УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 9 КЛ. (УМК под редакцией В. В. Бабайцевой) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Рагулина Лариса Владимировна

Цель урока:

  • определить понятие очерка;
  • дать композиционную структуру очерка, рекомендации к написанию портретного очерка;
  • поупражняться в составлении плана, отражающего строение очерка.

Задачи:

  • повторить понятие «психологический портрет», средства выразительности речи;
  • на примере воспоминаний о курском писателе В. П. Деткове научиться формулировать собственные мысли и чувства об определённом человеке, передавать эмоции словами;
  •  создать эмоциональный настрой для написания домашнего сочинения – портретного очерка;
  • обратиться к литературе родного края (миниатюрам В. П. Деткова) как к образцу для написания творческих работ учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_portretnogo_ocherka._9kl.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рагулина Лариса Владимировна, учитель высшей категории

МБОУ «СОШ № 35 им. К. Д. Воробьёва»

г. Курска

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 9 КЛ.

(УМК под редакцией В. В. Бабайцевой)

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА

Цель:

определить понятие очерка;

дать композиционную структуру очерка, рекомендации к написанию портретного очерка;

поупражняться в составлении плана, отражающего строение очерка.

Задачи:

повторить понятие «психологический портрет», средства выразительности речи;

на примере воспоминаний о В. П. Деткове научиться формулировать собственные мысли и чувства об определённом человеке, передавать эмоции словами;

 создать эмоциональный настрой для написания домашнего сочинения – портретного очерка;

обратиться к литературе родного края как образцовому примеру передачи любви, почитания и поклонения выдающейся личности.

ЭПИГРАФ:                                                                                                   Психологический анализ

есть едва ли не самое существенное из качеств,

 дающее силу творческому таланту.

Н. Г. Чернышевский

ХОД УРОКА:

ОРГМОМЕНТ

Определение по эпиграфу и записям на доске темы урока, целей и задач

Формулировка предполагаемых результатов, алгоритма действий

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ И СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА:

«Тело (1)это живой лик души. По манере говорить(2)по взгляду глаз(3)по складкам на лбу(3)по держанию рук и ног(4) по цвету кожи(5)по голосу(6)по форме ушей  я всегда могу узнать(7)что за личность передо мной». А.Ф. Лосев

Выпишите слов(о,а) с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне» - лИтерАтуре, встрЕчается, психолОгический, стрЕмится.

В приведённых предложениях найдите слово,  правописание приставки в котором определяется последующей за ней согласной - раСКрыть

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые.  Выпишите грамматическую основу первого предложения. – ТЕЛО – ЛИК ДУШИ

В приведённых выше предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифр(у,ы), обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью – 7.

Укажите средство выразительности речи – метафору:

а) психологический портрет

б) внешность героя

в) форма ушей

г) ЛИК ДУШИ

Как вы понимаете это выражение?

Где и когда его используют?

/Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

ДУША (англ. soul; лат. anima). Д. - в этнологическом отношении. Верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливаются чем-то отличным от нашего тела (хотя и связанным с ним, имеющим в нем свое местопребывание), свойственно, вероятно, всему человечеству, и м. б. констатировано на самых низких ступенях культуры, у самых примитивных народов

ТЕЛО – ЭТО ХРАМ ДУШИ. Душа может существовать без тела, но тело не может существовать без души

ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО ДУШИ

ЖИВАЯ ДУША

Приведите примеры слов и выражений, возникающих у вас ассоциациями к слову ДУША: дух-… душевный человек

А много ли вам приходилось встречать душевных людей?

Хочу привести вам в пример личность нашего земляка, поистине душевного человека, человека огромной души – писателя Владимира Павловича Деткова. /Показ презентации о В. П. Деткове/.

