Эффективные приемы и методы обучения русскому языку и литературе
методическая разработка по русскому языку по теме

Сафаргалиева Гульнара Адыгамовна

Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями – словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литературоведение не должны отрываться друг от друга. Удовлетворяет ли нас уровень литературного образования наших учеников, их грамотность, их устная речь? Конечно, нет, ибо не всегда мы учим чувствовать слово, видеть и понимать его смысл, стилистическую роль, богатейшие возможности. Для учителей словесников главная из межпредметных связей – связь русского языка и литературы, та глубинная связь, когда знания по русскому языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка. Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время  требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова – писателей и поэтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сафаргалиева Г.А., учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 3 п. Советский»

Эффективные приемы и методы

обучения русскому языку и литературе

Изменение в социальной жизни нашего народа привели к принципиальным изменениям школьной и вузовской систем образования в России. Это коснулось как общего характера и конкретного содержания, так и организационно — педагогической структуры.

Появление рядом со средней общеобразовательной школой учебных заведений различного типа и вида, в том числе и с гуманитарным направлением (гимназии, лицеи, колледжи, академии), требуют совершенствования основной формы учебной деятельности – урока, чтобы учащиеся, обучающиеся в периферийном образовательном учреждении, были конкурентоспособными.

«Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из учеников.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…

Учитель – мастер, виртуоз, он как по нотам играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.

Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть не мало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя – тремя «секретами».

Приемы педагогической техники  - это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему»[1].

 Можно выделить пять основных принципов педагогической техники:

Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Например, «Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любых из них; у Лысенкова дети сами выбирают, какие трудные слова, учительница должна выписать на доске». Количество примеров неограниченно.

«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю историю, литературу», - звучит из уст успешного выпускника школы. Досадно. Досадно то, что выпускник не знает главного: Он не знает, чего не знает. Поэтому второй принцип открытости - не только давать знания – но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» - говорил академик Александр Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Третий принцип -  принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества бензина в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их  заинтересованности, уровень понимания…

Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с возможностями школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность  и сами захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда сами обучают друг друга.

 «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря  ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки». Приемы педагогической техники – это сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

 Эти главные принципы являются  основой для приемов педагогической техники на любых предметах. Какие же приемы можно использовать на уроках русского языка и литературы?

Организация урока предполагает различные этапы. Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. Поэтому я выделила следующие приемы:

Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:

Привлекательная цель

Удивляй! (Тема «Корень слова». Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)

Отсроченная отгадка

Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.)

Практичность теории (жизненная история, подтверждающая важность умения)

Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается школьникам задать дораскрывающие ее вопросы)

Вопрос к тексту

Повторение изученных ранее тем.

Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)

Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме «Имя существительное».)

Игра «Ромашка» (ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме)

Пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведений; Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?)

Домашнее задание

Три уровня домашнего задания (обязательный минимум, тренировочный, творческий.)

Задание массивом (задается большое количество слов по теме «Орфоэпия», к каждому уроку ребята заучивают слова, 10 слов – «отлично», 5 – 10  «хорошо»)

Необычность обычного – прием подачи домашнего задания.

   .делать француз.кий р.стение ука.ка немец.ий выр.щенный. ученики должны выписать только пропущенные буквы. Домашнее задание  сочинить сказку на определенное правило.

Коллективная учебная деятельность

Организация работы в группах

Лови ошибку (ученики получают серию цитат со ссылкой  на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.)

Пресс – конференция и вопрос к тексту.

Своя опора

Мозговой штурм (предложите идею оригинального памятника Мцыри. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).

Игровая учебная деятельность

Игры – тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…                

        (Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте)

        Ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можете ли вы по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, главное и придаточное)

Игры в случайность  (игра «Что? Где? Когда?», «Ромашка»)

Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо «почувствовать» пьесу и всех героев.

«Да» и «Нет» говорите. (Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? – Коробочка из «Мертвых душ». Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? – Ломоносов.)

Приемы устного опроса

Базовый лист контроля (тетрадь, в которой фиксируется усвоение  материала по темам, дата опроса, оценка.)

Программный опрос – ученик выбирает один ответ из нескольких предложенных. Этот прием позволяет готовить учеников к ЕГЭ.

Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.

Резюме – ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю.  Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам года. (Что нравится на уроках? Что не нравиться на уроках? Что мешает учиться? и другие вопросы. Поставь себе отметку по 10 балльной системе. Обоснуй ее. Оценка учителю.)

Конструктор урока. Знание приемов педагогической техники не будут  иметь должного эффекта, если они не будут использоваться в системе. Поэтому можно облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для «сборки уроков», что поможет разнообразить уроки.

Этапы урока

1

2

3

4

5

….

Начало урока

Простой опрос по базовым вопросам

«Да –нет»

Фантастическая добавка

Взаимоопрос

Театрализация

Обсуждение выполнения домашнего задания

Объяснение нового материала

Привлекательная цель

Удивляй!

Практичность теории

Доклад

Проблемный диалог

Лови ошибку!

Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку!

