подготовка к ЕГЭ часть 2 (В)
тест по русскому языку (10 класс) по теме

Ивантеева Ирина Анатольевна

Задания В1 и В2, отработка навыков и умений. Работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v1.docx24.64 КБ
Файл v2.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Задания из сборника «Русский язык ЕГЭ выполнение части 2» Г.Т.Егораева

Укажите номера предложений, в которых есть указанные части речи, употребленные в роли существительных.

Будущее состояние деревни мало волновало Ивана Кузьмича.

Мое будущее обещало быть безоблачным.

Настоящее нас мало радует.

Тополя, окружающие дом, облетели и выглядели очень уныло.

Окружающие недоверчиво выслушали своего попутчика.

Младший был очень похож на своего отца.

Семеро одного не ждут.

Отдыхающие в тени деревьев курортники наслаждались запахами моря и соснового бора.

Твой вчера на школьной спартакиаде чемпионом.стал!

По дороге они встретили пьяного, который, поша-
тываясь, что-то бормотал.

Приговоренных к расстрелу выстроили в колонну, которую должны были охранять автоматчики с собаками.

Успокой плачущих, согрей обиженных — и твоя душа наполнится радостью.

Прошлые беды тревожили ее душу, мешали радоваться новому счастью.

К новенькому в классе быстро привыкли и полюбили его за доброту и чувство юмора.

Плавающие у берега лебеди совершенно не боялись людей.

Я не мог скрыть своего горького разочарования.

К тонущему кораблю со всех сторон спешили на помощь суда.

У тонущего оставалась одна надежда: его несло течением на отмель.

В лесу девчушки долго не могли найти троих телят, отбившихся от стада.

Один пашет, а семеро пляшут.

 Задание В1

(1)В эту ночь Ягнич впервые получил травму. (2)Ударом волны его бросило на палубу и прижато к тросам, и, когда к нему подбежали молодые моряки, он без их помощи даже не мог подняться. (З)Схватив под руки, оттащили его в лазарет, но и там старику не стало легче.

Стонал, чего от Ягнича никто еще никогда не слышал.

То была недобрая примета. (6)В ночь тяжкого испытания выведен из строя надежнейший мастер, единственный и незаменимый знаток парусного дела, тот, кто всех их, курсантов, обучает в рейсе, без кого они были бы просто беспомощны. (7)Промокший до последней нитки, корчился он от боли, хватался за живот. (8)Ягнич погибал. (9)Умирал мастер!

(10)Приступ ли аппендицита или что-то там еще приключилось, по только старика скрутило так, что кое-кто из курсантов совсем упал духом: крышка деду. (11)Смерть человека всегда пугает, а сейчас это было вовсе ужасно, ведь она подкрадывалась к Ягничу, который для юных мореходов был и наставником и отцом, воплощением незыблемости и главной духовной опорой; с его уходом парусник как бы лишался души. (12)Да еще в такой грозный час, в такую ревущую ночь!..

(13)А Ягнич, их мудрый наставник-психолог, даже мучаясь, погибая, думал о том, что могло происходить сейчас в неокрепших курсантских душах, что сталось бы с ними, ежели бы он вдруг так вот, по-глупому, взял да и отдал бы концы. (14)Нет, старый, ты не должен, не имеешь права покинуть сейчас свою вахту, оставить хлопцев на произвол судьбы!..

(15)        И, когда судовой врач предложил немедленную операцию, Ягнич торопливо прохрипел:

(16)        —Да, согласен!

(17)        Ягнич, который всю медицину считал сплошным обманом, сейчас добровольно и безропотно подставлял себя под нож. (18) Сначала врач велел привязать больного к койке, велел привязать и себя, иначе шторм помешал бы операции. (19)В другой раз Ягнич, конечно, ни за что не согласился бы на вмешательство в его могучее тело. (20)Но сейчас с покорностью ягненка лег под нож без всякого сопротивления, ибо так нужно было товариществу. (21) Речь шла не только ведь о его спасении...