Перед вами предстал портретный ряд этого человека. Познакомьте нас со своими мыслями. Вспомните,

когда мы познакомились с этим писателем, / Долгие годы В.П.Детков возглавлял Союз писателей Курской области, а в 2008 г. стал лауреатом премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства за рассказы, новеллы и миниатюры «Зерна истины». Миниатюры Деткова – это средоточие жизненной истины, концентрация бытия, умело представленная в виде коротких записей./

какое впечатление о нём у вас сложилось / Писатель плетет из слов кружево... Его маленькие наблюдения над жизнью такие "сочные", добрые, мудрые. Все они очень разные и... как бы одинаковые: душа художника их соединяет в одну бесконечную повесть о жизни/

что сформировало ваши взгляды / Прочитано много лирических миниатюр. «Даже если тебе очень плохо, найди в себе силы,  пишет автор в зрелом возрасте, чтобы («Молитва») …Понять и простить… Повиниться и быть прощённым» – какие это душеочищающие мгновения! Пожалуй, в них, как ни в чём ином, и проявляется великая преобразующая сила изначальной любви к ближнему…И только после этого душа наполняется теплотою и светом…/.

Вам предстоит познакомиться с воспоминаниям о писателе, опубликованными в газете «Городские известия» по случаю годовщины ухода от нас этого большой души человека

У вас на партах лежит очерк Татьяны Латышевой, курской журналистки.  Приложение 2. Но прежде обратимся к терминам:

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И СЛОВАРЯМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА : ОЧЕРК - /О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, Новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики./

ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК - /в учебнике с. 112.Портретный очерк — это разновидность очерка, в котором дается характеристика героя с разных сторон, прослеживаются обстоятельства жизни и деятельности, рисуется его характер, обнаруживаются мотивы поступков, стараясь вскрыть либо их глубокий личный, психологический характер, либо социальный смысл./

ПОРТРЕТНАЯ ЗАРИСОВКА - /в учебнике с. 126/

Т.е. ВАША ЗАДАЧА…

Познакомиться с содержанием текста

Определить его жанровую принадлежность и отличие от других жанров малой прозы

Определить композицию

Дать рекомендации к написанию портретного очерка

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТАТЬИ. РАБОТА В ГРУППАХ: I –определение темы, главной мысли, авторской  позиции и языковых средств; II – определение характерных для очерка черт и признаков жанра, стиля произведения; III - работа над композицией, составление простого  плана

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ одним из учеников Приложение 2

ОТВЕТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГРУПП УЧЕНИКОВ: I – тема В.П.Детков, идея - Владимир Павлович Детков – замечательный человек. Авт.позиц. -   … А еще жизнь прекрасна тем, что есть Владимир Павлович Детков! Выр.средства – Лучший, невероятно хорош, знаменитый портфель, увлечением, знатным, веселый, озорной, несуетливый (эпитеты); квинтэссенция жизни, наивный взгляд ребенка, жил проблемами, выбивал крышу над головой .

II – в тексте нет прямого связного повествования, определённого сюжета. Это, прежде всего эссе, в котором рисуется портрет героя, его характер, даётся оценка поступкам и личности. Например, «Он многое сделал для увековечивания памяти Константина Воробьева и Евгения Носова и трепетно опекал Мастера при жизни. Он не только выбивал для курских писателей крышу над головой и издание их книг — он всегда был рядом.» или «Заядлый грибник, но машину за всю жизнь, бессеребренник, так и не завел, — сядет на автобус или электричку и потом часами ходит по лесу, наслаждаясь единением с природой.» Очерк выполнен в стиле художественной публицистики, т.к. налицо выразительные средства и лексика, которые одновременно создают образ этого человека и  дают оценку его общественной значимости.

III – Текст распадается на три части (микротемы). Это ВСТУПЛЕНИЕ, в котором сразу даётся оценка личности главного героя «Сегодня к нам на комитет придет Лучший Мужчина СССР», — объявила старшая вожатая Варвара Пашкова, и человек со столь многообещающим титулом нас не разочаровал. Он был остроумен, обаятелен и, что весьма немаловажно для 15-17- летних, просто невероятно хорош собой.» ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, которая рассказывает о поступках героя: его миниатюры, деятельность на посту ответственного секретаря Курского отделения Союза писателей, поддерживая боевой дух коллеги. Он поставил на ноги рано оставшихся без матери сына и дочь. Заядлый грибник… и ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором подводится эмоциональный итог всем размышлениям «… А еще жизнь прекрасна тем, что есть Владимир Павлович Детков!»