Пресс – конференция

Игра – тренинг

Взаимоопрос

Деловая игра «Компетентность»

Повторение

Своя опора

Повторяем с контролем

Свои примеры

Пересечение тем

Игра в случайность

Показательный ответ

Контроль

«Светофор»

Опрос по цепочке

Программируемый опрос

Обычная контрольная работа

Выборочный контроль

Блиц - контрольная

Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Необычность обычного

Творчество работает на будущее

Индивидуальное задание

Конец урока

Опрос - итог

Отсроченная отгадка

Роль «подводящий итог»

Роль «Психолог»

8. Планирование уроков русского языка и литературы – это один из главных приемов, используемых мною в работе.

Определяющим условием становления опыта является стремление педагогического сообщества к совершенствованию образовательного процесса в школе. Научные  исследования педагогов, психологов, социологов за последнее десятилетие показали, что уровень воспитанности учащихся низок, а вместе с этим снизился интерес к школьным предметам, в том числе к русскому языку. В связи с этим актуализируются вопросы воспитания на уроках. Необходимо изменить соотношение между обучением и воспитанием. В наше время воспитание подрастающих поколений  должно стать главным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение школы в воспитывающую. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал  В.А.Сухомлинский: « Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».

Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями – словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литературоведение не должны отрываться друг от друга. Удовлетворяет ли нас уровень литературного образования наших учеников, их грамотность, их устная речь? Конечно, нет, ибо не всегда мы учим чувствовать слово, видеть и понимать его смысл, стилистическую роль, богатейшие возможности. Для учителей словесников главная из межпредметных связей – связь русского языка и литературы, та глубинная связь, когда знания по русскому языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка.

Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время  требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова – писателей и поэтов. Поэтому я составляю свое тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи русского языка и литературы, которое позволяет добиваться положительных результатов.


п/п

Дата

Факт

Тема урока

(русский язык)

ЕГЭ

Повторить


п/п

Дата

Факт

Тема урока

(литература)

Теория

Наизусть

Творческие задания

Основные приемы интеграции уроков русского языка и литературы заключается в следующем:

Уроки русского языка строятся на материале художественных текстов изучаемых произведений или литературно – критических статей о творчестве писателей (в качестве дидактического, раздаточного материала, контрольного диктанта, изложения). Например, в 8 классе на уроке русского языка по теме «Обобщающий урок «Односоставные предложения» используется текст Н.Карамзина «Бедная Лиза» и др.

На уроках литературы анализируется язык художественных произведений (лексика, синтаксис, изобразительно – выразительные средства)

Эти приемы не новы, но, используя их в системе, можно добиться определенных результатов. От отношения к учителю, от отношения к предмету – зависит успех ребенка в обучении.

Общие принципы работы учителя русского языка и литературы в свете вышеизложенного сводится к следующему:

- самое пристальное внимание – художественному слову,

- от слова к словосочетанию, от словосочетания – к предложению, от предложения к тексту.

Результатом своей деятельности считаю Качество обученности детей, их достижения на различных конкурсах. Одобрение моей работы на уровне республиканских и российских конкурсов

Спасибо за внимание!

Теоретическая база опыта

         Использование художественного текста на уроках русского языка является формой обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития. Такая работа  рассматривалась в трудах методистов, учитывающих воспитательные возможности текста.

Процессы обучения, воспитания  и образования неразрывно связаны, взаимопроникают и накладываются друг на друга. В.А.Сухомлинский пришел к весьма важному выводу: человек может располагать знаниями, уметь работать, но быть недостаточно воспитанным, неполноценным гражданином. При этом он считал, что, « чем  шире круг теоретических знаний, которыми овладевает молодое поколение, чем более всеобщий характер приобретает высокий уровень его образованности, тем острее, очевиднее становиться необходимость специфической воспитательной работы»¹.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему. Призыв Януша Корчака надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира – познания умом и сердцем. Нужно помнить, что ученик – это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений.

Урок – важнейшая организационная форма процесса познания мира учащихся. От того,  как дети познают мир, какие убеждения формируются у них, зависит весь строй их духовной жизни.

А.Д.Дейкина на примере уроков русского языка различного типа рассматривает некоторые аспекты проблемы обучения и воспитания. Она считает, что умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения, а «важнейший капитал нации», по словам Н.Г.Чернышевского, - « нравственные качества народа». А.Д.Дейкина показывает, как, привлекая специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, можно побуждать  учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.   «Есть   много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное», - писал В.Г.Белинский.

Содержание работы, направленной на патриотическое воспитание учащихся, и основные методические пути его раскрытия рассмотрены М.Т.Барановым, Г.К.Лидман-Орловой, Е.И.Ильиной, Т.А.Ладыженской, которые считают, что в систему формирования патриотического чувства учащихся большое значение имеют уроки русского языка и русской речи. Совершенствование речи школьников тесно связано с развитием их личности.