(22)Под утро шквал пронесло, успокоившееся море осветилось солнцем. (23)Капитан снова облегченно вздохнул: люди живы, судно держится на воде, хотя и жалкий имеет вид после такой трепки... (24)Курсанты, когда врач наконец-то разрешил им навестить Ягнича, застали старика изможденным, но в уверенном состоянии духа.

— Теперь еще поживу, — сказал он.

Сами исхудавшие, измученные, измордованные схватками со стихией, ребята пытались шутить. (27)Но его занимало другое:

(28)— Как там наверху? (29)Как бизань? (30)А грот? (31)А фок? (32)Не разнесло?

— (ЗЗ)Там порядок. (34)Ну ты, дед, даешь! (35)Из потустороннего рейса вернулся. (З6) Вот за это любим и поздравляем!

И пытались уточнить:

— Откуда такая феноменальная жизнестойкость организма?

Ягнич, кажется, и сам не мог этого до конца объяснить.

— Сердце, видать, оказалось живучее, двужильное.

Ягнич признавался в этом смущенно, с виноватой улыбкой, будто испытывал неловкость, что такого переполоху наделал. (42)Сердце сердцем, но было ведь и другое! (43)Но не сознаваться же ему, что, может, только благодаря этим хлопцам и выжил, что не мог оставить их, желторотых, в такую тяжкую минуту.

(44)А сердце... (45)Оно знает, когда ему нужно быть неумирающим, двужильным!

(По О. Гончару)

1.  Из предложений 1—4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Из предложений 2—4 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Из предложений 3—4 выпишите слово(-а), образованностью) приставочным способом.

Укажите способ образования слова ИСПЫТАНИЯ из предложения 6.

Проверь себя

Из предложений 1-2 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочным способом.

Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Из предложений 10—11 выпишите слово, образованное путем сложения.

Из предложений 11-12 выпишите слово (-а), образованное (-ые) бессуффиксным способом.

Из предложений 13-14 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Из предложения 13 выпишите слово (-а), образованное (-ые) приставочным способом.

Из предложений 15—18 выпишите слово (-а), образованное (-ые) бессуффиксным способом.

Из предложений 17—19 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Из предложения 18 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочным способом.

Укажите способ образования слова ТОВАРИЩЕСТВА из предложения 20.

Из предложений 23-24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

Из предложений 37—40 выпишите слово(-а), образованное(-ые) путем сложения.

Из предложений 41—43 выпишите слово(-а), образованностью) бессуффиксным способом.

Укажите способ образования слова ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ в предложении 38.



Предварительный просмотр:

Задания из сборника «Русский язык ЕГЭ выполнение части 2» Г.Т.Егораева

Проверь себя

Укажите номера предложений, в которых нет частиц.

Мы прочитали все, что рекомендовал учитель.

А соловей все пел и пел...

Сам Пушкин благословил его талант!

Уж сколько раз твердили миру, что ложь гнусна....

Неужель огонечек в моем сердце потушишь?

Вряд ли догадывался несчастный о своей будущей горькой участи.

Говорил Иван просто и понятно.

Да они просто не подозревали своего друга в измене!

Разве вы не повторяете правила, готовясь к ЕГЭ?

Вот и закончился учебный год.

Солнце опускалось все ниже и ниже...

Душа хотела б быть звездой.

Под елкой, как раз в ее тени, ручей падает с уступа.

Думаю, дай войду к подчиненному. Ведь не прогонит же он меня.

Обидеть всех — этого и хотел разгневанный Андрей Петрович.

Идешь по лесу, и душа радуется.

Как взрослые, так и дети защищали Ленинград.

Она так и обомлела от его слов...

Мне просто хочется домой.

Один только Сергей не поддержал идею идти в горы без проводника.

Только снег да ветер, да степной туман...

Всюду, даже в оврагах, буйно цвели жарки — яркие вестники начала лета.

И все же мне хотелось бы повидаться с первой своей любовью.

