Уроки развития речи по русскому языку как один из важных этапов в подготовке к ЕГЭ
статья по русскому языку (11 класс)

Юдина Наталья Анатольевна

Виды и формы работ при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки развития речи по русскому языку как один из важных этапов в подготовке к ЕГЭ

   Уверена, что каждый учитель-словесник ищет эффективные пути подготовки своих учеников к ЕГЭ. Старт данной подготовки - в среднем звене, где закладываются основные знания и умения, воспитываются такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, интерес к предмету и т.д.

   Развитие речи школьников я считаю важнейшей задачей обучения русскому языку и литературе. Перед собой я поставила одну из важнейших задач- это работа не только над обогащением словаря обучающихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода.

   В своей деятельности я использую различные формы работы по развитию речи школьников:

   Сочинения, где ребенок рассказывает о себе или о своих близких, описывает художественные памятники прошедших эпох, природу, ее различные уголки: сочинения по картине, сочинения публицистического характера; сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей; сочинения со сравнительной характеристикой персонажей, сочинения с грамматическими заданиями.

    Формой равноправного общения учителя и учеников является, на мой взгляд, и дискуссия, которая воспитывает у школьников культуру речевого общения во время спора ; формирует умение дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента.В качестве тем уроков-дискуссий использую следующие: «Односоставное или двусоставное?», «Это сложное предложение» (классификация сложных предложений в русском языке), «Сколько частей речи в русском языке?», «Свое и чужое в русском языке» (об отношении к заимствованиям), «Почему нужно учиться говорить правильно?», «Чистота речи- не однообразие ли это?» и т.п.

   Для работы над развитием речи я использую мини-изложения. У этого вида работы еще несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини- изложения, вместе с детьми разбираем то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. говорим о художественных средствах языка. Небольшие по объему изложения проверяю в классе, прочитав несколько вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки. За эту работу оценки не ставлю, по той причине, что ученики 5-6 класса еще не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут «скованы» в высказывании своих мыслей.

   Для развития речи учащихся я использую и сочинения- миниатюры, которые развивают образное мышление ребенка. Например, на уроке русского языка в 5 классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Поставила задачу для учеников- создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, щалуньи. Работа интересная, хотя для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем сочинения с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочеты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома. Параллельно знакомлю ребят с эпитетом как выразительным средством.

   Считаю, что самыми эффективными и интересными являются уроки- исследования.

   Исследовательский урок- это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока- использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

   Уже в самом названии «урок- исследование» усматривается основная проблема исследования языкового материала на основе текстов разных типов. На таких уроках я использую для анализа художественные тексты разных авторов, но объединенные одной общей темой. В ходе исследования предлагаю план для анализа. Работу осуществляю или в группах. Или индивидуально. С этой цель. Размноженный текст получает каждый ученик. Иногда предлагаю и такой вид работы, при котором ученики записывают индивидуально текст по памяти, предварительно выучив его наизусть. Такие уроки очень эффективны, так как каждый ребенок имеет возможность показать и применить свои знания, обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы, вырабатывается привычный для исследования темп работы, что дает мне возможность контролировать работу поэтапно. Более сильные ученики получают дополнительное задание, а остальные заканчивают выполнять ранее полученное задание. На таком уровне перед учителем и учениками возникает задача: исследовать язык художественного текста «под лингвистическим микроскопом»  вместе с тем не лишать художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Уроки- исследования включают ребят в групповую исследовательскую работу, в которой происходит восстановление и закрепление знаний.

   В основе данного урока- организация практического исследования проблемы и поставленной задачи. Вопросы для изучения подбирала я, а ученики сами вели поиск решения проблемы, обменивались мнениями, экспериментировали, приходя к правильному ответу.

   Также в свои уроки русского языка я ввожу дидактические игры. Они развивают память и речь обучающихся, внимание, сообразительность, общий кругозор, а также делают уроки занимательными и интересными. Вот несколько вариантов дидактических игр и упражнений. Игра «Эрудит», где нужно по толкованию лексического значения слова угадать само слово, объяснить разницу в значении слов (паронимы приводятся как примеры).  Игра «Бумеранг», в которой предлагается продолжить ряд прилагательных, описывая один из предметов. Игра «Переводчик», где нужно заменить все слова в предложении синонимами.

   В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником учебного процесса. Сотрудничество осуществляется через диалог, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все ее участники.

   Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной- это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках русского языка и литературы, важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной- это могут быть записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Урок развития речи по русскому языку для подготовки к экзамену по ОГЭ

- Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства. Наш мир огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, ...

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе: «Эффективная система работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ(ЕГЭ)».

Цель: Развитие способности использовать навыки чтения и письма в работе над текстом при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждения в выпускных классах.Задача: Формирование специальных читател...