Использование художественного текста на уроках русского языка может стать и при интеграции школьных предметов «русский язык» и «литература» в общем курсе «Русская словесность». Необходимость такого курса вызывается в первую очередь неудовлетворительным состоянием филологического образования вступающего во взрослую жизнь молодого поколения, что непосредственно связано с имеющим время серьезными просчетами и недостатками в методике преподавания и самих курсах русского языка и литературы. Немалую роль в этом играют также «образовательно — воспитательные ножницы» между школой и средствами массовой информации, отсутствие законодательно закрепленной продуманной политики по поддержке и развитию русского языка, государственной заботы о культуре и экологии нашей речи, а также введение тестового контроля (ЕГЭ). Все это делает невозможным добиться нужных результатов — выработки у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции, формирование русского национального самосознания и духовного здоровья. Это подтолкнуло ученых — лингвистов к созданию различных интегрированных курсов русской словесности. Свое конкретное воплощение такие попытки получили в ряде опубликованных программ: например, Горшков А.И «Основы русской словесности» (10-IIкл.); Власенков А.И. «Интегрированный курс русского языка и литературы» (1-11кл.), Пахнова Т.М. «Русская словесность» (10-11кл.), Львова С.И. «Словесность» (7-9кл.), Альбеткова Р.И. «Русская словесность» (5-9кл.) и другие. В предлагаемых материалах немало интересного и нового, в них отражается по-хорошему настойчивое стремление сделать курсы русского языка и литературы более интересными и глубокими. Появление специальной литературы (книг, журналов) способствует тому, что курс «Русская словесность», хоть и осторожно, но внедряется в школьную практику. Возможности данного курса заинтересовали и меня.

Материалы по использованию художественных произведений на уроках русского языка можно встретить в трудах лингвистов — практиков Пахновой Т.М. «Комплексная работа с текстом». Егорова А. и Луховицкого А. «Художественный текст на уроке», Шапиро Н. А. «Учимся понимать и строить текст». Изучив опыт этих лингвистов, я стала включать подобные элементы в собственные уроки. Те тексты, которые опубликованы в методической литературе, чаще всего не связаны с курсом литературы в данном классе.

___________________________________________________    

 1   В.А.Сухомлинский.  Павлышская средняя школа.- М.,  - 1979

Новизна опыта

                 Новизна опыта состоит в  стремлении построить урок так, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием. Основное внимание уделяется работе со связным текстом, несущим  воспитательный заряд, способным  разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка. Использую программные художественные тексты. На основе текста предлагаю задания, обучающие и развивающие учеников.

                 Новизна опыта выражается в следующих положениях:

Строить педагогический процесс – педагогику обучения и воспитания – совместно со взрослеющими школьниками (реализация личностно – ориентированного подхода);

Пробуждать живой интерес к окружающим, способствовать накоплению положительного опыта эмоциональных впечатлений;

Расширять круг общения детей, предлагая те формы работы, при которых приобретается жизненный опыт и опыт активной деятельности;

Воспитывать на уроках русского языка словом, любая истина (философская, нравственная) может быть осознана посредством слова и высказана с его помощью, чтобы стать убеждением, а значит, частью взглядов личности;

В учебном процессе нельзя использовать морально устаревшую форму, нужно искать новые пути, способствующие активному воспитанию истинного гражданина.

                                                 


Технология опыта

Основная цель моей работы – создание необходимых условий для формирования индивидуальных особенностей личности.

Технология формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка опирается на следующие принципы:

единство обучения, воспитания и развития;

научность, системность и доступность;

сознательность и творческая активность учащихся;

наглядность;

прочность усвоения знаний и развитие нравственных качеств учащихся;

коллективность характера обучения и учет индивидуальных особенностей личности.

В процессе профессиональной деятельности использую элементы традиционной объяснительно – иллюстративной технологии обучения, технологии дифференцированного обучения, личностно – ориентированный, информационно – коммуникативные технологии

В своей работе я стараюсь чаще обращаться к программным произведениям:

1. классические образцы прививают любовь к слову, умение внимательно работать с текстом,

2. они создают естественные условия изучения правил по русскому языку (а ведь некоторые ученики считают, что наука сама по себе, а практика не имеет к ней отношения),

3. дают дополнительную возможность углубить восприятие материала по литературе.

Работу начинаю с составления календарно-тематического планирования. Оно выглядит таким образом: на одной стороне листа расположены темы уроков русского языка, на другой — темы уроков по литературе — это позволяет свободно включать элементы интегрирования. В плане по русскому языку указывается не только изучаемая тема, но и материалы для повторения, которые на протяжении года даются в определенной системе. По литературе отдельной графой записываются лингвистические термины, над которыми необходимо работать в рамках какого-то конкретного урока, и произведения, предназначенные для заучивания, а также планируется работа по развитию речи. В данный момент по литературе работаю по программе А.Г. Кутузова, в которой прослеживается жанровый подход к изучению литературы. Раздел «Лирика» изучается в определенный период (например, в 5-ом классе в конце 3-ей четверти), поэтому для развития внимания, памяти на уроках литературы использую лирические пятиминутки. Каждый месяц имеет свою тематику (например, в 5-ом классе: сентябрь — «Осенний листопад», октябрь — «Детство», ноябрь — «Братья наши меньшие», декабрь «Зимние таинства», январь — «Сами с усами» (по стихотворной рифме сочиняем сами), февраль — «Кем быть?» (стихотворения о профессиях), март — «Мамины глаза», апрель — «Весенняя капель», май — «Мой любимый поэт». Ребятам нравится, некоторые пытаются сами рифмовать по определенной тематике.

Существует несколько форм использования художественного текста на уроках русского языка. На уроках русского языка использую следующие элементы:

1. Художественный текст как дидактический материал для закрепления, контроля знаний, умений, навыков.

Карточка № 1

Задание: Прочитайте, графически обозначьте приставки.

