Урок развития речи по русскому языку для подготовки к экзамену по ОГЭ
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Дмитриева Татьяна Ивановна

- Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства. Наш мир огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие. Главная задача для каждого из вас не по-теряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь. И как важно, чтобы в своих жизненных поисках, когда будут терзать какие-то сомнения, вы обращались к книгам, к писателям. Тема нашего урока: «Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека». (Тему дети записывают в тетрадь, читают и объясняют смысл эпиграфа.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kusaka.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №150 имени Героя Советского союза В.И.Чудайкина

Городского округа Самара.

Урок развития речи

по русскому языку в 9 классе

по подготовке к ОГЭ

Составила: Учитель русского языка и

Литературы Дмитриева Т.И.

Самара, 2016 г.

Конспект урока

«Л.Н.Андреев «Кусака»». Сострадание и бессердечие как критерий                                          нравственности человека. 7-й класс

Вид: рассказ учителя, беседа.

Цели урока:

  • Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев.
  • Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды.

Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный

Оборудование: художественный текст рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»;

Презентация на мультимедийной установке, выставка книг, толковые словари.

   … Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу.

Альберт Швейцер.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

- Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства. Наш мир огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие. Главная задача для каждого из вас не по-теряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь. И как важно, чтобы в своих жизненных поисках, когда будут терзать какие-то сомнения, вы обращались к книгам, к писателям. Тема нашего урока: «Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека». (Тему дети записывают в тетрадь, читают и объясняют смысл эпиграфа.)

Слайд 2

  1. Постановка целей урока

(Вместе с учащимися формулируем цели урока.)

Слайд 3

  1. Слово о писателе.

Слайд 4

Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку».

В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году.

Слайд 5

В 26 лет окончил юридический факультет Московского университета. Андреев собирался спать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник».

Слайд 6

Первый рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), напечатанный в «Курьере», понравился читателям и привел в восторг Горького.

В 1904 году, в период начала русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех». Безумие войны выражено символическом образе Красного смеха. Во время революции 1905 года Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером.

Его сомнения отразились в его творчестве – пьеса «К звездам», рассказ «Так было»

Слайд 7

  1. Работа с выставкой книг

- Теме «Животные и люди» посвящены многие произведения русской литературы. Назовите, какие произведения, посвященные собаке, вы читали?

- Все названные вами произведения и книги, подобранные на выставку, посвящены одной теме и объединены общей идеей. Какой?

- Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)

- Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и туже душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безразличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Слайд 8

  1. Словарная работа

- В теме нашего урока звучат слова: сострадание, бессердечие, нравственность. Что они означают? (Дети дают определения сами, а потом зачитывают по толковому словарю.)

Слайд 9

  1. Анализ произведения

- Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его можно определить?

- Какова тема рассказа? (Тему определяет заголовок рассказа: история взаимоотношения собаки и людей. Кусака – имя, данное собаке людьми.)

- Близка ли эта тема вам?

- Есть ли у вас собака, за что вы ее любите? Смогли бы вы ее обмануть, предать?

- Какова композиция рассказа «Кусака»? (Кольцевая, первая и пятая части перекликаются между собой.)

- Как можно озаглавить каждую из частей рассказа? (Вместе с учениками составляет план).

Слайд 10

  1. Работа над первой частью рассказа.

- Кто главный герой рассказа?

- Всегда ли ее так звали?

- Какой предстает Кусака в начале рассказа?

- Какое ключевое слово выражает отношение между собакой и человеком?

Слайд 11

- Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа? (Показ жестокости, бесчеловечности людей.)

- Как к ней относились дети, взрослые? (Зачитываем из текста)

- Как появляется человек в 1 части и как «уходит»? (Ребята пересказывают этот эпизод.)

- Почему писатель о нем говорит?

- В чем здесь сходство человека и собаки? (зачитываем из текста).

- Какие слова хочется взять в кавычки, кажется, что они употреблены в переносном значении? Почему? (Добрые люди)

- Чем заканчивается первая часть? (Описание пейзажа зачитываем из текста).

- Какое настроение он у вас вызывает?

- Как описание природы перекликается с описание Кусаки в первой части? (Зимний пейзаж усиливает чувство одиночества, тоски, неприкаянной, но он не совсем мрачный, в нем есть свет.)

2. Работа над второй частью рассказа

- Выделите пейзаж из второй части рассказа. (Зачитываем из текста.)

- Какое настроение он вызывает?

- Почему Кусака боялась людей?

- Почему она полюбила Лелю?

- Какие слова становятся ключевыми и вытесняют из души собаки злобу? (Зачитываем из текста эпизод, в котором Кусака доверяется людям.)

3. Работа над третьей частью рассказа.

- Какой теперь мы видим Кусаку? (Записываем в правую сторону тетради словесный ряд: всей….душой расцвела; было имя, стремглав неслась, изменилась; длинная шерсть… стала лосниться, как атлас; выбегала, важно осматривала).

Слайд 11

- Почему у Кусаки не «выпарился» да конца страх, почему она «ждала побоев»?

4. Работа над четвертой частью рассказа.

        - Какое настроение создает описание пейзажа в начале четвертой части? (Зачитываем из текста.)

- Сопоставьте эти строки и заключительный пейзаж в первой части. (Сейчас огни гаснут, наступает темнота, предчувствие беды.)

-Почему Кусаку не взяли в город?

- Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?

- Как прощается Леля с Кусакой?

- Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)

- Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

5. Работа на пятой частью рассказа.

(Читаем вслух пятую часть рассказа.)

- Почему собака выла?

- Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковые ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательское.)

- Мы отменили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «… свет долго еще боролся с тьмою …, но скоро уступил и он».

- О чем хотел сказать нам автор в рассказе?

- Одобряет или осуждает он поступок Леди?

Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.

  1. Заключение

(Вместе с учениками подводим итог урока.)

- На этом уроке вы познакомились с писателем Леонидом Андреевым и его рассказом «Кусака». Вы узнали:

- некоторые факты из жизни и литературной деятельности Л.Н.Андреева;

-  определили жанр произведения и дали его понятие;

- провели анализ рассказа «Кусака»;

- выявили идею, которая заложена в этом произведении.

IX. Домашнее задание

Слайд 12

Написать рассказ «Мой друг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи русский язык (2 класс)

Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предлож...

Урок развития речи. Русский язык 7 класс.

Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова....

работа с текстом на уроках русского языка при подготовке к экзамену

В качестве образца для подготовки к экзамену можно воспользоваться данным текстом и заданиями к нему....

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....