Проверь себя

Укажите словосочетания с производными предлогами:

а)        говорить насчет поездки;

б)        уходил, благодаря за помощь;

в)        проехал мимо; •

г)        прыгать через лужи;

д)        опоздал по причине болезни;

е)        шел впереди;

ж)        накануне праздника;

з)        вдоль всей улицы.

Укажите предложения, в которых выделенные слово — предлог:

а)        Я шел, не смотря по сторонам.

б)        Несмотря на недомогание, Матрена пошла на работу.

в)        От берега навстречу каравелле бежали десятки маленьких радуг..

г)        На встречу с друзьями мы отправились заранее.

д)        Команда действовала согласно, дружно.

е)        Согласно решению судьи, матч был прерван.

ж)        Исключая Ваню из школы, мы надеялись, что он поймет: ничто не остается безнаказанным.

з)        Все, исключая Ольгу Васильевну, голосовали за это решение.

Укажите группу непроизводных предлогов:

а)        благодаря, вследствие, вблизи , перед, вокруг;

б)        согласно, через, навстречу, до, у, путем;

в)        через, перед, без, из-под, над;

г)        для, у, до, путем, при.

Проверь себя

В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союза?

а)        Я помню, что ты обещал мне в прошлом году.

б)        Преподобный Сергий Радонежский предсказывал, когда Русь освободится от монголо-татарского ига.

в)        Автор утверждает, что его герой — слепок с нынешнего молодого поколения.

г)        Сергей знал, как он объяснит свое отсутствие.

В каком случае придаточные предложения соединяются с главными при помощи союзов?

а)        Роман, о котором так много говорили, поступил в продажу и был раскуплен в считанные часы.

б)        Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения.

в)        Степан был оскорблен, ибо считал себя человеком порядочным.

г)        Тот герой, кто за Родину горой.

В каком случае слово чем является союзом?

а)        Как думаешь, чем кончится эта история?

б)        Он был хороший, честный, чистый человек, любивший ее, чем она гордилась.

в)        Москва показалась ему гораздо большим городом, чем он себе ее представлял.

г)        Он никак не мог понять, чем же Татьяна так зацепила его сердце.

В каком случае слово что является союзным словом?

а)        У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.

б)        И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.

в)        И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок.

г)        Никто не знал кругом, что жизни счет начнется с этой ночи.

В каком случае слово как является союзным словом?

а)        Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

б)        Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима.

в)        А вы на земле проживете, как черви слепые живут.

г)        Рассказать вам, как все это было?

В каких случаях слово когда является союзным словом?

а)        Онегин, помните ль тот час, когда в саду, в аллее
нас судьба свела...

б)        Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи.

в)        Никто не знал, когда начнется наступление.

г)        Когда возвращались домой, лошади вдруг встревоженно захрапели.

Прочитайте текст и выполните задания.        

(1)У нас в девятом классе был странный предмет . (2)Он назывался «машиноведение». (З)Это потому, что в школах тогда насаждалось «политехническое» образование. (4)Из всего курса я запомнил всего лишь два слова, хотя и, говорят, очень важных, — «допуск» и «посадка». (5)На этих уроках, проводимых два раза в неделю, мы занимались чем угодно, но только не поиском различий между допуском и посадкой. (6)А уж такие дикие слова, как, например, «станина», и вовсе пролетали со свистом мимо еще не увядших юных ушей.

(7)Учитель был довольно незлобивый, хотя иногда багровел и начинал на нас кричать. (8)Но его все равно не боялись.

(9) И имя-отчество было у него что-то вроде Ивана Моисеевича. (10)Кажется, именно так его и звали.

(11)И выглядел он довольно жалко: треснутые очки, перекрученный, всегда один и тот же галстук, короткие брюки.... (12)И говорил он довольно смешно. (13)Нас, например, приводило в исступленное состояние слово «отверствие». (14)А еще он говорил «шеШнадцать миллИметров».