Народ охает, дивуется: что за сильные богатыри появилися! Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистом полю; приступить к ним никто не решается, как поймать — никто не придумает. Сжавшись над хозяином Иваны солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом — жеребцы прибежали и стали на месте, словно вкопанные. («Дна Ивана солдатских сына»)

Возможные варианты заданий по данному отрывку:

- выделите предлоги

- обозначьте графически приставки и предлоги;

Усложненный вариант для более подготовленных детей:

- ответьте на вопрос: «Каким образом Иван солдатский сын оживил брата?». Графически обозначьте использованные приставки (1-вариант) и предлоги (2-вариант).

Последний вариант способствует развитию письменной речи.

2. Комплексная работа с текстом, которая обычно используется при повторении, закрепление знаний, а также удобна для контроля.

Карточка №1

Мы стояли в местечке***. Жизнь армейского офицера известна. Утром учение, манеж, обед у полкового к..мандира или в жидовском трактире. Вечером пунш(?) и карты. В*** (не) было (ни, не ) одного открытого дома, (ни. не) одной невесты: мы       соб..рались друг у друга, где кроме своих мундиров (не) видели (ни) чего.

1) С помощью каких синтаксических и лексических средств в одном предложении создается картина однообразной жизни армейского офицера?

2) Определите лексическое значение слов местечко, манеж, пунш. сравните с предложением: Он получил теплое местечко. Это омонимы или многозначное слово?

3) Известна3

4) Объясните правописание слов с пропусками, скобками.

2. Интерактивные диктанты.

    Вставьте, выбрав из предложенного списка, нужную букву, знак препинания, вариант слитного, раздельного или дефисного написания.

Был пр_крас_ный июльский день_ один из тех дней_ которые случаются только тогда_ когда погода уст_н_вилась на_долго. С самого ра_его утра небо ясно__ утре_яя з_ря не пылает пожаром_ она разл_вается кротким румянцем. Солнце__ не_огнистое, не_раскаленное_ как во время знойной засухи_ не тускло_багровое_ как перед бурей_ но светлое и приветно_лучезарное_ мирно в_плывает под узкой и длин_ой тучкой_ свежо просияет и п_грузится в лиловый ее туман. Верхний_ тонкий край р__тянутого облачка засв_ркает змейками; блеск их подобен блеску кова_ого с_ребра... Но вот опять хлынули играющие лучи_ и весело и величаво_ словно взлетая_ п_днимается могучее св_тило. Около п_лудня обыкновенно п_является множество круглых_ высоких облаков_ золотисто_серых_ с нежными_ белыми краями. Подобно островам_ разбросанным по бесконечно разлившейся реке_ обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы_ они почти н_трогаются с места; далее, к неб_склону, они сдвигаются_ теснятся, синевы между ними уже н_видать ; но сами они так_же лазурны_ как небо_ они все на_сквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет неб_склона_ легкий_ бледно_лиловый_ не изм_няется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет_ не густеет гроза; разве кое_где протянутся сверху вниз голубоватые полосы_ то се_т__ едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них_ черноватые и неопределенные_ как дым_ л_жатся розовыми клубами на_против заходящего солнца; на месте, где оно з_катилось так_же спокойно_ как спокойно взошло на небо_ алое сиянье стоит н__долгое время над пот_мневшей землей_ и_ тихо мигая_ как бережно несомая свечка_ з_теплится на нем вечерняя звезда.

Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир»

3.Уроки словесности (интегрированные уроки русского языка и литературы)

Основной акцент на уроках приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления, а также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

Преимущество интегрированных уроков заключаются в том, что они:

• способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

• в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

• не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой речи.

• интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Учащиеся не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении

Потребности в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

1. мир, окружающих детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.

3.форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображение, внимание, мышления, речи и памяти.

4.интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов.

5.интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты важные проблемы.

Закономерности интегрированного урока:

• Весь урок подчинен авторскому замыслу;

• Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

•Урок составляет единое целое, этапы урока это фрагменты целого;

• Этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;

• Отобранный для урока дидактический материал соответствует  замыслу;

Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных зачетов в одно общее; предупреждение недочетов.

На сегодняшний день курс «Русская словесность» не введен в школах нашего района, но каждый учитель может по возможности использовать методы, формы и приемы данного курса. Я думаю, что введение элементов интегрирования заинтересуют учащихся, приучат их к вдумчивому чтению.

Фрагмент  интегрированного урока

«Обломов – капитальная вещь, какой давно не было» (Л.Н.Толстой)

10 класс

I. Словарно—орфографическая работа (словарный диктант с заданием - образовать словосочетания с  данными словами в роли или главных, или зависимых слов):

Мировоззрение — (мировоззрение писателя формировать мировоззрение)

традиции — (следовать традиции, развивать традиции, традиции русской классики, трудовые традиции)

романтик —  (мечтательный романтик)

прогрессивный — (прогрессивный писатель)

мечтатель — (восторженный мечтатель)

творчество — (дух творчества, творчество поэта)

воображение — (богатое воображение, воображение художника)

иллюзии — (строить иллюзии, беспочвенные иллюзии)

замысел — (первоначальный замысел, изменение замысла)

2. Составим предложения по опорным словам.