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ОЧЕРКА:

Какое ощущение оставляет прочитанное? - неизгладимое

что привлекает нас в личности писателя? – душевность, доброта…

Какие приёмы использует автор для передачи основных черт характера своего героя? – рассказ о поступках, словесное рисование, эмоциональная оценка, выразительные средства языка

Что в очерке отмечено главным в личности В. П. Деткова? – широта и глубина души

ЧТО ВЫ ОТМЕТИЛИ ДЛЯ СЕБЯ ПОЛЕЗНОГО В МАСТЕРСТВЕ ОЧЕРКИСТА? КАКИЕ ДАДИМ ДРУГ ДРУГУ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА?

Исходя из мысли эпиграфа к нашему уроку, хотелось бы отметить, что автор очерка Татьяна Латышева – творческий человек и талантливый  очеркист, т.к. сумела глубоко проникнуть в психологию своего героя.

Приложение 1

Написание портретного очерка требует хорошего знания того человека, о котором пишешь

Пишущий должен иметь собственное мнение о том, кому посвящается очерк, тщательно отбирать языковые средства

Во время сбора и записей материала нужно обращать внимание на детали внешнего облика

Создавая словесный портрет, важно найти, заметить что-то особенное и выразительно об этом рассказать

Кроме внешнего портрета нужно нарисовать портрет внутренний,  дать его психологический анализ, рассказать о чертах характера этого человека ( См. эпиграф)

Создавая портрет, важно подобрать к нему «рамку», т.е. придумать оригинальные начало и конец очерка, которые позволят заинтересовать читателя, не ослабят интерес до конца прочтения.

СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ.

Как вы думаете, зачем я попросила вас принести в школу портреты ваших мам, бабушек? – будем создавать портретные очерки, готовимся ко Дню мамы 28 ноября.

У Владимира  Павловича есть замечательная миниатюра,  чтение которой непременно создаёт определённый настрой, формирует эмоциональное состояние. Чтение миниатюры «Матрёшка» Приложение 3

Прокомментируйте, пожалуйста, заключительные слова миниатюры: «Какая мудрая игрушка! В ней и доля наша женская и бессмертие».

Как  можно было бы начать очерк о маме? По-моему, вполне уместно будет использовать слова, подаренные героем нашего урока, «А ещё жизнь прекрасна тем, что есть …МАМА!»

ОБСУЖДЕНИЕ  Д/З. §7 , №114 – 1 вариант: написание портретного очерка или портретной зарисовки о маме; 2 вариант: написать лирическую миниатюру в подражание В. П. Деткова. Тема «МАМА, МАМИНА ДУША».

РЕФЛЕКСИЯ

Выберите одну из красок радуги для цветовой характеристики вашего душевного состояния на уроке

Охарактеризуйте одним словом центральную тему урока

Какой урок  жизни вы получили сегодня кроме программного РР? Урок чего?

СПАСИБО ЗА УРОК!


Приложение 1

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА

Написание портретного очерка требует хорошего знания того человека, о котором пишешь

Пишущий должен иметь собственное мнение о том, кому посвящается очерк, тщательно отбирать языковые средства

Во время сбора и записей материала нужно обращать внимание на детали внешнего облика

Создавая словесный портрет, важно найти, заметить что-то особенное и выразительно об этом рассказать

Кроме внешнего портрета нужно нарисовать портрет внутренний,  дать его психологический анализ, рассказать о чертах характера этого человека

Создавая портрет, важно подобрать к нему «рамку», т.е. придумать оригинальные начало и конец очерка, которые позволят заинтересовать читателя, не ослабят интерес до конца прочтения.


