.

2. Филька разломил буханку, посолил из солонки и протянул лошади.

3. Конь замотал головой, подумал, а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика хлеб мягкими губами.

4. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял другой кусок.

5. Конь жуёт хлеб, фыркает.

6. Все улыбаются, радуются.

7. Только старая сорока сидит на раките и трещит.

II. Обобщение знаний по теме «Сложное предложение».

Фронтальный опрос – беседа.

1. Расскажите об особенностях строения сложного предложения. (Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение нескольких грамматических основ, аналогичных простому предложению.)

2. Какие типы сложных предложений вы знаете? (Части сложного предложения соединены посредством интонации, а также интонации и союзов (союзных слов). На этой основе сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения, в зависимости от типа союзов и внутренних взаимоотношений между частями, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.)

3. Какими признаками обладает сложносочинённое предложение? (Сложносочинённое предложение – сложное предложение, части которого равноправны, независимы друг от друга и соединены при помощи сочинительных союзов.)

4. Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении для разделения частей? (В сложносочинённом предложении для разделения частей применяются запятая, точка с запятой, тире.) Назовите условия постановки этих знаков.

5. Какими признаками обладает сложноподчинённое предложение? (Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены интонацией и подчинительными союзами (союзными словами), а также одна часть подчинена другой.)

6. Какие типы придаточных вы знаете? (Определительные придаточные, изъяснительные придаточные, определительные придаточные.)

7. Какими знаками препинания может отделяться придаточная часть от главной? (Придаточная часть от главной может быть отделена запятой, при помощи двоеточия, тире.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka3.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели урока: повторить сведения об основных видах сложных предложений; формировать умение различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания; закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.

Ход урока

I. Графический диктант.

Составьте схемы данных предложений.

1. Конь вышел, вытянул голову и заржал.

2. Филька разломил буханку, посолил из солонки и протянул лошади.

3. Конь замотал головой, подумал, а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика хлеб мягкими губами.

4. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял другой кусок.

5. Конь жуёт хлеб, фыркает.

6. Все улыбаются, радуются.

7. Только старая сорока сидит на раките и трещит.

II. Обобщение знаний по теме «Сложное предложение».

Фронтальный опрос – беседа.

1. Расскажите об особенностях строения сложного предложения. (Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение нескольких грамматических основ, аналогичных простому предложению.)

2. Какие типы сложных предложений вы знаете? (Части сложного предложения соединены посредством интонации, а также интонации и союзов (союзных слов). На этой основе сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения, в зависимости от типа союзов и внутренних взаимоотношений между частями, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.)

3. Какими признаками обладает сложносочинённое предложение? (Сложносочинённое предложение – сложное предложение, части которого равноправны, независимы друг от друга и соединены при помощи сочинительных союзов.)

4. Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении для разделения частей? (В сложносочинённом предложении для разделения частей применяются запятая, точка с запятой, тире.) Назовите условия постановки этих знаков.

5. Какими признаками обладает сложноподчинённое предложение? (Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены интонацией и подчинительными союзами (союзными словами), а также одна часть подчинена другой.)

6. Какие типы придаточных вы знаете? (Определительные придаточные, изъяснительные придаточные, определительные придаточные.)

7. Какими знаками препинания может отделяться придаточная часть от главной? (Придаточная часть от главной может быть отделена запятой, при помощи двоеточия, тире.)

8. Какие знаки разделяют части бессоюзного предложения? (Части бессоюзного сложного предложения разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием.)

III. Составление схемы классификации видов сложных предложений.

VI. Выборочный диктант.

Заполните таблицу, указывая номер предложения (знаки препинания не расставлены).

1. Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

К. Паустовский

2. День пасмурный а мороз не боится и днём держится и к вечеру ещё нарастает.

3. Толстые сосульки свисавшие с крыш, обтаивали на солнце капли падая с них звонко ударяли об лёд по всем улицам пели песню весны.

М. Пришвин

4. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

В. Солоухин

5. Уже я с трудом различал отдельные предметы поле неясно белело вокруг за ним с каждым мгновеньем надвигаясь громадными клубами вздымался угрюмый мрак.

И. Тургенев

6. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы валуны полегшие травы и низкие лохматые тучки.

7. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

8. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

М. Пришвин

Виды предложений

Простые

Сложносочинённые

Сложноподчинённые

Бессоюзные

V. Анализ предложений.

1. Сравнить схемы двух предложений. Привести примеры предложений, соответствующих данным схемам.

2. Дать характеристику предложения (без его предварительной записи). Составить схему.

По узкой тропинке, которая извивается между скал, мы поднимаемся на площадку.

3. Дать характеристику предложений, составить их схемы. Заменить причастные обороты придаточными предложениями.

Художник Шишкин, воспевший красоту русской земли, создал много полотен о лесах России. Сосны уходящие на картине художника ввысь делают картину гимном во славу русской земли.

4. Из двух простых предложений (Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно выплывала из-за леса.) составить сложносочинённое. Записать полученное предложение, добавив в первую его часть определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого существительного; во вторую – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Объяснить графически пунктуацию предложения. (Например: Гроза, грохочущая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно выплывала из-за леса.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....

Урок русского языка в 9 кл. Синтаксис и пунктуация

Урок русского языка в 9 кл. Материал подобран с учетом подготовки к ГИА и посвящен году Космоса-2011...

Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"

Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....

Секреты синтаксиса и пунктуации в 5 классе

Урок русского языка проводится после изучения темы "Синтаксис и пунктуация" как обощающе-повторительный. Содержит занимательные задания, интересные для учащихся 5 класса...

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок для повторения и закрепления темы  "Синтаксис и пунктуация"...

Презентация к уроку по теме:" Страна синтаксиса и пунктуации"

Повторить разделы русского языка: "Синтаксис и пунктуация"...