Порядок таков: от слова — к словосочетанию, от словосочетания — к предложению, от предложения — к тексту на тему “Как Гончаров работал над романом «Обломов».

а) впечатления - картины - лица - судьбы - мысли

б) жизненные впечатления — картины (яркие) действительности — лица героев — судьбы героев — авторская мысль

в)         накапливались жизненные впечатления

                   составлялись картины действительности

вырисовывались лица героев выстраивались судьбы героев (их судьбы) формировалась авторская мысль

а) мир — замысел — слово

б) мир романа — творческий замысел — слово писателя

в) разрастался, поселялся мир будущего романа

творческий замысел приобретал законченный вид

замысел воплощался  в художественное слово.., и т.д.

З. А теперь обратимся к слову писателя. Напишем словарный диктант правописание неопределенных местоимений и наречий. (Дома учащиеся повторяли данную тему, выписывая из текса слова на данную орфограмму).

никому не изменяющий момент жизни

ничем не интересовался

ничего не совершил

ни с кем не хотел встречаться

 ничто не мешает думать лежа

никакого конкретного желания

ни у кого не бывал

 никто не знал и не видел

 ни о чем не тревожился

ни на что не понадобится

Это все о ком? (ответы учащихся) Конечно же, это о нем, об Илье Ильиче Обломове, главном герое романа. В этом романе перед нами история вполне “обыкновенная’ но очень печальная и не менее сложная. Попробуем в ней разобраться, используя и литературоведческий, и лингвистический анализ.

Знакомясь с Обломовым, мы сразу обратили внимание на халат и диван как непременные атрибуты его существования (кстати, сразу три слова, написание которых подлежит запоминанию).

Но если бы все свелось только к дивану и халату (а мы, только так и говорили об Обломове), то все было бы слишком просто, если не сказать упрощенно,

В свое время ведь говорил Пушкин о «вольности праздной» как о «подруге размышленья». («Деревня»),

И у Вяземского есть «Ода халату»:

«Как я в твоем уступчивом уборе

В движеньях был портного не рабом,

Так мысль моя носилась на просторе

С надеждою и памятью вдвоем».

Итак: мысль - надежда - память.

Очевидно, в халате привольно телу и душе, он олицетворяет личную независимость (вспомнить, кстати, почему Обломов ушел в отставку после двух лет службы). Вяземский противопоставил халат фраку и мундиру, и похоже, что для него быть в халате — это быть самим собой. Не то же ли самое и у Обломова? Сказал ведь ему Штольц: “Да ты поэт, Илья!”.

4. Откроем 6 главу романа И.А.Гончарова «Обломов»

Что же делал он дома? Читал? Писал? Учился?

…поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желания блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения пульса, сердца, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности.

Освободись от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире.

Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремления куда—то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц...

Сладкие слезы потекут по щекам его…

Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли, ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения, зажгут всю кровь в нем, задвигаются мускулы его, напрягутся жилы, намерения преображаются в стремления: он, движимый нравственною силою, в одну минуту быстро изменит две—три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и вдохновенно озирается кругом... Вот, вот стремление осуществится, обратится в подвиг... и тогда, господи! Как чудес, как благих последствий могли бы ожидать от такого высокоусмлия!

Отметим вот что: два ряда слов, такие разные по эмоциональному звучанию, значению, заложенному в них. В самом деле: с одной стороны — наслаждения высоких помыслов; горько плакал.., над бедствиями человечества; испытывал тоску, и стремление, и страдания, исполнялся к людскому пороку; желание указать... на язвы; загораются мысли, вырастают в намерения, которые преображаются в стремления...

Какой высокий порыв! Мысли — желания - намерения – стремления.

Но подвиг не состоялся. Что—то нам внушает недоверие, что царапает...

В самом деле, с другой стороны — страдания, но безвестные, безыменные; куда—то; вероятно, бывало; меняются две-три позы, герой привстает  на постели...

Сначала такое решительно ПРЕ: презрение, преображаются, а потом такое бессильное ПРИ: привстает на постели.

И, наконец, самое удивительное: вот, вот стремление осуществится. Не вот—вот, а вот, вот... И подвиг не состоялся. И снова «солнце… великолепно садящееся за чей—то... дом», и снова «солнце.. великолепно опускается за четырехэтажный дом». Вот и все. Теперь можно говорить не только о том, «что такое обломовщина», но и о том, кто такой Обломов. И еще о том, что роман Гончарова удивительно современен.

И нам обязательно надо осознать громадную ценность того духовного достояния, которое заключено и в герое, и во всяком человеке, и в нас и которое мы должны отыскать и развить в себе.


[1] А.Гин. Приемы педагогической техники»/издательство «Вита». – М. – 2004. – с.6.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование учебного материала

по русскому языку и литературе в 8ом классе.

Русский язык

Литература

Авторы учебника

С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко

А.Г. Кутузов

Количество уроков

136 часов (4 урока в неделю)

68 часов (2 урока в неделю)

Контрольных работ

Диктанты

6

Развитие речи

Изложения

2

Сочинения

3

3 классных (4 домашних)

Наизусть

10

Внеклассное чтение

4

№ п/п

Дата

Факт.

Тема урока

(русский язык)

Повторить

№ п/п

Дата

Факт. 