Приложение 2

Газета «Городские известия»

«А еще жизнь прекрасна тем, что ... есть Детков!»

«Сегодня к нам на комитет придет Лучший Мужчина СССР», — объявила старшая вожатая Варвара Пашкова, и человек со столь многообещающим титулом нас не разочаровал. Он был остроумен, обаятелен и, что весьма немаловажно для 15-17- летних, просто невероятно хорош собой.

«Ах, Владимир Палыч,

Владимир Палыч!

На земле вот таких уж

почти не осталось!..»

Эти незатейливые строчки относятся к тем самым временам моего далекого зеленого тинейджерства — отрывок из «Дедактической поэмы», в скобках — «для обученья и отученья юных дев»...

Его книги, его миниатюры – каждая – квинтэссенция жизни, философская мудрость и одновременно свежий, порой, наивный взгляд ребенка.

А его подвижническая деятельность на посту ответственного секретаря Курского отделения Союза писателей России — больше двадцати лет!.. В самые трудные годы ему удалось сохранить организацию. Он жил проблемами этих разных, сложных, как все творческое, людей, и это практически на общественных началах, если иметь в виду финансовую сторону. Эта работа отнимала у него львиную долю его собственного писательского времени. Он многое сделал для увековечивания памяти Константина Воробьева и Евгения Носова и трепетно опекал Мастера при жизни. Он не только выбивал для курских писателей крышу над головой и издание их книг — он всегда был рядом.

Очень характерный пример... Писателю Александру Балашову предстоит серьезная операция на сердце в московской клинике. Его телефон не умолкает — звонят из Курска, Курчатова, Железногорска, Орла, Белгорода. Он подсчитал: 63 звонка! Соседи по палате в изумлении: что за важная птица с ними рядом? А это просто Детков, поддерживая боевой дух коллеги, обзвонил всех кого можно и организовал эти звонки. И помогло! Больной встал на ноги в рекордно короткие сроки.

И журналист Владислав Павленко вспоминает похожую ситуацию. Лежит себе в московской больнице один-одинешенек, на душе тоска, и тут вдруг стали к нему наведываться одна за другой незнакомые симпатичные московские барышни. Потом выясняется: дедовских рук дело.

А его знаменитый портфель, о котором так замечательно написала поэтесса Валентина Коркина! В нем – все для всех на разные случаи жизни и еще много «утешительных призов». Пришла, к примеру, девушка на работу грустная, все из рук валится. Вышла из кабинета на минутку, вернулась, на столе — большое румяное яблоко, шоколадка, желтый одуванчик или ветка рябины...

Он поставил на ноги рано оставшихся без матери сына и дочь, и урожай получился щедрым. Прошедший огонь всех возможных горячих точек, внук боевого офицера и сам боевой офицер, полковник Владимир Владимирович Детков — сын и прекрасная дочь Наташа, трое внуков — все нежно любят своего отца и деда.

У него огромное количество друзей и единомышленников. Его последняя книга «Зерна истины» получилась книгой прощания. Знал ли, предчувствовал Владимир Павлович это? К каждой миниатюре — посвящение. Всем сестрам — по серьгам, всем дорогим спутникам жизни.

По диплому Детков — агроном (Литинститут имени Горького окончил уже в зрелом возрасте), по жизни — журналист, писатель и педагог.

Он был веселый, озорной, несуетливый, очень спортивный. В волейбол играл, как бог. И плавал он тоже, как бог, вернее, как человек-амфибия. На съемках фильма по его повести «Люблю. Жду. Лена» (режиссер и исполнитель главной роли Сергей Никоненко) Дед постоянно изумлял съемочную группу. Как-то нырнул в Днепр и — тишина, и вот он появляется издали, чуть ли не с другого берега. А то еще прикалывался над молодежью. Затеяли они прыжки в длину. Всего три попытки. Две первые Дед в аутсайдерах, а на третьей так прыгнул, что аж на полметра перекрыл предыдущий рекорд.