(15)В общем, легко догадаться, что над ним издевались, или, как это называлось тогда на нашем поганом подростковом языке, «доводили». (16)Доводили мы его лучше всех со всей доступной нам изобретательностью. (17)Старались, например, с самым невинным видом задать такой вопрос «по теме», чтобы в ответе непременно прозвучало «шешнадцать». (18)Были у нас даже признанные специалисты в этой малопочтенной области.

(19)На его уроках в полный голос наглейшим образом разговаривали, пулялись жеваными промокашками, пускали под потолок бумажные самолетики, вальяжно фланировали по классу...(20)Как он все это выдерживал, до сих пор непонятно.

Иногда он на нас кричал, но сразу как-то смущенно спохватывался и говорил тихо, так тихо, что в нескончаемом кошачьем концерте это мог расслышать только я, все десять школьных лет просидевший по причине близорукости на первой парте: «Ребята, ну нельзя же так, ведите себя потише!»

Если я скажу, что при этих словах я начинал испытывать уколы совести или тем паче пресловутое «щекотание в носу», то мне скорее всего не поверят, и правильно 34

сделают. (23)Я, разумеется, и мысли не допускал, что можно и нужно быть не таким, как все. (24)Еще чего!

(25)«Шинель» уже была прочитана мною. (26)И что? (27)А ничего. (28)Все мы еще из нее не вышли. (29)И в общем-то не особенно и собирались из нее выходить. (ЗО)Для того чтобы научиться содрогаться от невероятного «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», мне понадобился не один год.

(31)Все это я пишу, если кто еще не понял, про Гоголя, про Николай Васильича. (32)И к этому мне добавить особенно нечего.

(33)А что наш непутевый Иван Моисеевич был однажды избит и ограблен, что с него было снято новое зимнее пальто, что он шел до дому пару километров по морозу в одном пиджачке, что он на месяц-полтора слег с воспалением легких и что, должен признаться, это обстоятельство несказанно повеселило и обрадовало наш чудесный 9-й «А», я вовсе не выдумываю. (34)Так и было...

(По Л. Рубинштейну)

Из предложений 5-6 выпишите все предлоги.

Из предложений 10-11 выпишите все частицы.

Из предложений 10—15 выпишите страдательные причастия прошедшего времени.

Из предложений 15—17 выпишите притяжательное(-ые) местоимение(-ия).

Из предложений 15—17 выпишите определительное(-ые) местоимение(-ия).

Из предложений 21—25 выпишите краткое причастие.

Из предложений 21—25 выпишите действительное причастие прошедшего времени.

Из предложений 25—28 выпишите все наречия.

Из предложений 7-8 выпишите все союзы.

Из предложения 33 выпишите все причастия.

Из предложений 1—4 выпишите все числительные.

Из предложений 15—19 выпишите прилагательное(-ые) в превосходной сравнительной степени.

Из предложений 19—21 выпишите наречие(-я) в простой сравнительной степени.

Из предложений 11—17 выпишите наречие(-я) в превосходной степени сравнения.

Из предложений 32-33 выпишите краткое(-ие) прилагательное(-ые).

Из предложений 20-21 выпишите все предлоги.

Из предложения 33 выпишите переходные глаголы совершенного вида.

Из предложений 7—10 выпишите все предлоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ (часть С)

Образец сочинения части С по тексту Т.Тэсс...

Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина

Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;- обучать умению выражать собственное мне...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Выступление на ГМО учителей английского языка на тему "Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Подготовка к устной части экзамена" 16.02.19

Данный материал содержит практические советы для учителей английского языка, готовящих обучающихся к сдаче ОГЭ или ЕГЭ....

Методическое пособие. Силовая подготовка боксеров как часть физической подготовки.

Хорошо подготовленный боксер должен обладать высокоразвитой быстротой и силой, которые проявляются в тесной связи друг с другом. Если качество быстроты в успехе боксера признано всеми, то качество сил...

Методическое пособие "Силовая подготовка борцов как часть физической подготовки"

В процессе подготовки юных борцов чрезвычайно важное значение придается разносторонней физической подготовленности, гармоническому развитию основных двигательных качеств. Чем выше уровень развития дви...