Тема урока

(литература)

Теория

Наизусть

Развитие речи, творч. р.

Функции русского языка

Введение. Понятие о традиции и новаторстве в литературе.

традиция

новаторство

Повторение. Разделы русского языка. Орфография.

Повторение. Фонетика. Орфография.








Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»

сказка

Повторение. Морфемика. Орфография.

Р/Р Дневник.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и опрекрасной царевне Лебеди»

Сравн. табл.

Повторение. Словообразование.

Орфография.

Повторение. Орфография.


Тест по изученным произведениям.

Повторение. Лексика и фразеология.

Диктант (остаточные знания)


Сказочные образы в современной сказке Ю.П. Кузнецова «Атомная сказка»

Повторение. Морфология.

Повторение. Морфология.


Народная игровая песня.

песня

Р/р Строение текста. Стили речи.

Комплексное повторение.


Городской романс.

романс

Комплексное повторение.

Р/р Изложение

«О милосердии» 


Использование жанра романса в литературе.

Написание изложения.

 Диктант по теме «Повторение»


Контрольная работа по игровым песням и романсам.



1 романс по выбору

Словосочетания.

Их строение и грамматическое значение.

 Тип речи

Словосочетания.

Их строение и грамматическое значение.

______4

______1


Контрольная работа по игровым песням и романсам.

духовная

литература

Связь слов в словосочетании.

пре – при

Связь слов в словосочетании.

не

не-

Духовная литература и ее традиции

духовная

литература

Связь слов в словосочетании.

Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения.

метафора

олицетворение сравнение

«Поучение Владимира Мономаха»

 «Письмо» Амвросия Оптинского»

письмо

Грамматическое значение предложения.

______4

Интонация предложения.

______4

Притча как жанр. Отличие притчи от басни.

притча

басня

Интонация предложения.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

инверсия

Философское значение притчевых произведений.

Письменная работа по современной притче.

Подлежащее

 -  =

______1

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

производные предлоги







Древнерусская литература.

 « Повесть временных лет»





повесть

Р/р  Сочинение по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии»

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

спряжение глаголов

«Слово о полку Игореве». Историческая основа и достоверность литературного произведения.

слово

Р/р Изложение с описанием местности.

Составное именное сказуемое.

не

не-

«Слово о полку Игореве» - чтение и комментарий.

Отрывок

Составное именное сказуемое.

не

не-

Р/р Сочинение на тему «Характеристика человека»

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

Тире между подлежащим и сказуемым.

пре – при

______1

Тире между подлежащим и сказуемым.

пре – при

местоимение3

Система образов «Слова о полку Игореве»

система образов

Р/р Изложение с элементами сочинения «Русский язык» (упр.178).

 Диктант.

Система образов «Слова о полку Игореве»

Дополнение.

______4

Определение

не

не-

Художественные достоинства «Слова о полку Игореве»


изобразительно  - выразительные средства языка

Р/р Изложение с элементами сочинения – рассуждения

Приложение

______4

Р/р Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве»

сочинение

Приложение

числительное3

Обстоятельство

______3

XVIII век. Особенности новой литературы.  Классицизм.

классицизм

Обстоятельство

- - =

Р/р Сочинение на тему «Одна из достопримечательностей нашего края» (упр.187)

М.В. Ломоносов. Лирика. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

ода

Отрывок  «…Науки юношей питает»

Контрольный диктант

Традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

эпизод

Основные группы односоставных предложений.

______2

Определенно – личные предложения

______2

Отражение просветительских идей в комедии  Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Определенно – личные предложения

______1

Неопределенно – личные предложения

ь– ъ

Способы создания комических характеров в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»

комическое

Неопределенно – личные предложения

ь– ъ

Безличные предложения

корни

Традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»»

дом. сочинение

Безличные предложения

корни

______2

Безличные предложения

корни

Г.Р. Державин. Философская лирика.

пафос

«Памятник»

Р/р Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Образ повествователя в повести.

сентиментализм

Назывные предложения

______4

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

З – С

«Бедная Лиза»

Н.М. Карамзина. Основа конфликта, характеры главных героев.

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

Контрольный диктант.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

путешествие

Неполные предложения.

З – С

Неполные предложения.

Правопис. приставок

Романтизм.

 А.С. Пушкин «Братья – разбойники»

романтизм

Р/р Изложение с элементами сочинения «На родине Ломоносова»

Вн. чт.

 А.С.Пушкин.    «Южные поэмы»

Понятие об однородных членах.

суффиксы

Однородные и неоднородные определения.

суффиксы

М.Ю. Лермонтов «Мцыри».  Литературный  конфликт в поэме. Тема свободы личности.

отрывок

Однородные и неоднородные определения.

______4

Однородные и неоднородные определения.

суффиксы

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Романтический характер

классное сочинение

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

союзы3

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

союзы3

словообразовательный разбор

Вн. чт.

 Д. Байрон.

 «Корсар».

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

частицы3

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

н - нн

Н.В. Гоголь «Портрет». Тема ответственности человека за свою судьбу. выбор человека в жизни.

деталь

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

н - нн

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

н - нн

Н.В. Гоголь «Портрет». Роль искусства в жизни общества.




письм. работа

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

н - нн

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

______4 словообразовательный разбор

Реализм в литературе

реализм

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».