Заядлый грибник, но машину за всю жизнь, бессеребренник, так и не завел, — сядет на автобус или электричку и потом часами ходит по лесу, наслаждаясь единением с природой.

Как-то в нем все органично сочеталось: христианство и эзотерика, гороскопы. Он был знатным кошководом, с увлечением пел комсомольские песни. Во время поездок или застолий Дед вдруг азартно запевал своим неповторимым баритоном «Комсомольцы-добровольцы» или «Забота наша такая»... Звоня по телефону, представлялся: «Владимир Детков. Советский Союз». И это все при том, что внешне он всегда был весьма «европеист», мачо — да и только. И в свои 70 он был так же строен, хлесток, подтянут, невероятно обаятелен. Ослепительная дедовская харизма — мягкость и мужественность одновременно — безотказно действовали не только на женщин. Большие начальники и писатели-классики тоже поддавались его обаянию. Так, по воспоминанию Михаила Еськова, Виктор Астафьев как-то искренне позавидовал Евгению Носову, что у него в Курске есть такая смена.

Детков всегда очень индивидуально подписывал свои книги, даря их на память, но часто эти посвящения, написанные красивым, четким, как у учительницы начальных классов, почерком, начинались со слов: «...А еще жизнь прекрасна тем, что...». Это название одной из его миниатюр. Прекрасна тем, что... «горит костер (камин, свеча)», «смеется женщина», «светит солнце»...

… А еще жизнь прекрасна тем, что есть Владимир Павлович Детков!

(По  воспоминаниям Татьяны ЛАТЫШЕВОЙ)

Приложение 3

Миниатюры В. П. Деткова

ИСТИНА

Однажды человек спросил у Бога: какие мысли, слова и чувства во мне Твои?

И Господь ответил: «Моими являются твои самые Высшие Мысли, твои самые Ясные Слова, твои самые Великие Чувства.


Всё, что меньше этого – из другого источника.

…Высшая Мысль – та, которая содержит радость!

…Самые Ясные Слова – те, что наполнены правдой… истинностью твоих ощущений…

…Самые Великие Чувства – те, которые ты называешь Любовью!»

2004 г.

МАТРЁШКА

Когда Маша была ещё дошкольницей, прабабушка Зина, мамина бабушка, подарила ей в день рождения ярко раскрашенных деревянных матрёшек. И не просто подарила, а целую семейную историю поведала, представляя каждую из пяти кукол.

— Эта вот, самая большая, я, твоя прабабка. Значит, Зиной назовём. Меня открываем — и на свет божий Варя появляется. Доченька моя, мама твоей мамы, твоя бабушка. Добрая работница была, на все руки легка и умела. Она и сейчас вон не угомонилась — и состряпать, и связать, и пошить. Вкусные бабушкины пироги?

— Вку-усные...

— Семерых на ноги подняла. Одна из них — мама твоя. Варю открываем — вот она, Алёна. Красавица, самая учёная у нас, самая городская. В колхозе ни дня не работала. Учительница. Городскому уму-разуму ребятишек учит, но деревню родную не забывает. Это хорошо.

— Маму Лену открываем, кто появится?

— Я!

— Верно... Смотри, какая ладная-нарядная. Марья-Царевна, да и только. Какой сарафанчик на тебе распрекрасный, какой платочек расписной...

— Бабуль, а где этот мой сарафанчик?

— Сошьет, сошьет тебе баба Варя точь-в-точь такой.

Рассматривая свою матрёшку, Маша встряхнула её. Внутри куколки что-то клокотнуло.

— А там кто?

— Не могу знать. Это уже твоя доченька.

— Откроем?

— Открывай...

Разломила Маша куколку, а из неё на скатерть стола выкатилась совсем махонькая неделяшка.

— Ой, какая капелька! — расстроганно воскликнула бабушка.— Мальчик-с-пальчик, а девочка с мизинчик. Как же ты её назовешь?

— Зиной, — не задумываясь ответила Маша, с пытливым любопытством вглядываясь в свою «доченьку».