ь– ъ

Закрепление темы «Однородные члены предложения».

ь– ъ


А.С.Пушкин.  «Повести Белкина»

 

Контрольный диктант.

Р/р  Работа над репродукцией картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг»

А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Образ повествователя.

Понятие об обособленных членах предложения

окончания,

суффиксы глаголов и их форм

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений

окончания,

суффиксы глаголов и их форм

Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель»

понятие «маленький человек»

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений

не

не-

причастие3

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений.

______4

О – Е

Вн. чт.

А.С. Пушкин.

 «Маленькие  трагедии»

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

не

не-

местоимение3

Обособление согласованных приложений.

не

не-

А.С. Пушкин

 «Моцарт и Сальери»

Обособление согласованных приложений.

______4

О – Е

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как

О – Е

А.С.Пушкин

 «Пиковая дама»

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как

Обобщение изученного по теме «Обособление определений и приложений»

словообразовательный разбор

А.Н.Островский «Снегурочка»

Р/р Сочинение – рассуждение на морально – этическую тему.

И.С.Тургенев.

«Бирюк». Народный характер  в рассказе.

эпизод

отрывок

письм. работа

Диктант.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.



деепричастие 3

Психологизм как средство раскрытия характера литературного героя.

психологизм в литературе

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

корни

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

корни

______4

Вн. чт. И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе»

1 стихотворение по выбору

Обобщение изученного по теме «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями».

корни

Обособленные обстоятельства, выраженные существительным с предлогом.

предлог3

Н.С. Лесков «Человек на часах»

Обособление уточняющих членов предложения.

сложные слова

Обособление уточняющих членов предложения.

сложные слова

Борьба чувства и  долга в литературном произведении

Обособление уточняющих членов предложения.

сложные слова



Урок – зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

Ф.И. Тютчев. Философские  мотивы в лирике.

импрессионизм

1 стихотворение по выбору

дом. восприятие, толкование и оценка

Контрольный диктант

Обращение и знаки препинания при нем

______4

Отличительные особенности литературы первой  половины XX века

направления в литературе XX века

Обращение и знаки препинания при нем

существительное3

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

наречия3

М. Горький  «Макар Чудра».

Новые герои.

Р/р Сочинение – рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения.

А.И.Куприн «Гамбринус». «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит»

эссе

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

наречия3

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

наречия3

А. Сент – Экзюпири «Маленький принц». Смысл и художественное своеобразие романтической повести – сказки.

дом. сочинение

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

прилагательное3

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

Н.С.Гумелев «Золотой рыцарь»

отзыв

Вставные конструкции

глагол3

Вставные конструкции

глагол3

А.И. Солженицын «Матренин двор».

Контрольный диктант.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

______2

Человек на войне. А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

отрывок

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

______2

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

______2

Характер Василия Теркина – традиции и новаторство.

Р/р Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых»

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

______4

В.М.Шукшин.

«Дядя Ермолай»

Цитаты и знаки препинания при них.

______4

Повторение. Разделы русского языка.

Вн.чт. В.М.Шукшин.

 Рассказы.



Рецензия

Повторение. Орфограммы в приставке.

Повторение. Орфограммы в корне.

Русская поэзия второй половины XX века. В.С. Высоцкий, Б.Ш.Окуджава. Н.М.Рубцов.



1 стихотворение по выбору

Повторение. Орфограммы в суффиксе и в окончании.

Повторение. Простое предложение.

Анализ стихотворения Н.Рубцова «Село стоит»

Сочинение по стихотворению «Видение на холмах»

Повторение. Пунктуация.

Повторение. Пунктуация.

Обобщающее итоговое сочинение  «Сквозь пространство и время» (Традиционные образы в литературе разных эпох)

сочинение

Итоговый контрольный диктант

Итоговый тест за курс 8 класса

Комплексное повторение.

Комплексное повторение.

Рекомендации для летнего чтения

Комплексное повторение.



Предварительный просмотр:

Конспект урока

по повести Л.Андреева "Иуда Искариот"

Цели:

обучающая: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; закрепление отличительных особенностей экспрессионизма как литературного направления; совершенствование навыков филологического анализа текста;

развивающая: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся к самообучению (групповые задания творческого характера);

воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу в работе над текстом; эстетическое восприятие урока (оформление доски).

Оборудование: портрет Л. Андреева, интерактивное оборудование, презентация к уроку.

Эпиграф урока:

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

Учеников злорадное глумление

И равнодушие толпы.

              А. Ахматова. 1915 г.

Ход урока.

Объявление темы урока.

Слово об Л.Андрееве (Люба)

Обмен впечатлениями среди учащихся по поводу сравнения евангельского текста с повестью Л. Андреева.

Выступление (соотнесение) с Евангельской тематикой.

Ученики отмечают отличия в содержании:

Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии, само же произведение потрясает и возмущает; у Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле, в Библии - “но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”;

в Библии ученики заступаются за Христа: “ Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” … Петр 3 раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью. Так в Библии. У Андреева же ученики – предатели;

и в Библии, и в повести Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея, но “он не столько заботился о нищих, но … был вор”;

у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане, главный герой Иуда;

общее в языке произведений:

                  притчи, христианские наставления;

                   цитаты из Библии в повести: “И к злодеям причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя  господне” (6 гл.);

часто предложения и в Библии, и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”;

в Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: “разостлали на земле плащи свои”, “приветствовал его народ”. Но в отличие от Библии, у Андреева много необычных образных сравнений;

Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова: “И тихо бия себя в грудь”, “И, внезапно сменив быстроту движений медленностью…”

Вывод: автор максимально сближает язык произведения с библейским, чтоб расположить к себе читателя, но нарушает сюжет: ученики Христа – трусы, предатели, а Иуда двуличный, непонятный, но умный.

Зачем писатель это делает? Какую мысль до нас хочет донести? На эти вопросы мы и постараемся ответить на нашем уроке.

IV Анализ повести “Иуда Искариот”.

Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда – герой и великомученик у М. Волошина, а в “биографии” Иуды, появившейся в средние века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести.

Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения.

Каким образом и что мы узнаем о нем?

Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”.

То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

Как реагирует природа на появление Иуды? Зачитать. 

Какие чувства вызывает описание природы? (Опять тревогу.) Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]).

В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.

Как же выглядит Иуда? Зачитать.

Что можно сказать о герое по его описанию внешности?

Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.

Какое чувство вызывает описание внешности?

Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты) и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды.

Как называется этот художественный прием у Л. Андреева? (Экспрессивная образность.)

Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.

А как называют героя в произведении? Кто?

Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение. Скажите, почему? ( В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства. Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.)

Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Разобраться в библейских понятиях нам поможет говорящий библейский справочник:

ТАТЬЯНА: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, Детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям.. 

А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.)

Почему же меняется отношение Иисуса к нему? Зачитать. Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.)

Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? Зачитать. 

Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?

Спасает жизнь Иисусу.

Чего ожидает Иуда за свой поступок?

Похвалы, благодарности.

А что получил?

Еще больший гнев Иисуса.

Почему?

Лгал.

А какова позиция Христа?

Говорить правду. вывод: сталкиваются два мировоззрения, в этом конфликт произведения, и он носит богоборческий характер.)

Вывод: автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность христианских воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают.

Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?

Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.

Но считает ли Иуда себя грешником?

Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

Что он задумал?

Предательство.

Как он себя ведет, посетив Анну?

Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает.

Как предает?

Целуя.

Почему целует?

Любит.

Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу.

Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.

Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса?

Нет.

А чего он хочет?

Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте фрагменты, подтверждающие это.)

Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию героя

Повторы событий и лексические повторы усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды тому, что делает народ, вызывает тревогу. Тягостное чувство ожидания передают многоточия. Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет Христа, и в нем все поет: “Осанна!” - и радуется, когда его теория подтвердилась: “Осанна!” Возгласы радости в восклицательных знаках, в оксюмороне “радостно одинокий”.

Иуда доказал теорию. Почему же он повесился?

Любил Христа, хотел быть с ним.

Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?

Обрекает себя на вечный позор.

Еще почему повесился?

Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Чтение эпиграфа к уроку.)

Какие обвинения он бросает в лицо Анне и ученикам? Приведите примеры.

Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это автор?

В словах автора: “Иуда хрипло спросил…”, “И Искариот громко заплакал”, “страшные слова, раздирающие горло”.

Волнение Иуды передается в знаках препинания (многоточия, восклицательные знаки, риторические вопросы); через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей; в антитезе: волнению Иуды противопоставлено равнодушие Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы заставляют возмущаться.

Как внешне преображается Иуда?

“…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего. Его прямоту и правду автор подчеркивает аллитерацией: [пр], [р].

Вы согласны с высказываниями Иуды?

Кто же Иуда: победитель или побежденный?

Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.

В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями.

Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.

Ваше отношение к Иуде.

Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.

Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное “чепухой”. 

Интерактивный диктант

Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться

открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А мы как думаем?

Многообразие цвета и его значение в повести.

Под небом вечным – вечная земля

С добром и злом, предательством, грехами.

Здесь люди грешные. И души их горя

В Аду потом, в огне бесстрастном полыхают.

Но все ж добро, свет, Рай сильней всего!

Там сном спокойным праведники спят.

А всем живым век помнить про того,

Кто был когда-то предан и распят.

Домашнее задание: анализ отрывка из повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Эффективное обучение на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ".

Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы....

Методы и приемы эффективной работы на уроках русского языка и литературы.

в статье приводятся некоторые приемы работы с учащимися КРо на уроках русского языка и литературы...

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему: Гендерное обучение. Методические приемы обучения мальчиков русскому языку и литературе.

Работа в классах, где обучаются только мальчики, побудила меня заинтересоваться специальной литературой по этой теме и искать новые формы работы на уроке и во внеурочное время....

Выступление на флэш-семинаре "Инновационные приемы на уроках русского языка и литературы"

Я - учитель русского языка и литературы. Мне повезло: ведь я занимаюсь любимым делом. Я люблю работать творчески. Мне нравится что-то искать, находить, открывать новое для себя, придумывать самой и уч...

ФГОС, методические приемы на уроках русского языка и литературы

Методические приемы на уроках русского языка и литературы...

Смысловое чтение как основа современного эффективного обучения на уроках русского языка и литературы.

Чтение играет важную роль в развитии ребенка, являясь основным из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Для этого ребенку недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, нео...