Бабушка на это только охнула и заплакала.

— Не плачь, бабушка, я её любить буду. Я ей все-все свои игрушки подарю.

Прошли годы. Ушла на вечный покой прабабушка Зина. Выросла из кукол старшеклассница Маша. Вместе с ней выросла из игрушки и Матрёшка Зина со всем своим поимённым семейством. Стоит она на полке среди её любимых книг, как маленькая неоконченная повесть о жизни...

В школе Маша написала самое короткое сочинение на тему: «Кем ты хочешь стать?»

«Хочу стать обыкновенной Матрёшкой... Иметь дочку. От дочки — внучку. От внучки — правнучку...

Какая мудрая игрушка! В ней и доля наша женская и бессмертие.

Поглядела прабабушка на свою «капельку», правнучку, порадовалась — вон сколько жизни ещё впереди! — и закрыла глаза в последний раз успокоенно».

Учительница поставила за сочинение «пятёрку» и не стала зачитывать его вслух перед классом. Лишь когда возвращала тетрадь, не удержалась, притянула «Матрёшку» к себе и поцеловала в висок со словами «умница ты моя»...

Сегодня у нашей умницы уже две внучки и внук.

1980 г.

ИМЕЮЩИЙ ДУШУ — ДА УСЛЫШИТ

Есть в жизни мудрое правило, без которого людям, пожалуй, невозможно было бы понимать друг друга. Оно на внутренней вежливости основано и звучит приблизительно так:

«Не называй других глухими, если они не поняли сказанное тобой. Будь терпелив, повтори и проверь — ясно ли говоришь…

Не пеняй на других, если сам не расслышал, что они говорят. Проверь свой слух, заостри внимание, присмотрись-прислушайся…»

И как необходима эта внутренняя вежливость в минуты нашего общения с искусством. Она не позволит легко отступить до поспешного заключения: «Меня не тронуло, значит нет там ничего особенного…» Она остановит нас перед картиной, задержит над книгой и превратит в слух в потоке музыки…

Имеющий душу — да услышит!

Всем женщинам, кто чудо из чудес!

ЖЕНЩИНА

Женщина встретила светлым взглядом...

Женщина спешит на свидание...

Женщина смеётся...

Женщина щурится на Солнце...

Женщина бежит по лугу...

Женщина плывёт...

Женщина спит...

Женщина дышит в плечо...

Женщина открывает глаза...

Женщина кормит ребёнка...

Женщина слушает музыку...

Женщина принимает цветы...

Женщина в новом платье...

Женщина стоит на ветру...

…………………………………………………

Женщина!

Сколько праздников у мужчины!

1965 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 8 классе "Психологический портрет"

Репродукции произведений живописи, включенные в презентацию, помогут ученикам избежать типичную ошибку подмены описания повествованием....

урок развития речи в 9 классе "Портретный очерк"

Учащиеся изучают особенности жанра портретного очерка,  знакомятся с биографией Ю.А.Гагарина, художественным произведением о жизни космонавта "Маленькие рассказы о большой судьбе"...

Русский язык. Урок развития речи "Портретный очерк" 8 класс

Конспекта урока «Портретный очерк»Учитель Бабашева Т.А.Предмет Русский язык ( развитие речи)Класс 8Цель :   создание  условия для личной самореализации каждого обучающегося в проц...

Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

middot;         дать понятие о словесном портрете;·         повторить типы текстов, виды описаний, средства худо...

Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева"

Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева". Эта разработка поможет подготовить обучающихся с ОВЗ к ГИА....


 

Комментарии

Рагулина Лариса Владимировна

В основу материалов урока взяты портретный очерк курского писателя В. П. Деткова (автор Т. Латышева) и миниатюры писателя "Матрёшка", "Душа и руки", "Женщина"
Рагулина Лариса Владимировна

Урок был представлен учителем-модератором на стажировочной площадке "Духовно-нравственное развитие и воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности на основе регионального компонента"